ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А64-8330/19 от 21.08.2020 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

28 августа 2020 года

город Воронеж

Дело № А64-8330/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2020 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 28 августа 2020 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи

судей

ФИО1,

ФИО2,

ФИО3,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степиной В.А.,

при участии:

от местной религиозной организации «Тамбовская Православная старообрядческая община» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – религиозная организация или заявитель):

от Администрации Сампурского сельсовета Сампурского района Тамбовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – администрация):

от МБУ Сампурского района «Центр досуговой деятельности»:

от Управления по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>):

ФИО4, председатель общины, паспорт гражданина РФ, ФИО5, представитель по доверенности от 01.10.2019;

представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Сампурского сельсовета Сампурского района Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 05.02.2020 по делу № А64-8330/2019, принятое по заявлению местной религиозной организации «Тамбовская Православная старообрядческая община» к Администрации Сампурского сельсовета Сампурского района Тамбовской области о признании незаконным действия выразившегося в непринятии решения о передаче в собственность здания и земельного участка, об обязании принять решение о передаче в собственность здания и земельного участка,

третьи лица: МБУ Сампурского района «Центр досуговой деятельности», Управление по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области,

УСТАНОВИЛ:

Местная религиозная организация «Тамбовская Православная старообрядческая община» обратилась в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Администрации Сампурского сельсовета Сампурского района Тамбовской области с заявлением о признании незаконным действия выразившегося в непринятии решения о передаче в собственность здания и земельного участка, об обязании принять решение о передаче в собственность здания и земельного участка.

Дело рассматривалось при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – МБУ Сампурского района «Центр досуговой деятельности», Управление по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области.

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 05.02.2020 по делу № А64-8330/2019 заявленные требования удовлетворены.

Признано незаконным бездействие Администрации Сампурского сельсовета Сампурского района Тамбовской области, выразившегося в непринятии решения, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 30.11.2010г. № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациями имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» по заявлению Местной религиозной организации «Тамбовская Православная старообрядческая община» о передаче в собственность здания Преображенской старообрядческой церкви, находящегося в <...> (кадастровый номер 68:17:0707005:90) и земельного участка (кадастровый номер 68:17:0707005:44).

На Администрацию Сампурского сельсовета Сампурского района Тамбовской области возложена обязанность рассмотреть заявление Местной религиозной организации «Тамбовская Православная старообрядческая община» о передаче в собственность здания Преображенской старообрядческой церкви, находящегося в <...>, земельного участка (кадастровый номер 68:17:0707005:44) и принять решение в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.11.2010г. № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациями имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

С Администрации Сампурского сельсовета Сампурского района Тамбовской области в пользу Местной религиозной организации «Тамбовская Православная старообрядческая община» взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей.

Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

Податель жалобы ссылается на непредставление заявителем необходимых документов, а именно справки, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия об отнесении имущества к объектам культурного наследия народов РФ, что свидетельствует о законности действий Администрации.

Судебное разбирательство по делу откладывалось на 29.05.2020, 24.07.2020, на 21.08.2020.

Определениями Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда Администрации Сампурского сельсовета Сампурского района Тамбовской области неоднократно предлагалось сослаться на доказательства отсутствия среди представленных документов справки уполномоченного органа в области охраны объектов культурного наследия; письменно пояснить и нормативно обосновать довод о необходимости предоставления справки федерального органа в области охраны объектов культурного наследия.

Местной религиозной организации «Тамбовская Православная старообрядческая община» предложено письменно пояснить способ восстановления нарушенных прав, испрашиваемы в рамках настоящего спора.

Во исполнение определений суда апелляционной инстанции местная религиозная организация представила пояснения от 11.06.2020, указанные пояснения приобщены к материалам дела протокольным определением от 24.07.2020.

Администрация во исполнение указаний суда каких-либо пояснений не представило.

В судебном заседании представители местной религиозной организации возражали против доводов апелляционной жалобы, признавали решение суда законным и обоснованным.

Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.

Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Православная старообрядческая община является религиозной некоммерческой организацией, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 15.10.2019, Уставом Местной религиозной организации «Тамбовская Православная старообрядческая община», зарегистрированным в Управлении Министерства юстиции по Тамбовской области, Свидетельством о государственной регистрации некоммерческой организации Местная религиозная организация «Тамбовская Православная старообрядческая община» от 04.05.2017 № 6811010300 (т.1 л.д. 12-24).

22.08.2019 религиозная организация обратилась в Администрацию с заявлением № 82 о передаче в собственность здания Преображенской старообрядческой церкви, находящегося в <...> (кадастровый номер 68:17:0707005:90), и земельного участка с кадастровым номером 68:17:0707005:44 (т.1 л.д. 55).

К заявлению были приложены документы, подтверждающие статус религиозной организации, а также архивная справка ТОГБУ «ГАТО» от 05.07.2017 № 2927/05, справка управления по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области от 09.08.2019 № 47.01-47/1672, выписки из ЕГРН об основных характеристиках исправшиваемых здания и земельного участка.

В материалы дела представлены опись приложенных к заявлению документов, а также почтовая квитанция об отправке указанных документов в адрес Администрации, отчет об отслеживании отправления с официального сайта АО «Почта России» (т.1 л.д. 56-58).

Письмом от 26.09.2019 № 570 Администрация сообщила заявителю, что рассмотреть вопрос о передаче в собственность религиозной организации здание и земельного участка, расположенных по адресу: Тамбовская область, Сампурский район, с Текино не представляется возможным по причине того, что заявитель к направленному пакету документов не приложил справку федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия об отнесении имущества к объектам культурного наследия народов РФ.

Полагая, что бездействие Администрации, выражающееся в непредоставлении испрашиваемых здания и земельного участка не соответствуют законодательству, нарушает права и интересы религиозной организации, последняя обратилась в арбитражный суд за судебной защитой.

Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу, что заявителем были представлены все необходимые документы, которых было достаточно для рассмотрения вопроса о предоставлении спорных здания и земельного участка.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Посмыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 26.09.1997г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» в собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры.

Религиозные организации обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное религиозным организациям в собственность государством либо приобретенное иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации.

Передача в установленном порядке в собственность религиозным организациям культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно.

Порядок передачи в собственность религиозным организациям культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками предусмотрен Федеральным законом от 24.11.2010 № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациями имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» (далее – Закон № 327-ФЗ).

В соответствии со статьей 6 Закона № 327-ФЗ основанием для рассмотрения вопроса о передаче религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения является заявление религиозной организации (в произвольной форме), представленное в письменной форме в уполномоченный орган после согласования с вышестоящим руководящим органом (центром) религиозной организации.

В заявлении религиозной организации излагается просьба о передаче государственного или муниципального имущества религиозного назначения в собственность или безвозмездное пользование с указанием наименования имущества религиозного назначения, его назначения, места нахождения, истории создания и использования, целей использования, вида права, на котором предлагается осуществить передачу такого имущества.

К заявлению религиозной организации прилагаются документы, обосновывающие право религиозной организации на передачу ей имущества религиозного назначения. Перечень и порядок выдачи этих документов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 7 Закона № 327-ФЗ в месячный срок со дня поступления заявления религиозной организации, согласованного с вышестоящим руководящим органом (центром) религиозной организации, уполномоченный орган обязан рассмотреть такое заявление и по результатам рассмотрения принять решение о передаче государственного или муниципального имущества религиозного назначения религиозной организации или о подготовке предложений о включении этого имущества в план передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения в соответствии с частями 4-8 статьи 5 настоящего Федерального закона либо в случаях, установленных статьей 8 настоящего Федерального закона, мотивированное решение об отказе в передаче этого имущества.

Постановлением Правительства РФ от 26.04.2011 № 327 утвержден «Перечень документов, обосновывающих право религиозной организации на получение имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

Пункт 6 названного перечня, помимо прочих необходимых для представления документов, содержит требование о предоставлении справки федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, уполномоченных в области охраны объектов культурного наследия, об отнесении имущества к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (для недвижимого имущества), а также справка о принадлежности имущества к музейному, архивному или библиотечному фонду.

Материалами дела подтверждается, местная религиозная организация обращалась в Управление по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области с запросом о включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия – Преображенская церковь.

В соответствии с требованиями статьи 16.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 173-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в связи с поступлением указанного запроса были проведены мероприятия по выявлению объектов культурного наследия с выездом на место расположения объекта и посредством изучения и анализа архивных материалов.

По результатам мероприятий по выявлению объектов культурного наследия был созван Научно-методического совета по культурному наследию при Управлении по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области, который отказал заявителю во включении здания бывшей Преображенской старообрядческой церкви села Текино Сампурского района Тамбовской области в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов, что подтверждается выпиской из протокола Научно-методического совета от 29.11.2018 (т.1 л.д. 52).

Указанное обстоятельство послужило основанием для отказа во включении Преображенской церкви в реестр объектов культурного наследия Тамбовской области, о чем религиозной организации была выдана соответствующая справка от 09.08.2019 № 47.01-47/1672 (т.1 л.д. 43), приложенная заявлению.

Доводы Администрации о том, что Управление по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области не является уполномоченным органом по выдаче необходимой справки об отнесении имущества к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, был правомерно отклонен судом первой инстанции в силу следующего.

В соответствии с положениями статьи 9.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 173-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в число полномочий, передаваемым Российской Федерацией органам государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении объектов культурного наследия входит государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения, государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в том числе принятие решения о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия или об отказе во включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия, формирование и ведение перечня выявленных объектов культурного наследия, формирование и ведение реестра (за исключением ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации).

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Таким образом, полномочия Российской Федерации в части государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения, за некоторыми исключениями, названной нормой права переданы органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Положением об Управлении по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области», утвержденным постановлением главы администрации Тамбовской области от 20.11.2015 № 390, органом исполнительной власти области, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Тамбовской области в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в части переданных в установленном законодательством порядке отдельных государственных полномочий Российской Федерации является Управление по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области.

В соответствии с пунктом 3 Положения к основным Функциям Управления по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области относится, в частности осуществление переданных Российской Федерацией полномочий по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения, а также федеральный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия.

При таких обстоятельствах приложение религиозной организацией к заявлению справки Управления по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области от 09.08.2019 № 47.01-47/1672 свидетельствует о соблюдении требования пункта 6 Перечня о предоставлении справки федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, уполномоченных в области охраны объектов культурного наследия, об отнесении имущества к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (для недвижимого имущества).

Доказательств того, что среди приложенных к заявлению документов отсутствовала указанная справка, Администрацией, в нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ, несмотря на неоднократные предложения апелляционной коллегии, не представлено. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

На основании вышеизложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований местной религиозной организации «Тамбовская Православная старообрядческая община» о признании незаконным действия выразившегося в непринятии решения о передаче в собственность здания и земельного участка.

Разрешая вопрос о способе восстановления нарушенных прав заявителя, апелляционная коллегия учитывает следующее.

Как следует из текста письма Администрации от 26.09.2019 № 570 (т.1 л.д. 59), Администрацией было отказано не в передаче испрашиваемых объектов после рассмотрения вопроса по существу, а в рассмотрении самого вопроса о передаче в собственность испрашиваемых объектов. Следовательно, права и законные интересы заявителя нарушены непринятием уполномоченным органом решения по существу заявления религиозной организации.

Апелляционная коллегия учитывает, что поскольку суд не вправе подменять государственные органы в части осуществления соответствующих функций, то способом восстановления нарушенных прав заявителя является указание в судебном акте на обязанность выполнения Администрацией юридически значимых действий по существу заявления местной религиозной организации.

Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.

Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 05.02.2020 по делу № А64-8330/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Сампурского сельсовета Сампурского района Тамбовской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья

ФИО1

Судьи

ФИО2

ФИО3