ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А65-27966/14 от 06.04.2015 АС Республики Татарстан

            ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

    www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

09 апреля 2015 года                                                                             Дело № А65-27966/2014

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена: 06 апреля 2015 года

Постановление в полном объеме изготовлено:  09 апреля 2015 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,

судей Семушкина В.С., Филипповой Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,

с участием: от общества с ограниченной ответственностью «Рада» - до перерыва представитель ФИО1 (копия решения № 1/13 от 08.11.2013 года), после перерыва представитель не явился, извещено,

от Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта и алкогольной продукции и защите прав потребителей (Госалкогольинспекция Республики Татарстан)  - до и после перерыва представитель не явился, извещена,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале № 3, дело по  апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Рада» на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.02.2015 года по делу  № А65-27966/2014 (судья Шайдуллин Ф.С.), принятое по заявлению Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта и алкогольной продукции и защите прав потребителей (Госалкогольинспекция Республики Татарстан), к обществу с ограниченной ответственностью «Рада», г. Казань (ОГРН <***>, ИНН <***>), о привлечении к административной ответственности, предусмотренных частью 2 статьи 14.16 и частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ,

                                                    УСТАНОВИЛ:

Государственная инспекция Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта и алкогольной продукции и защите прав потребителей (Госалкогольинспекция Республики Татарстан) (далее – заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Рада» (далее - ответчик), к административной ответственности по ч.2 ст. 14.16 и ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.02.2015 года заявленные требования удовлетворены. Общество с ограниченной ответственностью «Рада», привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 и частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере двести пятьдесят тысяч рублей с конфискацией алкогольной продукции, изъятой по протоколу изъятия № 00128 от 21 октября 2014.

Не согласившись с выводами суда, общество с ограниченной ответственностью «Рада» подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции жалобу - удовлетворить. По мнению подателя жалобы судом неправильно применены нормы материального права, применены нормы права, не соответствующие составу административного правонарушения, факт реализации алкогольной продукции не подтвержден, имеющийся в материалах дела кассовый чек от 21.10.2014г. является предчеком (незакрытым чеком), заявитель не извещался о дате, времени и месте рассмотрения дела судом.

Госалкогольинспекция Республики Татарстан апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.

Представитель общества с ограниченной ответственностью «Рада» в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.

В судебное заседание 01.04.2015 представитель Госалкогольинспекции Республики Татарстан не явился, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещен.

В судебном заседании 01.04.2015 в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 12 час. 10 мин.            06.04.2015. Информация о перерыве была опубликована на официальном сайте суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.

После перерыва рассмотрение дела продолжено.

В судебное заседание после перерыва представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.

Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.

Заявителем в ходе уточнения содержащейся в обращении потребителя (вх.492-0 от 16.10.2014) информации, указывающей на наличие события административного правонарушения, в отношении ООО «Рада», вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 21.10.2014 № 000051 и 21 октября 2014 года в 19:54 в торговом объекте «Золотой Микрофон», где хозяйственную деятельность осуществляет ООО «Рада» (<...>) обнаружен и установлен факт розничной продажи водки «Столичная», емкостью 0,5 л, с содержанием алкоголя 40% об., по цене 1000 рублей в количестве 1 бутылки без лицензии на право розничной продажи алкогольной продукции и без товаросопроводительных документов.

В реализации также находилась следующая алкогольная продукция:

водка «Столичная», емкостью 0,5л., с содержанием алкоголя 40% об., производства ОАО Московский завод «Кристалл», с датой розли<в"а 27.05.2014. регистрационный номер партии 03677171, по цене 1000,00 рублей за 1 бутылку в количестве 2 бутылок (в одной бутылке около 300 грамм);

виски шотландские купажированные «Джонни Уокер БлейкЛейбл», емкостью 0,7л., с содержанием алкоголя 43% об., производства Шотландия, с датой розлива 17.09.2014. регистрационный номер партии 03518961, по цене 5600,00 рублей за 1 бутылку в количестве 2 бутылок (в одной бутылке около 75 грамм);

виски ирландские «Джемесон», емкостью 0,5л., с содержанием алкоголя 40% об., производства Ирландия, с датой розлива 16.07.2014, регистрационный номер партии 03711151, по цене 2750,00 рублей за 1 бутылку в количестве 2 бутылок (в одной бутылие около 70 грамм);

водка  «Ханская»,   емкостью  0,5л.,  с  содержанием   алкоголя   -производства Филиал ОАО «Татспиртпром «Казанский ликеро-водочный завод», с розлива 22.09.2014, регистрационный номер партии 719420, по цене 1100,00 рублей в количестве 1 бутылки (в бутылке около 300 грамм);

водка «Пять Озер», емкостью 0,5л., с содержанием алкоголя 40% об., производства ООО «Омсквинпром», г.Омск, с датой розлива 14.12.2013, регистрационный номер партии 03649911, по цене 900,00 рублей в количестве 1 бутылки (в бутылке около 150 грамм);

водка «Волюта», емкостью 0,5 л., с содержанием алкоголя 40% об., производства ООО ТД «Медведь», Тульская область, с датой розлива 12.05.2014, регистрационный номер партии 03669351, по цене 2000,00 рублей в количестве 1 бутылки (в бутылке около 300 грамм);

коньяк «Арарат» 3 звездочки, емкостью 0,5л., с содержанием алкоголя 40% об., производства ЗАО «Ереванский коньячный завод», Армения, г.Ереван, с датой розлива 25.04.2014, регистрационный номер партии 03663971, по цене 2000,00 рублей в количестве 1 бутылки (в бутылке около 200 грамм);

коньяк «Арарат» 3 звездочки, емкостью 0,5л., с содержанием алкоголя 40% об., производства ЗАО «Ереванский коньячный завод», Армения, г.Ереван, с датой розлива 21.02.2014, регистрационный номер партии 03620231, по цене 2000,00 рублей в количестве 1 бутылки (в бутылке около 50 грамм);

коньяк «Арарат» 5 звездочек, емкостью 0,5л., с содержанием алкоголя 40% об., производства ЗАО «Ереванский коньячный завод», Армения, г.Ереван, с датой розлива 07.04.2014, регистрационный номер партии 03680621, по цене 2145,00 рублей в количестве 1 бутылки (в бутылке около 350 грамм);

ром «Бакарди» Суперион», емкостью 0,5л., с содержанием алкоголя 40% об., производства США, с датой розлива 03.09.2013, регистрационный номер партии 03575491, по цене 2500,00 рублей в количестве 1 бутылки (в бутылке около 450 грамм);

ром «Гавана Клуб Аньеко» 3 года, емкостью 0,7л., с содержанием алкоголя 40% об., производства Куба, с датой розлива 10.01.2014, регистрационный номер партии 03596451, по цене 2500,00 рублей в количестве 1 бутылки (в бутылке около 150 грамм);

текила «Омега Белая класико», емкостью 0,7л., с содержанием алкоголя 40% об., производства Мексика, с датой розлива 25.01.2014, регистрационный номер партии 03679441, по цене 4600,00 рублей в количестве 1 бутылки (в бутылке около 300 грамм);

джин «Периганс», емкостью 0,7л., с содержанием алкоголя 40% об., производства Испания, датой розлива 28.04.2012, регистрационный номер партии 03224011, по цене 2000,00 рублей в количестве 1 бутылки (в бутылке около 150 грамм);

виски шотландские «Джонни Уокер Рэд Лейбл», емкостью 0,7л., с содержанием алкоголя 40% об., производства Шотландия, с датой розлива 01.10.2013,

регистрационный номер партии 03549381, по цене 3500,00 рублей в количестве 1 бутылки (в бутылке около 50 грамм);

ликер крепкий «Куантро», емкостью 0,5л., с содержанием алкоголя 40% об., производства Франция, с датой розлива 04.09.2013, регистрационный номер партии 03652511, по цене 3500,00 рублей в количестве 1 бутылки (в бутылке около 100 грамм);

текила «Сауза Сильвер», емкостью 0,5л., с содержанием алкоголя 40% об., производства Мексика», с датой розлива 29.05.2013, регистрационный номер партии 03488521 в количестве 1 бутылки (в бутылке около 100 грамм).

Указанная алкогольная продукция указана в карте бара для потребителей и выставлена на витрине в баре. Информация о том, что данная продукция не предназначена для продажи отсутствовала, факт реализации водки «Столичная» подтверждается кассовым чеком от 21.10.2014 с наименованием продавца ООО «Рада» (л.д. 34-47).

Реализация алкогольной продукции осуществлялась без лицензии на право розничной продажи алкогольной продукции и без товаросопроводительных документов.

По данному факту должностным лицом заявителя с участием оперуполномоченного в присутствии бармена-официанта ответчика и двух понятых составлены: протокол осмотра № 010337 от 21.10.2014; протокол изъятия алкогольной продукции № 00128 от 21.10.2014 в количестве 19 бутылок.

21.10.2014 взято объяснение бармена-официанта ФИО2

Должностным лицом заявителя 05 ноября 2014 года в присутствии законного представителя - директора общества составлен протокол об административном правонарушении № 001121, в котором отражены нарушения ответчиком требований Федерального закона Российской Федерации от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции», постановления Правительства РФ от 31.12.2005 № 864 «О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию», подпадающие под административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.16 и частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Рада» к административной ответственности, предусмотренных частью 2статьи 14.16 и частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.

Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых заявление удовлетворено.

Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.

Пунктом 2 ст. 18 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» предусмотрено лицензирование деятельности по розничной продаже алкогольной продукции.

Согласно пункту 1 статьи 16 Закона розничная продажа алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) осуществляется организациями.

Запрет на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии предусмотрен пунктом 1 статьи 26 Закона.

Пунктом 10 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55, предусмотрено, что если деятельность, осуществляемая продавцом, подлежит лицензированию, то он обязан предоставить информацию о номере и сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем. Указанная информация размещается в удобных для ознакомления покупателя местах.

Частью 3 ст. 14.17 КоАП РФ за производство или оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии предусмотрено привлечение к ответственности в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона Российской Федерации от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции» запрещается оборот алкогольной продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборота.

Статьей 10.2 Закона № 171-ФЗ предусмотрено, что оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортная накладная; справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированного этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции); справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 10.2 Закона № 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 статьи 10.2 Закона № 171-ФЗ, считается продукцией, находящейся в незаконном обороте.

В силу статьи 25 указанного Закона № 171-ФЗ спиртосодержащая продукция, если она реализуется без документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота, подлежит изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов.

Ответчиком, в нарушение указанных требований, а также постановления Правительства РФ от 31.12.2005 № 864 «О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию» алкогольная продукция реализовывалась в баре без соответствующей лицензии и без надлежаще оформленных товаротранспортных документов (товарно-транспортной накладной; справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной; сертификата соответствия или декларации о соответствии).

Частью 2 ст.14.16 Кодекса в редакции Федерального закона от 21 декабря 2013 года № 365-ФЗ за оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, предусмотрено привлечение к административной ответственности в виде штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Субъектами данных административных правонарушений являются лица, на которых возлагаются обязанности по выполнению установленных правил производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Как верно указал суд, обстоятельства, подтверждающие событие административного правонарушения и вину ответчика в его совершении, отражены в протоколе об административном правонарушении, подтверждаются другими материалами административного производства.

Вина ООО «Рада» подтверждается протоколом осмотра помещений (территорий) и находящихся там вещей и документов, принадлежащих юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) от 21.10.2014 № 010337, протоколом изъятия алкогольной (спиртосодержащей) продукции, находящейся в незаконном обороте и (или) документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении от 21.10.2014 № 0128, письменным объяснением бармена, письменным объяснением директора общества в протоколе об административном правонарушении, картой бара, кассовым чеком от 21.10.2014, материалами фотосъемки.

Таким образом, в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности - ООО «Рада», имеются составы административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 14.16 и частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.

Процессуальные нарушения заявителем при проведении проверки и составлении протокола об административном правонарушении не допущены .

Суд первой инстанции, оценивая  характер и степень общественной опасности совершенного ответчиком правонарушения, правильно указал, что в данном конкретном случае указанные критерии не являются малозначительными

В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно части 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Судом установлено, что решением Арбитражного суда РТ от 25 декабря 2013 по делу № А65-27531/2013 ответчик уже был привлечен к административной ответственности за реализацию алкогольной продукции без лицензии.

Указанное обстоятельство, в силу п. 2 ч.1 ст. 4.3 КоАП РФ правомерно признано судом отягчающим административную ответственность обстоятельством, влекущим назначение административного штрафа в размере, превышающем минимально установленный частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ суд при вынесении постановления по делу об административном правонарушении должен решить вопрос о предметах административного правонарушения, независимо от привлечения лица к административной ответственности или прекращения производства по делу. Согласно подпункту 2 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.

В силу статьи 25 Закона № 171-ФЗ спиртосодержащая продукция, если она реализуется без документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота, подлежит изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов.

Таким образом, поскольку на изъятую у ответчика по протоколу № 000128 от 21.10.2014 алкогольную продукцию в количестве 19 бутылок отсутствуют товаросопроводительные документы, то она не может быть возвращена ответчику и правомерно конфискована судом.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно, всесторонне исследовал обстоятельства дела и представленные в дело доказательства, оценил их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии со статьями 170 Кодекса отразил результаты оценки в судебном акте, который отвечает требованиям статьи 15 Кодекса и не подлежит отмене или изменению.

Все доводы апелляционной жалобы были предметом исследования судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Иных выводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы, в апелляционной жалобе  не приведено.

При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемого судебного акта.

Ошибочно уплаченная по квитанции от 11.02.2015 года государственная пошлина в сумме 3000 рублей подлежит возврату обществу с ограниченной ответственностью «Рада» из федерального бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 101, 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.02.2015 года по делу           №А65-27966/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Рада» ошибочно уплаченную по квитанции от 11.02.2015 года государственную пошлину в сумме 3000 рублей. Справку на возврат государственной пошлины выдать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                 И.С.Драгоценнова

Судьи                                                                                                                В.С.Семушкин

                                                                                                                           Е.Г.Филиппова