ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-26171/2021 от 19.07.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-19599/2022

г. Казань                                                 Дело № А65-26171/2021

26 июля 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Закировой И.Ш.,

судей Мосунова С.В., Мухаметшина Р.Р.,

при участии представителей:

Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения - Национального Банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской
Федерации – Шарипова Р.З., доверенность от 16.07.2021,

в отсутствие:

кредитного потребительского кооператива «Приволжский Фонд Сбережений» (ОГРН 1101690015240, ИНН 1655190280) в лице конкурсного управляющего Сытдыкова Ильдара Гумаровича – извещен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу кредитного потребительского кооператива «Приволжский Фонд Сбережений» в лице конкурсного управляющего Сытдыкова Ильдара Гумаровича

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.01.2022 и
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда
от 12.04.2022

по делу №А65-26171/2021

по заявлению кредитного потребительского кооператива «Приволжский Фонд Сбережений» (ОГРН 1101690015240, ИНН 1655190280) в лице конкурсного управляющего Сытдыкова Ильдара Гумаровича к Центральному банку Российской Федерации в лице Отделения - Национального Банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской
Федерации (ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133) об отмене постановления, о признании не соответствующими нормативным правовым актам представление, об обязании отменить представление,

УСТАНОВИЛ:

Кредитный потребительский кооператив "Приволжский Фонд Сбережений" в лице конкурсного управляющего Сытдыкова Ильдара Гумаровича (далее – заявитель, кооператив) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Центральному банку Российской Федерации в лице Отделения - Национального Банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации (далее – заинтересованное лицо, административный орган) об отмене постановления Отделения – Национального банка по РТ Волго-Вятского главного управления Центрального банка РФ № 21-6342/3110-1 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № ТУ-92-ЮЛ-21-6342 от 08.10.2021 и прекращении производства по делу об административном правонарушении; опризнании не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права и свободы, законные интересы заявителя Представления Отделения - Национального Банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации от 08.10.2021г. №ТУ-92-ЮЛ-21-6342/3130-1; об обязании Отделения - Национального Банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации отменить представление от 08.10.2021г. №ТУ-92- ЮЛ-21-6342/3130-1.

Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.12.2021 требования заявителя, предъявленные по двум делам: №А65-26171/2021 и №А65-27915/2021 в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ПК РФ) объединены в одно производство с присвоением единого номера дела №А65-26171/2021.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.01.2022 в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда
от 12.04.2022 решение Арбитражного суда Республики Татарстан оставлено без изменения.

В кассационной жалобе кооператив просит названные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

В обоснование доводов жалобы, заявитель указывает, что им предприняты все зависящие от него меры для получения необходимой документации, в том числе и документов, содержащих электронную цифровую подпись и необходимых для доступа в личный кабинет участника финансового рынка для получения предписаний Банка России и сдачи предусмотренной законодательством отчетности.

В отзыве на кассационную жалобу административный орган указывает, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, доводы заявителя жалобы несостоятельными, просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановлением от 08.10.2021 № 21-6342/3110, вынесенным по административному делу № ТУ-92-ЮЛ-21-6342 Кредитный потребительский кооператив «Приволжский фонд сбережений» привлечен к административной ответственности в связи с невыполнением в установленный срок предписания Банка России от 26.07.2021 № Т128-99-2/19334 по части 9.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначен штраф в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

По результатам рассмотрения административного дела Кредитному потребительскому кооперативу «Приволжский фонд сбережений» вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 08.10.2021 № ТУ-92-ЮЛ-21-6342/3130-1.

Полагая, что указанное постановление и представление являются незаконными, кооператив обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 9.1. статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России, вынесенного при осуществлении надзора за деятельностью кредитного потребительского кооператива, общее число членов которого не превышает три тысячи физических и (или) юридических лиц, с размером активов, не превышающим определенного нормативным актом Банка России в соответствии с законодательством о кредитной кооперации значения, сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, общее число членов и ассоциированных членов которого не превышает три тысячи физических и (или) юридических лиц, с размером активов, не превышающим определенного нормативным актом Банка России в соответствии с законодательством о сельскохозяйственной кооперации значения, или жилищного накопительного кооператива, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Банк России устанавливает обязательные для некредитных финансовых организаций сроки и порядок составления и представления отчётности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами (статья 76.6 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее – Закон о Центральном банке)

Частью 3 статьи 28 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ "О кредитной кооперации" (Закон о кредитной кооперации) установлено, что кредитные кооперативы, количество членов которых превышает три тысячи физических и (или) юридических лиц, кредитные кооперативы второго уровня, а также кредитные кооперативы, не вступившие в члены саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, представляют в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и персональном составе органов кредитного кооператива.

Формы, сроки и порядок составления и представления в Банк России отчёта о деятельности кредитного потребительского кооператива и отчёта о персональном составе органов кредитного потребительского кооператива установлены Указанием Банка России от 02.02.2021 № 5722-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчётности и иных документов и информации кредитных потребительских кооперативов» (далее – Указание № 5722-У).

Отчёт о деятельности кредитного потребительского кооператива представляется кредитным потребительским кооперативом (далее также – КПК) и саморегулируемой организацией в сфере финансового рынка, объединяющей КПК (далее - СРО), в Банк России в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа КПК или СРО соответственно, в соответствии с порядком взаимодействия Банка России с некредитными финансовыми организациями и СРО, определенным на основании части 8 статьи 76.9 Федерального закона № 86-ФЗ (пункт 1 Указания № 5722-У).

Согласно пункту 1 Порядка и сроков составления и представления отчета о деятельности кредитного потребительского кооператива, установленных в приложении 1 к Указанию № 5722-У, отчёт о деятельности КПК составляется и представляется в Банк России по всем разделам, за исключением разделов V, X и XI, ежеквартально (за первый квартал, полугодие, девять месяцев, год (далее также - отчётный период) нарастающим итогом с начала календарного года в срок не позднее 15 рабочих дней по окончании отчётного периода.

Помимо этого, в соответствии с Указанием Банка России от 19.12.2019 № 5361-У «О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета» (далее – Указание № 5361-У) некредитные финансовые организации должны представлять в Банк России документы (сведения), в том числе отчётность, запросы и ответы на запросы Банка России посредством личного кабинета, ссылка на который размещена на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - личный кабинет).

 Документы (сведения) некредитной финансовой организации и документы Банка России, представляемые в электронной форме, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью юридического или физического лица, а также по решению некредитной финансовой организации, Банка России соответственно зашифрованы с применением сертифицированных средств криптографической защиты информации (далее - электронный документ).

Кредитный потребительский кооператив «Приволжский фонд сбережений» внесён Банком России в Государственный реестр кредитных потребительских кооперативов под номером 178, в соответствии с данными которого он не является членом ни одной из саморегулируемых организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации (дата исключения из членов саморегулируемой организации «Межрегиональный союз кредитных кооперативов «Опора кооперации»» – 04.08.2017).

Следовательно, кооператив обязан представлять в Банк России документы, содержащие отчетность и иные документы, и информацию, установленные Законом о кредитной кооперации, другими федеральными законами и нормативными актами Банка России.

Проверяющими, по результатам обработки отчетности, установлено, что кооператив не представил отчет по форме ОКУД 0420820 «Отчет о деятельности кредитного потребительского кооператива» за полугодие 2021 года (далее – Отчет). В адрес кооператива направлено Предписание Банка России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 26.07.2021 № Т128-99-2/19334 (далее - Предписание), согласно которому Кооперативу в срок не позднее 10-ти рабочих дней с даты получения Предписания надлежало: устранить нарушение законодательства Российской Федерации, направив в Банк России Отчет; представить в Банк России ответ на Предписание с приложением документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований.

В порядке пунктов 4.1, 4.2 Указания № 5361-У предписание, подписанное усиленной квалифицированной подписью Банка России, размещено в личном кабинете Кооператива 26.07.2021 в 14 час. 13 мин. (идентификатор ЛК 450360B6-079E-4AA6-8DF2-B03E517A717E), что подтверждается информацией о размещении документа в личном кабинете Кооператива и считается полученным кооперативом 27.07.2021 в 14 час. 13 мин.

По результатам проверки административным органом установлено, что по состоянию на 16.08.2021 Отчет не представлен, какие-либо документы от Кооператива в ответ на Предписание не поступали, что подтверждается скриншотами страницы информационного ресурса Банка России «Система мониторинга приема отчетности» (http://10.181.9.49/Home/Packages), а также из Автоматизированной системы ведения фонда электронных сообщений (далее – АС ФЭС) по состоянию на 07.09.2021.

Как следует из письма Центра по обработке отчётности г.Тверь от 08.10.2021 Вх. № 4- 97968, Предписание не исполнено и остаётся на контроле.

При этом доводы заявителя о невозможности исполнения Предписания в установленный срок в связи со сменой конкурсных управляющих, отсутствии у конкурсного управляющего Сытдыкова И.Г. информации от конкурсного управляющего Урминой Л.Н. о наличии личного кабинета свидетельствуют о наличии внутриорганизационных проблем в Кредитного потребительского кооператива «Приволжский фонд сбережений» и, учитывая требования пункта 4.2 Указания № 5361-У, не являются основанием для освобождения Кредитного потребительского кооператива «Приволжский фонд сбережений» от административной ответственности.

Таким образом, правильно применив указанные выше нормы права, оценив фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела, доводы и возражения сторон в их совокупности, в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, суды установили факт неисполнения кооперативом законного предписания административного органа, обоснованно сделав вывод о наличии в действиях кооператива события административного правонарушения, предусмотренного частью 9.1 статьи 19.5 КоАП РФ.

Признавая наличие вины кооператива в совершенном правонарушении, в соответствии с положениями статей 1.5, 2.1 КоАП РФ, суды исходили из наличия у заявителя возможности для исполнения в установленный срок требований предписания и отсутствия доказательств объективной невозможности их соблюдения.

При таких обстоятельствах, суды правомерно пришли к выводу о наличии в действиях кооператива состава административного правонарушения, предусмотренного частью 9.1 статьи 19.5 КоАП РФ.

Привлечение заявителя к административной ответственности осуществлено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

Существенных нарушений процедуры производства по делу и привлечения кооператива к административной ответственности не установлено. Руководствуясь частью 3 статьи 25.15 КоАП РФ, частью 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 24.1 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» и Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 № 60 «О внесении дополнений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях», пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица», суды  установили, что вся корреспонденция административным органом направлялась по юридическому адресу кооператива, указанному в ЕГРЮЛ (420073, Республика Татарстан, г.Казань, ул.Гвардейская, д.16Б, офис 402), сведения об ином месте нахождения у административного органа отсутствовали, заявлений от кооператива о направлении почтовой корреспонденции по другим адресам не поступало, в материалах административного дела отсутствуют. Суды обоснованно посчитали, что изложенные обстоятельства не исключают производство по делу, поскольку лицо, в отношении которого ведется производство по делу, в силу позиций, высказанных Пленумом Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, считается извещенным о времени и месте рассмотрения дела в случае, когда с указанного в ЕГРЮЛ адреса, до рассмотрения дела поступило сообщение о не вручении или невозможности вручения.

При определении меры наказания судами учтены обстоятельства, влияющие на размер наказания, и назначен минимальный размер штрафа в пределах санкции части 9.1 статьи 19.5 КоАП РФ - 50 000 рублей.

Оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены административного штрафа на предупреждение судами не установлено, поскольку часть 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ исключает возможность замены административного штрафа предупреждением при привлечении к административной ответственности по статье 19.5 КоАП РФ.

С учетом установленных обстоятельств дела, характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, суды также не усмотрели оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.

При установленных обстоятельства судами обеих инстанций обоснованно отказано кооперативу в удовлетворении заявленных требований.

В силу части 2 статьи 29.13 КоАП РФ организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, вынесшим представление.

Поскольку оспариваемое постановление признанно судами правомерным, представление от 08.10.2021 №ТУ-92-ЮЛ-21-6342/3130-1 вынесенное на основании правонарушения, установленного указанным постановлением, также является правомерным, основанным на нормах действующего законодательства.

Доводы кооператива, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают, основаны на ошибочном толковании заявителем норм материального права. По сути приведенные доводы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статей 286, 287 АПК РФ.

Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом интересов, судом кассационной инстанции при рассмотрении данной кассационной жалобы не установлено (пункт 3 статьи 288.2 АПК РФ).

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.01.2022 и
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда
от 12.04.2022 по делу № А65-26171/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                                    И.Ш. Закирова

Судьи                                                                                               С.В. Мосунов

                                                Р.Р. Мухаметшин