ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А66-12382/2021 от 24.02.2022 АС Тверской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

02 марта 2022 года

г. Вологда

Дело № А66-12382/2021

Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2022 года .

В полном объёме постановление изготовлено марта 2022 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Докшиной А.Ю. и                         Селивановой Ю.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Михайловой Р.А.,

при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Тверской области ФИО1 по доверенности от 28.09.2021 № 04-34/15743,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области                         от 02 ноября 2021 года по делу № А66-12382/2021 ,

у с т а н о в и л:

индивидуальный предприниматель ФИО2 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>; место жительства: 170007, Тверская область, город Тверь) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Тверской области (ОГРН <***>,                    ИНН <***>; адрес: 170043, <...>; далее – инспекция) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе предпринимателю в пересчете пеней в связи с подачей уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) за 1 квартал 2018 года, а также об обязании инспекции устранить допущенное нарушение прав и законных интересов предпринимателя путем перерасчета размера пеней по НДС с учетом поданной уточненной декларации за 1 квартал 2018 года, уменьшив размер пеней с 165 781 руб. 04 коп. до 72 825 руб. 78 коп.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Тверской области                        (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 170100, <...>; далее – управление).

Решением Арбитражного суда Тверской области от 02 ноября 2021 года по делу № А66-12382/2021 заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными действия инспекции, выразившиеся в отказе предпринимателю в пересчете пени в связи с подачей уточнённой налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2018 года. На инспекцию возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов предпринимателя путем перерасчета размера пеней по НДС с учетом поданной уточненной декларации за 1 квартал 2018 года. Кроме того, с инспекции в пользу предпринимателя взыскано 300 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Инспекция с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что суд в решении сослался на пункт 5 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), однако данная норма по настоящему делу неприменима, поскольку недоимка по НДС образовалась ранее, чем была подана декларация за 1 квартал 2018 года с заявленной к возмещению суммой налога. Не согласилась с выводами суда о том, что дата формирования задолженности (переплаты) по конкретному налоговому периоду определяется по сроку уплаты налога за соответствующий налоговый период; указание инспекцией в карточке расчетов с бюджетом (далее – КРСБ) сумм к возмещению по дате подачи предпринимателем уточненных налоговых деклараций к возмещению из бюджета влечет необоснованное отражение переплаты в более поздние налоговые периоды и начисление пеней без учета данной переплаты. Инспекция считает необоснованным вывод суда об определении даты формирования задолженности (переплаты) за конкретный налоговый период – по сроку уплаты налога. Указывает, что уплата НДС в бюджет за соответствующий налоговый период является обязанностью налогоплательщика и возникает она по сроку уплаты налога, а получение возмещения НДС из бюджета за иной налоговый период связано с правом на вычеты, заявление вычетов по НДС является правом налогоплательщика, возможность получить НДС из бюджета возникает только после того, как это право реализовано, то есть вычет заявлен в налоговой декларации. Ссылается  на правовой подход, изложенный в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.04.2011 № 23/11.

В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Предприниматель в отзыве с доводами жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Управление в отзыве поддержало жалобу инспекции.

Предприниматель и управление надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Заслушав объяснения представителя инспекции, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу подлежащей частичному удовлетворению.

Как следует из материалов дела, 09.12.2019 предприниматель представил в налоговую инспекцию налоговую декларацию по НДС за 1 квартал 2018 года с нулевыми показателями.

В дальнейшем 01.11.2020 в инспекцию представлена уточненная налоговая декларация (корректировка № 1) по НДС за 1 квартал 2018 года, в которой заявлено право на возмещение НДС из бюджета в сумме 568 377 руб. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 0 руб.

По результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации инспекцией принято решение от 18.01.2021 № 1 о возмещении НДС в сумме 568 377 руб.

Инспекцией приняты решения о зачете из суммы подлежащего возмещению НДС от 22.01.2021 № 557-567 в счет уплаты пеней, штрафа по НДС, иных налогов и пеней.

Решением инспекции от 22.01.2021 № 569 налогоплательщику на расчетный счет возвращен НДС в размере 370 726,47 руб.

Предприниматель 19.02.2021 направил в инспекцию заявление о перерасчете и уменьшении пеней.

Письмом от 19.03.2021 № 06-11/03844 инспекцией сообщено об отсутствии оснований для проведения перерасчета начисленных пени.

Решением управления от 29.06.2021 № 08-10/171 жалоба предпринимателя на действия инспекции, выразившиеся в отказе в пересчете пени в связи с подачей уточнённой налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2018 года, оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с действиями инспекции, предприниматель обратился с рассматриваемым заявлением в суд.

Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил полностью.

Апелляционная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене ввиду следующего.

По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).

Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В свою очередь, на основании статьи 65 названного Кодекса лицо, обратившееся в суд с заявлением, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований.

Согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

На основании пункта 4 статьи 75 вышеназванного Кодекса пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

Пунктом 1 статьи 52 упомянутого Кодекса установлено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Согласно пункту 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Пункт 6 статьи 80 НК РФ требует представление налоговой декларации в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

В силу пункта 1 статьи 81 указанного Кодекса при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Пунктом 4 статьи 81 НК РФ предусмотрено, что, если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случае представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

На основании пункта 1 статьи 166 данного Кодекса сумма НДС при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159                                          и 162 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

Пунктом 1 статьи 171 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты, порядок применения которых определен                              статьей 172 Кодекса.

Как определено в пункте 1 статьи 173 названного Кодекса, сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Кодекса (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с главой 21 Кодекса.

Из изложенного следует, что применение налоговых вычетов по НДС является правом налогоплательщика, носит заявительный характер посредством их декларирования в подаваемых в налоговый орган налоговых декларациях и может быть реализовано только при соблюдении установленных                                         в главе 21 НК РФ условий.

В данном случае в первоначальной декларации по НДС за 1 квартал                    2018 года, представленной 09.12.2019 сумма НДС к уплате в бюджет отсутствовала.

В представленной 01.11.2020 уточненной налоговой декларации (корректировка № 1) по НДС за 1 квартал 2018 года предприниматель заявил налоговые вычеты, с учетом которых сумма налога, исчислена к возмещению из бюджета в соответствии с пунктом 3 статьи 173 НК РФ, составила                       568 377 руб.

В заявлении, 19.02.2021 поданным предпринимателем в инспекцию, и таблице расчета пеней к нему предприниматель просил выполнить перерасчет пеней в сумме 165 781 руб. 45 коп., начисленных в связи с несвоевременной уплатой НДС за 1, 4 кварталы 2016 года, 2, 3, 4 кварталы 2017 года,                                 2, 3, 4 кварталы  2018 года,1 квартал 2019 года.

Из заявления в суд следует, что налогоплательщик обжалует действия инспекции по отказу в перерасчете пеней в сумме 165 781 руб. 44 коп., начисленных на недоимку по НДС по сроку уплаты с 25.04.2016 по 25.06.2019.

Пени в сумме 165 781 руб. 40 коп. исчислены инспекцией за период с 26.04.2016 по 21.10.2020 (дата погашения недоимки).

По результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации инспекцией принято решение от 18.01.2021 № 1 о возмещении НДС в сумме 568 377 руб.

Порядок возмещения НДС изложен в статье 176 НК РФ.

В силу пункта 1 статьи 176 НК РФ после представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном                                  статьей 88 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

На основании пункта 2 той же статьи по окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.

Согласно пункту 5 статьи 176 НК РФ в случае, если налоговый орган принял решение о возмещении суммы налога (полностью или частично) при наличии недоимки по налогу, образовавшейся в период между датой подачи декларации и датой возмещения соответствующих сумм и не превышающей сумму, подлежащую возмещению по решению налогового органа, пени на сумму недоимки не начисляются.

Из указанной нормы следует, что в период между датой подачи декларации, то есть с 01.11.2020 и датой возмещения НДС (18.01.2021) пени на сумму недоимки, не превышающую подлежащий к возмещению сумму НДС, не начисляются.

         Из материалов дела следует, что в период с 01.11.2020 по 18.01.2021 пени инспекцией не начислялись, спорная сумма пеней начислена за период с 26.04.2016 по 21.10.2020, то есть до даты подачи уточненной налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2018 года.

         Следовательно,  положения пункта 5 статьи 176 НК РФ в рассматриваемом случае неприменимы.

Доводы заявителя о том, что в связи с представлением уточненной декларации по НДС за 1 квартал 2018 года с суммой налога к возмещению, превышающей общую сумму недоимки по налогу, подлежит пересчету сумма пеней, начиная с налогового периода, за который образовалась переплата, коллегия судей признает ошибочными с учетом следующего.

         Единые требования к порядку формирования информационного ресурса «Расчеты с бюджетом местного уровня» утверждены приказом Федеральной налоговой службы от 18.01.2012 № ЯК-7-1/9@. Ими установлено, что исчисленные к уплате (доплате), уменьшению суммы налогов, сборов, страховых взносов отражаются в карточках «РСБ» в хронологическом порядке в валюте Российской Федерации.

Графы 1 - 4 заполняются в порядке, изложенном в пункте 4 раздела IV настоящих Требований.

В графе 4.1 указывается итоговый период операции - отчетный месяц, в котором операция учтена в КРСБ.

В графе 4.2 указывается отчетный период операции - налоговый период, за который представлена декларация (расчет) или проведен расчет налоговым органом.

В графе 5 отражается документ, являющийся основанием для проведения соответствующих операций, указанных в графе 2 карточки «РСБ».

В графе 6 указывается дата получения (регистрации в налоговом органе) декларации (уточненной декларации), расчета авансовых платежей, дата решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа по результатам налоговой проверки или другого документа, отраженного в графе 4 и определяющего (изменяющего) сумму начислений.

В графе 7 указывается срок уплаты исчисленной суммы налога (сбора), установленный законодательством о налогах и сборах, страховых взносах, независимо от даты представления декларации и указания сумм «к уплате» или «к уменьшению». Если представлены уточненные декларации за предыдущие отчетные (налоговые) периоды, в графе 6 указывается установленный срок уплаты за тот отчетный (налоговый) период, по которому вносится исправление.

Представленная предпринимателем спорная уточненная налоговая декларация отражена инспекцией в КРСБ в графе «срок уплаты» по дате представления утоненной налоговой декларации, в данном случае 01.11.2020.

Поскольку по первоначальной налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2018 года сумма НДС к уплате в бюджет отсутствовала, в уточненной налоговой декларации НДС заявлен к возмещению, пени за данный налоговый период не начислялись, поэтому предоставление уточненной налоговой декларации не влечет неверное (излишнее) исчисление налога к уплате в бюджет.

В отношении иных налоговых периодов предпринимателем ранее 09.12.2019 в инспекцию представлены первичные налоговые декларации по НДС, в том числе за 1, 2, 3, 4 кварталы 2017 года, 2, 3, 4 кварталы 2018 года,                                1 квартал 2019 года с суммой налога к уплате 0 руб., в дальнейшем в уточненных налоговых декларациях НДС отражен к уплате.

Налогоплательщиком до подачи уточненных налоговых деклараций в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 81 НК РФ не уплачены недостающие суммы налога и пеней.

В связи с несвоевременной уплатой исчисленного НДС за 1,4 кварталы 2016 года,  1, 2, 3, 4 кварталы 2017 года, 2, 3, 4 кварталы 2018 года,                                1 квартал 2019 года инспекцией начислены пени в сумме 165 781,45 руб.

В рассматриваемом случае спорная сумма пеней начислена за период с 26.04.2016 по 21.10.2020, недоимка по НДС взыскана инспекцией в принудительном порядке и перечислена в налоговый орган до 21.10.2020.

Заявление вычетов по НДС является правом налогоплательщика, возможность получить НДС из бюджета возникает только после того, как это право реализовано, то есть вычет заявлен в налоговой декларации.

Оснований для учета уточненной налоговой декларации за 1 квартал              2018 года, в которой заявлен НДС к возмещению, по дате срока уплаты не имеется, поскольку правом на заявление вычетов предприниматель воспользовался только 01.11.2020.

Таким образом, действия инспекции по отказу в перерасчете спорной суммы пеней соответствуют требованиям НК РФ.

Согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.

На основании изложенного обжалуемое решение суда подлежит отмене с вынесением судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Тверской области от 02 ноября 2021 года по делу № А66-12382/2021 отменить.

В удовлетворении заявленных требований индивидуального предпринимателя ФИО2 отказать. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                 Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.

Председательствующий

Е.А. Алимова

Судьи

А.Ю. Докшина

Ю.В. Селиванова