ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А58-6954/2021 от 23.08.2022 АС Восточно-Сибирского округа

812312349/2022-19010(2)





Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru  тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Иркутск  29 августа 2022 года Дело № А58-6954/2021 

Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2022 года.  Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2022 года. 

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Ананьиной Г.В., Загвоздина В.Д.,

при содействии Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) (судья Гуляева А.В.,  секретарь судебного заседания Андросова А.А.), 

при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи  присутствующего в Арбитражном суде Республики Саха (Якутия) представителя  Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Центр закупок  Республики Саха (Якутия) Стручковой А.Д (доверенность № 511/01/04-294 от 29.03.2022,  паспорт, диплом), 

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственного  казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Центр закупок Республики  Саха (Якутия)» на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 02 декабря  2021 года по делу № А58-6954/2021 и постановление Четвёртого арбитражного  апелляционного суда от 18 мая 2022 года по тому же делу, 

установил:

Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) «Центр закупок  Республики Саха (Якутия)» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее –  учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к  Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)  (далее – управление, антимонопольный орган) о признании недействительным решения  от 30.08.2021 по делам №№ 014/06/59-1843/2021, 014/06/59-1862/2021. 


[A1] К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных  требований относительно предмета спора, привлечены: Общество с ограниченной  ответственностью «Диомед» (ОГРН 5067746785629, ИНН 7729557233, далее –  ООО «Диомед»), Общество с ограниченной ответственностью «Фармагарант Рус»  (ОГРН 1097746645600, ИНН 7733714714, далее – ООО «Фармагарант Рус»),  Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) (далее – министерство). 

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 02 декабря 2021 года,  оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного  суда от 18 мая 2022 года, в удовлетворении заявленных требований отказано. 

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, учреждение обратилось  в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой  просило решение и постановление судов отменить. 

Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы судов о законности решения  антимонопольного органа, полагает, что требования, установленные в аукционной  документации, в частности, в пункте 11 части 1 Информационной карты, обязательны к  применению в отношении всего перечисленного отдельными позициями в описании  объекта закупки перечня закупаемых медицинских изделий, а не только в отношении  «Комплекса передвижного автомобильного диагностического»; участником закупки ООО  «Фармагарант Рус» в составе второй части заявки было представлено лишь  регистрационное удостоверение на Мобильный лечебно-профилактический комплекс  МЛПК «Диагностика», по остальным медицинским изделиям, установленным в части 2  «Описание объекта закупки» аукционной документации, регистрационные удостоверения  не были представлены; также представленное указанным участником закупки  регистрационное удостоверение не содержит приложения с перечнем медицинских  изделий, которые входят в указанный комплект; с учетом изложенного решение  антимонопольного органа по признанию аукционной комиссии нарушившей положения  пункта 1 части 6 и части 7 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О  контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения  государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) и пересмотр второй  части заявки не соответствуют требованиям законодательства. 

Отзывы на кассационную жалобу не представлены.

Участвующий в судебном заседании представитель учреждения поддержал доводы  кассационной жалобы, просил обжалуемые судебные акты отменить. 

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены  по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской 


[A2] Федерации (далее – АПК РФ), однако своих представителей в Арбитражный суд  Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба  рассматривается без их участия. 

Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность  применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм  процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права  установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а  также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд  Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам. 

Как установлено судами и следует из материалов дела, 08.07.2021 учреждение на  официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок опубликовало  извещение № 0816500000621009007 о проведении закупки на «Поставку медицинских  изделий (Комплекс передвижной автомобильный диагностический)» (далее –  Диагностический комплекс) в форме электронного аукциона и документацию о  проведении электронного аукциона, проводимого в рамках Закона № 44-ФЗ в интересах  министерства. 

На участие в аукционе подали заявки два участника - ООО «Диомед» и  ООО «Фармагарант Рус». Рассматривая первые части заявок участников аукциона,  комиссия учреждения пришла к выводу о том, что заявка ООО «Диомед» составлена с  нарушением положений о документации, поскольку представлены неконкретные значения  показателей со словами «не уже» и «не шире», в связи с чем данный участник не был  допущен к участию на аукционе. 

В соответствии с протоколом № 0816500000621009007-2 от 20.08.2021 при  рассмотрении второй части заявок комиссия учреждения на основании пункта 1 части 6  статьи 69 Закона № 44-ФЗ отклонила заявку ООО «Фармагарант Рус», поскольку признала  ее не соответствующей требованиям, установленным в пунктом 3.4 части 1.1 Инструкции  по заполнению заявки аукционной документации в связи с непредставлением документа,  предусмотренного пунктом 3 части 5 статьи 66 данного Закона, пунктом 11 части 1  Информационной карты аукционной документации, а именно копии действующих  регистрационных удостоверений на медицинские изделия Минздрава России  (Росздравнадзора). 

Не согласившись с решениями комиссии учреждения, ООО «Диомед» и  ООО «Фармагарант Рус» обратились с жалобами на действия организатора аукциона в  антимонопольный орган. По результатам рассмотрения данных жалоб управлением  принято решение от 30.08.2021 по делам №№ 014/06/59-1843/2021, 014/06/59-1862/2021, 


[A3] согласно которым жалоба ООО «Диомед» была признана необоснованной, а жалоба ООО  «Фармагарант Рус» - обоснованной. 

На основании указанного решения антимонопольным органом выдано предписание  от 30.08.2021 по делам №№ 014/06/59-1843/2021, 04/0659-1862/2021, согласно которому  на комиссию учреждения возложена обязанность по отмене протокола рассмотрения  вторых частей заявок № 0816500000621009007-2 от 20.08.2021, составленного в ходе  проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий (Диагностический  комплекс) (извещение № 0816500000621009007), и проведению процедуры рассмотрения  вторых частей заявок на участие в электронном аукционе заново в соответствии с Законом   № 44-ФЗ с учетом замечаний, изложенных в решении. 

Данное предписание комиссией учреждения исполнено и победителем закупки  признано ООО «Фармагарант Рус», с которым по результатам проведенного электронного  аукциона заключен государственный контракт. 

Не согласившись с решением антимонопольного органа, учреждение обратилось в  арбитражный суд с соответствующим заявлением. 

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции,  поддержанный апелляционным судом, пришел к выводу о том, что вынесенное  управлением решение является законным, не нарушающим права и законные интересы  учреждения. 

В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании решения может  быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий:  несоответствие данного решения закону или иному нормативному правовому акту и  нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ). Установив совокупность  указанных условий, арбитражный суд принимает решение об удовлетворении заявленного  требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ), при отсутствии такой совокупности - решение  об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ). 

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания  соответствия оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту,  законности его принятия, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие  оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для его  принятия, возлагается на орган, который вынес соответствующее решение. Изложенные  положения процессуального закона не освобождают лиц, оспаривающих решение,  от обязанности доказывания оснований своих требований. 


[A4] Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных  нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок  товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких  закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок,  регулирует Закон № 44-ФЗ. 

Статьей 31 Закона № 44-ФЗ (в редакции, действовавшей в период рассматриваемых  правоотношений) установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает  единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям,  установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам,  осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся  объектом закупки (часть 1); заказчики не вправе устанавливать требования к участникам  закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона (часть 6). 

В соответствии с частью 1 статьи 59 данного закона под аукционом в электронной  форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке  сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой  информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о  нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные  требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее  оператором. 

Согласно статье 66 Закона № 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе  состоит из двух частей (часть 2); вторая часть заявки на участие в электронном аукционе  должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника  такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего  Федерального закона, или копии этих документов; копии документов, подтверждающих  соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с  законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с  законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или  услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об  электронном аукционе (часть 5); требовать от участника электронного аукциона  предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных  частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается (часть  6). 

Согласно статье 69 Закона № 44-ФЗ аукционная комиссия рассматривает вторые  части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы,  направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 


[A5] статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям,  установленным документацией о таком аукционе (часть 1); аукционной комиссией на  основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном  аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в  таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке  и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей (часть 2); заявка на участие  в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным  документацией о таком аукционе, в том числе в случае непредставления документов и  информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2  статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и  информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в  указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату  и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (пункт 1 части 6);  принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе  требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не  предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается (часть 7). 

Исследовав и оценив представленные участвующими в деле лицами в материалы  дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной  инстанций установили, что объектом закупки в соответствии с аукционной  документацией являлась поставка конкретного изделия – Диагностического комплекса в  количестве 11 штук; данное изделие в соответствии с кодом позиции 


[A6] Информационной карты, который, в свою очередь, устанавливает обязанность по  предоставлению во второй части заявки копии действующего регистрационного  удостоверения на медицинское изделие установленного образца, и, с учетом совокупности  изложенных обстоятельств, пришли к обоснованным выводам о том, что 

ООО «Фармагарант Рус» при предоставлении во второй части заявки копии  регистрационного удостоверения на медицинское изделие Диагностический комплекс  полностью исполнило требования аукционной документации и основания для признания  поданной им заявки не соответствующей требованиям аукционной документации в  порядке пункта 1 части 6 статьи 69 Закона № 44-ФЗ отсутствовали, в связи с чем  правомерно признали решение антимонопольного органа от 30.08.2021 по делам 

 №№ 014/06/59-1843/2021, 014/06/59-1862/2021 законным, не нарушающим прав и  законных интересов учреждения и, руководствуясь положениями части 3 

статьи 201 АПК РФ, отказали в удовлетворении заявленных последним требований.

Доводы заявителя кассационной жалобы сводятся к несогласию с выводами судов  по рассматриваемому спору и по существу основаны на неправильном толковании норм  права, регулирующих спорные правоотношения, не соответствуют фактическим  обстоятельствам дела и направлены на переоценку доказательств и установление  фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу  положений главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции. 

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи  288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом  кассационной инстанции не установлено. 

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд  Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые решение  Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и постановление Четвёртого арбитражного  апелляционного суда на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат  оставлению без изменения. 

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 02 декабря 2021 года  по делу № А58-6954/2021 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного  суда от 18 мая 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу -  без удовлетворения. 


[A7] Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть  обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не  превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей  291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий А.Н. Левошко 

Судьи Г.В. Ананьина  В.Д. Загвоздин