ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
29 мая 2018 года | г. Вологда | Дело № А66-14143/2017 | |
Резолютивная часть постановления объявлена мая 2018 года .
В полном объёме постановление изготовлено мая 2018 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующегоЗориной Ю.В., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровской Т.Н.
при участии от открытого акционерного общества «Центральная пригородная пассажирская компания» ФИО1 по доверенности от 12.01.2016, от Тверской области в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области ФИО2 по доверенности от 09.01.2018, от Министерства финансов Тверской области ФИО3 по доверенности от 24.10.2017, от Правительства Тверской области Т., по доверенности от 05.12.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Центральная пригородная пассажирская компания» на решение Арбитражного суда Тверской области от 14 февраля 2018 года по делу № А66-14143/2017 (судья Погосян Л.Г.),
у с т а н о в и л:
открытое акционерное общество «Центральная пригородная пассажирская компания», (ОГРН 1057749440781, ИНН 7705705370; место нахождения: 115054, Москва, площадь Павелецкая, дом 1а; далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к ответчику Тверской области в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области (ОГРН 1026900521230, ИНН 6903005931; место нахождения: 170008, город Тверь, набережная реки Лазури, дом 20; далее - министерство) о взыскании убытков в размере 306 122 руб. 40 коп., возникших в результате предоставления 50-процентной скидки на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении обучающимся и воспитанникам общеобразовательных учреждений старше 7 лет, учащимся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в 2014 году.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Тверской области, Министерство транспорта Тверской области, Управление федерального казначейства по Тверской области, Правительство Тверской области.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 14 февраля 2018 года по делу № А66-14143/2017 в удовлетворении исковых требований обществу отказано.
Общество не согласилось с судебным актом и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на то, что действующее законодательство Российской Федерации устанавливает императивное правило о том, что субъект РФ, воспользовавшийся правом на установление льгот и преимущество по тарифам, должен выплатить перевозчику в полном объеме сумму возмещения экономических потерь, Считает, что включение в договор от 17.03.2014 условия о цене «в пределах бюджетных обязательств» не освобождает Тверскую область как публичное образование от императивной обязанности. Кроме того, апеллянт обращает внимание апелляционного суда на тот факт, что в пункте 7.2 заключенного договора стороны оговорили возможность расторжения и изменения договора только в случае если такое расторжение или изменение не может быть направлено на ущемление граждан льготных категорий.
Общество и его представитель в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с ее доводами не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Министерство финансов Тверской области в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с ее доводами не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Правительство Тверской области в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с ее доводами не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Министерство финансов Российской Федерации, Министерство транспорта Тверской области, Управление федерального казначейства по Тверской области надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, общество (истец) с 15 мая 2006 года в соответствии с лицензией серии ППБ № 7703265 осуществляет перевозку пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.
Обществом (далее - Исполнитель (Перевозчик) и Министерством (далее - Заказчик) 17 марта 2014 года заключен договор № 4 о компенсации расходов в связи с предоставлением льготного проезда учащимся железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Тверской области в 2014 году, согласно условиям которого Исполнитель (Перевозчик) на возмездной основе осуществляет перевозки учащихся и студентов из числа лиц, указанных в Приложении № 1 к настоящему Договору железнодорожным транспортом пригородного сообщения по маршрутам движения пригородных поездов в соответствии с Приложением № 2 к настоящему Договору.
Согласно пункту 1.2 договора Заказчик поручает, а Исполнитель (Перевозчик) обязуется обеспечить перевозку учащихся и студентов железнодорожным транспортом пригородного сообщения на участках Московской и Октябрьской железной дороги по маршрутам движения пригородных поездов в соответствии с Приложением № 2 к настоящему Договору при оплате проезда на территории Тверской области, в период с 01 января 2014 года по 15 июня 2014 года и с 01 сентября 2014 года по 31 декабря 2014 года, на основании льготного проездного билета из числа лиц, указанных в Приложении № 1 к настоящему Договору.
В силу пункта 1.3 договора, Исполнитель (Перевозчик) обязуется обеспечить перевозку учащихся и студентов в соответствии с нормативными актами, регулирующими отношения по перевозке пассажиров, грузов, багажа для личных (бытовых) нужд на железнодорожном транспорте, в том числе Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Федеральным законом от 10.01.2003г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 № 111.
В соответствии с пунктом 1.4 договора, Цена настоящего Договора определяется на основании фактических расходов Исполнителя (Перевозчика) и устанавливается в пределах бюджетных обязательств в соответствии с законом Тверской области от 27.12.2013 № 142-30 «Об областном бюджете Тверской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» в сумме 600 000 (Шестьсот тысяч) рублей.
В Приложении 1 к договору стороны согласовали перечень категорий граждан, имеющих право на льготы по оплате проезда железнодорожным транспортом пригородного сообщения:
- обучающиеся и воспитанники общеобразовательных учреждений старше 7 лет, в размере 50% в период с 01.01.2014 по 15.06.2014 и с 01.09.2014 по 31.12.2014;
- учащиеся очной формы обучения общеобразовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в размере 50% в период с 01.01.2014 по 15.06.2014 и с 01.09.2014 по 31.12.2014.
Согласно приложению № 2 к указанному договору стороны согласовали перечень маршрутов, на которых осуществлялись перевозки железнодорожным транспортом пригородного сообщения: по маршрутам Москва - Савёлово, Ржев - Вязьма.
В период с 01 января по 31 декабря 2014 года истец осуществлял перевозку пассажиров железнодорожным транспортном в межсубъектном пригородном сообщении по территории Москвы, Московской области и Тверской области по маршрутам Москва - Савёлово, Ржев - Вязьма.
Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом осуществлялась Исполнителем в 2014 году по тарифу, утвержденному приказом РЭК Тверской области от 17.03.2011 № 0203-00П01-нп «Об установлении единого предельного тарифа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении". Исполнитель оформлял проездные документы на территории Тверской области с 50-процентной скидкой от действовавшего тарифа указанным льготникам.
По данным Исполнителя в период с 01 января по 31 декабря 2014 года им было оформлено проездных документов с учетом 50% скидки на общую сумму 906 122 руб. 40 коп.
В рамках заключенного с Заказчиком договора от 17.03.2014 № 4 Исполнитель получил в счет компенсации расходов в связи с предоставлением льготного проезда 600 000 рублей.
По расчету истца сумма некомпенсированных потерь перевозчика за вычетом полученной суммы составила 306 122 руб. 40 коп., требование об оплате которой было 10 июля 2016 года было направлено ответчику письмом от 05.07.2017.
Письмом от 18.07.2017 ответчиком было отказано в возмещении выпадающих доходов.
Сославшись на не полное возмещение Заказчиком потерь в доходах Исполнителя, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежат возмещению публично-правовым образованием.
Положениями статей 426 и 789 ГК РФ предусмотрено, что договор перевозки пассажиров транспортом общего пользования является публичным договором. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
В силу пункта 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» потери в доходах владельцев инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, порядок возмещения потерь, возникших в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации определяется органами государственной власти данных субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем указанный Федеральный закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
В соответствии с указанными нормами порядок, размер и условия предоставления льготного проезда устанавливается Правительством Тверской области в пределах полномочий, определенных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - закон 184-ФЗ).
В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате, в том числе, принятия законов и (или) иных нормативных актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Закона 184-ФЗ. Расходные обязательства предусматриваются в законе о бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период в составе соответствующего бюджета.
Постановлением Правительства Тверской области от 18.04.2012 № 175-пп "Об установлении на территории Тверской области льготы по тарифам на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении учащимся и студентам и компенсации организациям железнодорожного транспорта потерь в доходах, возникающих в результате установления льготы по тарифам на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении" утвержден "Порядок предоставления льготы по тарифам на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении учащимся и студентам и компенсации организациям железнодорожного транспорта потерь в доходах, возникающих в результате установления льготы по тарифам на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении" (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 7 раздела 3 постановления Правительства Тверской области от 18.04.2012 № 175-п (в редакции, действовавшей в спорный период), компенсация организациям железнодорожного транспорта потерь в доходах, возникающих в результате установления льгот по тарифам на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, производится на основании договора (соглашения), заключенного между организацией железнодорожного транспорта и Министерством социальной защиты населения Тверской области.
Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что финансирование расходов за предоставление льготного проезда обучающимся осуществляется за счет средств областного бюджета Тверской области в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе Тверской области об областном бюджете Тверской области на соответствующий финансовый год и плановый период, и в пределах средств федерального бюджета, предоставляемых областному бюджету Тверской области в виде субсидий.
В соответствии с вышеназванным постановлением Правительства Тверской области обучающимся предоставлялась льгота по оплате проезда железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в 2014 году.
Во исполнение вышеуказанного правового акта между истцом и ответчиком был заключен договор от 17 марта 2014 года №4, в соответствии с пунктом 1.4 которого, цена настоящего Договора определяется на основании фактических расходов Исполнителя (Перевозчика) и устанавливается в пределах бюджетных обязательств в соответствии с Законом Тверской области от 27.12.2013 № 142-30 «Об областном бюджете Тверской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» в сумме 600 000 (Шестьсот тысяч) рублей.
Согласно пункту 4.4 договора от 17 марта 2014 года № 4 факт надлежащего исполнения обязательств по настоящему Договору ежемесячно подтверждается подписываемым Сторонами Актом об оказании услуг по согласованной Сторонами форме, предусмотренной Приложением № 5 к настоящему Договору.
В рамках договора от 17 марта 2014 года №4 истец предоставлял ответчику ежемесячные отчеты о перевозке льготных категорий граждан (учащихся) железнодорожным транспортом пригородного сообщения, а также за период с января 2014 года по сентябрь 2014 года сторонами были подписаны акты о выполнении сторонами своих обязательств по договору на сумму 600 000 рублей.
По расчету истца фактические потери в его доходах от перевозки учащихся в 2014 году составили 906 122 руб. 40 коп. и возмещены Тверской областью в сумме 600 000 рублей.
Согласно условиям заключенного между истцом и ответчиком договора цена договора определяется на основании фактических расходов и устанавливается в пределах бюджетных обязательств в соответствии с Законом Тверской области.
При таких обстоятельствах, является верным вывод суда первой инстанции о том, что Тверской областью в полном объеме выполнены обязательства по возмещению перевозчику потерь в доходах за 2014 год, предусмотренные договором от 17 марта 2014 года № 4.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения исковых требований у суда первой инстанции не имелось.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.
В жалобе обществом не приводится убедительных доводов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Доводы заявителя являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта, судом при рассмотрении спора не допущено.
В свете изложенного апелляционная жалоба общества удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Тверской области от 14 февраля 2018 года по делу № А66-14143/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Центральная пригородная пассажирская компания» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Ю.В. Зорина |
Судьи | Н.В. Чередина А.Н. Шадрина |