ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
18 августа 2017 года Дело № А65-13712/2017
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена: 14 августа 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено: 18 августа 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Юдкина А.А., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Романенко А.А.,
с участием:
от ООО «Производственное объединение «Татвторчермет» - представителя ФИО1 (доверенность от 31.07.2017),
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Татарстан - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале № 3, дело по апелляционной жалобе ООО «Производственное объединение Татвторчермет»
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 июня 2017 года по делу № А65-13712/2017 (судья Иванов О.И.),
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Татарстан, г. Казань,
к ООО «Производственное объединение Татвторчермет», ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Казань,
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Татарстан (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к ООО «Производственное объединение Татвторчермет» (далее - ответчик), о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 июня 2017 года заявление удовлетворено. ООО «Производственное объединение Татвторчермет», внесенное в единый государственный реестр юридических лиц 27.11.2002, ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: <...>, привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения на основании статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Не согласившись с выводами суда, ООО «Производственное объединение Татвторчермет» подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. Производство по административному делу о привлечении «ПО Татвторчермет» к административной ответственности прекратить.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на отсутствие состава административного правонарушения, поскольку у ООО «Производственное объединение Татвторчермет» имеется действующая лицензия на осуществление заготовки, хранения переработки и реализации лома черных и цветных металлов.
По смыслу приведенной выше нормы, лом и отходы цветных и (или) черных металлов являются частным случаем отходов производства и потребления и выделены законодателем в отдельную категорию отходов ввиду их большей, по сравнению с другими отходами производства и потребления, ценности, оборотоспособности и возможности полной переработки в ходе производственных процессов.
Согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании подлежит лицензированию деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Однако, согласно п. 34 ст. 12 Закона о лицензировании также подлежит лицензированию деятельность, связанная с заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных металлов, цветных металлов.
Включение лома и отходов черных и цветных металлов в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 455 от 18.07.2014 г. само по себе не может являться основанием полагать, что для осуществления деятельности по обращению с ломом и отходами черных и цветных металлов помимо уже имеющейся лицензии, дающей лицензиату право на осуществление заготовки, хранения переработкии реализации лома черных и цветных металлов ему необходимо иметь дополнительно еще и лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, так как лом и отходы черных и цветных металлов законодательно выделены из общего числа отходов производства и потребления (ст. 13.1 Закона об отходах) и деятельность по обращению с ними регулируется отдельными нормативно-правовыми актами (такими как «Положение о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов», «Правилами обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 № 370, «Правилами обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 № 369).
Представитель ООО «Производственное объединение Татвторчермет» в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
В судебное заседание представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Татарстан не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ООО «Производственное объединение Татвторчермет», оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, основанием для обращения в Арбитражный суд послужили результаты проведенной на основании приказа № 233 от 12.04.2017 г. Управлением Росприроднадзора по РТ внеплановой выездной проверки соискателя лицензии, в ходе которой было выявлено, что ООО «ПО Татвторчермет» осуществляет предпринимательскую деятельность без специального разрешения (лицензии), а именно: с 01.07.2016 г. по настоящее время ООО «ПО Татвторчермет» осуществляется предпринимательская деятельность по сбору и транспортировке отходов I - IV классов опасности, по обработке отходов II - IV классов опасности с последующей передачей ООО «КПО» по договору № 5 от 14.01.2016 г. поставки лома и отходов черных или цветных металлов в отсутствие лицензии.
В качестве доказательств осуществления вышеназванной деятельности Управление Росприроднадзора по РТ сослалось на товарные накладные, №: бнТАТ0000087 от 15.03.2017 г., бнТАТ0000083 от 10.03.2017 г., бнТАТ0000082 от 09.03.2017 г.
По результатам проверки в отношении ООО «ПО Татвторчермет» составлены акт проверки от 11.05.2017 г. № 176, протокол об административном правонарушении от 11.05.2017 г. № 04-159/2017.
Заявитель в порядке ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Производственное объединение Татвторчермет» к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление, исходил из доказанности материалами дела события правонарушения, поскольку согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений данного федерального закона.
В соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежат следующие виды деятельности, в частности, деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.07.2014 № 455 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов, в который включены: лом и отходы черных и цветных металлов (в том числе: лом и отходы меди, лом и отходы медных изделий без покрытий незагрязненные, лом и отходы медные в кусковой форме незагрязненные, лом и отходы меди несортированные незагрязненные, отходы, содержащие алюминий (в том числе алюминиевую пыль), несортированные).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции согласился с позицией административного органа о необходимости при осуществлении деятельности ответчиком наличия лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Однако, судом при вынесении решения не учтено следующее.
Частью 2 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), предусмотрено привлечение к административной ответственности в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Как следует из материалов дела, действия ООО «ПО Татвторчермет», образующие, по мнению административного органа (Росприроднадзора по РТ) и суда первой инстанции состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ заключаются в осуществлении отгрузки, во исполнение договора № 5 от 14.01.2016 г. поставки лома и отходов черных или цветных металлов, в адрес ООО «КПО» партий:
лома 5Б26 легированного (классификация согласно ГОСТ 2787-75 «Металлы черные вторичные») согласно товарной накладной № бнТАТ0000087 от 15.03.2017 г.;
меди 13 (классификация согласно ГОСТ 1639-2009 «Лом и отходы цветных металлов») согласно товарной накладной №бнТАТ0000083 от 10.03.2017 г.:
алюминия 25 (классификация согласно ГОСТ 1639-2009 «Лом и отходы цветных металлов») согласно товарной накладной №бнТАТ0000082 от 09.03.2017 г.;
алюминия 2 (классификация согласно ГОСТ 1639-2009 «Лом и отходы цветных металлов») согласно товарной накладной №бнТАТ0000082 от 09.03.2017 г.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно ст. 1 Закона об отходах производства и потребления отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;
лом и отходы цветных и (или) черных металлов - пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.
По смыслу приведенной выше нормы, лом и отходы цветных и (или) черных металлов являются частным случаем отходов производства и потребления и выделены законодателем в отдельную категорию отходов ввиду их большей, по сравнению с другими отходами производства и потребления, ценности, оборотоспособности и возможности полной переработки в ходе производственных процессов.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона об отходах производства и потребления одним из основополагающих принципов государственной политики в области обращения с отходами является принцип использования методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона об отходах производства и потребления деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании подлежит лицензированию деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Однако, п. 34 ст. 12 Закона о лицензировании предусмотрено также лицензирование деятельности, связанной с заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных металлов, цветных металлов.
Таким образом, Законом о лицензировании деятельность, связанная с заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных и цветных металлов, отграничена от деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в целом и представлена как отдельный вид лицензируемой деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 № 1287 «О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов» утверждено «Положение о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов» (далее - Положение о лицензировании).
Согласно п. 3 Положения о лицензировании лицензируемая деятельность включает в себя следующие виды работ:
а) заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов;
б) заготовка, хранение, переработка и реализация лома цветных металлов.
В п. 4 Положения о лицензировании даны определения основных понятий, используемых в Положении:
«заготовка» - приобретение лома черных и (или) цветных металлов у юридических и физических лиц на возмездной или безвозмездной основе и транспортирование его к месту хранения, переработки и (или) реализации;
«хранение» - содержание заготовленного лома черных и (или) цветных металлов с целью последующей переработки и (или) реализации;
«переработка» - процессы сортировки, отбора, измельчения, резки, разделки, прессования и брикетирования лома черных и (или) цветных металлов;
«реализация» - отчуждение лома черных и (или) цветных металлов на возмездной или безвозмездной основе.
Как следует из материалов дела, ООО «ПО Татвторчермет» имеет лицензию на осуществление заготовки, хранения переработки и реализации лома черных и цветных металлов (лицензия № АА 12 0006 от 20.04.2012 г., выдана Министерством экономики Республики Татарстан).
Согласно ч. 1 ст. 9 Закона о лицензировании лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.
Положениями ч. 2 ст. 9 Закона о лицензировании установлено, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.
Деятельность ООО «ПО Татвторчермет», заключающаяся в переработке и последующей реализации по договору поставки лома цветных металлов, как полностью готового для использования в производстве сырья, входят в состав лицензируемого вида деятельности по заготовке, хранению переработке и реализации лома черных и цветных металлов.
Необходимость получения нескольких лицензий на осуществление одного и того же вида лицензируемой деятельности действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
Включение лома и отходов черных и цветных металлов в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 455 от 18.07.2014 г. само по себе не свидетельствует о необходимости в целях осуществления деятельности по обращению с ломом и отходами черных и цветных металлов помимо уже имеющейся лицензии, дающей лицензиату право на осуществление заготовки, хранения переработки и реализации лома черных и цветных металлов получить дополнительно еще и лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, так как лом и отходы черных и цветных металлов законодательно выделены из общего числа отходов производства и потребления (ст. 13.1 Закона об отходах) и деятельность по обращению с ними регулируется отдельными нормативно-правовыми актами (такими как «Положение о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов», «Правилами обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 N 370, «Правилами обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 N 369).
Вывод о том, что при осуществлении деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов не требуется одновременно оформление лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению опасных отходов (отходов I - IV классов опасности) содержится также в Постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2016 по делу № А79-6790/2016.
Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в действиях ответчика отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, поскольку событие правонарушения не доказано административным органом.
Исходя из оценки изложенных обстоятельств в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями п.2 ст.269 АПК РФ о полномочиях суда апелляционной инстанции, суд апелляционной инстанции отменяет решение суда первой инстанции об удовлетворении требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Татарстан о привлечении ООО «Производственное объединение Татвторчермет» к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принимает новый судебный акт, которым отказывает заявителю в удовлетворении заявления о привлечении ООО «Производственное объединение Татвторчермет» к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 июня 2017 года по делу № А65-13712/2017 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Татарстан отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий И.С. Драгоценнова
Судьи А.А. Юдкин
В.С. Семушкин