ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
07 апреля 2021 года Дело № А65-25125/2020
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 апреля 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Корастелева В.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чивильгиной К.С.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании 31 марта 2021 года в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Производственно-строительное объединение "Казань" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 ноября 2020 года по делу № А65-25125/2020 (судья Насыров А.Р.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Производственно-строительное объединение "Казань", г.Казань
к Временно исполняющему обязанности Начальника отдела - старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнительным производствам ФИО1, г. Казань,
Судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан ФИО2, г. Казань,
с привлечением взыскателя по исполнительному производству – ООО «Казань ЭКСПО», взыскателя по исполнительскому сбору – УФССП по РТ
о признании незаконным и отмене постановления Врио начальника отдела – старшего судебного пристава МРОСП по ОИП УФССП по РТ ФИО1 об отмене окончания ИП от 05.10.2020 года №16001/20/123567;
о признании незаконным и отмене постановления ведущего судебного пристава – исполнителя МРОСП по ОИП УФССП по РТ ФИО2 о взыскании исполнительского сбора от 05.10.2020 года № 16001/20/132568;
о признании незаконным и отмене постановления ведущего судебного пристава-исполнителя МРОСП по ОИП УФССП по РТ ФИО2 об окончании исполнительного производства №20190/20/16001-ИП и возвращении ИД взыскателю от 13.10.2020 года № 16001/20/125058;
о признании незаконным и отмене постановления ведущего судебного пристава-исполнителя МРОСП по ОИП УФССП по РТ ФИО2 от 15.10.2020 года №16001/20/125744 о возбуждении исполнительного производства №62077/20/16001-ИП,
о приостановлении исполнительного производства №62077/20/16001-ИП от 15.10.2020 по взысканию исполнительного сбора на сумму 25 283 697 руб. 18 коп. до вступления в законную силу судебного акта по рассмотрению настоящего заявления,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Производственно-строительное объединение "Казань" обратилось в суд с заявлением к временно исполняющему обязанности начальника отдела - старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнительным производствам ФИО1, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан ФИО2 о признании незаконным и отмене:
- постановления врио начальника отдела – старшего судебного пристава МРОСП по ОИП УФССП по РТ ФИО1 об отмене окончания ИП от 05.10.2020 года №16001/20/123567;
- постановления ведущего судебного пристава – исполнителя МРОСП по ОИП УФССП по РТ ФИО2 о взыскании исполнительского сбора от 05.10.2020 года № 16001/20/132568;
- постановления ведущего судебного пристава-исполнителя МРОСП по ОИП УФССП по РТ ФИО2 об окончании исполнительного производства №20190/20/16001-ИП и возвращении ИД взыскателю от 13.10.2020 года № 16001/20/125058;
- постановления ведущего судебного пристава-исполнителя МРОСП по ОИП УФССП по РТ ФИО2 от 15.10.2020 года №16001/20/125744 о возбуждении исполнительного производства №62077/20/16001-ИП,
- о приостановлении исполнительного производства №62077/20/16001-ИП от 15.10.2020 по взысканию исполнительного сбора на сумму 25 283 697 руб. 18 коп. до вступления в законную силу судебного акта по рассмотрению настоящего заявления, с привлечением взыскателя по исполнительному производству – ООО «Казань ЭКСПО», взыскателя по исполнительскому сбору – УФССП по РТ.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 ноября 2020 года в удовлетворении заявления отказано. Заявление о приостановлении исполнительного производства удовлетворено. Приостановлено исполнительное производство № 62077/20/16001-ИП от 15.10.2020 по взысканию исполнительского сбора на сумму 25 283 697 руб. 18 коп. до вступления в законную силу судебного акта.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Производственно-строительное объединение "Казань" просит решение суда первой инстанции отменить и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "Производственно-строительное объединение "Казань" доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Судебное заседание отложено с 01.03.2021 на 31.03.2021 на 10 час. 20 мин.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания, отложении судебного разбирательства, размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание 31.03.2021 лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в вынесением нового судебного акта по следующим основаниям.
Как усматривается из представленных по делу документов, 30.01.2020 судебным приставом-исполнителем Вахитовского РОСП г.Казани ФИО3 на основании выданного Арбитражным судом РТ в рамках дела №А65-17829/2019 исполнительного листа было возбуждено исполнительное производство №230184/20/16033-ип о взыскании с должника в пользу взыскателя задолженности в размере 361 195 674 рублей.
Должнику был установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
13.03.2020 было вынесено постановление о передаче исполнительного производства в МРОСП г.Казани.
24.03.2020 судебным приставом-исполнителем МРОСП по ОИП ФИО4 вынесено постановление от 24.03.2020 о принятии исполнительного листа к исполнению.
В связи с отзывом взыскателем исполнительного листа исполнительное производство было окончено, о чем вынесено постановление от 05.06.2020.
05.10.2020 врио начальника отдела ФИО1 вынесено постановление об отмене постановления об окончании исполнительного производства от 05.06.2020, исполнительное производство возобновлено.
Этим же днем, ведущим судебным приставом – исполнителем МРОСП по ОИП УФССП по РТ ФИО2 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора от 05.10.2020, а 13.10.2020 вынесено постановление об окончании исполнительного производства №20190/20/16001-ип
15.10.2020 судебным приставом-исполнителем МРОСП по ОИП УФССП по РТ ФИО2 вынесено постановление от 15.10.2020 №16001/20/125744 о возбуждении исполнительного производства №62077/20/16001-ИП по взысканию исполнительского сбора.
Не согласившись с данными постановлениями ответчиков, должник обратился в Арбитражный суд РТ с заявлением о признании их незаконными и о приостановлении исполнительного производства по взысканию исполнительского сбора.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал, что то обстоятельство, что исполнительный документ был возвращен взыскателю по его заявлению, а исполнительное производство окончено, не влияет на правомерность вынесения оспариваемого постановления о взыскании исполнительского сбора, поскольку в данном случае определяющим фактором для взыскания исполнительского сбора является нарушение должником установленного срока для добровольного исполнения, вне зависимости от дальнейшей судьбы исполнительного документа, постановление о взыскании сбора было вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, поэтому является законным и обоснованным.
Арбитражный апелляционный суд не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции, поскольку постановление о взыскании исполнительского сбора было вынесено с нарушением процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", по следующим основаниям.
Своевременное совершение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения является одним из основных принципов исполнительного производства (пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"). Исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно и на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. К таким действиям в том числе относится взыскание исполнительского сбора (пункт 13 части 1 статьи 64 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства; исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Приведенные выше нормы в их взаимосвязи с положениями частей 6, 15, 16 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", устанавливающих в том числе порядок возбуждения исполнительного производства, свидетельствуют о том, что исполнительский сбор будучи по своей юридической природе мерой публично-правовой ответственности применяется судебным приставом-исполнителем только в период исполнения исполнительного производства и не может быть наложен на должника после окончания исполнительного производства.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности.
Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности.
Судом апелляционной инстанции установлено, что 30.01.2020 судебным приставом-исполнителем Вахитовского РОСП г.Казани ФИО3 на основании выданного Арбитражным судом РТ в рамках дела №А65-17829/2019 исполнительного листа было возбуждено исполнительное производство №230184/20/16033-ип о взыскании с должника в пользу взыскателя задолженности в размере 361 195 674 рублей.
Должнику был установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
13.03.2020 было вынесено постановление о передаче исполнительного производства в МРОСП г.Казани.
24.03.2020 судебным приставом-исполнителем МРОСП по ОИП ФИО4 вынесено постановление от 24.03.2020 о принятии исполнительного листа к исполнению.
В связи с отзывом взыскателем исполнительного листа исполнительное производство было окончено, о чем вынесено постановление от 05.06.2020.
05.10.2020 спустя 4 месяца после окончания исполнительного производства врио начальника отдела ФИО1 в отсутствие исполнительного документа, являющегося основанием для возбуждения исполнительного производства, вынесено постановление об отмене постановления об окончании исполнительного производства от 05.06.2020, исполнительное производство возобновлено.
Этим же днем, ведущим судебным приставом – исполнителем МРОСП по ОИП УФССП по РТ ФИО2 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора от 05.10.2020, а 13.10.2020 вынесено постановление об окончании исполнительного производства №20190/20/16001-ип.
15.10.2020 судебным приставом-исполнителем МРОСП по ОИП УФССП по РТ ФИО2 вынесено постановление от 15.10.2020 №16001/20/125744 о возбуждении исполнительного производства №62077/20/16001-ИП по взысканию исполнительского сбора.
Судом апелляционной инстанции установлено, что фактическим основанием принятия постановления об отмене постановления об окончании исполнительного производства от 05.06.2020, и возобновлении исполнительного производства явилась необходимость вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора (которое не было вынесено в период до окончания основного исполнительного производства) и проведения исполнительских действий по взысканию такого сбора.
Часть 9 статьи 47 Закона об исполнительном производстве предоставляет старшему судебному приставу-исполнителю право отмены по собственной инициативе либо по заявлению взыскателя постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторных, мер принудительного исполнения.
Как следует из материалов дела, 04.06.2020 взыскатель ООО "Казань ЭКСПО" обратился в МРОСП по ОИП УФССП России по Республике Татарстан с заявлением об отзыве исполнительного листа о взыскании с ООО "ПСО "Казань" 361 195 674,45 руб. На основании данного заявления об отзыве исполнительного документа судебным приставом-исполнителем МРОСП по ОИП УФССП России по Республике Татарстан 05.06.2020 вынесено постановление об окончании исполнительного производства и возращении исполнительного документа взыскателю.
Таким образом, до окончания основного исполнительного производства 05.06.2020 судебным приставом-исполнителем не было вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора, что подтверждается постановлением об окончании исполнительного производства от 05.06.2020, где указано: остаток неосновного долга - 0 руб., т.е. ни сбора, ни каких-либо иных расходов в рамках основного исполнительного производства до его окончания с должника не взыскивались.
Таким образом, необходимость совершения после 05.06.2020 каких-либо исполнительных действий, направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (пункт 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве) отсутствовала.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что на момент возобновления основного исполнительного производства 05.10.2020 (спустя 4 месяца после отзыва исполнительного листа и окончания исполнительного производства) у судебного пристава-исполнителя отсутствовал оригинал исполнительного листа, поскольку еще 05.06.2020 был возвращен взыскателю по его заявлению.
Окончание исполнительного производства в связи с отзывом взыскателем исполнительного листа препятствует принятию решения о возобновлении исполнительного производства в связи с отсутствием исполнительного документа, являющегося основанием для возбуждения исполнительного производства (часть 1 статьи 30 Закона об исполнительном производстве). Возобновление исполнительного производства в этом случае возможно только при повторном предъявлении взыскателем к исполнению ранее отозванного исполнительного документа, в этом случае с учетом подпункта 2 пункта 5 статьи 112 Закона об исполнительном производстве возможно принятие нового постановления о взыскании исполнительского сбора, если ранее принятое постановление о взыскании исполнительского сбора было отменено.
Возбуждение же исполнительного производства по взысканию исполнительского сбора по оконченному основному исполнительному производству в соответствии с пунктом 16 статьи 30, пунктом 7 статьи 47 Закона об исполнительном производстве возможно только во исполнение постановлений о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем только в процессе исполнения исполнительного документа до окончания исполнительного производства.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии убедительных доказательств нарушения оспоренными постановлениями законных прав и интересов должника не основан на обстоятельствах дела. В данном случае оспоренными постановлениями на ООО "ПСО "Казань" в силу статьи 50 Закона об исполнительном производстве возлагаются обязанности стороны исполнительного производства в связи с восстановлением статуса должника, утраченного им с принятием постановления от 05.06.2020 об окончании исполнительного производства, неправомерность восстановления статуса должника нарушает законные права и интересы организации.
Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2020 № 2293-О, при этом согласно части 15 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника исполнительского сбора, наложенного в процессе исполнения исполнительного документа, исполняется без возбуждения по нему отдельного исполнительного производства до окончания исполнительного производства, в ходе которого вынесено данное постановление. В силу части 16 той же статьи в ее взаимосвязи с частью 7 статьи 47 указанного Федерального закона после окончания основного исполнительного производства самостоятельное исполнительное производство по постановлению о взыскании с должника исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, возбуждается, если данное постановление вынесено в ходе основного исполнительного производства, но не исполнено до его окончания.
С учетом обстоятельств данного дела должностные лице не вправе были отменять постановление об окончании исполнительного производства и возобновлять исполнительное производство только для целей вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
При таких обстоятельствах нельзя признать законными, вынесенными с соблюдением процедуры, установленной Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", оспариваемые заявителем постановления врио начальника отдела – старшего судебного пристава МРОСП по ОИП УФССП по РТ ФИО1 об отмене окончания исполнительного производства от 05.10.2020 №16001/20/123567; ведущего судебного пристава-исполнителя МРОСП по ОИП УФССП по РТ ФИО2 о взыскании исполнительского сбора от 05.10.2020 №16001/20/123568; ведущего судебного пристава-исполнителя МРОСП по ОИП УФССП по РТ ФИО2 об окончании исполнительного производства №20190/20/16001-ИП и возвращении ИД взыскателю от 13.10.2020 №16001/20/125058 и ведущего судебного пристава-исполнителя МРОСП по ОИП УФССП по РТ ФИО2 от 15.10.2020 №16001/20/125744 о возбуждении исполнительного производства №62077/20/16001-ИП, поскольку они противоречат требованиям пунктов 7 и 9 статьи 47, части 1 статьи 30 Закона об исполнительном производстве, и неправомерно возлагают на ООО "ПСО "Казань" обязанности должника в исполнительном производстве.
В соответствии с пунктом 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 № 12 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции» по результатам рассмотрения дела арбитражный суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 Кодекса), и принимает новый судебный акт.
В рассматриваемом случае решение суда подлежит отмене по пункту 4 части 1 статьи 270 АПК РФ и пункту 3 части 1 статьи 270 АПК РФ как вынесенное с нарушением норм материального права, при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, с принятием судом апелляционной инстанции нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 ноября 2020 года по делу №А65-25125/2020 отменить.
Принять новый судебный акт.
Заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "Производственно-строительное объединение "Казань" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Врио начальника отдела – старшего судебного пристава МРОСП по ОИП УФССП по РТ ФИО1 об отмене окончания исполнительного производства от 05.10.2020 №16001/20/123567.
Признать незаконным и отменить постановление ведущего судебного пристава-исполнителя МРОСП по ОИП УФССП по РТ ФИО2 о взыскании исполнительского сбора от 05.10.2020 №16001/20/123568.
Признать незаконным и отменить постановление ведущего судебного пристава-исполнителя МРОСП по ОИП УФССП по РТ ФИО2 об окончании исполнительного производства №20190/20/16001-ИП и возвращении ИД взыскателю от 13.10.2020 №16001/20/125058.
Признать незаконным и отменить постановление ведущего судебного пристава-исполнителя МРОСП по ОИП УФССП по РТ ФИО2 от 15.10.2020 №16001/20/125744 о возбуждении исполнительного производства №62077/20/16001-ИП.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий Н.В. Сергеева
Судьи В.А. Корастелев
И.С. Драгоценнова