ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
12 июля 2022 года | г. Вологда | Дело № А66-13234/2021 | |
Резолютивная часть постановления объявлена июля 2022 года .
В полном объёме постановление изготовлено июля 2022 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Колтаковой Н.А. и Ралько О.Б.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Дементьевой Светланы Юрьевны на решение Арбитражного суда Тверской области от 25 апреля 2022 года по делу № А66-13234/2021 ,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Тверьспецавтохозяйство» (адрес: 170041, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (адрес: Тверская область, ОГРНИП <***>, ИНН <***>; далее – Предприниматель) о взыскании 56 414 руб. задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по договору от 19.02.2019 № 4323 за период с января 2019 года по июнь 2021 года, 10 869 руб. 62 коп. пеней за период с 11.02.2019 по 13.07.2021 и 409 руб. 20 коп. почтовых расходов.
Решением суда от 25 апреля 2022 года исковые требования удовлетворены частично. С Предпринимателя в пользу Общества взыскано 32 372 руб. 88 коп. задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с января 2019 года по июнь 2021 года, 8 175 руб. 06 коп. пеней за период с 12.02.2019 по 13.07.2021, а также 1622 руб. в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины и 246 руб. 58 коп. почтовых расходов. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
Предприниматель с решением суда не согласился, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. Доводы подателя жалобы сводятся к тому, что в адрес ответчика не направлялись типовые договоры, а также ежемесячные уведомления об оплате оказанных услуг; факт оказания Предпринимателю услуг по обращению с ТКО не доказан.
Общество в отзыве на жалобу просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность судебного акта, исследовав доказательства по делу, считает, что апелляционная жалоба Предпринимателя удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет деятельность по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории Тверской области.
На основании части 4 статьи 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО его типовая форма утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») (далее – Правила обращения с твердыми коммунальными отходами).
На основании пункта 8.4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя) либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с абзацем 4 пункта 8.17 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5 - 8.7 настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно пункту 8 (18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В установленные законом сроки Предприниматель обязательства по заключению договора с региональным оператором не исполнил, в связи с чем договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 19.02.2019 № 4323 сторонами заключен по типовой форме.
В период с января 2019 года по июнь 2021 года Общество оказывало предпринимателю услуги по обращению с ТКО, которые последним не оплачены.
Наличие задолженности послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции иск удовлетворил частично.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в силу обязательства должник обязан совершить в пользу кредитора определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги, либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В силу статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Как правильно указал суд первой инстанции, между сторонами возникли правоотношения по возмездному оказанию услуг.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 и статьей 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В статье 435 ГК РФ предусмотрено, что офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора. Оферта связывает направившее ее лицо с момента ее получения адресатом.
Согласно статье 438 ГК РФ акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным. Молчание не является акцептом, если иное не вытекает из закона, соглашения сторон, обычая или из прежних деловых отношений сторон.
В соответствии со статьей 24.6 Закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенного конкурсного отбора региональных операторов по обращению с ТКО 19.04.2018 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области и муниципальное унитарное предприятие «Тверьспецавтохозяйство» заключили соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Тверской области, в соответствии с которым последнее наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО до 31.03.2028.
На основании постановления администрации города Твери № 1071 от 10.09.2018 муниципальное унитарное предприятие «Тверьспецавтохозяйство» реорганизовано путем преобразования в Общество с передачей прав и обязанностей.
На территории Тверской области региональным оператором является Общество, которое приступило к исполнению обязательств в полном объеме с 01.01.2019 (дата начала обращения с ТКО).
Как установил суд первой инстанции, на официальном сайте, в газете «Тверская жизнь» Общество разместило оферту для оповещения о необходимости заключения договора на транспортирование ТКО с региональным оператором с 01.01.2019.
При этом суд обоснованно указал, что, поскольку доказательства направления договора суду не представлены, ответчик отрицает получение проекта указанного договора, подписанные экземпляры договора суду не представлены, то услуги в спорный период оказаны на условиях типового договора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно статье 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Как правильно указал суд первой инстанции, факт оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами подтверждается материалами дела, в том числе: договором от 19.02.2019 № 4323, счетами-фактурами, актами и счетами за спорный период.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что услуги по вывозу твердых коммунальных отходов не оказаны были предметом подробного исследования в суде первой инстанции, им дана мотивированная оценка, оснований не согласиться с которой у апелляционной инстанции не имеется.
Образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978), следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов.
Ссылка ответчика на то, что адрес места его деятельности не был включен в реестр площадок для накопления ТКО, в силу чего Общество не имело возможности оказывать услуги по вывозу ТКО ввиду недоступности бункера-накопителя, в котором размещались отходы, подлежит отклонению.
Действующим законодательством не предусмотрена возможность освобождения потребителя от несения расходов по оплате услуг по обращению с ТКО в связи с отсутствием у него контейнерной площадки. Ответчик имел право и возможность на складирование ТКО на любой контейнерной площадке из включенных в территориальную схему.
Истец, являющийся региональным оператором по обращению с ТКО, обеспечивает вывоз и утилизацию ТКО с каждой контейнерной площадки,
Таким образом, в связи с отсутствующим контейнером для сбора отходов, Предприниматель мог размещать отходы в ближайших местах накопления ТКО.
Доказательств самостоятельного вывоза и утилизации отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства; неиспользования установленных контейнеров в спорный период на территории деятельности регионального оператора; как и доказательств того, что услуги по обращению с ТКО оказывались ответчику иной организацией, имеющей на законных основаниях статус регионального оператора в Тверской области ответчиком не представлены.
С правовой аргументацией вывода суда первой инстанции, которым отклонен довод Предпринимателя об оказании ему спорных услуг ИП ФИО2 на основании договора купли-продажи вторсырья (макулатуры и пленки) от 12.09.2020, суд апелляционной инстанции согласен.
Коммерческий учет ТКО произведен истцом исходя из данных, указанных в приложении к договору от 19.02.2019 № 4323.
Вместе с тем, поскольку договор между истцом и ответчиком заключен на условиях типового договора, положения договора № 4323 от 19.02.2019 при расчете объема ТКО не применяются.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, которые устанавливают порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений (пункт 1). В силу пункта 2 названных Правил нормативы устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов. Нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы; г) видов и групп отходов, а также групп однородных отходов (пункт 4). Определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункт 6).
Приказами Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области от 15.01.2019 № 1-нп «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Тверской области», от 31.12.2019 № 9-нп «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Тверской области» утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Тверской области для предприятий торговли (продовольственный магазин) в размере 1,674 м3 в год - на период с 01.01.2019, в размере 0,340 м3 в год - на период с 01.01.2020.
Приказами ГУ РЭК Тверской области от 19 декабря 2019 года № 353-нп, от 28 марта 2019 года № 69-нп, от 17 декабря 2020 года № 381-нп утверждены предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами общества с ограниченной ответственностью «Тверьспецавтохозяйство» на территории Тверской области.
Из материалов дела следует, что ответчику на праве собственности принадлежит помещение магазина площадью 24,9 кв. м.
Суд первой инстанции, учитывая площадь объекта ответчика, нормативы образования ТКО и предельные тарифы, утвержденные вышеуказанными приказами ГУ РЭК Тверской области, определил, что размер задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с января 2019 года по июнь 2021 года составляет 32 372 руб. 88 коп.
Суд апелляционной инстанции проверил указанный расчет, признал верным.
Истец в части отказа в удовлетворении иска решение суда не оспаривает.
Также истцом заявлено требование о взыскании 10 869 руб. 62 коп. пеней за период с 11.02.2019 по 13.07.2021.
В соответствии со статьей 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В соответствии с пунктом 18 типового договора в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
По расчету суда пени за период с 12.02.2019 по 13.07.2021 составляют 8 175 руб. 06 коп.
Оснований не согласиться с данным расчетом у апелляционной инстанции не имеется.
В части возмещения почтовых расходов Предприниматель решение суда не обжалует.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка и правильно применены нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Тверской области от 25 апреля 2022 года по делу № А66-13234/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобуиндивидуального предпринимателя ФИО1 – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья | А.Н. Шадрина Н.А. Колтакова О.Б. Ралько |