АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-12088/2021
г. Казань Дело № А65-5797/2021
17 января 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 января 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Тюриной Н.А., Арукаевой И.В.,
при участии представителей:
истца – ФИО1 (доверенность от 10.01.2022 № 02),
ответчика – ФИО2 (доверенность от 12.04.2021 № 24), ФИО3 (доверенность от 12.04.2021 № 25),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЮИТ Сервис Казань»
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.07.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2021
по делу № А65-5797/2021
по исковому заявлению некоммерческой организации «Фонд Жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «ЮИТ Сервис Казань» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании денежных средств, обязании заключить договор,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация «Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан» (далее - НО «Фонд ЖКХ РТ», Фонд, истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «ЮИТ Сервис Казань» (далее – ООО «ЮИТ Сервис Казань», Общество, ответчик) о взыскании 16 121 180 руб. 73 коп. задолженности, 1 469 999 руб. 30 коп. процентов за пользование денежными средствами за период с 11.01.2017 по 30.09.2020 с дальнейшим их начислением по день фактической уплаты долга. Также истец просил суд обязать ответчика заключить договор о взаимодействии по вопросам обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.07.2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2021, исковые требования удовлетворены частично, с Общества в пользу Фонда взыскано 14 416 342 руб. 70 коп. задолженности, 804 191 руб. 23 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.03.2018 по 05.04.2020, проценты за пользование денежными средствами, начисленные на сумму задолженности 14 416 342 руб. 70 коп., начиная с 02.01.2021 по день фактической уплаты долга исходя из ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующие периоды просрочки, а также 102 003 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины; суд обязал ООО «ЮИТ Сервис Казань» заключить с НО «Фонд ЖКХ РТ» договор (соглашение) о взаимодействии по вопросам обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; в удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО «ЮИТ Сервис Казань» обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с несоответствием выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением ими норм права и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Заявитель жалобы считает, что является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, ссылаясь на то, что обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт лежит на собственниках помещений, а не на управляющей организации.
Подробнее доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу НО «Фонд ЖКХ РТ» просила оставить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители ответчика поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель истца возражала против ее удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, ООО «ЮИТ Сервис Казань» является управляющей организацией и осуществляет управление многоквартирными домами №3 лит. А (далее – МКД 1), №3 лит. Б. (МКД 2), №5 (МКД 3), №7 (МКД 4), расположенными по адресу: <...>; многоквартирными домами №40 (МКД 5), 44 (МКД 6), 46 (МКД 7), 50 (МКД 8), 52 (МКД 9) по ул. Сибгата Хакима, многоквартирным домом №20 корпус 2 (МКД 10) и корпус 1 (МКД 11) по ул. Закиева.
НО «Фонд ЖКХ РТ» создана в соответствии со статьей 178 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), Законом Республики Татарстан от 30.05.2013 № 52-ЗРТ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан» (далее – Закон № 52-ЗРТ), постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.06.2013 № 394 «О создании некоммерческой организации «Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан» (далее – Постановление № 394) и является специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан (региональный оператор).
В соответствии с ЖК РФ, Законом № 52-ЗРТ, постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 № 1146 «Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан» (далее – Постановление № 1146), постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 1230 от 25.12.2018 «О внесении изменений в Постановление № 1146», постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.09.2016 №612, собственники помещений в вышеперечисленных многоквартирных домах в определенные периоды должны были реализовать решение о способе формирования капитального ремонта и уплачивать соответствующие взносы.
Ввиду отсутствия принятого и реализованного в установленных законодательством порядке и сроки решения собственников помещений МКД 1-11 о выборе способа формирования фонда капитального ремонта Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани 30.12.2016, 08.12.2017 и 14.06.2019 приняты постановления №№ 5527, 5107 и № 2168, которыми определено формировать фонд капитального ремонта в отношении МКД 1-11 на счете регионального оператора.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указал на неисполнение ответчиком обязательств по вступлению с истцом в договорные правоотношения и перечислению региональному оператору взносов на капитальный ремонт в отношении домов МКД 1?11 в период с декабря 2016 года по сентябрь 2020 года.
Разрешая исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 309, 310, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статьями 155, 158, 169, 170, 171, 178, 180 ЖК РФ, статьями 2, 5, 8 Закона № 52-ЗРТ, постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.06.2013 № 450 «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан», с учетом частичного удовлетворения заявления ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, признали обоснованными требования истца о взыскании с ответчика задолженности по перечислению взносов в фонд капитального ремонта за период с 01.02.2018 по 30.09.2020 по МКД № 1 - 4, 8 - 10, за период с 15.02.2018 по 30.09.2020 по МКД № 5 - 7, за период с 01.09.2019 по 30.09.2020 по МКД 11 на общую 14 416 342 руб. 70 коп., а также начисленных в порядке статьи 329, 330, 395 ГК РФ процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.03.2018 по 05.04.2020 в размере 804 191 руб. 23 коп. с дальнейшим начислением начиная с 02.01.2021 по день фактической уплаты долга, исходя из ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующие периоды просрочки.
Также, руководствуясь статьями 160, 421, 435, 445 ГК РФ, частью 1 статьи 189, частью 7 статьи 170 ЖК РФ, частью 4 статьи 28 Закона Республики Татарстан № 64-ЗРТ от 06.04.2005 «Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан», Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан №729 от 08.10.2016 «Об утверждении Краткосрочного плана реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 №1146, в 2017 - 2019 годах», Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.12.2019 № 1220 «Об утверждении Краткосрочного плана реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 № 1146 «Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан», в 2020 – 2022 годах», признали подлежащим удовлетворению требование истца о возложении на ответчика обязанности заключить с истцом договор (соглашение) о взаимодействии по вопросам обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Судебная коллегия суда округа соглашается с выводами судов.
Так, в силу пункта 2 части 2 статьи 154 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт включены в плату за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Право собственников помещений в многоквартирном доме на денежные средства фонда капитального ремонта, образованного за счет их взносов, конкретизировано в разделе IX ЖК РФ, в соответствии с которым фонд капитального ремонта формируется путем перечисления взносов собственников помещений на специализированный счет либо путем их перечисления на счет регионального оператора (часть 3 статьи 170 ЖК РФ).
Согласно части 7 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Законом № 52-ЗРТ определено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в МКД по истечении двух календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которую включен этот многоквартирный дом.
В силу части 2 статьи 8 Закона № 52-ЗРТ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных организацией, осуществляющей начисление платежей за жилищнокоммунальные услуги в многоквартирном доме, не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан №729 от 08.10.2016 «Об утверждении Краткосрочного плана реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 № 1146, в 2017 - 2019 годах» на управляющую организацию возложена обязанность по формированию платежных документов и обеспечению ежемесячного начисления, поступления платежей собственников по взносам на капитальный ремонт на счет регионального оператора, и заключению с региональным оператором договоров (соглашений), в соответствии с которыми ТСЖ, ЖСК, ЖК, УО формируют платежные документы и обеспечивают ежемесячное начисление, поступление платежей собственников по взносам на капитальный ремонт на счет Регионального оператора, принимают меры по взысканию задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт и пени.
Также согласно части 1 статьи 180 ЖК РФ, части 3 статьи 5 Закона № 52-ЗРТ Региональный оператор аккумулирует взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете (счетах) регионального оператора.
Удовлетворяя исковые требования, суды приняли во внимание, что спорные МКД, находящиеся в управлении ответчика, включены в Региональную программу, ввиду чего у собственников помещений в домах возникла обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт; в связи с отсутствием принятого и реализованного в установленных законодательством порядке и сроки решения собственников помещений МКД о выборе способа формирования фонда капитального ремонта было принято решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении МКД на счете регионального оператора- Фонда.
И поскольку согласно вышеперечисленным положениям действующего законодательства именно управляющая компания обязана в целях осуществления своих полномочий производить сбор и зачисление взносов, поступивших на капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, в фонд в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, суды верно отклонили вновь приведенные в кассационной жалобе доводы ответчика об отсутствии у него обязанности перечислять в адрес истца взносы на капитальный ремонт, а также -полномочий на получение и (или) аккумулирование уплачиваемых собственниками взносов, и о том, что уплата взносов на капитальный ремонт собственниками должна производиться непосредственно ими на счет регионального оператора.
Суды также правильно отметили, что обстоятельство отсутствия начислений собственникам взносов на капитальный ремонт не освобождает ответчика от исполнения спорной обязанности.
Судами рассмотрены и правомерно отклонены доводы ответчика об отсутствии у управляющей организации сведений, необходимых для включения в платежные документы взносов на капитальный ремонт, так как для начисления взносов на капитальный ремонт необходима информация, которой в полной мере обладает ответчик.
Неподписание договора (соглашения) с региональным оператором также не упраздняет обязанности ответчика по перечислению истцу взносов на капитальный ремонт, так как в рассматриваемом случае указанная обязанность возникает с момента принятия решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а не зависит от волеизъявления управляющей организации. При этом, проанализировав представленную в материалах дела переписку сторон, суды установили, что ответчик в течение длительного времени неправомерно уклонялся от заключения с истцом соответствующего договора.
При таком положении суд кассационной инстанции полагает, что судами установлены все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом округа не установлено.
С учетом чего обжалуемые судебные акты признаются законными и обоснованными, а кассационная жалоба – не подлежащей удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.07.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2021 по делу № А65-5797/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Т.Н. Федорова
Судьи Н.А. Тюрина
И.В. Арукаева