ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А58-7779/2022 от 16.11.2023 АС Восточно-Сибирского округа

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru

тел./факс (3952) 210-170, 210-172

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Иркутск

22 ноября 2023 года

Дело № А58-7779/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 22 ноября 2023 года.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Кореневой Т.И.,

судей: Ананьиной Г.В., Рудых А.И.,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06 апреля 2023 года по делу № А58-7779/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 июля 2023 года по тому же делу,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Авангард» (ОГРН 1071435010756, ИНН 1435189850, далее – общества, ООО «Авангард») обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Департаменту градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска (ОГРН 1101435006298, ИНН 1435230160, далее – заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконным отказа от 28.07.2022 № 10607-ДГиТИ, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем принятия решения о подготовке документации по планировке территории в части исключения границ красной линии, пересекающей земельный участок с кадастровым номером 14:36:108001:16706, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), город Якутск, мкр. Марха, улица Строда, дом 10/1.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06 апреля 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 июля 2023 года, заявленные требования удовлетворены; отказ Департамента признан незаконным.

Департамент обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Заявитель в обоснование кассационной жалобы указывает, что в данном случае изменение красных линий невозможно до внесения изменений в генеральный план и в схему территориального планирования города, что Департамент такими полномочиями не обладает; полагает несоответствующими материалам дела выводы судов об отсутствии доказательств того, что границы испрашиваемого земельного участка попадают в границы планируемого размещения объектов железнодорожного хозяйства и ссылается на то, что судами не определен порядок восстановления нарушенных прав и законных интересов общества.

В отзыве на кассационную жалобу ООО «Авангард» указало на необоснованность доводов кассационной жалобы, просило оставить в силе обжалуемые судебные акты.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 АПК РФ (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в информационной системе «Картотека арбитражных дел» - kad.arbitr.ru).

На основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 12.10.2023 объявлен перерыв до 12 часов 00 минут 19.10.2023.

Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 октября 2023 года в составе председательствующего Кореневой Т.И., судей Рудых А.И., Шелёминой М.М., рассмотрение кассационной жалобы отложено на 12 часов 00 минут 16 ноября 2023 года на основании статьи 158 АПК РФ.

Определением суда округа от 15 ноября 2023 года в порядке статьи 18 АПК РФ в составе судей, рассматривающих дело, произведена замена судьи Шелёминой М.М. судьей Ананьиной Г.В.

После замены судьи рассмотрение кассационной жалобы начато с самого начала.

Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 ­АПК РФ, правильность применения судами норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судами, общество является собственником нежилых зданий, зарегистрированных в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) с кадастровыми номерами 14:35:108001:10699, 14:35:108001:22774, расположенных по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, мкр. Марха, ул. Строда, д. 10/1, что подтверждается выписками из ЕГРН.

Между обществом и Департаментом заключены договоры аренды земельного участка от 19.03.2014 № 09-4/2014-077 и от 05.11.2013 № 09-1/2013-1465, согласно которым обществу передан в аренду земельный участок площадью 5992 кв. м с кадастровым номером 14:35:108001:16706 (под нежилыми зданиями) сроком до 02.03.2035.

В удовлетворении обращения общества о предоставлении в собственность спорного земельного участка Департаментом в ответе от 28.07.2021 № 3317-ДИЗО/21 на обращение заявителя от 09.07.2021 было отказано, со ссылкой на пункт 12 статьи 85, пункт 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

06.06.2022 общество обратилось с заявлением в Департамент о подготовке изменений в документации по планировке территории (1111Т и (или) ПМТ) в городской округ «город Якутск», в части переноса красных линий за пределы земельного участка с кадастровым номером 14:35:108001:16706 в рамках Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие решения о подготовке и утверждении документации по планировке территории в городской округ «Город Якутск», утвержденного постановлением Окружной администрации города Якутска от 11.08.2021 № 273п, с целью оформления в будущем земельного участка в собственность.

В ответ на это обращение Департамент письмом от 28.07.2022 № 10607-ДГиТИ сообщил о невозможности принятия решения о подготовке документации по планировке территории в части изменения границ красных линий указанного земельного участка.

В качестве оснований для отказа, Департаментом указано следующее:

- согласно Генеральному плану городского округа «город Якутск», утвержденному постановлением городского Собрания депутатов города Якутска от 16.03.2005 ПГС № 30-1, на рассматриваемой территории проходит трассировка железной дороги;

- участок находится под частичным изъятием площадью 4159,95 кв. м.

Как установлено судами, согласно основным положениям Схемы территориального планирования Республики Саха (Якутия), утвержденной Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.11.2019 № 353, развитие железнодорожного транспорта подразумевает, в первую очередь, строительство Правая Лена - Якутск, что обеспечит круглогодичную связь столицы республики со всей железнодорожной сетью страны. Важным аспектом станет создание круглогодичной пассажирской связи Якутска с правобережной территорией республики и соседними субъектами Российской Федерации.

Согласно положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд» (вместе с «Положением о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд») решение о резервировании земель принимается в случаях, указанных в статье 70.1 ЗК РФ, на основании документации по планировке территории.

08.08.2022 общество обратилось с жалобой на действия Департамента через Единый портал прокуратуры Российской Федерации «Прямая линия для предпринимателей».

По результатам рассмотрения жалобы Прокуратурой города Якутска 24.08.2022 внесено представление первому заместителю Главы городского округа «город Якутск» об устранении нарушений федерального законодательства.

Прокуратура города Якутска указала, что в данном случае Окружной администрацией города Якутска понятие резервирование земель подменена иными основаниями отказа в предоставлении земельного участка.

В силу пункта 17 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов на основании того, что земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального, регионального, местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов. Указанное основание отказа в предоставлении земельного участка не тождественно резервированию земель. Подмена данных понятий базируется на неверном толковании закона. Перспектива расположения железной дороги на территории спорного земельного участка или нахождение его за линией регулирования застройки не означает, что данный участок зарезервирован, так же как и красные линии сами по себе не могут свидетельствовать о резервировании земель.

В связи с чем, отказ в предоставлении земельного участка в связи с резервированием является законным и обоснованным лишь при наличии решения уполномоченного органа государственной власти о резервировании земельного участка и государственной регистрации данного обременения.

Не согласившись с решением Департамента об отказе, ООО «Авангард» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.

Как предусмотрено статьей 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), документы территориального планирования подразделяются на: документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документы территориального планирования субъекта Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований (часть 2). Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений (часть 3).

Под территориальным планированием подразумевается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (пункт 2 статьи 1 ГрК РФ).

В силу части 1 статьи 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.

Согласно части 1 статьи 26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.

Статьей 42 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (часть 1). Основная часть проекта планировки территории включает в себя, в том числе чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии, границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры, границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства (часть 3).

В соответствии с пунктами 11 и 12 статьи 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования (территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.

Как следует из материалов дела, одним из оснований для отказа в принятии решения о разработки документации по планировки территории в части изменения границ красной линии земельного участка явилось то обстоятельство, что на рассматриваемой территории проходит трассировка железной дороги, которая включена в генеральный план городского округа «город Якутск» на основании Схемы территориального планирования Российской Федерации в области транспорта и Схемы территориального планирования Республики Саха (Якутия).

Изучив материалы дела и исходя из конкретных обстоятельств спора, суды установили, что ответственным федеральным органом исполнительной власти решение о разработке документации по планировке территории для размещения объекта федерального значения в сфере железнодорожного транспорта на территории городского округа «город Якутск» не принято, и по сведениям из геоинформационной подсистемы Федеральной государственной информационной системы территориального планирования (ФГИС ТП) трассировка железной дороги на рассматриваемой территории не проходит.

Кроме того судами учтено, что решений о резервировании земельного участка с кадастровым номером 14:35:108001:16706 не принималось, а согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка ограничения (обременения) в виде резервирования участка отсутствуют.

Также суды приняли во внимание, что фактически земельный участок находится на левом берегу реки Лена, тогда как планируемые объекты железнодорожной инфраструктуры предполагаются на правом берегу.

При этом через указанный земельный участок не проходит ни дорога, ни улица и на нем не расположен какой-либо проезд, а его территория полностью огорожена и не занята объектами муниципального или государственного значения, от ближайшей автомобильной улицы/дороги спорный земельный участок расположен примерно в 100-130 метрах.

Относительно второго основания оспариваемого отказа в принятии решения о разработки документации по планировки территории, судами отмечено, что Департаментом не представлены доказательства, подтверждающие частичное изъятия земельного участка площадью 4159,95 кв. м.

При изложенных обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что в отсутствие утвержденной в соответствии с документами территориального планирования документации по планировке территории и решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, Департамент незаконно и необоснованно, нарушая права и законные интересы ООО «Авангард» в предпринимательской деятельности, отказал в заявлении о переносе границ красных линий.

Довод Департамента о том, что обществом был выбран неверный способ защиты был предметом рассмотрения судов и обоснованно ими отклонен с указанием на то, что департаментом не представлены доказательства того, что границы испрашиваемого земельного участка попадают в границы планируемого размещения объектов железнодорожного транспорта в соответствии со Схемой территориального планирования Республики Саха (Якутия) и Генеральным планом г. Якутска.

Довод заявителя кассационной жалобы о неясности резолютивной части решения не принимаются кассационной инстанцией с учетом следующего.

По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.

В силу положений пункта 3 части 5 ст. 201 АПК РФ, суд вправе самостоятельно формулировать соответствующий способ устранения нарушенных прав, исходя из конкретных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, что и было сделано судом первой инстанции.

В целом доводы заявителя кассационной жалобы по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных судами, они не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального или процессуального права, связаны с оспариванием доказательственной стороны спора.

Вместе с тем, суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 АПК РФ.

Неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.

Меры по приостановлению исполнения обжалуемых судебных актов в силу части 4 статьи 283 АПК РФ подлежат отмене.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей,
в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения
в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
в режиме ограниченного доступа.

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06 апреля 2023 года по делу № А58-7779/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 июля 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Меры по приостановлению указанных судебных актов, принятые определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 сентября 2023 года, отменить.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи

Т.И. Коренева

Г.В. Ананьина

А.И. Рудых