ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
08 декабря 2021 года Дело № А64-4182/2021
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 декабря 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Ушаковой И.В.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кривченко М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 06.10.2021 по делу №А64-4182/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Автобусная компания 68» (ОГРН <***>, ИНН <***>) об отмене постановления территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) от 28.04.2021 № 162/2021 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
в отсутствие представителей надлежащим образом извещенных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области и общества с ограниченной ответственностью «Автобусная компания 68»,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Автобусная компания 68» (далее – ООО «Автобусная компания 68», Общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области (далее – ТО Госстата по Тамбовской области, Госстат, административный орган) от 28.04.2021 № 162/2021 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс).
Определением от 03.06.2021 дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства; определением от 22.07.2021 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 06.10.2021 заявленные требования удовлетворены, постановление от 28.04.2021 №162/2021 признано незаконным и отменено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ТО Госстата по Тамбовской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, требуя решение отменить, в удовлетворении требований отказать.
Считает доказанным состав вменяемого административного правонарушения. Основания для применения ст.2.9 КоАП РФ отсутствуют.
От ООО «Автобусная компания 68» поступил отзыв с возражениями на апелляционную жалобу.
Ссылается на малозначительность правонарушения
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассматривалось в отсутствие не явившихся участников процесса.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
ООО «Автобусная компания 68» 11.03.2021 представило в адрес Госстата первичные статистические данные по форме статистического наблюдения № 1-услуги «Сведения об объеме платных услуг населению» за 2020 год, утвержденной приказом Росстата от 22.07.2019 № 418, с нарушением установленного (до 01.03.2021).
Указанное нарушение было зафиксировано докладной запиской от 19.03.2021.
В адрес Общества по почте и посредством электронной связи было направлено извещение от 23.03.2021 о составлении 15.04.2021 в 15 час. 00 мин. протокола об административном правонарушении.
15.04.2021 ТО Росстата по Тамбовской области в отсутствие надлежащим образом извещенного законного представителя (защитника) Общества был составлен протокол об административном правонарушении №162/2021.
Обществу вменено нарушение Федерального закона от 29.11.2007 №282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», Приказа Федеральной службы государственной статистики от 22.07.2019 № 418, выразившееся в представлении формы статистического наблюдения 1-услуги «Сведения об объеме платных услуг населению» с нарушением установленного срока ее представления на 10 дней.
Определением от 15.04.2021 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 28.04.2021 на 11 час. 15 мин. Указанное определение было направлено по юридическому адресу Общества почтой и на электронный адрес законного представителя.
28.04.2021 ТО Госстата по Тамбовской области в отсутствие надлежащим образом извещенного законного представителя (защитника) Общества было вынесено постановление №162/2021 привлечении ООО «Автобусная компания 68» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, ООО «Автобусная компания 68» обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области заявлением по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных, которая влечет наложение на юридических лиц от 20 000 до 70 000 рублей.
Объектом правонарушения являются правила, регулирующие общественные отношения по поводу соблюдения требований действующего законодательства в статистического учета.
Объективная сторона выражается в несоблюдении порядка предоставления информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее предоставления, а равно в предоставлении недостоверной статистической информации.
Субъектом нарушения являются лица, на которых законом возложена обязанность по представлению соответствующих форм статистической отчетности.
Субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла либо неосторожности.
Общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета, регулируются Федеральным законом от 29.11.2007 №282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее - Закон №282-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона №282-ФЗ респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 названной статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Согласно пункту 7 статьи 2 Закона №282-ФЗ первичные статистические данные - документированная информация по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов, или информация, документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения.
В силу статьи 6 Закона №282-ФЗ сбор первичных статистических данных осуществляется по формам федерального статистического наблюдения. Форма федерального статистического наблюдения является формуляром - образцом статистического документа, предназначенным для получения в установленном порядке первичных статистических данных, содержащим вопросы программы наблюдения, место для ответов на них, а также реквизиты подписи должностного лица, ответственного за предоставление статистической информации (лица, уполномоченного предоставлять статистическую информацию от имени юридического лица или от имени гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации), и позволяющим осуществлять унификацию процессов сбора и автоматизированной обработки статистической информации (часть 3).
Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами (часть 4).
На основании части 9 статьи 8 Закона № 282-ФЗ условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определяются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 №620 утверждено Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета (далее - Положение №620).
В соответствии пунктами 3 и 4 Положения №620 первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций. Первичные статистические данные предоставляются по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
В силу пункта 11 Положения №620 датой предоставления первичных статистических данных и административных данных считается дата отправки почтового отправления с описью вложения, или дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи, или дата фактической передачи субъекту официального статистического учета.
На основании пункта 14 Положения №620 не предоставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Приказом Федеральной службы государственной статистики от 22.07.2019 № 418 утверждена форма статистического наблюдения 1-услуги «Сведения об объеме платных услуг населению» на 2020 год.
Данной же формой установлен и срок ее предоставления – 01.03.2021.
Поскольку фактически соответствующая форма представлена 11.03.2021, указанное образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.13.19 КоАП РФ.
Факт нарушения Обществом законодательства о представлении статистической отчетности подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, а именно: докладной запиской от 19.03.2021, протоколом об административных правонарушениях от 15.04.2021 №162/2021, датой фактического представления статистической отчетности.
Таким образом, административным органом доказано наличие в деянии лица объективной стороны вменяемого административного правонарушения.
Наказание назначено в минимальном размере, установленном санкцией ч.1 ст.13.19 КоАП РФ для юридических лиц (20 000 руб.).
На момент принятия оспариваемого постановления срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек. Нарушения процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности не допущены
Между тем, как обосновано указал суд области, всилу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с разъяснениями, данными в абзацах 3, 5 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
В абзацах 1 - 3 пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Применение положений ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
Оценив конкретные обстоятельства дела в порядке ст.71 АПК РФ, с учетом характера допущенного нарушения, его общественной опасности, отсутствия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и последствий совершенного правонарушения, суд правомерно признал вмененное правонарушение малозначительным.
Согласно пункту 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.
Решение суда первой инстанции является верным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают законный и обоснованный вывод суда первой инстанции о пропуске срока исковой давности, сделанный с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ним, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения не усматривается.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 06.10.2021 по делу №А64-4182/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Председательствующий судья Н.Д. Миронцева
судьи И.В. Ушакова
П.В. Донцов