ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
05 июля 2021 года | г. Вологда | Дело № А66-11817/2020 | |
Резолютивная часть постановления объявлена июня 2021 года .
В полном объёме постановление изготовлено июля 2021 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой А.С.
при участии от Правительства Тверской области ФИО1 по доверенности от 09.12.2019, от Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области ФИО2 по доверенности от 26.11.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием информационной системы «Картотека арбитражных дел» посредством веб-конференции апелляционную жалобу Могильного Владимира Павловича на решение Арбитражного суда Тверской области от 03 декабря 2020 года по делу № А66-11817/2020 ,
у с т а н о в и л:
ФИО3 (Тверская область, город Ржев; ФИО3), ФИО4 (Тверская область, город Ржев; ФИО4), ФИО5 (Тверская область, город Ржев; далее – ФИО5) обратились в Центральный районный суд города Твери с административным иском к Правительству Тверской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, площадь Святого Благоверного Князя ФИО6, дом 1; далее – Правительство) о признании недействительным распоряжения от 10.04.2020 № 283-рп «Об отказе в переводе земельных участков из одной категории в другую» и о возложении на ответчика обязанности по переводу земельного участка с кадастровым номером 69:27:0000020:94, расположенного по адресу: Тверская обл., Ржевский р-н, с/п «Победа», дер. Дешевки, товарищество с ограниченной ответственностью «25 Лет Комсомола», собственниками которого они являются, в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Определением Центрального районного суда города Твери от 11.08.2020 по делу № 2а-1363/2020 дело передано для рассмотрения в Арбитражный суд Тверской области.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, площадь Святого Благоверного Князя ФИО6, дом 2; далее – Министерство).
Решением суда от 03 декабря 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ФИО3 с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт.
Правительство, Министерство в отзывах на апелляционную жалобу и представители в судебном заседании просят обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, заявители являются собственниками земельного участка площадью 102 297 кв. м, с кадастровым номером 69:27:0000020:94, расположенного по адресу: Тверская область, Ржевский район, с/п «Победа», д. Дешевки, ТОО «25 Лет Комсомола». Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства. Каждому из заявителей принадлежит по 1/3 доли в праве общей долевой собственности на данный земельный участок, что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права.
Заявители обратились в Правительство с ходатайством от 22.05.2017 о переводе данного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в целях разработки карьера и добычи песчано-гравийной смеси из месторождения «Дешевки» для дорожно-строительных работ в Ржевском районе Тверской области.
Вопрос о переводе данного земельного участка из одной категории в другую был рассмотрен на заседании Межведомственной комиссии при Правительстве (далее - Межведомственная комиссия), которая рекомендовала Правительству в переводе земельного участка в другую категорию отказать (протокол заседания Межведомственной комиссии от 07.02.2020 № 2).
Следуя данной рекомендации, распоряжением Правительства от 10.04.2020 № 283-рп в переводе земельного участка из одной категории земель в другую отказано.
Полагая, что указанное распоряжение Правительства является незаконным, заявители обратились в суд с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции в удовлетворении заявления отказано.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно пункту 1 статьи 198 АПК организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении находящихся в частной собственности земель сельскохозяйственного назначения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Тверской области от 16.11.2011 № 262-рп утвержден Регламент организации работы при рассмотрении ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее - Регламент), предусматривающий порядок рассмотрения таких ходатайств, соответствующий требованиям Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон № 172-ФЗ), в частности - его статьям 2, 3.
Согласно пункту 3 Регламента ходатайство о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую подается заинтересованным лицом в Правительство.
Поступившие в Правительство ходатайство и приложенные к нему документы в соответствии с резолюцией должностного лица Правительства направляются в Министерство (пункт 7 Регламента).
Согласно пункту 8 Регламента Министерство обеспечивает проверку ходатайства и приложенных к нему документов на предмет их соответствия требованиям Закона № 172-ФЗ.
В случае отсутствия оснований для отказа в рассмотрении ходатайства Министерство в течение пяти рабочих дней со дня поступления ходатайства в целях обеспечения всестороннего рассмотрения на Межведомственной комиссии ходатайства заинтересованного лица на предмет обоснованности (обоснованности и исключительности) перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую направляет копии ходатайства и приложенных к нему документов рецензентам, а также иным лицам, от которых необходимо получение заключения в целях учета их мнения как специалистов в соответствующей профессиональной сфере, относящейся к вопросу, подлежащему рассмотрению на Комиссии (пункт 10 Регламента).
В соответствии с пунктом 19 Регламента по результатам рассмотрения и с учетом обоснованности (обоснованности и исключительности) перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую Комиссия принимает решение о наличии либо отсутствии предусмотренных законодательством оснований для отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
С учетом принятого решения Комиссия рекомендует Правительству Тверской области принять решение о переводе земельного участка из одной категории в другую либо решение об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ основным принципом земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктами 1, 2 статьи 7 ЗК РФ установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Частью 1 статьи 2 Закона № 172-ФЗ предусмотрено, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую частью 4 статьи 2 Закона № 172-ФЗ предусмотрено предоставление заявителем следующих документов: 1) выписки из ГКН относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить, или кадастровый паспорт такого земельного участка; 2) копий документов, удостоверяющих личность заявителя; 2.1) выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписки из единого государственного реестра юридических лиц; 3) выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить; 4) заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; 5) согласия правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую, за исключением случая, если правообладателем земельного участка является лицо, с которым заключено соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного участка.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Закона № 172-ФЗ по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков может быть обжалован в суд (часть 8 статьи 3 Закона № 172-ФЗ).
Обращаясь в Правительство с ходатайством от 22.05.2017 о переводе спорного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в целях разработки карьера и добычи песчано-гравийной смеси, заявители представили в числе прочих документов копию рабочего проекта по разработке и рекультивации месторождения песка у д. Дешевка Ржевского района Тверской области, разработанного в 2004 году и утвержденного директором МУА «Ржевстройсервис» проекта, а также самими заявителями.
Данный проект в силу статей 19, 23 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» относится к видам землеустроительной документации.
Порядок согласования и утверждения землеустроительной документации устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Принятыми во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1994 года № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденными приказами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 22.12.1995 № 525/67 (пункт 3 приложения 1), действовавшими на момент обращения заявителей в Правительство с ходатайством о переводе земельного участка из одной категории в другую, в перечне материалов, представляемых при обращении за разрешением на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, предусмотрена схема (проект) рекультивации нарушенных земель, согласованная с местными органами Минприроды России и Роскомземом.
На момент обращения заявителей в Правительство (22.05.2017) данный приказ действовал, и, следовательно, представленные заявителями документы должны были соответствовать установленным требованиям.
В силу пункта 2 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 514, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, землеустроительная документация в зависимости от вида подлежит согласованию с Федеральной службой земельного кадастра России (ранее - Роскомзем, в настоящее время - Росреестр) и ее территориальными органами, органами санитарно-эпидемиологического надзора, органами охраны памятников культуры, органами местного самоуправления.
Как верно указал суд первой инстанции, представленный заявителями рабочий проект по разработке и рекультивации с местными органами Минприроды России и Росреестра не согласован, в силу чего не может расцениваться как проект рекультивации, отвечающий нормативным требованиям.
Также данный рабочий проект не соответствует уточненному горноотводному акту от 20.03.2017 к лицензии на пользование недрами ТВЕ 80198 ТЭ от 31.05.2016, приложенной заявителями к ходатайству о переводе земельного участка из одной категории в другую: в соответствии с актом площадь разрабатываемого карьера составляет 3,1 га, тогда как рабочий проект выполнен в отношении площади 2,7 га. Таким образом, проект рекультивации не охватывает значительную часть разрабатываемого карьера, что свидетельствует о непредставлении заявителями всех необходимых документов.
Таким образом, при установленных фактических обстоятельствах дела и приведенных нормах права суд пришел к правильному выводу о правомерности отказа Правительства в переводе принадлежащих заявителям земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию. Оспариваемое распоряжение Правительства принято в соответствии с требованиями земельного законодательства.
При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба ФИО3 не содержит доводов, опровергающих правомерность обжалуемого решения (по сути, апеллянтом переписан текст решения суда).
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Тверской области от 03 декабря 2020 года по делу № А66-11817/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО3 – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий А.Н. Шадрина
Судьи А.Я. Зайцева
А.В. Романова