ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А64-4774/2023 от 27.09.2023 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда


ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

28 сентября 2023 года Дело № А64-4774/2023

г. Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2023 года

Постановление в полном объеме изготовлено 28 сентября 2023 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Афониной Н.П.,

судей Письменного С.И.,

ФИО1,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поваляевым Е.С.,

при участии:

от муниципального унитарного предприятия «Тамбовтеплосервис»: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

от Администрации города Тамбова Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия «Тамбовтеплосервис» на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 20.07.2023 по делу № А64- 4774/2023 по исковому заявлению Администрации города Тамбова Тамбовской области (ИНН<***>, ОГРН<***>) к муниципальному унитарному предприятию «Тамбовтеплосервис» (ИНН<***>, ОГРН<***>) о восстановлении нарушенного благоустройства,

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Тамбова Тамбовской области (далее – истец) обратилась в Арбитражный суд Тамбовской области с уточненным исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию «Тамбовтеплосервис» (далее – МУП «Тамбовтеплосервис», ответчик) об обязании восстановить нарушенное благоустройство в соответствии с СП 82.13330.2016 «Благоустройство территорий», СП 78.13330.2012 «Автомобильные дороги» и национальным стандартом РФ ГОСТ Р 50597- 2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», в срок, не позднее трех дней с момента вступления решения в законную силу, согласно акту обследования мест осуществления земляных работ, проведенных МУП «Тамбовтеплосервис» от 04.05.2023, по следующим разрешениям и адресам местонахождения, указанным в таблице:

п/п

Адрес проведения работ

Место проведения работ

№ Разрешения

Нарушено покрытие

S асф

S Тр Пл

Б.К

м.п.

S щеб

S грунт

Засыпка

Планиров-ка

1.

<...>

дворовая территория

219

грунт

40,0

2.

<...>

дворовая территория

220

грунт, бордюрный камень

3,0

6,0

3.

<...>

дворовая территория

223

грунт

14,0

4.

<...>

дворовая территория

224

асфальт, грунт

2,0

8,0

5.

<...>

дворовая территория

239

грунт

18,0

6.

<...>

дворовая территория

244

асфальт, грунт

6,0

12,0

7.

г. Тамбов, ул.

Железнодорожная,

10

дворовая территория

250

грунт

20,0

8.

<...>

дворовая территория

253

грунт

12,0

9.

<...>

дворовая территория, зеленая зона

254

грунт

30,0

30,0

10.

<...>

тротуар, зеленая зона

255

асфальт, бордюрный камень, грунт

1,0

2,0

16,0

11.

<...>

зеленая зона

256

бордюрный камень, грунт

6,0

40,0

12.

<...>

дворовая территория

259

асфальт, плитка,

бордюрный камень,

металличе­ское

ограждение

10,0

1,0

1,0

13.

<...> Октября, 5

зеленая зона

260

грунт

120,0

14.

<...>

проезжая часть

261

асфальт

30,0

30,0

15.

<...>

технический тротуар, тротуар,

зеленая зона

264

асфальт, бордюрный камень, грунт

8,0

2,0

40,0

40,0

16.

<...> Октября, 17 А

дворовая территория

269

асфальт

20,0

17.

<...>

дворовая территория

270

грунт

24,0

18.

<...>

дворовая территория

273

грунт

20,0

19.

г. Тамбов, ул.

Астраханская,

175/24

тротуар, зеленая зона

275

асфальт, грунт

14,0

35,0

20.

<...>

дворовая территория

277

асфальт, бордюрный камень, грунт

2,0

4,0

35,0

21.

<...>

дворовая территория

283

грунт

24,0

22.

<...>

дворовая территория

287

асфальт, грунт

1,0

24,0

23.

г. Тамбов, ул.

тротуар,

289

асфальт,

3,0

24,0

Бастионная, 45

зеленая зона

грунт

24.

<...>

тротуар, зеленая зона

298

асфальт, грунт

14,0

80,0

25.

<...> Октября, 5

дворовая территория, зеленая зона

299

асфальт, бордюрный камень, грунт

20,0

4,0

100,0

26.

<...>

дворовая территория

307

грунт

16,0

27.

<...>

дворовая территория

309

асфальт, грунт

14,0

50,0

28.

<...>

зеленая зона

312

грунт

14,0

29.

<...>

дворовая территория

314

грунт

12,0

30.

<...>

тротуар

319

асфальт

20,0

31.

<...>

проезжая часть

320

асфальт

14,0

32.

г. Тамбов, ул.

Железнодорожная,

10

дворовая территория

322

грунт

18,0

33.

<...>

дворовая территория

333

грунт

14,0

34.

<...>

зеленая зона

338

грунт

45,0

45,0

35.

<...>

проезжая часть, зеленая зона

345

щебень, бордюрный камень, грунт

14,0

28,0

12,0

12,0

36.

<...>

дворовая территория

358

грунт

76,0

76,0

Итого: асфальтобетонное покрытие - 179 бордюрный камень - 36 м.п.; щебеночное покрытие обратная засыпка - 233 м2; планировка - 999 м2.;- поддержании мест нарушенного благоустройства в состоянии обеспечения безопасного и беспрепятственного движения пешеходов и автотранспорта до завершения окончательного этапа восстановительных работ.

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 20.07.2023 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с указанным решением, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой считает решение суда необоснованным и незаконным, принятым при неполном выяснении обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, считает, что оно подлежит отмене.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители лиц, участвующих в деле, не явились.

Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения участников процесса о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В силу части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.

Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав в совокупности материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на осуществление земляных работ» (утв. постановлением администрации города Тамбова от 30.07.2021 №3584) и Правилами благоустройства территории городского округа - город Тамбов (утв. решением Тамбовской городской Думы Тамбовской области от 09.03.2021 №139), МУП «Тамбовтеплосервис» выданы разрешения на осуществление земляных работ, в которых установлены срок восстановления нарушенного благоустройств.

Согласно акту комиссионного обследования мест осуществления земляных работ, проведенных на территории г. Тамбова от 04.05.2023 МУП «Тамбовтеплосервис» не произведено восстановление по спорным адресам следующих объектов: асфальтобетонное покрытие – 179 м2 ; плиточное покрытие – 1 м2 ; бордюрный камень – 36 м.п.; щебеночное покрытие – 28 м2 ; ограждение – 1 сек; грунт: обратная засыпка – 233 м2 ; планировка – 999 м2.

В связи с не исполнением предписания, с целью понуждения МУП «Тамбовтеплосервис» исполнить свои обязательства по восстановлению нарушенного благоустройства по указанному адресу, администрация города Тамбова Тамбовской области обратилась в арбитражный суд с уточненным исковым заявлением.

Рассмотрев заявленные истцом требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для их удовлетворения в полном объеме.

Проверив законность и обоснованность судебного акта, исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о соответствии указанного вывода суда первой инстанции действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела, исходя из следующего.

В силу пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2, статьи 125 ГК РФ).

В силу статьи 124 ГК РФ городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К указанным субъектам гражданского права, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Согласно статье 2.6. положения об административном комитете администрации города Тамбова Тамбовской области, утвержденного постановлением администрации города Тамбова Тамбовской области от 09.11.2021 № 5337 административный комитет выполняет функции по организации на территории городского - округа город Тамбов осуществления земляных работ в рамках правил благоустройства, предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на осуществление земляных работ» на территории городского округа - город Тамбов» и иных муниципальных правовых актов.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) который определяет государственные гарантии его осуществления.

Пунктом 1 части 1 статьи 50 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Согласно абзацу 22 части 1 статьи 2 Федерального закона № 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.

В соответствии с пунктами 19, 20 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения относятся, в частности:

– утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;

– утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений».

Согласно пункту 1 статьи 37 Решения Тамбовской городской Думы Тамбовской области от 09.03.2021 №139 «О Правилах благоустройства территории городского округа - город Тамбов и признании утратившими силу отдельных решений Тамбовской городской Думы Тамбовской области» Нарушенное благоустройство должно быть восстановлено производителем работ в полном объеме и в сроки, установленные в разрешении на осуществление земляных работ. Земляные работы считаются законченными, если улицы, тротуары, дворовые территории полностью восстановлены до первоначального состояния, в этом случае разрешение на осуществление земляных работ закрывается.

Согласно пункту 6 статьи 37 Решения в случае невозможности выполнения восстановительных работ в установленные разрешением сроки по причине наступления неблагоприятных сезонных природно-климатических условий осенне-зимнего и весеннего периодов (далее - неблагоприятные сезонные условия) восстановительные работы производятся в максимально возможном объеме в соответствии с требованиями технических регламентов, строительных норм и правил, государственных стандартов с предоставлением производителем работ письменного гарантийного обязательства, в котором по согласованию с уполномоченной организацией устанавливаются окончательные сроки восстановления нарушенного благоустройства при наступлении благоприятных сезонных условий. Места осуществления земляных работ учитываются и вносятся уполномоченной организацией в график восстановления нарушенного благоустройства городских территорий.

В соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на осуществление земляных работ» (утв. постановлением администрации города Тамбова от 30.07.2021 №3584) и Правилами благоустройства территории городского округа - город Тамбов (утв. решением Тамбовской городской Думы Тамбовской области от 09.03.2021 №139), МУП «Тамбовтеплосервис» выданы разрешения на осуществление земляных работ в которых установлены срок восстановления нарушенного благоустройств. Однако принятые на себя обязательства по восстановлению благоустройства в установленные сроки ответчиком в полном объеме не исполнены.

Согласно акту комиссионного обследования мест осуществления земляных работ, проведенных на территории г. Тамбова от 04.05.2023 МУП «Тамбовтеплосервис» не произведено восстановление по спорным адресам следующих объектов: асфальтобетонное покрытие – 179 м2 ; плиточное покрытие – 1 м2 ; бордюрный камень – 36 м.п.; щебеночное покрытие – 28 м2 ; ограждение – 1 сек; грунт: обратная засыпка – 233 м2 ; планировка – 999 м2.

Согласно пункту 1 статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Ответчик был обязан выполнять предусмотренные разрешениями обязательства надлежащим образом. Как правомерно указал суд первой инстанции, взяв на себя обязательство по восстановлению благоустройства по окончании земляных работ, ответчик должен был принять все необходимые меры для приведения асфальтобетонного покрытия, тротуарной плитки, бордюрного камня, грунта по спорным адресам в первоначальное состояние.

Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Вместе с тем, в нарушение требований статьи 65 АПК РФ ответчиком доказательств того, что в период после проведения земляных работ до срока определенного разрешениями (март-апрель 2023 года), климатические и погодные условия препятствовали проведению мероприятий по восстановлению благоустройства не представлено. Невозможность проведения работ по восстановлению благоустройства документально обоснованными доказательствами не подтверждена.

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1 статьи 1064 ГК РФ).

Согласно статье 1082 ГК РФ, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (ч. 2 ст. 15 ГК РФ).

Неисполнение ответчиком обязательств по восстановлению нарушенного благоустройства на территории г. Тамбова по указанным выше адресам подтверждается материалами дела. Доказательств обратного ответчиком не представлено.

Ссылка ответчика на частичное восстановление нарушенного благоустройства не подтверждена материалами дела.

Таким образом, разрешая настоящий спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что на стороне ответчика возникло обязательство возместить в натуре вред причиненный имуществу муниципального образования (элементам благоустройства территории города).

Суд первой инстанции на основании части 2 статьи 174 АПК РФ, исходя из принципа разумности и объема необходимых работ, установил срок для выполнения ответчиком работ - не позднее трех дней с момента вступления решения в законную силу.

Таким образом, суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.

Доводы заявителя не содержат обоснованных выводов, что избранный способ защиты не соответствует предмету спора и не направлен на восстановление нарушенных прав и интересов истца.

В случае же наличия обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта в установленные судом сроки ответчик вправе обратиться в порядке статьи 324 АПК РФ.

Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые опровергали выводы арбитражного суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционной коллегией несостоятельными и подлежат отклонению, поскольку противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.

По мнению суда апелляционной инстанции, оценка доказательств произведена судом первой инстанции в соответствии с правилами, установленными статьей 71 АПК РФ. Обстоятельства дела установлены верно. Судебная коллегия не усматривает причин для переоценки правомерных выводов суда первой инстанции.

Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.

В силу статьи 110 АПК РФ государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы относится на ее заявителя и возврату либо возмещению не подлежит.

Поскольку МУП «Тамбовтеплосервис» не представлены в материалы дела доказательства уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, с заявителя в доход федерального бюджета подлежит взысканию 3 000 руб.

Руководствуясь статьями 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тамбовской области от 20.07.2023 по делу № А64-4774/2023оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия «Тамбовтеплосервис» - без удовлетворения.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Тамбовтеплосервис» (ИНН<***>, ОГРН<***>) в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Н.П. Афонина

Судьи С.И. Письменный

М.Б. ФИО1