ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-1534/07 от 18.10.2007 АС Поволжского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (8432) 43-99-41

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань                                                                            Дело №А65-1534/2007-СА1-29

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

в составе:

председательствующего: Козлова В. М.,

судей: Калугиной М. П., Коноплевой М. В.,

при участии:

от заявителя –ФИО1, предприниматель

от Территориального отделения Департамента казначейства Министерства финансов Республики Татарстан Нижнекамского района и г. Нижнекамска – не явился, извещен

от Министерства финансов Республики Татарстан – ФИО2, доверенность от 29.12.2006

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 11 по Республике Татарстан – не явился, извещена

от Совета Елантовского сельского Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан – не явился, извещен

от Елантовского Совета местного самоуправления – не явился, извещен

от Нижнекамского районного отдела судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Республике Татарстан – не явился, извещен

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобупредпринимателя ФИО1, г.Казань

на решение от 21.06.2007 (судья: Зиннурова Г. Ф.) Арбитражного суда Республики Татарстан по делу №А65-1534/2007-СА1-29

по заявлению предпринимателя ФИО1, г.Казань к Территориальному отделению Департамента казначейства Министерства финансов Республики Татарстан Нижнекамского района и г. Нижнекамска о признании незаконным отказа в исполнении исполнительного листа от 10.09.2002 № 069347, с участием третьих лиц: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 11 по Республике Татарстан, Министерства финансов Республики Татарстан, Совета Елантовского сельского Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, Елантовского Совета местного самоуправления, Нижнекамского районного отдела судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Республике Татарстан

Установил:

Предприниматель ФИО1 (далее – предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным отказа в исполнении исполнительного листа от 10.09.2002 №069347 Территориальным отделением Департамента казначейства Министерства финансов Республики Татарстан Нижнекамского района и г. Нижнекамска (далее – Департамент).

Решением суда первой инстанции от 21.06.2007 в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.

В кассационной жалобе предприниматель просит отменить указанный судебный акт, мотивируя неправильным применением судом норм материального права.

Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.

Как следует из материалов дела, решением от 1.08.2002 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу А65-8004/2002-СГЗ-33 удовлетворен иск общества с ограниченной ответственностью «Атомэнергострой» в части взыскания с Елантовского совета местного самоуправления, Нижнекамского района Республики Татарстан в пользу общества 182863 рублей 25 копеек долга и процентов.

На основании данного решения, арбитражным судом выдан исполнительный лист 10.09.2002 №069347, который был предъявлен обществом к исполнению в Территориальное отделение Департамента казначейства Нижнекамского района и г.Нижнекамска.

Обществом 17.02.2005 получено уведомление №5 от Департамента о возвращении исполнительного   листа   без   исполнения   ввиду   отсутствия   у   должника бюджетных ассигнований по данной статье расходов и необходимости направления документов в Финансовое управление г. Нижнекамска.

Определением от 19.09.2005 Арбитражным судом Республики Татарстан по указанному делу в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена первоначального взыскателя - общества с ограниченной ответственностью «Атомэнергострой», на его правопреемника индивидуального предпринимателя ФИО1, г.Казань.

На заявление предпринимателя об исполнении исполнительного листа, был получен ответ от Финансового управления г.Нижнекамска, согласно которому  исполнительный лист №069347 возвращен без исполнения ввиду того, что сметой текущего года средства на погашение кредиторской задолженности прошлых лет не предусмотрены. Решением от 28.06.2006 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу № А65-5542/2006-СГЗ-33 удовлетворено частично заявление предпринимателя и признан незаконным отказ Финансового управ­ления г.Нижнекамска.

Предпринимателем 7.07.2006 в соответствии со статьями 242.1 -242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации направлено в адрес Департамента заявление  об исполнении исполнительного листа № 069347, на которое получено уведомление от 19.10.2006 №24 о возвращении исполнительного листа, в связи с отсутствием казначейских счетов Елантовского Совета местного самоуправления в Департаменте.

Согласно части 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания  на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации  исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.5 Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений для учета средств местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.      

Статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации к местным бюджетам отнесены в частности: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, бюджеты городских и сельских поселений.

Согласно статье 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных операций соответствующего муниципального образования.          

В  соответствии с положениями статьи 49 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов,  а  также имущественные права муниципальных образований.

Согласно статье 52 названного Федерального закона каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральным законом требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований. Расходы местных бюджетов осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества,  которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

В соответствие с частью 7 статьи 151 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальные образования в целях обслуживания местного бюджета и управления средствами местного бюджета создают муниципальные казначейства и (или) иные финансовые органы (должности) в соответствии с уставом муниципального образования и законодательством Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган.

В порядке части 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям, о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления актов, несоответствующих закону или иному нормативному правовому акту, документы, указанные в пункте 2 статьи 241.2 Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.

Главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации с 1.01.2006 исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации, на средства местного бюджета по денежным обязательствам бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, муниципальных бюджетных учреждений возложено на орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, муниципальных бюджетных учреждений.

Таким органом является Департамент казначейства Министерства финансов Республики Татарстан. Согласно пункта 2.3 Положения о Департаменте казначейства Министерства финансов Республики Татарстан, утвержденного приказом Министерства финансов  Республики Татарстан от 4.07.2006 №21-17-77, Департамент открывает и ведет лицевые счета бюджетных учреждений Республики Татарстан, а также по заключенным соглашениям с муниципальными образованиями, открывает и ведет лицевые счета муниципальных бюджетных учреждений.

Как правильно установлено судом, предпринимателем в Департамент предъявлен исполнительный лист №069347, выданный Арбитражным судом Республики Татарстан 10.09.2002, должником по которому является Елантовский Совет местного самоуправления. Ввиду отсутствия в Департаменте лицевого счета названного должника в представленном исполнительном листе, был произведен возврат этого исполнительного листа.

Представленная Межрайонной инспекцией Федеральной   налоговой службы  №11 по Республике Татарстан 11.05.2007 выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, свидетельствует о том, что Елантовский Совет местного самоуправления был переименован в Совет Елантовского сельского поселения  Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.   

Согласно статье 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это  в судебном  акте.  Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.

При этом судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что предприниматель не представил доказательств о замене должника - Елантовского Совета местного самоуправления, на его правопреемника, в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по указанному выше судебному акту арбитражного суда, выдавшему исполнительный лист.

С учетом изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта. 

Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

 решение от 21.06.2007 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу №А65-1534/2007-СА1-29 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1, <...>, зарегистрированного за ОГРН <***>, из бюджета 950 рублей государственной пошлины излишне уплаченной по квитанции ОСБ 6672/1274 от 21.08.2007 по кассационной жалобе. Справку выдать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.               

Председательствующий:                                                                        Козлов В. М.

Судьи:                                                                                              Калугина М. П.

                                                                                                                                                                        Коноплева М. В.