ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А60-47760/2021 от 20.07.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-4217/22

Екатеринбург

20 июля 2022 г.

Дело № А60-47760/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Жаворонкова Д.В.,

судей Кравцовой Е.А., Сухановой Н.Н.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества «Аэропорт Кольцово» (далее – ПАО «Аэропорт Кольцово») на решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.11.2021 по делу № А60-47760/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2022 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

Федерального государственного бюджетного учреждения «Главный центр информационных технологий и метеорологического обслуживания авиации Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (далее - ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета») - Зибарев П.Г. (доверенность от 05.11.2020);

ПАО «Аэропорт Кольцово» - Васильева Е.В. (доверенность
от 17.02.2022).

ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к ПАО «Аэропорт Кольцово»
о взыскании задолженности по оплате услуг по предоставлению специализированную гидрометеорологическую информацию (СГМИ) в период с 01.03.2021 по 30.03.2021 в размере 35 836 руб. 42 коп.

В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Решением суда от 30.11.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ПАО «Аэропорт Кольцово» просит обжалуемые судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.

Заявитель жалобы указывает на прекращение действия договора с 01.03.2021, отсутствие обязанности по оплате услуг.

Ответчик полагает, что судами ошибочно применены не подлежащие применению нормы статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации, статьи 1, части 3 статьи 17 Федерального закона от 19.07.1998 № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» (далее - Закон № 113-ФЗ) и не применены подлежащие применению положения пункта 4 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.

ПАО «Аэропорт Кольцово» считает, что истец не представил достаточных доказательств, подтверждающих факт оказание услуг по предоставлению СГМИ в марте 2021 года; акты об оказании услуг и журнал передачи СГМИ составлены истцом в одностороннем порядке, подписей сотрудников ответчика не содержат, в связи с чем не имеют доказательственной силы. Заявитель жалобы также указывает, что судом неправомерно возложено на ответчика бремя доказывания отрицательного факта, факт оказания услуг по предоставлению СГМИ должен быть доказан истцом.

В отзыве на кассационную жалобу истец просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность изложенных в ней доводов.

В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.

Как установлено судами и следует из материалов дела,
ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» представляет прогностическую, аналитическую и расчетную метеорологическую (авиационную) информацию на основании Лицензии Р/2020/4127/100/Л от 08.09.2020.

В период с 01.01.2020 по 31.12.2020 между ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» (исполнитель) и ПАО «Аэропорт «Кольцово» (заказчик) действовал договор от 02.12.2019 № 309/ИНФ-20 (далее – договор), согласно
п. 1.1 которого исполнитель принимает на себя обязательство предоставлять заказчику СГМИ, состоящую из информации в виде текстов, таблиц и т.п. и других услуг на условиях, предусмотренных договором, а заказчик обязуется оплатить предоставленную информацию.

Согласно п. 2.1 договора цена договора на период с 01.01.2020 по 31.12.2020 устанавливается в приложении № 1 и составляет
590 458 руб. 46 коп., в том числе НДС.

В соответствии с п. 2.3 договора оплата оказанных услуг исполнителя производится заказчиком в срок 10 рабочих дней с момента окончания отчетного периода, на основании подписанного сторонами акта об оказании услуг, счета и счета-фактуры, предъявленных исполнителем.

Услуги исполнителя принимаются заказчиком ежемесячно путем подписания акта об оказании услуг в течение 5 рабочих дней с момента получения (п. 6.1 договора).

Отчетным периодом является календарный месяц (п. 6.5 договора).

После прекращения договора в период с 01.01.2021 по 28.02.2021 исполнителем оказывались услуги в отсутствие действующего договора на условиях, аналогичных действовавшим ранее, в объеме, указанном в инструкции по метеорологическому обеспечению полетов (далее - ИМО) в редакции от 10.04.2020.

Услуги, оказанные исполнителем в период с 01.01.2021 по 28.02.2021, приняты заказчиком без замечаний и оплачены в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями № 1214 от 29.03.2021, № 1215
от 29.03.2021.

Письмом от 26.02.2021 № 193-44/641/1 заказчик отказался от получения СГМИ с 01.03.2021.

В марте 2021 года ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» оказаны
ПАО «Аэропорт «Кольцово» услуги по предоставлению СГМИ, письмом
от 07.04.2021 № УФ-02-15/224 истцом в адрес ответчика направлены счет
№ 0000-022/13 от 31.03.2021, счет-фактура № 0000-022/13 от 31.03.2021, акт
№ 0000-022/13 от 31.03.2021 об оказании услуг на сумму 35 836 руб. 42 коп.

ПАО «Аэропорт «Кольцово» письмом от 15.04.2021 № 193-44/1233 отказался от приемки и оплаты услуг за март 2021 года в связи с прекращением действия договора с 01.03.2021.

26.04.2021 ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» в адрес
ПАО «Аэропорт «Кольцово» направлена претензия № УФ-01/15/270 с требованием оплаты предоставленной СГМИ на сумму 35 836 руб. 42 коп.

Письмом от 25.05.2021 № 193-44/1794 ПАО «Аэропорт «Кольцово» отказалось от оплаты услуг, оказанных в спорный период, что послужило основанием для обращения ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» в арбитражный суд с соответствующим иском.

Удовлетворяя исковые требования, суды правомерно руководствовались следующим.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 03.03.2014 № 60 утверждены Федеральные авиационные правила «Предоставление метеорологической информации для обеспечения полетов воздушных судов» (далее - ФАП № 60), которые обязательны для исполнения физическими, юридическими лицами, осуществляющими наблюдения за метеорологическими параметрами, их обработку, предоставление метеорологической информации для обеспечения полетов воздушных судов, физическими, юридическими лицами, предоставляющими метеорологическую информацию для обеспечения полетов воздушных судов (пункт 3 ФАП № 60).

Согласно пункту 90 ФАП № 60 метеорологическое обеспечение служб аэропорта осуществляется в объеме, необходимом для выполнения их функций, и указывается в инструкции по метеорологическому обеспечению полетов на аэродроме.

В соответствии с пунктами 1, 4 Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 № 372 (далее - Положение № 372) Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее - Росгидромет) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации. Подпункт 5.4.16 Положения № 372 возлагает на Росгидромет полномочия по метеорологическому обслуживанию гражданской и экспериментальной авиации.

Конвенция о международной гражданской авиации (далее - Конвенция), являющаяся составной частью правовой системы Российской Федерации, в статье 37 закрепляет, что Международная организация гражданской авиации принимает и по мере необходимости время от времени изменяет международные стандарты, рекомендуемую практику и процедуры, касающиеся: систем связи и аэронавигационных средств, характеристик аэропортов и посадочных площадок, правил полетов и практики управления воздушным движением, присвоения квалификации летному и техническому персоналу, годности воздушных судов к полетам, регистрации и идентификации воздушных судов, сбора метеорологической информации и обмена ею, а также других вопросов, касающихся безопасности, регулярности и эффективности аэронавигации.

Согласно пункту 2.1.4 Приложения 3 «Метеорологическое обеспечение международной аэронавигации» к Конвенции каждое Договаривающееся государство назначает полномочный орган, в дальнейшем именуемый «метеорологический полномочный орган», для предоставления или организации предоставления от его имени метеорологического обслуживания в интересах международной аэронавигации.

В целях обеспечения устойчивого функционирования системы метеорологического обеспечения гражданской авиации и в соответствии с пунктом 2.1.4 Приложения 3 к Конвенции распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.04.1997 № 494-р Росгидромет назначен полномочным метеорологическим органом для предоставления метеорологического обслуживания в интересах международной аэронавигации.

Приказом Росгидромета от 27.07.2010 № 234 «О совершенствовании метеорологического обслуживания авиации» полномочия по метеорологическому обслуживанию гражданской и экспериментальной авиации с 01.01.2011 возложены на ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета».

Таким образом, для обеспечения гражданской авиации (или международной аэронавигации) в целях содействия, в первую очередь, безопасности полетов, метеорологические органы назначаются в Российской Федерации - Росгидрометом.

Приказом Росгидромета от 13.12.2010 № 422 деятельность по подготовке и предоставлению авиационных метеорологических прогнозов включена в Ведомственный перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности.

Судами при рассмотрении спора установлено, что ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» действует на основании лицензии, производит и предоставляет метеорологическую информацию для полетов воздушных судов.

Метеорологические подразделения истца являются единственными уполномоченными (государственными) органами, производящим в аэропортах данную информацию (истец за свой счет содержит необходимое оборудование и персонал для производства специализированной авиационной метеорологической информации).

Сторонами 10.04.2020 утверждена редакция инструкции по метеорологическому обеспечению полетов на аэродроме совместного базирования Екатеринбург (Кольцово) (далее – ИМО).

Согласно ИМО данная инструкция определяет объем и порядок предоставления Авиационным метеорологическим центром Кольцово (далее - АМЦ) авиационной метеорологической информации ее пользователям на аэродроме совместного базирования Екатеринбург (Кольцово).

Как установлено судами, СГМИ в районе аэропорта Кольцово производится и передается ответчику подразделением истца - АМЦ Кольцово. АМЦ Кольцово осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением об АМЦ Кольцово.

В соответствии с пунктом 41 приложения «А» к указанному Положению - в своей деятельности АМЦ Кольцово руководствуется ИМО.

Следовательно, с учетом положений ФАП № 60, ИМО является руководящим документом для истца и ответчика, требования которого они обязаны выполнять.

Положения Воздушного кодекса Российской Федерации предусматривают, в том числе, установление уполномоченным органом в области гражданской авиации тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации, обусловленные платностью осуществления соответствующих услуг (пункты 1 и 2 статьи 64), а также предусматривают установление платы за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов (пункт 1 статьи 69).

Таким образом, указанные законоположения предусматривают взимание платы за обязательные услуги в области гражданской авиации, предполагающее установление соответствующих тарифов и сборов, а также правил их взимания уполномоченным органом.

Кроме того, в соответствии с письмом УГАН НОТБ УФО Ространснадзора от 28.07.2021 № И/03/ГО/2189 в части метеорологического обеспечения УГАН НОТБ УФО Ространснадзора проверяет исполнение требований ФАП № 60 (в том числе, наличие и исполнение ИМО).

Пунктом 5.2 ИМО установлен перечень информации, предоставляемой службам аэродрома, и способы ее доведения, согласно которому ПАО «Аэропорт Кольцово» обеспечивается:

- устными консультациями по телефону (лично) о фактической погоде по запросу ПДСП или АС;

- предупреждениями по аэродрому Кольцово об опасных явлениях и условиях, а также оповещениями о начале/прекращении переохлажденных осадков по телефону ПДСП.

Суды, установив, что сторонами 13.04.2021 согласована новая редакция ИМО, пришли к верному выводу о том, что до указанной даты действовала ИМО в редакции от 10.04.2020, которой предусмотрена обязанность истца по обеспечению ответчика предупреждениями по аэродрому Кольцово об опасных явлениях и условиях.

В подтверждение факта оказания услуг в спорный период истцом представлены акт № 0000-022/13 от 31.03.2021 об оказании услуг, а также журнал передачи СГМИ, содержащий сообщения-предупреждения по аэродрому с указанием даты, времени сообщения, фамилий ответственных лиц, принявших информацию.

С учетом того, что метеорологические подразделения истца являются единственными уполномоченными (государственными) органами, предоставляющими аэропортам данную информацию, судами правомерно отмечено, что ответчиком не доказано получение метеорологических сведений из иных источников (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что обязательство ответчика по оплате оказанных истцом услуг возникает не из договорных отношений, а в связи с исполнением ИМО с учетом специфики деятельности сторон. При этом отсутствие заключенного между сторонами договора об оказании услуг метеообеспечения не освобождает ответчика от оплаты оказанных истцом в спорный период услуг по предоставлению СГМИ.

Принимая во внимание, что деятельность по метеорологическому обеспечению полетов авиации является государственной услугой, оказание которой возможно только уполномоченным метеорологическим органом, а также то, что согласно положениям ФАП № 60, ФАП № 128 полеты воздушных судов без прогноза погоды запрещены, в отсутствие доказательств получения ответчиком метеорологической информации от иных лиц, суды пришли к верному выводу о доказанности факта оказания услуг истцом в спорный период и возникновении обязанности ответчика по их оплате.

Доводы ответчика, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанции, не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.11.2021 по делу
№ А60-47760/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества «Аэропорт Кольцово» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Д.В. Жаворонков

Судьи Е.А. Кравцова

Н.Н. Суханова