ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А58-7399/2022 от 28.09.2023 АС Восточно-Сибирского округа

83/2023-23503(4)





Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru
тел./факс (3952) 210-170, 210-172

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Иркутск  03 октября 2023 года Дело № А58-7399/2022 

Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2023 года.  Постановление в полном объеме изготовлено 03 октября 2023 года. 

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Кореневой Т.И., Рудых А.И.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием систем  видеоконференц-связи помощником судьи Манзановой Н.Ю., 

с участием судьи Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), осуществляющего  организацию видеоконференц-связи, Гоголевой М.Н., при ведении протокола отдельного  процессуального действия секретарем судебного заседания Жерготовой В.Н., 

при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи  в Арбитражном суде Республики Саха (Якутия) представителей: Министерства финансов  Республики Саха (Якутия) Федорова М.С. (доверенность от 26.09.2023, диплом),  Петровой Т.П. (доверенность от 12.10.2022); Государственного казенного учреждения  Республики Саха (Якутия) «Центр закупок Республики Саха (Якутия)» Гуляева Н.Н.  (доверенность от 09.06.2023), диплом), 

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства  финансов Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха  (Якутия) от 26 апреля 2023 года по делу № А58-7399/2022, постановление Четвертого  арбитражного апелляционного суда от 17 июля 2023 года по тому же делу, 

установил:

Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) «Центр закупок  Республики Саха (Якутия)» (ИНН 1435335477, ОГРН 1181447012086, далее – ГКУ РС(Я)  «Центр закупок РС(Я), Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха  (Якутия) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, о признании недействительным акта плановой проверки 


Министерства финансов Республики Саха (Якутия) (далее – Министерство финансов  РС(Я), Министерство) от 30.06.2022 № 44-33 в части: 

- пункта 1 резолютивной части акта в части принятия решения о признании  уполномоченного учреждения нарушившим пункт 3 части 2 статьи 42 Федерального  закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,  услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о  контрактной системе) по 285 закупкам (приложение № 4 к акту) в связи с выводом о  несоответствии Инструкции по заполнению заявки участниками закупки (приложение 

 № 3 к извещению об осуществлении закупки) требованиям подпункта «а» пункта 2 части  1 статьи 43 Закона о контрактной системе; 

- пункта 4 резолютивной части акта в части принятия решения о признании  аукционной комиссии уполномоченного учреждения нарушившей части 3, 4 статьи 67  Закона о контрактной системе по извещениям №№ 0816500000621008472 и  0816500000621014248. 

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных  требований относительно предмета спора, привлечены: Государственное казённое  учреждение Республики Саха (Якутия) «Дирекция жилищного строительства Республики  Саха (Якутия)»; Государственное казённое учреждение Республики Саха (Якутия)  «Мирнинское управление социальной защиты населения и труда при Министерстве труда  и социального развития Республики Саха (Якутия)»; Государственное казённое  учреждение Республики Саха (Якутия) «Амгинский комплексный центр социальной  защиты населения при Министерстве труда и социального развития Республики Саха  (Якутия)»; Государственное казённое учреждение Республики Саха (Якутия) «Мегино- Кангаласское управление социальной защиты населения и труда при Министерстве труда  и социального развития Республики Саха (Якутия)»; Государственное казённое  учреждение Республики Саха (Якутия) «Намское управление социальной защиты  населения и труда при Министерстве труда и социального развития Республики Саха  (Якутия)»; Государственное казённое учреждение Республики Саха (Якутия) «Кобяйское  управление социальной защиты населения и труда при Министерстве труда и социального  развития Республики Саха (Якутия)»; Государственное казённое учреждение Республики  Саха (Якутия) «Чурапчинское управление социальной защиты населения и труда при  Министерстве труда и социального развития Республики Саха (Якутия)»;  Государственное казённое учреждение Республики Саха (Якутия) «Алданское управление  социальной защиты населения и труда при Министерстве труда и социального развития  Республики Саха (Якутия)»; Государственное казённое учреждение Республики Саха  (Якутия) «Горное управление социальной защиты населения и труда при Министерстве 


труда и социального развития Республики Саха (Якутия)»; Государственное казённое  учреждение Республики Саха (Якутия) «Усть-Майское управление социальной защиты  населения и труда при Министерстве труда и социального развития Республики Саха  (Якутия)»; Государственное казённое учреждение Республики Саха (Якутия) «Управление  социальной защиты населения и труда г. Якутска при Министерстве труда и социального  развития Республики Саха (Якутия)»; Государственное казённое учреждение Республики  Саха (Якутия) «Центр социальных выплат и финансового сопровождения социальной  службы при Министерстве труда и социального развития Республики Саха (Якутия)»;  Государственное казённое учреждение Республики Саха (Якутия) «Ресурсный центр при  Министерстве здравоохранения Республики Саха (Якутия)»; Государственное казённое  учреждение «Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)»;  Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Амгинская  центральная районная больница»; Государственное бюджетное учреждение Республики  Саха (Якутия) «Усть-Алданская центральная районная больница имени  Г.Г. Никифорова»; Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия)  «Верхоянская центральная районная больница»; Государственное бюджетное учреждение  Республики Саха (Якутия) «Усть-Янская центральная районная больница»  ; Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Олекминская  центральная районная больница»; Государственное бюджетное учреждение Республики  Саха (Якутия) «Верхнеколымская центральная районная больница»; Государственное  бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Аллаиховская центральная районная  больница»; Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Ленская  центральная районная больница»; Государственное бюджетное учреждение Республики  Саха (Якутия) «Булунская центральная районная больница»; Государственное бюджетное  учреждение Республики Саха (Якутия) «Намская центральная районная больница»;  Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Усть-Майская  центральная районная больница имени П.А. Баргилова»; Государственное бюджетное  учреждение Республики Саха (Якутия) «Нижнеколымская центральная районная  больница»; Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия)  «Нюрбинская центральная районная больница»; Государственное бюджетное учреждение  Республики Саха (Якутия) «Алданская центральная районная больница»; Государственное  бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Нерюнгринская центральная  районная больница»; Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия)  «Оймяконская центральная районная больница»; Государственное бюджетное учреждение  Республики Саха (Якутия) «Якутский республиканский онкологический диспансер»;  Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Якутская 


республиканская ветеринарно-испытательная лаборатория»; Государственное  образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и  медико-санитарной помощи «Республиканский центр психолого-медико-социального  сопровождения»; Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия)  «Республиканский комплексный центр социального обслуживания»; Государственное  бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия)  «Якутский колледж технологии и дизайна»; Государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия)  «Транспортный техникум им. Р.И. Брызгалова»; Государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) «Усть-Алданский техникум»; Государственное бюджетное профессиональное образовательное  учреждение Республики Саха (Якутия) «Чурапчинский аграрнотехнический колледж»;  Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха  (Якутия); Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия); Министерство труда  и социального развития Республики Саха (Якутия)»). 

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 апреля 2023 года,  оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного  суда от 17 июля 2023 года, заявленные требования удовлетворены. 

Министерство финансов РС(Я) обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу  судебные акты по мотивам неправильного применения судами статей 33, 42, 43, 66, 67  Закона о контрактной системе, нарушения норм процессуального права, несоответствия  выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт. 

По мнению заявителя кассационной жалобы, пункт 3.2.2. Инструкции по  заполнению заявок (далее – Инструкция) не соответствует требованиям подпункта «а»  пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе; максимальные и (или)  минимальные значения показателей товаров и (или) значения показателей товаров,  которые не могут изменяться, устанавливаются в отношении объекта закупки и не  определяют требования к содержанию заявки, установленные статьей 43 Закона,  требующей указания в заявке конкретных характеристик товара; применение данного  пункта Инструкции приводит к тому, что заказчики заключают контракты без указания  характеристик товара и товарного знака (при наличии); из положений статьи 66 Закона о  контрактной системе (в редакции от 11.06.2021) и документации об электронном аукционе  (Инструкции) следует, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна  содержать не только согласие участника, но и конкретные значения показателей товара,  следовательно, заявки, содержащие только согласие на поставку товара без указания 


конкретных характеристик, неправомерно признаны аукционной комиссией  соответствующими требованиям аукционной документации; отсутствуют доказательства  того, что в товарной накладной, в акте приемки в рамках государственного контракта от  28.07.2021,заключенного между ГКУ «Служба государственного заказчика РС(Я)» и  индивидуальным предпринимателем Николаевым С.М., что носилки имели в комплекте  подушку и чехол, в связи с чем не обоснован вывод судов о том, что потребность  заказчика по данному контракту удовлетворена в полном объеме. 

В отзыве на кассационную жалобу ГКУ РС(Я) «Центр закупок РС(Я)» считает ее  доводы несостоятельными, судебные акты – законными и обоснованными. 

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.  

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по  правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной  квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам,  участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в  информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и информационной системе  «Картотека арбитражных дел» – kad.arbitr.ru). 

Представители Министерства и Учреждения в судебном заседании подтвердили  доводы, изложенные, соответственно, в кассационной жалобе и отзыве на нее. 

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права  установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела  доказательствам, правильность применения судами норм материального и  процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в  кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского  округа приходит к следующим выводам. 

Как установлено судами и следует из материалов дела, Министерством финансов  РС(Я) на основании приказа от 25.05.2022 № 01-04/783 проведена плановая проверка  соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе  в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд за период с  01.07.2021 по 03.06.2022 в отношении ГКУ РС(Я) «Центр закупок Республики Саха  (Якутия)», предметом которой являлось соблюдение требований законодательства  Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для  обеспечения государственных нужд. 


В ходе проверки Министерством установлено, что основными целями  деятельности ГКУ Республики Саха (Якутия) «Центр закупок Республики Саха (Якутия)»  является осуществление мероприятий по сопровождению закупочной деятельности  заказчиков Республики Саха (Якутия), обеспечению функционирования  информационного обеспечения в сфере закупок Республики Саха (Якутия), а также  оказанию услуг информационно-консультационного и аналитического сопровождения в  сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Республики Саха (Якутия). 

Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 01.10.2018 № 19 Учреждение наделено  полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков  Республики Саха (Якутия) при осуществлении ими закупок, товаров, работ, услуг в  соответствии с Законом № 44-ФЗ и утвержден Порядок взаимодействия заказчиков  Республики Саха (Якутия) с Учреждением при осуществлении закупок товаров, работ,  услуг. 

Приказом Учреждения от 17.07.2019 № 113-од утверждено положение о Единой  комиссии по осуществлению закупок (далее – Единая комиссия). 

В закупках с 28.01.2022 по 13.05.2022 в составе извещения в приложении  размещены «Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке. Инструкция  по заполнению заявки участниками закупки» (далее – Инструкция) открытого аукциона в  электронной форме версии с 01.01.2022, 03.02.2022, 18.02.2022, 16.04.2022. 

В разделе 3 «Инструкция по заполнению заявки участниками закупки», в  подразделе 3.2 «Порядок заполнения предложения участника закупки в отношении  объекта закупки» предусмотрено следующее: Пункт 3.2.2. Предложение участника  закупки в отношении товара в соответствии с Инструкцией должно соответствовать  требованиям к такому товару, установленным в описании объекта закупки. При  представлении значений показателя характеристики товара не обязательно указывать  конкретные значения, можно просто полностью скопировать описание объекта закупки,  что будет соответствовать требованиям извещения. Если участник закупки все-таки решит  указать конкретные значения показателей товара, они должны указываться внутри  минимального и максимального пределов значений, либо выбрать из имеющихся  значений и т.п., установленных заказчиком в описании объекта закупки, т.е. должно  соответствовать внутри показателей, которые требует заказчик. 

Министерство пришло к выводу, что пункт 3.2.2 Инструкции противоречит  подпункту «а» пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе в случае, если в  описании объекта указаны изменяемые характеристики товара. Таком образом, в  нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 названного Закона, по 285 закупкам (приложение 


№ 4 к Акту № 44-33) Инструкция не соответствует требованиям подпункта «а» пункта 2  части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе). 

По результатам проверки закупки 0816500000621008472 (национальный проект  «Демография») Министерством установлено следующее. 

На участие в закупке подано 3 заявки, которые допущены к участию в электронном  аукционе. Согласно протоколу Единой комиссии № 10 от 12.07.2021   № 0816500000621008472-2 победителем признана заявка предпринимателя Николаева  Сергея Макаровича, с которым 28.07.2021 заключен контракт № 0816500000621008472. 

В соответствии с пунктом 1.2.4. части 1.2. Инструкции заявка в отношении  предлагаемого товара должна содержать конкретные значения показателей, включенных в  описании объекта закупки, за исключением случаев, предусмотренных настоящим  подразделом Инструкции. 

Согласно пункту 2.1.3. части 2.3 Инструкции конкретные показатели товара,  соответствующие значениям, установленным в описании объекта закупки, и указание на  товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим пунктом,  включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в  документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если  участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от  товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе (подпункт «б»  пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе). 

В описании объекта закупки в разделе наименование товара и/или наименование  характеристики товара указано «Носилки продольно и поперечно складные»,  комплектность – подушка, чехол. 

В составе первой части заявки предприниматель Николаев С.М. указал  наименование товара – Носилки продольно и поперечно складные Страна производства  Российская Федерация. Комплектность товара не указана, в связи с чем Министерство  посчитало, что заявка участника не соответствуют требованиям описания объекта  закупки, и аукционная комиссия уполномоченного Учреждения неправомерно в  нарушение частей 3, 4 статьи 67 Закона о контрактной системе признала первую часть  заявки соответствующей требованиям аукционной документации. 


При проверке закупки № 0816500000621014248 (Национальный проект  «Демография») Министерством установлено следующее. 

Согласно протоколу от 16.11.2021 № 0816500000621014248-1 Единой комиссии   № 12 заявка единственного участника предпринимателя Васильева Семена Семеновича  признана соответствующей требованиям, установленным, документацией об электронном  аукционе. В описании объекта закупки в разделе «Наименование товара и/или  наименование характеристика товара» указано: Вешалка металлическая; тип вешалки:  Настенная. Предприниматель Васильев С.С. в составе первой части заявки указал в  разделе наименование товара: Вешалка металлическая Наименование страны  происхождения товара: Российская Федерация. При этом тип вешалки не указан. 

Министерство пришло к выводу, что неуказание типа вешалки товара (настенная)  не соответствует требованию описания объекта закупки, в связи с чем в нарушение части  3, 4 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия уполномоченного  учреждения неправомерно признала первую часть заявки соответствующей требованиям  аукционной документации. 

По результатам проверки Министерством составлен акт плановой проверки от  30.06.2022 № 44-33, в резолютивной части которого заказчики и уполномоченное  учреждение признаны нарушившими, в том числе пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о  контрактной системе (пункт 1 акта). Единая комиссия признана нарушившей части 3, 4  статьи 67 Закона о контрактной системе (пункт 4). 

ГКУ РС(Я) «Центр закупок РС(Я)» обратилось в Арбитражный суд Республики  Саха (Якутия) с указанным заявлением. 

Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования,  исходили из того, что названный акт в оспариваемой части не соответствует требованиям  действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя. 

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные  акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу – удовлетворению в силу  следующего. 

Суды двух инстанций установили, что Министерство на основании пункта 2 части  3 статьи 99 Закона о контрактной системе и Указа Президента Республики Саха (Якутия) 


от 03.03.2014 № 2523 определено исполнительным органом государственной власти  Республики Саха (Якутия), уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок  товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд; контроль в сфере закупок,  осуществляется Министерством путем проведения плановых проверок в отношении  субъектов контроля (за исключением банков, государственной корпорации «ВЭБ.РФ»,  региональных гарантийных организаций) при осуществлении закупок для обеспечения  нужд субъекта Российской Федерации. В соответствии с пунктом 4 Правил  осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков,  контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок  товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных  учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок,  операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной  корпорации развития «ВЭБ.РФ», региональных гарантийных организаций, утвержденных  постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее -  Правила № 1576), плановая проверка проводится в форме документарной проверки и  (или) выездной проверки в порядке, установленном данными Правилами. По результатам  проведения плановой проверки принимается акт о результатах проведения плановой  проверки. В рассматриваемом случае оспариваемый Акт № 44-33 был принят в рамках  компетенции и полномочий Министерства. 

Установив, что Акт № 44-33 затрагивает права и интересы заявителя в  оспариваемой части: признания действий комиссии по осуществлению закупок  Учреждения нарушившей положения части 3,4 статьи 67 Закона о контрактной системе  затрагивает полномочия Учреждения по определению поставщика (подрядчика,  исполнителя) в рамках Закона о контрактной системе; признания разработанных  Учреждением требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке и  Инструкций не соответствующими требованиям подпункта «а» пункта 2 части 1 статьи 43  Закона о контрактной системе, пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе,  затрагивает полномочия Учреждения по разработке рекомендуемых форм, суды  обоснованно сочли необходимым рассмотреть заявленные требования по правилам главы  24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

В соответствии с частями 1, 2 статьи 42 Закона о контрактной системе (в редакции,  действующей с 01.01.2022) при осуществлении закупки путем проведения открытых  конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной  системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право  действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе  извещение об осуществлении закупки, которое должно содержать, в том числе описание 


объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона (пункт 1);  требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с  настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не  допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества  участников закупки (пункт 3). 

Статьей 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта  закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики,  эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) (пункт 1 части  1). Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1  настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие  закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом  указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или)  значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2). 

Согласно пункту 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в  конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено  настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в  отношении объекта закупки с учетом положений части 2 настоящей статьи  характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие  показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2  статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара  товарного знака) (подпункт «а»). 

При формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки  информация о товаре, предусмотренная подпунктами «а» и «б» пункта 2 части 1  настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления  закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ,  оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом «а» пункта 2  части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае  указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения  участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении  закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком  (пункт 1 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе). 

Требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за  исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается (часть 3  статьи 43 Закона о контрактной системе). 

Подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки,  подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на 


условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о  закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о  закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке (часть  5 статьи 43 Закона о контрактной системе). 

Как следует из спорного пункта 3.2.2. Инструкции, предложение участника закупки  в отношении товара в соответствии с Инструкцией должно соответствовать требованиям к  такому товару, установленным в описании объекта закупки. При представлении значений  показателя характеристики товара не обязательно указывать конкретные значения, можно  просто полностью скопировать описание объекта закупки, что будет соответствовать  требованиям извещения. Если участник закупки все-таки решит указать конкретные  значения показателей товара, они должны указываться внутри минимального и  максимального пределов значений, либо выбрать из имеющихся значений и т.п.,  установленных заказчиком в описании объекта закупки, т.е. должно соответствовать  внутри показателей, которые требует заказчик. 

Принимая во внимание вышеприведенное правовое регулирование, учитывая  внесенные в Закон о контрактной системе с 01.01.2022 изменения в части исключения  обязанности указания в заявке участника закупки конкретных показателей товара и  возможности представления в заявке характеристик предлагаемого участником закупки  товара, соответствующих описанию объекта закупки, суды обоснованно признали пункт  3.2.2. Инструкции соответствующим требованиям подпункта «а» пункта 2 части 1 статьи  43 Закона о контрактной системе. 

В части признания Министерством аукционной комиссии нарушившей части 3, 4  статьи 67 Закона о контрактной системе в связи с неправомерным признанием заявок  предпринимателей Николаева С.М. и Васильева С.С. соответствующими требованиям  аукционной документации по закупкам № 0816500000621008472 (извещение размещено  28.06.2021) № 0816500000621014248 (извещение от 29.10.2021), соответственно, суды  правомерно исходили из следующего. 

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на  момент размещения извещений) установлено, что документация о закупке в соответствии  с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели,  позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги  установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или)  минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не  могут изменяться. 

Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе (в той же редакции)  первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие 


участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание  услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не  подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое  согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).  При осуществлении закупки товара заявка должна содержать, в том числе конкретные  показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об  электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация,  предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном  аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на  товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен  товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об  электронном аукционе. 

Суды установили, что согласно описанию объектов закупки значения показателей  характеристик товаров – комплектность носилок и тип вешалки являются  неизменяемыми; участники закупки (предприниматели Николаев С.М. и Васильев С.С.)  выразили согласие на поставку товаров в соответствии с описанием объекта закупки,  значение характеристик которого не подлежит изменению по результатам проведения  электронного аукциона, следовательно, участники электронного аукциона подтвердили,  что они будут поставлять товар, соответствующий требованию описания объекта закупки. 

В этой связи суды верно признали неправомерными выводы Министерства о  несоответствии заявок участников закупок аукционной документации и нарушении  аукционной комиссией Учреждения частей 3, 4 статьи 67 Закона о контрактной системе. 

Неправильного применения норм материального права или нарушения норм  процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые  имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено. 

Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и  непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с  частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.  Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его  компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов  и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных  судами фактических обстоятельств дела. 

При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит  предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение 


Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и постановление Четвертого арбитражного  апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения. 

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа,  подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи  с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на  официальном сайте суда в сети «Интернет». 

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном  носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления  соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или  вручена им под расписку. 

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 апреля 2023 года по  делу № А58-7399/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от  17 июля 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу – без  удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть  обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не  превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей  291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий М.М. Шелёмина

Судьи Т.И. Коренева

 А.И. Рудых