ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
29 ноября 2017 года | г. Вологда | Дело № А66-13179/2016 | |
Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2017 года .
В полном объёме постановление изготовлено ноября 2017 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Потеевой А.В., судей Осокиной Н.Н., Холминова А.А.
при ведении протокола секретарём судебного заседания Яндоуровой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 13 сентября 2017 года по делу
№ А66-13179/2016 (судья Бачкина Е.А.)
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Охотничье-рыболовное хозяйство «Калининское» (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 171540, Тверская обл., Кимрский р-н, Горицкое с/п, дер. Красный Выселок; далее – Общество) обратилось в суд с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области (ОГРН <***>,
ИНН <***>; место нахождения: 170036, <...>
д. 53а; далее – Министерство) о признании незаконным предписания от 17.08.2016 № 27.
Решением суда от 13 сентября 2017 года заявленные требования удовлетворения в полном объёме.
Министерство обжаловало судебный акт в апелляционном порядке, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Общество в отзыве отклонило возражения ответчика, просило решение суда оставить без изменения.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, поэтому судебное разбирательство по делу проведено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Исследовав письменные доказательства, изучив доводы подателя жалобы и возражений заявителя, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, согласно охотхозяйственному соглашению от 23.01.2013 № 65 Министерство предоставило Обществу право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий, определённых соглашением, с площадью хозяйства 61,0 тыс. га, а Общество приняло на себя обязательства по проведению мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и созданию охотничьей инфраструктуры. Данное соглашение заключено на основании части 3 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ), поскольку у Общества право долгосрочного пользования животным миром возникло до вступления в силу названного закона (т. 1, л. 12-31).
На основании приказа от 28.06.2016 № 27 Министерством проведена внеплановая выездная проверка выполнения Обществом предписаний от 06.09.2015 и от 15.01.2016, в которой установлены нарушения требований действующего законодательства, а именно:
1. Не проведены необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира. В нарушение пункта 2.1.5 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24.12.2010 № 560 «Об утверждении видов и состава биотехнических мероприятий, а также порядка их проведения в целях сохранения охотничьих ресурсов» зона охраны приказом по хозяйству не выделена, на местности не обозначена информационными знаками, соответствующими требованиям приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12.11.2010 № 503. Схемы границ зоны охраны охотничьих ресурсов отсутствуют.
2. Не проведено внутрихозяйственное охотустройство, чем нарушены требования статьи 39 Закона № 209-ФЗ, приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23.12.2010 № 559 «Об утверждении Порядка организации внутрихозяйственного охотустройства». Представленный Проект внутрихозяйственного устройства опытного охотничьего хозяйства Росохотрыболовсоюза «Калининское» не соответствует требованиям приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23.12.2010 № 559.
3. Не решён вопрос о предоставлении в аренду лесных участков для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, что является нарушением требований статьи 25 Закона № 209-ФЗ.
По результатам проверки составлен акт от 17.08.2016 № 27 и Обществу выдано предписание от 17.08.2016 № 27 об устранении в срок до 01.08.2017 вышеназванных нарушений (т. 1, л.128-131; т. 2, л. 73-76).
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Из положений части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания ненормативного правого акта недействительным необходимо наличие двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом в силу части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятии государственным органом оспариваемого решения, возлагается на соответствующий государственный орган.
Частью 1 статьи 51 Закона № 209-ФЗ установлено, что в целях сохранения охотничьих ресурсов в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами создаются особо защитные участки лесов и другие зоны охраны охотничьих ресурсов, в которых их использование ограничивается.
Согласно статье 102 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) отнесение лесов к защитным лесам и выделение особо защитных участков лесов и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определённых в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
Как закреплено в статье 39 Закона № 209-ФЗ, в целях планирования в области охоты, рационального использования и сохранения охотничьих ресурсов осуществляются территориальное охотустройство и внутрихозяйственное охотустройство (части 1 и 2).
Документом территориального охотустройства является схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, утверждаемая высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В названной схеме определяются цели планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также мероприятия по организации рационального использования охотничьих угодий и охотничьих ресурсов. К схеме прилагается карта с обозначением границ охотничьих угодий и зон планируемого создания охотничьих угодий (части 3, 4, 5, 8).
При составлении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается её совместимость с лесным планом субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования, со схемами развития и размещения особо охраняемых природных территорий, со схемами землеустройства (часть 7).
Внутрихозяйственное охотустройство направлено на обеспечение осуществления физическими лицами и юридическими лицами видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Документом внутрихозяйственного охотустройства является схема использования и охраны охотничьего угодья (части 10, 12).
При этом в части 13 названной нормы указано, что в схеме использования и охраны охотничьего угодья определяются мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и созданию охотничьей инфраструктуры.
Состав и структура схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, порядок её составления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 9).
Во исполнение требований Закона № 209-ФЗ приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.08.2010 № 335 утверждён Порядок составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации (далее – Порядок составления схемы территориального охотустройства), а также Требования к составу и структуре схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации (далее – Требования к составу и структуре схемы территориального охотустройства).
Пунктом 7 Порядка составления схемы территориального охотустройства предусмотрено, что схема разрабатывается на основе материалов государственного охотхозяйственного реестра, данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, материалов, отражающих состояние ведения охотничьего хозяйства субъекта Российской Федерации, материалов натурных исследований, лесного плана субъекта Российской Федерации, схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий, имеющихся ведомственных материалов, картографических материалов, литературных источников, а также материалов аэросъёмки и космической съёмки поверхности Земли, имеющих давность не более 5 лет на момент составления схемы и отражающих реальное состояние экосистем.
В Требованиях к составу и структуре схемы территориального охотустройства закреплено выделение разделов 7 и 8, посвящённых мероприятиям по организации рационального использования охотничьих угодий и охотничьих ресурсов, с отражением в них информации о выделении планируемых зон охраны охотничьих ресурсов (пункт 7.4) и планируемых к проведению биотехнических мероприятий (в том числе мероприятий по охране охотничьих ресурсов) (пункт 8.1).
Обозначение на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12.11.2010 № 503.
Виды и состав биотехнических мероприятий, а также порядок их проведения в целях сохранения охотничьих ресурсов утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24.12.2010 № 560.
Таким образом, выделение зон охраны охотничьих ресурсов является частью мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и созданию охотничьей инфраструктуры, которые проводятся при внутрихозяйственном охотустройстве и закрепляются в схеме использования и охраны охотничьего угодья лицами, заключившими охотхозяйственные соглашения.
В свою очередь схемы внутрихозяйственного охотустройства разрабатываются на основании схемы территориального охотустройства, при составлении которой обеспечивается её совместимость с лесным планом субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования, со схемами развития и размещения особо охраняемых природных территорий, со схемами землеустройства.
Министерством не представлена схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий Тверской области, разработанная в установленном законном порядке и утверждённая высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации. В равной степени отсутствует в материалах дела документ, определяющий территории защитных лесов и особо защитных участков лесов в Тверской области, утверждённый органом государственной власти субъекта Российской Федерации или соответствующим органом местного самоуправления, сведения из которого должны быть совместимы со схемой размещения, использования и охраны охотничьих угодий Тверской области.
Следовательно, требование предписания о выделении зон охраны и проведении внутрихозяйственного охотустройства в порядке, установленном статьёй 39 Закона № 209-ФЗ, невозможно исполнить в полном объёме.
Вместе с тем во исполнение статьи 39 Закона № 209-ФЗ приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23.12.2010 № 559 утверждён Порядок организации внутрихозяйственного охотустройства. Названным Порядком предусмотрены состав и содержание документов, подлежащих разработке при организации внутрихозяйственного охотустройства.
В охотхозяйственном соглашении от 23.01.2013 № 65 Общество обязалось соблюдать установленные правила и сроки пользования охотничьими ресурсами, нормативы и нормы в области охоты и сохранении охотничьих угодий (пункт 8.2.2); не допускать разрушения или ухудшения среды обитания охотничьих ресурсов (пункт 8.2.4); осуществлять учёт и оценку состояния используемых охотничьих ресурсов, а также оценку состояния среды их обитания (пункт 8.2.5); проводить мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания (пункт 8.2.7); ежегодно не позднее 25 декабря каждого года представлять Министерству план мероприятий по созданию и содержанию охотничьей инфраструктуры и проведению мероприятий сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания на предстоящий год, а также не позднее 15 января каждого года представлять отчёт по исполнению плана, указанного в настоящем пункте (пункт 8.2.8); провести внутрихозяйственное устройство не позднее одного года с момента заключения настоящего соглашения в соответствии с Порядком организации внутрихозяйственного охотустройства, утверждённым приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23.12.2010 № 559 (пункт 8.2.9); проводить мероприятии, обеспечивающие охрану и воспроизводство охотничьих ресурсов, а также редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира (8.2.10); представлять в Министерство в установленные сроки данные в соответствии с Порядком осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных, утверждённых приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 06.09.2019 № 344 (пункт 8.2.20).
Таким образом, Общество обязано провести внутрихозяйственное устройство и исполнить принятые на себя по охотхозяйственному соглашению обязательства в той части, которая возможна в отсутствии утверждённой схемы территориального охотустройства.
В рассматриваемом деле Общество представило проверяющим Проект внутрихозяйственного устройства опытного охотничьего хозяйства Росохотрыболовсоюза «Калининское» (правопредшественника Общества). Указанный документ Министерство не приняло в качестве надлежащего ввиду его несоответствия приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23.12.2010 № 559.
Однако ни акт проверки, ни предписание не содержат указания на то, в чём конкретно представленный Проект не соответствует требования названного приказа (какие разделы не соответствуют или отсутствуют, какие обязательные приложения не соответствуют или отсутствуют, и т.п.), а также имелась ли у Общества возможность исполнить предписание в части разработки новой схемы внутрихозяйственного устройства, соответствующей требованиям приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23.12.2010 № 559, в отсутствие утверждённой схемы территориального охотустройства Тверской области.
Кроме того, в разделе 5.1 Проекта внутрихозяйственного устройства имеются сведения о выделении воспроизводственного участка площадью около 85 га. Постановлением Тверского областного суда от 01.06.2017 по делу № 4-а-263 данное обстоятельство также установлено (т. 2, л. 102-105).
В предписании Министерства от 11.04.2014 № 29/1 отражено, что воспроизводственный участок на местности обозначен информационными знаками, не соответствующими приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12.11.2010 № 503 (т. 1, л. 94-96).
Следовательно, приведённые документы позволяют сделать вывод о том, что зоны охраны охотничьих ресурсов Обществом созданы и на местности обозначены, а оспариваемым предписанием неправильно установлены обстоятельства, влияющие на оценку действий Общества.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал недействительным пункты 1 и 2 предписания от 17.08.2016 № 27.
Выводы суда по пункту 3 оспариваемого предписания апелляционный суд считает ошибочными, однако это не привело к принятию неправильного судебного акта.
В соответствии со статьёй 36 Федерального закона от 24.04.1995
№ 52-ФЗ «О животном мире» предоставление животного мира на территории Российской Федерации в пользование российским и иностранным юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства осуществляется в порядке, устанавливаемом настоящим Федеральным законом, федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации.
Статьёй 25 Закона № 209-ФЗ установлено, что земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в соответствии с земельным законодательством и лесным законодательством, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно части 5 статьи 25 ЛК РФ осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства является одним из видов использования лесов.
Статьёй 36 ЛК РФ (в редакции, действующей в проверяемый период) предусматривалось, что лесные участки предоставлялись юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключённых в соответствии с Законом № 209-ФЗ, и договоров аренды лесных участков.
Как видно из раздела IПроекта внутрихозяйственного устройства и акта проверки от 17.08.2016 № 27, площадь охотугодий Общества, занятых лесом, составляет 36,95 тыс. га.
Отношения сторон по договору аренды регулируются нормами гражданского законодательства с учётом особенностей, установленных ЛК РФ.
В статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены основные принципы гражданского законодательства, в их числе равенство участников регулируемых им отношений, а также добросовестность участников гражданских правоотношений.
Таким образом, в силу прямого указания в статье 36 ЛК РФ Общество, заключив охотхозяйственного соглашения и действуя добросовестно, обязано было предпринять меры к заключению договора аренды лесных участков.
Не выполнение аналогичной обязанности уполномоченным органом государственной власти не освобождало Общество от исполнения требований законодательства и выполнения пункта 2.6 охотхозяйственного соглашения от 23.01.2013 № 65.
Однако оспариваемым предписанием Обществу предъявлено требование устранить нарушение в части отсутствия аренды лесных участков для осуществления видов деятельности охотничьего хозяйства в срок до 01.08.2017 и представить отчёт об исполнении предписания до 04.08.2017.
С 01.01.2017 вступила в силу новая редакция статьи 36 ЛК РФ, согласно которой использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основе охотхозяйственных соглашений осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков (часть 1).
Использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства без предоставления лесных участков допускается, если осуществление указанных видов деятельности не влечёт за собой проведение рубок лесных насаждений или создание объектов охотничьей инфраструктуры (часть 2).
Правила использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесных участков устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5).
До настоящего времени такие правила уполномоченным органом не установлены. Следовательно, с 01.01.2017 обязательность заключения договоров аренды лесных участков при использовании их для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства устранена, если осуществление такой деятельности не влечёт за собой проведение рубок лесных насаждений или создание объектов охотничьей инфраструктуры.
Поскольку в данном случае проверяющими не выявлено наличие объектов охотничьей инфраструктуры, расположенных в пределах предоставленных Обществу охотугодий, предписание в рассматриваемой части противоречит новому законодательному регулированию и правомерно признано судом недействительным.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства дела, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Тверской области от 13 сентября 2017 года по делу № А66-13179/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | А.В. Потеева |
Судьи | Н.Н. Осокина А.А. Холминов |