АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-15193/2022
г. Казань Дело № А65-23879/2021
22 марта 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Закировой И.Ш., Кормакова Г.А.,
при участии представителей:
заявителя – ФИО1, доверенность от 11.02.2022,
ответчика – ФИО2, доверенность 20.12.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Газпром сжиженный газ»
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.11.2021 ипостановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2021
по делу № А65-23879/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром сжиженный газ» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору в лице Приволжского управления Ростехнадзора (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным и подлежащим отмене постановления № 43-17-2021-1755 от 16.09.2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Газпром сжиженный газ» (далее – ООО «Газпром сжиженный газ», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору в лице Приволжского управления Ростехнадзора (далее – ответчик, административный орган) о признании незаконным и подлежащим отмене постановления № 43-17-2021-1755 от 16.09.2021.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.11.2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2021, в удовлетворении заявления отказано.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит изменить судебные акты, изменить назначенное ООО «Газпром сжиженный газ» постановлением № 43-17-2021-1755 от 16.09.2021 административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей, снизив размер штрафа до 100 000 рублей.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не представлен.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, на основании решения от 26.07.2021 № Р-290-104 административным органом в отношении общества в период с 30.07.2021 по 12.08.2021 проведена плановая выездная проверка.
По результатам контрольных мероприятий административным органом составлен акт проверки от 12.08.2021 № 43-17-33-13-78-21 и выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 12.08.2021 № 43-17-33-13-78-21.
В ходе проведения проверки административным органом установлено, что действием (бездействием) общества допущены нарушения обязательных требований в области промышленной безопасности.
Указанное обстоятельство послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении от 15.09.2021 № 43?17?2021-1755 и вынесения постановления № 43-17-2021-1755 от 16.09.2021 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с принятым постановлением №43-17-2021-1755 от 16.09.2021, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно материалов дела, общество эксплуатирует следующие опасные производственные объекты (ОПО) – «База хранения (кустовая) (ГНС г.Нижнекамск)» и «Станция газозаправочная (автомобильная)», расположенные в г.Нижнекамск.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов устанавливает Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон №116-ФЗ), который направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий таких аварий.
Требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в указанном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности (часть 1 статьи 3 Закона № 116-ФЗ).
Согласно оспариваемому постановлению, в ходе проведенной проверки деятельности общества, связанной с эксплуатацией ОПО, административным органом были выявлено, что в нарушение действующего законодательства, регулирующего промышленную безопасность опасных производственных объектов, обществом не пересмотрено «Положение о порядке технического расследования причин инцидентов на опасных производственных объектах в ООО «Газпром сжиженный газ», их учета и анализа», а именно не в полном объеме включены представители в состав комиссии по техническому расследованию; не указаны срок проведения, продления технического расследования причин аварии.
В отношении ОПО «База хранения (кустовая) (ГНС г.Нижнекамск)» в ходе проверки административным органом выявлены следующие нарушения безопасной эксплуатации объекта: имеются разрушения опоры фундаментов вентиляционных шахт здания цеха приема, слива, хранения и отпуска СУГ; не устраняются перемещения за пределы опор газопровода на ОПО; в отсутствие проектной документации и заключения экспертизы промышленной безопасности на проектную документацию, которое в установленном порядке внесено в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, осуществлено техническое перевооружение на ОПО путем замены воздухосборника В-63002.
Кроме того, в ходе проверки были выявлены иные нарушения эксплуатации ОПО: обществом не проводится расчистка охранной зоны трассы наружных газопроводов от древесно-кустарниковой растительности; нарушена антикоррозийная изоляция газопровода от границы раздела эксплуатационной ответственности с ПАО «Нижнекамскнефтехим» до территории базы хранения сжиженных газов; в части здания баллонно-наполнительного отделения ГНС не обеспечена взрывоустойчивость объекта в помещениях балонно-ремонтного отделения и венткамеры; выявлены разрушение кирпичной кладки на глубину до 20 мм площадью 2.29 м2, разрушение штукатурки внутренних стен общей площадью 5.9м2; увлажнение поверхности внутренних стен атмосферными осадками общей площадью до 3,8 м2; увлажнение бетона банки покрытия на площади до 1.0 м2; поверхностная локальная равномерная коррозия на глубину 0,5 мм; трещина в продольном ребре плиты шириной раскрытия до 1 мм длиной до 0,5 п.м.; трещина в полке плиты шириной раскрытия до 1 мм длиной до 0,7 п.м.; увлажнение бетона плиты на площади до 9.0 м2; нарушение целостности кровельного покрытия; не проводится очистка, осмотр и ремонт сети освещения повреждено уплотнение (внутри плафона вода); не пересмотрены инструкции по безопасному проведению газоопасных работ на ОПО в соответствии с требованиями Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 № 532.
В отношении второго ОПО «Станция газозаправочная (автомобильная)» административным органом также выявлены нарушения по выполнению мероприятий, обеспечивающих содержание технических устройств и сооружений в исправном и безопасном состоянии: не устраняются перемещения за пределы опор газопровода на указанном объекте, не устраняются разрушения бетонного основания участка вдоль сосуда работающего под давлением марки УГМ-04-00-00 на ОПО, не пересмотрены инструкции по безопасному проведению газоопасных работ на объекте, не обеспечена укомплектованность штата работников на ОПО.
По результатам проверки административный орган составил акт проверки от 12.08.2021 № 43-17-33-13-78-21, где, в том числе, зафиксировал допущенные обществом нарушения требований статьи 9, 13 Закона № 116-ФЗ, Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности (далее - ФНП), в том числе «Правил безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 532, «Правил проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 № 420, «Правил безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 530, Правил промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536, Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 № 503.
Согласно части 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Факт допущенных Обществом нарушений требований промышленной безопасности подтвержден материалами дела, Обществом не оспаривается и не опровергнут. Наличие в действиях Общества состава вменяемого правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 91 КоАП РФ доказано.
В силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ одним из обстоятельств, отягчающих административную ответственность, является повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ.
Судами указано, что постановлением по делу об административном правонарушении от 21.09.2020 № 43-07-2020-1165 общество было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей (на что указано в оспариваемом постановлении) постановлением по делу об административном правонарушении от 17.09.2020 № 43-07- 2020-1853 общество было привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 9.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного приостановления деятельности сроком на 90 суток; постановлением по делу об административном правонарушении от 17.08.2020 № 43-07-2020-1518 общество было привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 9.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 1 000 000 руб. (решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.02.2021 по делу № А65-20513/2020 размер штрафа уменьшен до 250 000 руб.), постановлением по делу об административном правонарушении от 22.12.2020 № 43-13-2020-2486 общество было привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 9.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного приостановления деятельности сроком на 90 суток.
Оспариваемым постановлением Обществу назначен административный штраф в размере 300 000 рублей.
Принимая во внимание выявленные нарушения требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, наличие обстоятельства, отягчающего административную ответственность, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административное наказание в отношении общества назначено правильно, в пределах санкции части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями закона и установленными обстоятельствами при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
В рассматриваемом случае таких исключительных обстоятельств, судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
В кассационной жалобе общество оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, просит изменить судебные акты, изменить с учетом сложного финансового положения назначенное ООО «Газпром сжиженный газ» постановлением № 43-17-2021-1755 от 16.09.2021 административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей, снизив размер штрафа до 100 000 рублей.
Доводы кассационной жалобы были заявлены в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую оценку в оспариваемых судебных актах.
Судом апелляционной инстанции отмечено, что размер наложенного административного штрафа в сумме 300 000 рублей с учетом установленных по делу обстоятельств неоднократного привлечения Общества к административной ответственности за нарушение требований промышленной безопасности отвечает целям административной ответственности и не влечет избыточное ограничение прав юридического лица.
В обжалуемых судебных актах приведены мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, с указанием на конкретные доказательства, исследованные и оцененные в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам (статья 286 АПК РФ).
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся самостоятельными основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.11.2021 ипостановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2021 по делу № А65-23879/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья С.В. Мосунов
Судьи И.Ш. Закирова
Г.А. Кормаков