ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А
Тел..факс 20-96-75
www.fasvso.arbitr.ru
e-mail: sibiria@arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
г. Иркутск
№А58-7114/06 - Ф02-779/2008
11 марта 2008 года
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Васиной Т.П.,
судей: Некрасовой Н.В., Палащенко И.И.,
представители сторон участие в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании дело Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) №А58-7114/06, по которому было принято решение от 6 августа 2007 года (суд первой инстанции – Мирошниченко Л.И.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Эдгар» обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к федеральному государственному учреждению «Управление федеральной почтовой связи Республики Саха (Якутия)» (далее – ФГУ УФПС РС (Я)), Федеральному агентству связи РФ о взыскании долга по договору подряда от 30.07.2002 №1 в размере 3 260 073 руб. 63 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 729 338 руб.
Определением суда от 10 января 2007 года к участию в деле в качестве ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 6 августа 2007 года иск удовлетворен частично. С ФГУ «Управление федеральной почтовой связи Республики Саха (Якутия)» в пользу ООО «Эдгар» взыскано 3 260 073 руб. 63 коп. – долга, 640 468 руб. 61 коп. – процентов. В решении указано, что при невозможности исполнения решения за счет ФГУ УФПС РС (Я) его исполнение произвести за счет казны Российской Федерации. В остальной части иска отказано. В иске к Федеральному агентству связи Российской Федерации отказано.
В апелляционном и кассационном порядке законность и обоснованность решения суда первой инстанции не проверялись.
Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по РС (Я) обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 6 августа 2007 года по делу №А58-7114/06.
В заявлении указано на отсутствие оснований для привлечения к ответственности Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ. По мнению заявителя, субсидиарным ответчиком по делу должна быть признана Российская Федерация в лице Россвязи.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.02.2008 в порядке, предусмотренном частями 6, 7 статьи 299 АПК РФ, дело Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) №А58-7114/06 направлено в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа для рассмотрения решения от 6 августа 2007 года в порядке кассационного производства.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения решения от 6 августа 2007 года извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения Арбитражным судом Республики Саха (Якутия) норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения от 6 августа 2007 года.
Как следует из материалов дела, ООО «Эдгар» (подрядчик) по договору от 30.07.2002 №1 выполнило работы по строительству Верхневилюйского улусного узла почтовой связи.
Работы подрядчиком были выполнены и приняты ФГУ УФПС РС (Я) (заказчик) с составлением актов сдачи-приемки на общую сумму 17 746 522 руб.
Ответчик частично оплатил выполненные истцом работы, однако окончательный расчет не произвел.
В связи с ненадлежащим исполнением заказчиком обязательств по оплате работ, принятых на себя по договору подряда, ООО «Эдгар» обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд, указывая на то, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.09.2005 №1362-р принято решение о ликвидации Управлений федеральной почтовой связи субъектов Российской Федерации, в том числе УФПС РС (Я), и передаче имущества учреждения ФГУП «Почта России», не установив, какими правами и обязанностями было наделено названное учреждение в отношении ликвидируемого управления, привлек к субсидиарной ответственности Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа находит решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 6 августа 2007 года подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из пункта 4.1 положения (т. 1, л.д. 62-74) ГУ УФПС РС (Я) следует, что закрепленное за учреждением на праве оперативного управления имущество является федеральной собственностью.
В силу пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Таким образом, надлежащим ответчиком, несущим субсидиарную ответственность по обязательствам государственного (муниципального) учреждения, являются: Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» упразднено Министерство РФ по связи и информатизации, осуществлявшее управление находившимся в его ведении УФПС РС (Я), и образованы Министерство транспорта и связи РФ и Федеральное агентство связи, к которым перешли функции упраздняемого Министерства.
Указом Президента Российской Федерации от 20.05.2004 №649 Министерство транспорта и связи РФ преобразовано в Министерство информационных технологий и связи РФ, в ведение которого передано Федеральное агентство связи.
В силу пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета – орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.
Согласно пункту 10 данной статьи, главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени Российской Федерации по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.
В связи с изложенным при разрешении рассматриваемого спора следовало установить, в чьем ведении находится ГУ УФПС РС (Я), какой орган государственной власти осуществляет полномочия собственника в отношении имущества, закрепленного за ГУ УФПС РС (Я) на праве оперативного управления, и является главным распорядителем средств федерального бюджета в отношении данного учреждения.
Однако суд первой инстанции не исследовал этот вопрос и не дал оценки Положению о Федеральном агентстве связи, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №320, а также пункту 1.1 Положения (т. 1, л.д. 77) о УФПС РС (Я), согласно которому учреждение находится в ведомственном подчинении Федерального агентства связи, функции учредителя УФПС РС (Я) осуществляет Федеральное агентство связи.
Кроме того, суду надлежало оценить правомерность требований ООО «Эдгар» о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом того, что взыскание процентов как мера ответственности наступает только в случае виновного неисполнения ответчиком своих обязательств.
Учитывая изложенное, решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 6 августа 2007 года подлежит отмене.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить отмеченные недостатки, установить и исследовать все существенные для правильного рассмотрения дела обстоятельства, дать надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, имеющимся в деле доказательствам и принять судебный акт в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь статьями 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 6 августа 2007 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу №А58-7114/06 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Республики Саха (Якутия).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.П. Васина
Судьи
Н.В. Некрасова
И.И. Палащенко