ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А66-10713/2016 от 06.02.2018 АС Тверской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

13 февраля 2018 года

г. Вологда

Дело № А66-10713/2016

Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2018 года .

В полном объеме постановление изготовлено февраля 2018 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и
Черединой Н.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Тонковской С.Н.,

при участии от открытого акционерного общества «Центральная пригородная пассажирская компания» Бычкова И.А. по доверенности от 12.01.2016, от Министерства социальной защиты населения Тверской области Власенко Б.А. по доверенности от 09.01.2018, от Министерства финансов Тверской области Носкова Д.А. по доверенности от 24.10.2017, от правительства Тверской области Травкиной О.Н. по доверенности от 05.12.2016,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Центральная пригородная пассажирская компания» на решение Арбитражного суда Тверской области от 26 октября
2017 года по делу № А66-10713/2016 (судья Нофал Л.В.),

у с т а н о в и л:

открытое акционерное общество «Центральная пригородная пассажирская компания» (место нахождения: 115054, Москва, площадь Павелецкая, д. 1а; ОГРН 1057749440781, ИНН 7705705370; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Министерству социальной защиты населения Тверской области (место нахождения: 170008,
г. Тверь, набережная реки Лазури, д. 20; ОГРН 1026900521230,
ИНН 6903005931; далее – Министерство социальной защиты) о взыскании
2 093 515 руб. 40 коп. убытков, возникших в результате предоставления
50-процентной скидки на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении гражданам, место жительства которых находится на территории Тверской области, включенных в региональный реестр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в 2015 году.

К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство финансов Тверской области, правительство Тверской области, открытое акционерное общество «Московско-Тверская пригородная пассажирская компания».

Решением Арбитражного суда Тверской области от 26.10.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.

Общество с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Доводы жалобы сводятся к следующему:

- наличие цены в договоре оказания услуг № 2015.15 по перевозке отдельных категорий граждан железнодорожным транспортам пригородного сообщения от 02.03.2015 не может ограничивать право перевозчика на полную компенсацию убытков, возникших в связи с установлением Тверской областью льгот по тарифам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования;

- судом не исследованы обстоятельства, связанные с увеличением Тверской областью с 01.07.2015 тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, в результате чего суммы субсидии в размере 2 984 027 руб., заложенной в бюджет области и предусмотренной в договоре № 2015.15 оказалось недостаточно для полного покрытия убытков перевозчика.

ПредставительОбщества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в жалобе.

Министерство социальной защиты, Министерство финансов Тверской области и правительство Тверской области в отзывах на жалобу и их представители в судебном заседании против ее удовлетворения возражали.

Открытое акционерное общество «Московско-Тверская пригородная пассажирская компания» надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в отсутствие их представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Заслушав объяснения представителя истца, ответчика, Министерства финансов Тверской области и правительства Тверской области, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела,Общество с 15.05.2006 в соответствии с лицензией серии ППБ № 7703265 осуществляет перевозку пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.

Общество (Исполнитель (Перевозчик)) и Министерство социальной защиты (далее - Заказчик) 02.03.2015 заключили договор оказания услуг\
 № 2015.15 по перевозке отдельных категорий граждан железнодорожным транспортом пригородного сообщения (далее - Договор), в соответствии с пунктом 1.1 которого Исполнитель (перевозчик) на возмездной основе осуществляет перевозки железнодорожным транспортом пригородного сообщения граждан льготных категорий из числа лиц, указанных в приложении 1 к настоящему договору, место жительства, которых находится на территории Тверской области.

Согласно пункту 1.2 договора Заказчик поручает, а Исполнитель (Перевозчик) обязуется обеспечить перевозку граждан льготных категорий железнодорожным транспортом пригородного сообщения в пределах маршрутов движения пригородных поездов в соответствии с приложением 2 к настоящему договору в период с 01.01.2015 по 31.12.2015, путем заключения договоров перевозки с гражданами из числа лиц, указанных в приложении 1 к настоящему договору.

В силу пункта 1.3 договора, Исполнитель (Перевозчик) обязуется обеспечить перевозки Пассажиров в соответствии с нормативными актами, регулирующими отношения по перевозке пассажиров, грузов, багажа для личных (бытовых) нужд на железнодорожном транспорте, в том числе Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Федеральным законом от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 № 111.

В соответствии с пунктом 1.4 договора, цена настоящего договора определяется на основании фактических расходов Исполнителя (Перевозчика) и устанавливается в пределах бюджетных обязательств в соответствии с Законом Тверской области от 29.12.2014 № 122-30 «Об областном бюджете Тверской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» в сумме 2 984 027 руб.

В приложении 1 к договору стороны согласовали перечень категорий граждан, имеющих право на льготы по оплате проезда железнодорожным транспортом пригородного сообщения:

- ветераны труда и граждане, приравненные в соответствии с федеральным законодательством к ветеранам труда по состоянию на 31.12.2004 в размере 50 % в период с 01.01.2015 по 31.12.2015;

- лица, проработавшие в тылу в период с 22.06.1941 по 09.05.1945 не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной Войны в размере 50 % в период с 01.01.2015 по 31.12.2015;

- реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, в соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» в размере 50 % в период с 01.01.2015 по 31.12.2015;

- ветераны труда Тверской области в размере 50 % в период с 01.01.2015 по 31.12.2015.

В период с 01.08.2015 по 31.12.2015 истец осуществлял организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортном в пригородном сообщении на территории Тверской области по маршрутам Савелово - Москва, Ржев - Вязьма.

Перевозка пассажиров осуществлялась в 2015 году по тарифам, утвержденным исполнительными органами субъектов Российской Федерации.

Истцом 03.03.2016 направлено письмо № 31716/44Д в адрес ответчика с требованием возместить перевозчику причиненные убытки в размере
2 093 515 руб. 40 коп.

Письмом от 22.04.2016 № 5/622 ответчик отказал в возмещении выпадающих доходов.

Сославшись на возмещение потерь в доходах не в полном объеме, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции признал требования необоснованными и отказал в их удовлетворении.

Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, чье право нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии со статьей 16 указанного Кодекса убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежат возмещению публично-правовым образованием.

Статьями 426 и 789 ГК РФ предусмотрено, что договор перевозки пассажиров транспортом общего пользования является публичным договором. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

Согласно пункту 5 статьи 790 названного Кодекса в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате, в том числе, принятия законов и (или) иных нормативных актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Закона 184-ФЗ. Расходные обязательства предусматриваются в законе о бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период в составе соответствующего бюджета.

Постановлением администрации Тверской области от 29.03.2007 № 97-па «О предоставлении права на льготный проезд на железнодорожном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан» (далее - Постановление № 97-па) установлен Порядок предоставления льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан, включенным в региональный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, место жительства которых находится на территории Тверской области, в размере 50% стоимости проезда (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 1.2 Порядка, правом льготного проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения обладают следующие категории граждан, место жительства которых находится на территории Тверской области, включенные в региональный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, если иное не установлено другими нормативными правовыми актами Тверской области:

- лица, проработавшие в тылу в период с 22.06.1941  по 09.05.1945 не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;

- ветераны труда и граждане, приравненные в соответствии с федеральным законодательством к ветеранам труда по состоянию на 31.12.2004;

- реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, в соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий»;

- ветераны труда Тверской области.

Согласно пункту 3.1 Порядка возмещение расходов организаций железнодорожного транспорта на предоставление льготного проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения лицам, указанным в пункте 1.2 настоящего Порядка, а также предоставление организациями железнодорожного транспорта департаменту социальной защиты населения Тверской области (в настоящее время Министерство социальной защиты) ежемесячной отчетности и счетов на оказание услуг для их оплаты производится на основании договоров (соглашений), заключенных между организациями железнодорожного транспорта и департаментом социальной защиты населения Тверской области.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003
№ 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» потери в доходах владельцев инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.

Вместе с тем указанный Федеральный закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств

Законом Тверской области от 25.07.2016 № 55-ЗО «Об исполнении областного бюджета Тверской области за 2015 год» утвержден отчет об исполнении бюджета Тверской области за 2015 год, в соответствии с которым утвержден отчет о размере ассигнований, которые направлены на указанные расходы областного бюджета Тверской области.

В соответствии с пунктом 1.4 договора, цена настоящего договора определяется на основании фактических расходов Исполнителя (Перевозчика) и устанавливается в пределах бюджетных обязательств в соответствии с Законом Тверской области от 29.12.2014 № 122-30 «Об областном бюджете Тверской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» в сумме 2 984 027 руб.

Оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, учитывая тот факт, что ответчиком в полном объеме выполнены обязательства по возмещению перевозчику потерь в доходах за 2015 год, предусмотренные договором, суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.

Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.

В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины возмещению не подлежат.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 26 октября 2017 года по делу № А66-10713/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Центральная пригородная пассажирская компания» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.В. Романова

Судьи

А.Я. Зайцева

Н.В. Чередина