ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А66-14146/2021 от 06.10.2022 АС Тверской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

13 октября 2022 года

г. Вологда

Дело № А66-14146/2021

Резолютивная часть постановления объявлена октября 2022 года .

В полном объёме постановление изготовлено октября 2022 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Алимовой Е.А. и                  Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Михайловой Р.А.,

при участии от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области Пожарова И.В. по доверенности от 14.12.2021, от акционерного общества «Северо-Западный промышленный железнодорожный транспорт» Федоровой М.Л. по доверенности от 19.11.2020,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 26 июля 2022 года по делу  № А66-14146/2021,

у с т а н о в и л:

акционерное общество «Северо-Западный промышленный железнодорожный транспорт» (ОГРН 1107847234659, ИНН 7836000214; адрес: 190020, Санкт-Петербург, набережная Обводного канала, дом 134-136-138, литер Ж; далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по                    Тверской области (ОГРН 1046900099828, ИНН 6901067121; адрес: 170100,                    Тверская область, город Тверь, переулок Свободный, дом 2; далее – управление) о признании незаконными решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета сооружения «железнодорожный подъездной путь № 17», расположенного по адресу: Тверская область, Кувшиновский район, город Кувшиново, улица Степана Разина                                (ж.д. подъездной путь № 17); решения об отказе в регистрации права собственности общества на сооружение «железнодорожный подъездной путь  № 17», выраженных в уведомлениях управления от 01.09.2021                                      № КУВД-001/2020-25315090/4 и КУВД-001/2020-25315090/5 об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав; возложении на управление обязанности осуществить действия, предусмотренные Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ                               «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ), по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности общества на сооружение «железнодорожный подъездной путь №17», расположенное по адресу: Тверская область, Кувшиновский район, город Кувшиново, улица Степана Разина                                    (ж.д. подъездной путь № 17).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество «Каменская бумажно-картонная фабрика»                          (ОГРН 1026901909902, ИНН 6929000141; адрес: 172110, Тверская область, город Кувшиново, улица Октябрьская, дом 5; далее – АО «Каменская бумажно-картонная фабрика»), общество с ограниченной ответственностью «Альянс» (ОГРН 1206900004783, ИНН 6950239630; адрес: 170004, Тверская область, город Тверь, улица Борихино поле, дом 14, офис 1; далее – ООО «Альянс»), муниципальное учреждение администрации Муниципального образования городское поселение «Город Кувшиново» (ОГРН 1056918024371,                           ИНН 6929004308; адрес: 172110, Тверская область, Кувшиновский район,    город Кувшиново, улица Советская, дом 33; далее – администрация).

Решением Арбитражного суда Тверской области от 26 июля                 2022 года заявленные требования удовлетворены, с управления в пользу общества взысканы расходы по государственной пошлине в размере 3 000 руб.

Управление с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на нарушение и неправильное применение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с изложенными в ней доводами не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

От третьих лиц отзывы на апелляционную жалобу не поступили.

Третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее – АПК РФ).

Заслушав объяснения представителей общества и управления, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как усматривается в материалах дела, 23.11.2020 общество обратилось в управление с заявлением № КУВД-001/2020-25315090 о государственном кадастровом учете и регистрации права собственности заявителя на сооружение «железнодорожный подъездной путь № 17», расположенное по адресу: Тверская обл., Кувшиновский район, г. Кувшиново, ул. Степана Разина                    (ж.д. подъездной путь № 17).

Уведомлениями от 01.09.2021 № КУВД-001/2020-25315090/4,                     КУВД-001/2020-25315090/5 заявителю отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на сооружение со ссылкой на то, что земельные участки, по которым проходит объект учета, находятся в собственности иных лиц либо право собственности на них не зарегистрировано; технический план не соответствует установленным требованиям; имеются противоречия в сведениях технического плана и заключения кадастрового инженера по протяженности объекта.

Полагая отказы управления нарушающими права и законные интересы общества, заявитель обратился в суд.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.

Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.

В силу статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации (далее –             ЗК РФ) государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом № 218-ФЗ.

Согласно статье 1 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества; государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН, реестр) записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в реестр; государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Законом № 218-ФЗ сведений об объектах недвижимости.

По смыслу пункта 1 части 3 статьи 14, пункта 1 части 1 статьи 15 Закона № 218-ФЗ кадастровый учет и госрегистрация прав на созданные объекты проводятся одновременно.

Закрытый перечень документов, являющихся основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также требования к ним, установлены статьями 14, 21 Закона № 218-ФЗ.

Исходя из пункта 71 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 № 278, уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с указанием норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, а неустранение этих причин – к отказу в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, и содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов.

Данные причины должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен был совершить в целях устранения этих причин, не устранение которых привело к принятию решения об отказе в оказании ему государственной услуги, а также для подачи вновь документов на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав или подготовки им заявления в суд, арбитражный суд об обжаловании отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Согласно уведомлениям от 01.09.2021 заявителю отказано в осуществлении регистрационных действий, поскольку некоторые земельные участки, по которым проходит объект учета, находятся в собственности иных лиц либо право собственности на них не зарегистрировано в ЕГРН.

Суд первой инстанции обоснованно отклонил данный довод управления.

Согласно части 10 статьи 40 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

В силу части 2 той же статьи Закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение осуществляются также в случае, если на момент государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на созданные здание, сооружение истек срок действия договора аренды земельного участка, предоставленного для цели строительства указанных объектов недвижимости, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком, при этом на момент ввода в эксплуатацию указанных объектов недвижимости срок действия соответствующего договора не истек.

Таким образом, по смыслу приведенных норм права принадлежность земельных участков под сооружением на праве собственности иному лицу либо отсутствие зарегистрированного права собственности не являются препятствием для осуществления регистрационных действий.

Железнодорожный путь № 17 (пункт 1.4.154 передаточного акта), 1962 года постройки, протяженностью 425 м, расположен на земельных участках с кадастровыми номерами 69:17:0070301:40 (собственности ООО «Альянс»), 69:17:0070301:30 (права не зарегистрированы), 69:17:0070301:17 (права не зарегистрированы), 69:17:0070301:114 (собственности АО «Каменская бумажно-картонная фабрика»).

На момент завершения строительства, ввода сооружения в эксплуатацию действовало Положение о землях, предоставленных транспорту, утвержденное Постановлением ЦИК СССР от 07.02.1933 № 58/50 (далее – Положение),
 согласно пункту 4 которого к железнодорожным транспортным землям относятся земли, занятые железнодорожными путями, в том числе подъездными.

По смыслу пункта 3 Положения земли транспорта поступают в ведение соответствующих земельных или городских органов по принадлежности за указанным исключением.

Таким образом, на момент ввода в эксплуатацию спорного железнодорожного пути (1962 год) безусловное предоставление земельного участка для размещения объектов железнодорожного транспорта, железнодорожных путей предполагалось и было прямо установлено законодательством.

С учетом положений частей 2, 10 статьи 40 Закона № 218-ФЗ пересечение спорного железнодорожного пути с границами земельных участков с кадастровыми номерами 69:17:0070301:40, 69:17:0070301:30, 69:17:0070301:17 69:17:0070301:114 не является препятствием к постановке спорного объекта на кадастровый учет, поскольку размещение и кадастровый учет линейных объектов предполагает существование особенностей, предусмотренных статьей 51 ГрК РФ.

Доказательств, что ООО «Альянс», АО «Каменская бумажно-картонная фабрика» возражают против размещения спорного объекта на своих земельных участках, не имеется.

Таким образом, указанное основание для отказа в совершении регистрационных действий не является правомерным.

Доводы управления о том, что при изготовлении технического плана не использовалась проектная и разрешительная документация, также правильно отклонены судом первой инстанции.

В силу пункта 20 Требований к подготовке технического плана и состав содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 (далее – Требования), сведения о сооружении, за исключением сведений о местоположении такого сооружения на земельном участке и его площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации такого сооружения.

В случае отсутствия разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости сведения о помещении, машино-месте, за исключением сведений о его местоположении в пределах этажа здания или сооружения либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения и его площади, указываются в техническом плане также на основании представленных заказчиком кадастровых работ технического паспорта помещения, изготовленного до 01.01.2013, или изготовленного до 01.01.2013 технического паспорта здания или сооружения, в котором расположено помещение, машино-место, и (или) утвержденного в установленном федеральным законом порядке акта о приемке в эксплуатацию таких зданий, сооружений.

Заявителем представлен технический паспорт, отвечающий установленным требованиям: составлен в 2011 году, содержит технические и эксплуатационные характеристики сооружения; изготовлен организацией, имеющей свидетельство о допуске к работам по выполнению инженерных изысканий, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Часть II Технического паспорта содержит сведения о технической характеристике каждого из железнодорожных путей, примыкающих к станции Кувшиново, Октябрьской железной дорогой (ведомость путей).

В отношении каждого железнодорожного пути отдельной строкой указаны его номер (индивидуальная характеристика), название станции примыкания, границы пути (местоположение), назначение пути, длина пути, иные характеристики. Последующие разделы технического паспорта содержат сведения об используемых при строительстве каждого конкретного ж.д. пути материалов (типы накладок и болтов), сведения о характеристиках стрелочных переводов, насыпей и выемок, водоотводных устройств, земляного полотна, балластного слоя и прочее.

Доказательств несоответствия технического паспорта требованиям, установленным положениям пункта 20 Требований, управлением не представлено.

Постановлением Экономического Совещания РСФСР от 01.05.1927 утверждено Положение об инвентаризации имущества местных советов, согласно которому железнодорожные пути необщего пользования, находящиеся на балансе предприятий, инвентаризации и техническому учету не подлежали.

Положение об инвентаризации имущества местных советов действовало до 1982 года и отменено Постановлением Совета Министров РСФСР                    от 22.01.1982 № 66.

Действующее в указанный период времени законодательство не содержало и утвержденной формы технического паспорта железнодорожного пути, регламентированной к применению органами технического учета и инвентаризации.

В рамках спорных правоотношений оформление технических паспортов железнодорожных путей необщего пользования регулировалось специальными нормами права – Уставом железных дорог Союза ССР, утвержденным постановлением Совмина СССР от 06.04.1964 № 270.

Согласно пункту 82 данного Устава на каждый железнодорожный подъездной путь должны быть технический паспорт, план подъездного пути, продольный профиль и чертежи искусственных сооружений.

Аналогичная норма содержится в действующих в настоящее время Правилах эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 26, согласно пункту 1.9 которых каждый железнодорожный путь необщего пользования должен иметь технический паспорт, план и продольный профиль, чертежи сооружений. В техническом паспорте указываются технические характеристики и состояние рельсов, шпал, балласта, земляного полотна, сооружений, весовых приборов, обустройств и механизмов, предназначенных для погрузки, выгрузки, очистки, промывки вагонов, маневровых устройств, лебедок, а также промышленные железнодорожные станции, горки, полугорки, вытяжные пути, устройства сигнализации, централизации, блокировки и связи, используемые при поездной и маневровой работе, и другие обустройства и механизмы.

Исходя из изложенного, в отношении железнодорожных путей не общего пользования, строительство которых осуществлено до 1982 года, обязательным являлось только оформление технического паспорта, требования к форме и содержанию которого установлены транспортным уставами железных дорог.

Согласно ответу администрации от 14.10.2020 № 990, ответу Тверского отделения филиала АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от 13.10.2020 № 69/01-04-252, ответу Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций от 30.09.2020 № 12866, проектная и разрешительная документация по объекту «сооружение - железнодорожный подъездной путь № 17» отсутствуют.

Таким образом, суд первой инстанции верно отметил, что обществом предприняты исчерпывающие меры по устранению замечаний управления. Истребование от заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона № 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с названным Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, не допускается.

Согласно уведомлениям от 01.09.2021 управлением в представленном техническом плане выявлено противоречие по протяженности объекта учета, а именно: согласно представленным координатам характерных точек контура сооружения, фактическая протяженность объекта учета составила 441 м, тогда как в техническом плане указана протяженность 425 м.

В силу прямого указания пункта 19 Требований в случае отсутствия разрешения на строительство на объект незавершенного строительства, проектной документации на объект незавершенного строительства сведения о таком объекте недвижимости, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке и степени его готовности, указываются в техническом плане также на основании представленного заказчиком кадастровых работ технического паспорта такого объекта недвижимости, изготовленного до 1 января 2013 года.

Указание иных характеристик (в частности, фактической протяженности) в разделе «Основная характеристика сооружения и ее значения» технического плана приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 не допускается.

Аналогичная позиция отражена и в письме Минэкономразвития РФ от 29.04.2014 № Д23и-1453, согласно которому если технический план оформляется в отношении частично разрушенного здания, то сведения о таком здании в техническом плане указываются на основании представленных заказчиком кадастровых работ документов согласно пункту 12 Требований (разрешения на ввод здания в эксплуатацию, проектной документации или технического паспорта здания).

В то же время, в силу пункта 50 Требований, в случае если в ходе кадастровых работ выявлены ошибки, допущенные при установлении местоположения объекта недвижимости (ранее допущенные реестровые ошибки), несоответствие площади здания, помещения, машино-места, площади застройки сооружения, и площади здания, помещения, машино-места, площади застройки сооружения, а также в иных случаях, в том числе при изменении проектной документации или когда, по мнению кадастрового инженера, необходимо дополнительное обоснование результатов кадастровых работ, в разделе «Заключение кадастрового инженера» приводятся обоснование значения площади здания, помещения, машино-места, площади застройки сооружения, иной характеристики объекта недвижимости, определение которой осуществлено кадастровым инженером, в том числе результаты необходимых измерений и расчетов, предложения кадастрового инженера по устранению выявленных ошибок (при их наличии), иная информация, документы, подтверждающие изменение проектной документации включаются в состав Приложения.

Согласно данным технического паспорта от 2011 года, а также пункта 1.4.154 Передаточного акта первоначальная протяженность сооружения на момент постройки составляла 425 м.

При определении координат характерных точек контура сооружения в порядке, установленном частью 13 статьи 24 Закона № 218-ФЗ, пунктом 34 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации 18.12.2015 № 953 и Приказа Росреестра от 25.10.2020 № П/0393, кадастровым инженером определена общая протяженность сооружения 441 м.

Разночтение в сведениях основной характеристики объекта недвижимости обусловлено применением различных требований и технического оборудования в определении протяженности сооружения. Работы по реконструкции объекта недвижимости не производились.

Поскольку объектом постановки на государственный кадастровый учет является сооружение 1962 года постройки, в техническом плане в разделе «Основная характеристика и ее значение» кадастровым инженером в соответствии с требованиями пункта 19 Требований указана протяженность сооружения согласно данным технического паспорта 2011 года, а в заключении в соответствии с требованиями пункта 50 Требований отражена фактическая протяженность.

Каким образом порядок сканирования документов в данном конкретном случае препятствовал установлению управлением содержания представленного обществом технического плана, ответчиком не указано, в уведомлениях от 01.09.2021 выводов об отсутствии возможности установить содержание технического плана не приведено.

Ввиду изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии у управления законных оснований, достаточных для отказа в осуществлении кадастрового учета, регистрации права собственности.

При таких обстоятельствах суд верно заключил о наличии установленных статьей 201 АПК РФ оснований для удовлетворения требований заявителя.

Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании правовых норм применительно к обстоятельствам настоящего дела, не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Несогласие управления с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, иная оценка апеллянтом фактических обстоятельств дела не являются правовым основанием для отмены судебного акта.

Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены состоявшегося судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Тверской области от 26 июля 2022 года по делу № А66-14146/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.

Председательствующий                                                             Е.Н. Болдырева

Судьи                                                                                          Е.А. Алимова

                                                                                                     А.Ю. Докшина