АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
23 ноября 2023 года
Дело №
А66-1455/2023
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Власовой М.Г., Дмитриева В.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью «Ангарейон-СБ» генерального директора ФИО1 (приказ от 17.06.2020 № 11), ФИО2 (доверенность от 23.01.2023),
рассмотрев 22.11.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Центрального района города Твери на решение Арбитражного суда Тверской области от 02.06.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2023 по делу № А66-1455/2023,
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «Ангарейон-СБ», адрес: 105082, Москва, Бакунинская ул., д. 92, стр. 1, этаж 2, пом. III, комн. 1, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к администрации Центрального района города Твери, адрес: 170100, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Администрация), о признании недействительным одностороннего отказа Администрации от муниципального контракта от 25.04.2022 № 0836600003322000097 (далее – Контракт), признании его действующим.
Решением суда первой инстанции от 02.06.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.08.2023, отказ Администрации от Контракта признан недействительным.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, нарушение судами норм материального права, просит отменить решение и постановление, принять новый судебный акт.
По утверждению подателя жалобы, поскольку Общество нарушало сроки исполнения обязательств по Контракту, не выполнило работы, предусмотренные Контрактом, ни к моменту окончания срока, ни к моменту отказа Администрацией от Контракта, не представило указанных в пункте 7.2.3 Контракта документов и не разместило их в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС), Администрация правомерно отказалась от Контракта, подробно изложив основания для расторжения Контракта в решении от 14.12.2022 № 31/1630-и; по состоянию на 14.11.2022 подрядчик демонтировал оборудование, оставил только металлические ворота, что он не оспаривает; в акте от 16.11.2022 зафиксировано, какое оборудование отсутствует; работы не завершены.
Вывод судов о размещении подрядчиком в ЕИС всей исполнительной документации противоречит материалам дела. Представители Администрации, контролируя исполнение подрядчиком обязательств, регулярно выходили на место выполнения им работ, в период с 04.05.2022 по 07.12.2022 составлено 32 соответствующих акта, которые, будучи представлены в материалах дела, судами оставлены без внимания.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании представители Общества, указав на правомерность судебных актов, просили оставить их без изменения.
Жалоба рассмотрена кассационным судом без участия представителей Администрации, извещенной надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Администрация (заказчик) и Общество (подрядчик) 25.04.2022 заключили Контракт, в соответствии с пунктом 1.1 которого подрядчик обязался выполнить работы по ограждению придомовых территорий многоквартирных жилых домов с установкой автоматических устройств управления воротами и системы видеонаблюдения, а также сдать результат работ заказчику; заказчик в свою очередь должен принять и оплатить означенные работы.
Состав и объем работ определены техническим заданием, проектно-сметной документацией, являющимися неотъемлемыми частями Контракта (пункт 1.2).
В соответствии с техническим заданием работы выполняются по следующим адресам в <...>, и Советская ул., д. 7 (пункт 1.3 Контракта).
Цена Контракта составила 1 603 851,60 руб.
В цену Контракта включены все налоги, сборы и другие обязательные платежи, иные расходы подрядчика, необходимые для выполнения работ в полном объеме и надлежащего качества. Цена Контракта является твердой, определенной на весь срок его исполнения за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Контрактом (пункты 2.1, 2.2, 2.3 Контракта).
Срок выполнения работ составляет 100 календарных дней с момента заключения Контракта (пункт 3.1 Контракта), т.е. до 03.08.2022.
Согласно разделу 4.4 Контракта подрядчик обязан в течение одного дня с даты заключения Контракта направить заказчику сведения о своих уполномоченных представителях на организацию и выполнение работ; сообщить время начала на объекте работ; выполнять работы в соответствии с условиями Контракта и требованиями технического задания (приложение № 1), сметно-проектной документацией (приложение № 2), сдать результат работ в соответствии с разделом 7 Контракта. Подрядчик должен применять материалы и оборудование, которые имеют действующие сертификаты (декларации о соответствии) и паспорта качества; приложить к каждому акту освидетельствования скрытых работ фотоматериалы объекта, а также не менее 5 фотографий объекта до начала работ и не менее 5 фотографий после завершения работ (фотографии должны быть выполнены с одного ракурса, с привязкой к местности, на них должна быть указана дата производства работ); вести и передать заказчику журнал работ, в котором отразить все факты и обстоятельства, происходившие при производстве работ на объекте, даты начала и окончания работ, сроки и условия устранения недостатков работ.
Приемке подлежат полностью выполненные работы на объекте (пункт 7.2.1 Контракта).
Подрядчик в течение одного рабочего дня после окончания выполнения работ уведомляет заказчика и организацию, осуществляющую строительный контроль (при наличии), о завершении работ. Уведомление направляется посредством телефонной или факсимильной связи, электронной почты либо иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления (пункт 7.2.2 Контракта).
Согласно пункту 7.2.3 Контракта подрядчик одновременно с уведомлением о готовности работ к сдаче формирует с использованием ЕИС документ о приемке, оформленный в соответствии с частью 13 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ). С документом о приемке подрядчик размещает в ЕИС счет на оплату выполненных работ, счет-фактуру (для плательщиков НДС), предоставляет обеспечение гарантийных обязательств, а также направляет в адрес заказчика на бумажном носителе акт о приемке выполненных работ (по форме № КС-2), справку о стоимости выполненных работ и затрат (по форме № КС-3), счет на оплату выполненных работ, счет-фактуру (для плательщиков НДС), подписанные со своей стороны, акты на скрытые работы, журнал работ, сертификаты (декларации) соответствия и паспорта (при наличии) на используемые материалы, фотоматериалы, указанные в пункте 4.4.20 Контракта.
Датой поступления заказчику документа о приемке, подписанного подрядчиком, считается дата размещения такого документа в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик
Заказчик в срок не позднее двадцати рабочих дней после получения от подрядчика документов, указанных в пункте 7.2.3 Контракта, с участием представителя организации, осуществляющий строительный контроль (при наличии), и в присутствии представителя подрядчика, а также иных заинтересованных лиц проводит проверку выполненных работ, представленных к приемке, на их соответствие условиям Контракта и осуществляет одно из следующих действий: подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС документ о приемке, подписывает на бумажном носителе акт о приемке выполненных работ по форме № КС-2, справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме № КС-3; формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа (пункт 7.3 Контракта).
Таким образом, перечень документов, подлежащих размещению в ЕИС, четко регламентирован условиями Контракта.
В случае получения мотивированного отказа от подписания документа о приемке подрядчик вправе устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе, и направить заказчику документ о приемке (пункт 7.5 Контракта).
Внесение исправлений в документ о приемке осуществляется путем формирования, подписания усиленными электронными подписями лиц, имеющих право действовать от имени подрядчика, заказчика, и размещения в ЕИС исправленного документа о приемке (пункт 7.6 Контракта).
Датой приемки результата выполненной работы считается дата размещения в ЕИС документа о приемке, подписанного заказчиком (пункт 7.7 Контракта).
В пункте 7.8 Контракта установлено, что для проверки результатов выполненных работ в части их соответствия условиям Контракта заказчик проводит экспертизу своими силами или может привлечь к ее проведению экспертов, экспертные организации в порядке и случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.
Расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа стороны Контракта от его исполнения в соответствии с положениями статьи 95 Закона № 44-ФЗ (пункт 13.1).
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения договора возмездного оказания услуг, договора подряда (пункт 13.2).
По утверждению Общества, оно исполнило обязательства по Контракту и направило 06.09.2022 в адрес Администрации уведомление о готовности работ № 01-Ю-06/09 разместив в ЕИС 13.09.2022, 21.09.2022, 10.10.2022, 14.10.2022 документы о приемке.
Письмами от 16.09.2022 № 31/1450-и, от 13.10.2022 № 31/1513-и заказчик, по мнению Общества, подтвердил выполнение подрядчиком работ в полном объеме.
При комплексном обследовании объектов заказчиком (результат оформлен актом от 03.10.2022 № 23) установлено выполнение подрядчиком работ.
Письмом от 08.09.2022 № 01-Ю-08/09 подтверждена передача подрядчиком заказчику исполнительной документации.
Вместе с тем Администрация 14.11.2022 приняла решение об одностороннем отказе от исполнения обязательств по Контракту, в котором сослалась на пункт 13.2 Контракта и пункт 2 статьи 715 ГК РФ.
Общество, полагая, что данное решение является недействительным, не соответствующим фактическим обстоятельствам, обратилось в суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, указав на неоднократное размещение подрядчиком в ЕИС документов, подтверждающих выполнение работ, и передачу документации заказчику, признав немотивированным отказ в подписании документов, размещенных 10.10.2022 и 14.10.2022, посчитал подлежащими удовлетворению требования Общества и неправомерным отказ Администрации от Контракта; суд также отметил, что демонтаж Обществом оборудования опровергается его письмом от 17.11.2022 № 01/6317, а возражения заказчика относительно выполнения скрытых работ связаны с ненадлежащим исполнением Администрацией своих обязательств по контролю за выполнением работ.
Суд апелляционной инстанции поддержал позицию суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, пришла к следующему.
Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Возникшие между сторонами правоотношения по подряду регулируются нормами главы 37 ГК РФ и Законом № 44-ФЗ.
Согласно статье 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно (статья 711 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 721 ГК РФ качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при их отсутствии или неполноте условий договора - требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода.
В силу части 8 статьи 95 Закона № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона № 44-ФЗ).
Основания для досрочного расторжения договора подряда по инициативе заказчика определены в статьях 715, 717, 723 ГК РФ.
Как указано в пункте 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, то заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В части 13 статьи 95 Закона № 44-ФЗ закреплено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 этой статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из материалов дела следует, что срок выполнения работ по Контракту – 100 календарных дней с момента его заключения (25.04.2022).
Суды установили, что подрядчик исполнил свои обязательства по Контракту, направив 06.09.2022 в адрес Администрации уведомление о готовности работ № 01-Ю-06/09.
Пунктом 7.2 Контракта предусмотрено, что документы, подтверждающие факт и объемы выполненных работ, подлежат как размещению в ЕИС, так и их направлению заказчику в бумажном виде для целей рассмотрения возможности их подписания.
Судами установлено, что в системе ЕИС подрядчик размещал документы 13.09.2022, 21.09.2022, 10.10.2022, 14.10.2022.
Кроме того, оценив переписку сторон, суды пришли к выводу, что, несмотря на отклонение заказчиком электронной документации, такие документы фактически получены Администрацией и исследованы ею.
К тому же Администрация в нарушение пункта 7.3 Контракта 09.09.2022 провела осмотр выполненных работ в одностороннем порядке, доказательств вызова представителей подрядчика не представила.
Суды также посчитали, что из содержания актов комплексного обследования объекта от 03.10.2022 № 23, 11.10.2022 № 24 следует вывод о выполнении работ на объекте.
При таких обстоятельствах суды не нашли оснований для применения к спорным правоотношениям положения пункта 2 статьи 715 ГК РФ.
Оценка представленных в материалы дела доказательств дана судами в соответствии с требованиями статей 65, 67, 68 и 71 АПК РФ.
Переоценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статьи 286 и 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции»).
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы Администрации.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Тверской области от 02.06.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2023 по делу № А66-1455/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Центрального района города Твери – без удовлетворения.
Председательствующий
Н.Н. Малышева
Судьи
М.Г. Власова
В.В. Дмитриев