ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А66-10971/19 от 04.03.2020 Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

11 марта 2020 года

г. Вологда

Дело № А66-10971/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2020 года.

В полном объёме постановление изготовлено 11 марта 2020 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ждановой В.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства по управлению государственным имуществом на решение Арбитражного суда Тверской области от 16 декабря 2019 года по делу № А66-10971/2019,

у с т а н о в и л :

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» (адрес: 109387, Москва, улица Люблинская, дом 48, строение 1; ОГРН <***>, ИНН <***>; далее - РОСИЗО, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (адрес: 109012, Москва, переулок Никольский, дом 9; ИНН <***>, ОГРН <***>; далее - Агентство) о прекращении права оперативного управления Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Тверская область, р-н Старицкий, с/п Ново-Ямское, вблизи д. Чукавино: здание главного дома площадью 762.5 кв.м. с кадастровым номером 69:32:0000022:1456; здание западного флигеля площадью 334.1 кв.м с кадастровым номером 69:32:0000022:1495 (с учетом уточнения исковых требований).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве, Министерство культуры Российской Федерации, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области

Решением суда от 16 декабря 2019 года исковые требования РОСИЗО удовлетворены.

Агентство с решением суда не согласилось, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что Агентство не является уполномоченным органом по изъятию у Учреждения имущества, не являющегося федеральной собственностью.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, в соответствии с Уставом Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО», утвержденным приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.10.2016 № 2292, истец является унитарной некоммерческой организацией, осуществляющей профессиональную деятельность в области искусства и культуры.

Учредителем и собственником имущества истца является Российская Федерация.

Истец находится в ведении Министерства культуры Российской Федерации в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.01.2005 № 5-р.

Функции и полномочия собственника имущества, переданного заявителю, осуществляются Министерством культуры Российской Федерации и Агентством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тверской области от 12.09.2007 № 441 памятник архитектуры федерального значения - комплекс усадьбы «Чукавино ХVIIIIХ вв.» был изъят из оперативного управления Комитета по охране историко-культурного наследия Тверской области и закреплен за истцом на праве оперативного управления (том 1 листы дела 128-129).

Согласно выпискам из ЕГРН от 09.11.2018 за истцом зарегистрировано право оперативного управления на два объекта недвижимого имущества, входящие в комплекс усадьба «Чукавино ХVIIIIХ вв.», являющиеся объектами историко-культурного наследия Тверской области и расположенные по адресу: Тверская область, р-н Старицкий, с/п Ново-Ямское, вблизи д. Чукавино:

- здание главного дома площадью 762,5 кв. м. с кадастровым номером 69:32:0000022:1456 (далее - здание главного дома);

- здание западного флигеля площадью 334,1 кв. м. с кадастровым номером 69:32:0000022:1495 (далее - здание западного флигеля).

Далее, распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 1100-р на основании п. 2 ст. 63 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» здания главного дома и западного флигеля были переданы в собственность Тверской области.

В ЕГРН осуществлена государственная регистрация права собственности Тверской области:

- на здание главного дома от 20.12.2010 № 69-69-01/009/2010-425;

- на здание флигеля от 30.12.2010 № 69-69-01/009/2010-426.

В адрес Учреждения направлены письма Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 18.07.2012 № 10264-05, от 09.08.2013 № 13250-05 о необходимости представить в Министерство документы о прекращении за истцом права оперативного управления на данные объекты.

Истец обратился в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве с просьбой издать распорядительный акт об изъятии из оперативного управления Заявителя объектов недвижимого имущества: зданий главного дома и западного флигеля.

Письмом от 28.04.2018 № И22-13/6546 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве отказало истцу в издании данного распорядительного акта на том основании, что право собственности на указанные объекты зарегистрировано за Тверской областью, и Территориальное управление не является уполномоченным лицом по изъятию у Учреждения - истца имущества, не являющегося федеральной собственностью.

17.02.2017 истец обратился в установленном порядке в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области с заявлениями о прекращении права оперативного управления на здание главного дома и здание западного флигеля.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области отказало в государственной регистрации прекращения права оперативного управления истца на указанные объекты в связи с тем, что истец не представил правоустанавливающий документ, подтверждающий прекращение права оперативного управления истца на объекты.

РОСИЗО 08.06.2017 направило запрос в Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области об издании акта о прекращении (правомерном изъятии) права оперативного управления на здание главного дома и здание западного флигеля.

Письмом от 10.07.2017 Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области отказало в издании указанного акта на том основании, что не является органом, уполномоченным на изъятие имущества у федерального учреждения. Кроме этого, истцу было предложено обратиться в адрес уполномоченного органа с просьбой принять соответствующий правовой акт об изъятии объектов из оперативного управления РОСИЗО в казну Российской Федерации и распространить его действия на правоотношения, возникшие с даты подписания акта приема-передачи указанного имущества из федеральной собственности в государственную собственность Тверской области.

Письмом от 25.01.2019 истец обратился в ТУ Росимущества по Тверской области с просьбой издать акт о прекращении права оперативного управления.

В удовлетворении заявления было отказано.

Полагая, что закрепление за истцом спорных объектов на праве оперативного управления возлагает на Учреждение бремя ответственности за имущество, которым он фактически уже не владеет, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском (в редакции уточнения).

Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 212, 214, 216, 236, 294, 296, 299, 300 ГК РФ, пунктом 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006г. № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации», а также пунктом 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010г. №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» признал требования обоснованными и удовлетворил их.

Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 1100-р на основании пункта 2 статьи 63 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» здания главного дома и западного флигеля были переданы в собственность Тверской области; в отношении объектов недвижимости осуществлена государственная регистрация права собственности Тверской области.

Из хронологии вышеперечисленных событий усматривается, что истцом были совершены все необходимые действия, связанные с отказом от права оперативного управления на спорное имущество.

Судом установлено, что Агентство в настоящий момент не имеет возможности оформить распорядительный документ об изъятии имущества из оперативного управления Учреждения ввиду прекращения права федеральной собственности на это имущество; вместе с тем, право оперативного управления в отношении спорного имущества у истца (федерального учреждения) фактически прекращено ввиду его передачи в собственность субъекта РФ - Тверской области;.

Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование Учреждения о прекращении права оперативного управления РОСИЗО на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Тверская область, р-н Старицкий, с/п Ново-Ямское, вблизи д. Чукавино: здание главного дома площадью 762.5 кв.м. с кадастровым номером 69:32:0000022:1456; здание западного флигеля площадью 334.1 кв.м с кадастровым номером 69:32:0000022:1495.

Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Тверской области от 16 декабря 2019 года по делу № А66-10971/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального агентства по управлению государственным имуществом – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.Н. Шадрина

Судьи

А.Я. Зайцева

А.В. Романова