ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А66-16642/19 от 29.10.2020 АС Тверской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

06 ноября 2020 года

г. Вологда

Дело № А66-16642/2019

Резолютивная часть постановления объявлена октября 2020 года .

В полном объёме постановление изготовлено ноября 2020 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Болдыревой Е.Н. и Мурахиной Н.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «АтомЭнергоСбыт» в лице обособленного подразделения «ТверьАтомЭнергоСбыт» на решение Арбитражного суда Тверской области от 27 марта 2020 года по делу № А66-16642/2019,

у с т а н о в и л:

акционерное общество «АтомЭнергоСбыт» в лице обособленного подразделения «ТверьАтомЭнергоСбыт» (ОГРН <***>,                           ИНН <***>; адрес: 115432, <...>; далее - АО «АтомЭнергоСбыт», общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Главному управлению «Государственная жилищная инспекция» (ОГРН <***>,                              ИНН <***>; адрес: 170026, <...>; далее – инспекция, ГЖИ) о признании предписания от 30.07.2019 № 5225/ОГ-19 недействительным.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Региональная сетевая организация» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес:  170027, <...>,                                         здание административное, помещение 4; далее – ООО «РСО»).

Решением Арбитражного суда Тверской области от 27 марта 2020 года по делу № А66-16642/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на то, что суд пришел к неверному выводу о законности оспариваемого предписания.

ГЖИ и третье лицо отзывы не представили, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со                                                        статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 08.07.2019 № 5225/ОГ-19 инспекцией проведена внеплановая документарная проверка в отношении общества с целью рассмотрения обращения                     ФИО1 по вопросам установки выносного прибора учета электроэнергии и начислений за коммунальную услугу по электроснабжению по адресу: <...>.

В ходе проведения проверки ГЖИ установлено нарушение обществом требований пункта 153 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные                         положения № 442), пунктов 42, 59, 121.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее  -                        Правила 354). Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 30.07.2019 № 5225/ОГ-19.

По итогам проверки инспекцией выдано предписание от 30.07.2019                       № 5225/ОГ-19, которым обществу предписано в срок до 08.10.2019:

1) прекратить использование показаний выносного прибора учета электрической энергии марки ЭЭ-970-М, заводской номер 970604764617, установленного по адресу: <...>, при расчете платы за коммунальную услугу по электроснабжению;

2) осуществить перерасчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению потребителю по адресу: <...>, за период с января по июль 2019 года в соответствии с требованиями пунктов 42, 59, 60 Правил № 354;

3) осуществить перерасчет размера платы за оказание в июне 2019 года услуг по введению ограничения и возобновлению предоставления коммунальной услуги по электроснабжению потребителю по адресу: <...>.

Общество, не согласившись с вынесенным предписанием, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.

Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.

По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).

Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 16.1 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесены методическое обеспечение и определение порядка осуществления государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности.

В силу пункта 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.

Частью 3 статьи 20 ЖК РФ установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ).

Пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона № 294-ФЗ установлена обязанность органа государственного контроля выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований.

Предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.

Под предписанием следует понимать меру реагирования на нарушение закона. Требования, включенные в предписание государственного органа, должны быть законодательно обоснованы. Предписание об устранении нарушений требований законодательства является документом, содержащим в себе обязательное для исполнения требование юридическому лицу провести мероприятия по устранению выявленных нарушений.

Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что проверка проведена и оспариваемое предписание выдано инспекцией в пределах предоставленных полномочий.

Частью 1 статьи 153 ЖК РФ установлена обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Из содержания приведенных законоположений следует, что по общему правилу размер платы за коммунальные услуги устанавливается, прежде всего, исходя из фактических (объективных) объемов потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета. При отсутствии приборов учета допускается определение размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Пунктом 63 Правил № 354 определено, что потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги, Плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Основанием для внесения платы являются платежные документы, которые исполнитель должен представить потребителям не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления указанных документов                                         (пункт 67 Правил № 354).

Согласно пункту 80 названных Правил учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

Из пункта 81 Правил № 354 следует, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

В случае выполнения монтажа прибора учета исполнителем ввод в эксплуатацию осуществляется исполнителем путем оформления и подписания акта ввода прибора учета в эксплуатацию, предусмотренного пунктом 81 (6) настоящих Правил (пункт 81 (3) Правил № 354).

Следовательно, исполнитель коммунальной услуги в силу названных выше нормативных положений должен обладать сведениями о наличии в жилых помещениях приборах учета коммунальных ресурсов, а также о сроках поверки таких приборов учета.

В силу пункта 81 (12) Правил № 354 прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:

а) неотображения приборами учета результатов измерений;

б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;

в) механического повреждения прибора учета;

г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;

д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.

Согласно пункту 42 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.

При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.

Подпунктом «а» пункта 59 Правил № 354 установлено, что в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то, начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем ведения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения, начисление платы за коммунальную услугу определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев.

Согласно пункту 60 Правил № 354 по истечении указанного в подпункте «а» пункта 59 данных Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 Правил № 354 исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающих коэффициентов, предусмотренных утвержденными Правительством Российской Федерации, Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела,в жилом доме № 10 по улице 2-ая Пролетарская города Вышний Волочек Тверской области 13.11.2018 установлен и допущен в эксплуатацию индивидуальный прибор учета электрической энергии марки Меркурий № 36133279 (2018 года, класс точности 1, межповерочный интервал 16 лет; том 1, листы 108, 109).

Указанный прибор заменен 05.02.2019 по инициативе потребителя на индивидуальный прибор учета электрической энергии марки Меркурий 201.5 № 36421986 (2018 года, класс точности 1, межповерочный интервал 16 лет). Согласно акту допуска прибора учета в эксплуатацию прибор учета от 05.02.2019, составленному с участием представителя гарантирующего поставщика – общества, прибор учета допущен в эксплуатацию (том 1,                  листы 104, 105).

При этом в материалах дела сведения о выходе из строя указанного средства измерения отсутствуют.

Сетевой организацией ООО «РСО» установлен выносной прибор учета марки ЭЭ-970-М № 970604764617 на опоре линии электропередачи по адресу: <...>. Указанный прибор учета допущен в эксплуатацию по акту допуска прибора учета в эксплуатацию от 10.12.2018 (том 1, листы 106, 107).

Вместе с тем суд первой инстанции установил нарушение процедуры допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии марки ЭЭ-970-М № 970604764617.

В силу части 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

Согласно пункту 144 Основных положений № 442 приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности (в отношении членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, - на границах земельных участков) объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности (в отношении члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо гражданина, ведущего садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, - на границе земельного участка) объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности (в отношении члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо гражданина, ведущего садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, - к границе земельного участка), в котором имеется техническая возможность его установки.

В силу пункта 146 Основных положений № 442 собственники энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), на которых возложена обязанность по их оснащению приборами учетами, вправе при условии выполнения указанных в настоящем разделе требований к порядку установки, замены и эксплуатации прибора учета привлекать на основании соответствующих гражданско-правовых договоров для осуществления действий по установке, замене и (или) эксплуатации приборов учета лиц, отвечающих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

Под заменой прибора учета для целей настоящего документа понимается монтаж прибора учета после демонтажа ранее установленного прибора учета в данной точке.

Собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) несет ответственность за действия привлеченных им лиц по установке, замене и эксплуатации приборов учета, осуществляемые ими в интересах такого собственника, и не освобождается от определенных в настоящем разделе последствий нарушения установленных сроков организации учета электрической энергии.

Установка, замена и эксплуатация приборов учета, используемых гражданами, осуществляется в соответствии с настоящим документом, если жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами № 354, не установлено иное.

Из пункта 152 Основных положений № 442 следует, что установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном разделом Х Основных положений.

Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.

Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки.

Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей сетевой организации; гарантирующего поставщика; лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, объектами электроэнергетики, к которым непосредственно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета; собственника прибора учета; собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета.

На основании пункта 153 Основных положений № 442, если установка прибора учета, допуск в эксплуатацию которого планируется осуществить, была произведена гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), имеющим договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых такой прибор учета был установлен, или сетевой организацией, имеющей договор оказания услуг по передаче электрической энергии с указанным собственником, то в этом случае такой собственник не обязан подавать заявку, а лицо, установившее прибор учета, обязано самостоятельно организовать проведение процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию и согласовать с указанным собственником дату и время проведения такой процедуры.

Пунктом 153 (1) Основных положений № 442 предусмотрено, что сетевая организация в порядке, предусмотренном пунктом 153 настоящего документа, уведомляет в письменной форме способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления, лиц, которые в соответствии с пунктом 152 настоящего документа принимают участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию, о дате, времени и месте проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию с указанием сведений, содержащихся в заявке.

Правилами № 354 установлено, что в случае выполнения монтажа прибора учета исполнителем ввод в эксплуатацию осуществляется исполнителем путем оформления и подписания акта ввода прибора учета в эксплуатацию, предусмотренного пунктом 81(6) настоящих Правил                          (пункт 81 (30) указанных Правил).

Согласно пункту 81(6) упомянутых Правил по результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются:

а) дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию;

б) фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию;

в) тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки;

г) решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа;

д) в случае ввода прибора учета в эксплуатацию показания прибора учета на момент завершения процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы);

е) дата следующей поверки.

В силу пункта 81(7) Правил № 354 акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию.

Из казанных положений пунктов 152, 153, 153 (1) Основных                      положений № 442, пункта 81(7) Правил № 354 следует, что допуск прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием собственника, в данном случае ФИО2

Из материалов дела следует, что ООО «РСО» в письме от 22.11.2018 уведомило о дате и времени ввода прибора учета в эксплуатацию – 10.12.2018, указанное письмо 22.11.2018 вручено обществу (том 1, лист 98).

В подтверждение направления указанного письма - уведомления о дате, времени и месте проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию ФИО1 представлен список внутренних почтовых отправлений от 23.11.2018 (том 1, листы 99, 100).

Вместе с тем, как обосновано отмечено судом первой инстанции, из данного списка не представляется возможным определить факт получения уведомления потребителем. Также уведомление о получении письма или конверт с отметкой о возврате в материалы проверки не представлены.

Кроме того, на указанном списке отсутствует штамп почтового отделения, в связи с этим определить, отправлялось ли уведомление потребителю, не представляется возможным.

С учетом изложенного суд первой инстанции согласился с выводом ответчика о том, что собственник жилого дома № 10                                               по улице 2-я Пролетарская города Вышний Волочек Тверской области не уведомлен надлежащим образом о процедуре допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии марки ЭЭ-970-М № 970604764617.

Коллегия судей полагает обоснованным вывод суда о том, что о дате допуска в эксплуатацию прибора учета потребитель не извещен.

В связи с нарушением процедуры допуска в эксплуатацию прибор учета электрической энергии марки ЭЭ-970-М 970604764617 в качестве расчетного применяться не может.

Кроме того, суд первой инстанции учел, что актом допуска прибора учета в эксплуатацию от 13.11.2018 подтверждается ввод в эксплуатацию индивидуального прибора учета типа Меркурий 2015 № 36133279 (том 1,        листы 108, 109), из которого следует, что до даты ввода в эксплуатацию индивидуального прибора учета № 36133279 в доме № 10 по улице 2-я Пролетарская города Вышний Волочек Тверской области был установлен прибор учета того же типа № 13870383 (класс точности 1, поверка осуществлена в III квартале 2012 года, межповерочный интервал 16 лет).

Актом допуска прибора учета в эксплуатацию от 05.02.2019 подтверждается ввод в эксплуатацию индивидуального прибора учета типа Меркурий 2015 № 36421986 (том 1, лист 104, 105). Из указанного акта следует, что данный прибор учета установлен вместо снятого счетчика                                         типа Меркурий 2015 № 36133279. Как отражено ранее, данный акт подписан представителем гарантирующего поставщика – общества.

В силу абзаца 2 пункта 142 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012  № 442 (далее - Основные положения), приборы учета класса точности ниже, чем указано в                            пункте 138 данного документа, используемые гражданами на дату вступления в силу названного документа, могут быть использованы ими вплоть до истечения установленного срока их эксплуатации.По истечении установленного срока эксплуатации приборов учета такие приборы учета подлежат замене на приборы учета класса точности не ниже, чем указано в пункте 138 Основных положений, согласно которому для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, а также на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного

Приборы учета имеют класс точности 1.

Документы, подтверждающие наличие у заявителя оснований полагать, что индивидуальные приборы учета № 13870383, 36133279 вышли из строя, в материалы настоящего дела не представлены.

Доводы жалобы со ссылками на пункт 144 Основных положений № 442, согласно которому при отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, на понятие границы балансовой принадлежности, изложенное в пункте 2 Правил недискриминационного доступа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861), апелляционным судом не принимаются в качестве обоснования необходимости установки спорного прибора учета.

Согласно пункту 2 Правил № 891 граница балансовой принадлежности - линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.

Согласно пункту 16(1) Правил № 861 заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию. При этом для целей настоящих Правил под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, либо передвижные объекты заявителей, указанные                                        в пункте 13 настоящих Правил, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению.

Согласно абзацу 6 пункта 2 Правил № 354 под индивидуальным прибором учета понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое на одно жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), на жилой дом (часть жилого дома) или домовладение при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в каждом из указанных помещений, жилом доме (части жилого дома) или домовладении.

По смыслу вышеуказанных норм потребитель оплачивает гарантирующему поставщику стоимость электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, расположенными в пределах границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, определяемых по признаку законности владения. По общему правилу, при наличии технической возможности прибор учета потребителя устанавливается на жилой дом (часть жилого дома) или домовладение.

Вместе с тем в данном случае установлено, что прибор учета введен в эксплуатацию с нарушением вышеизложенных норм, а апеллянтам не доказано, что именно ближайшую от жилого дома опору можно отнести к границе балансовой принадлежности, в материалах дела также отсутствуют доказательства обращения потребителя с заявлением об определении границ именно по опоре (пункт 16(1) Правил № 861).

Соответственно, является верным вывод суда первой инстанции о том, что общество обязано осуществлять расчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению согласно требованиям статьи 157 ЖК РФ и                                    пункта 42 Правил № 354 исходя из показаний индивидуального прибора учета за расчетный период.

Сведения о показаниях индивидуальных приборов учета, установленных в доме № 10 по улице 2-я Пролетарская в городе Вышнем Волочке Тверской области и введенных в эксплуатацию в установленном законом порядке, за период с января по июнь 2019 года общество не представило.

Также общество не представило ни в материалы проверки, ни в материалы настоящего дела документы, подтверждающие наличие у заявителя правовых оснований применения при расчете размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению потребителю, проживающему по адресу:       <...>, показаний прибора учета № 970604764617 и отказа в применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению данному потребителю показаний индивидуальных приборов учета электрической энергии № 36133279 (до снятия) и № 36421986.

С учетом отсутствия полученных от потребителя показаний индивидуального прибора учета электрической энергии за период с января поиюнь 2019 года суд первой инстанции обоснованно посчитал, что на основании пунктов 59, 60 Правил № 354 расчет размера платы должен быть осуществлен исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального прибора учета за период не менее 6 месяцев, а по истечении трех расчетных периодов - исходя из норматива потребления.

Из платежных документов, представленных в материалы дела, следует, что в жилом доме, расположенном по адресу: <...>, потребление за период с января по  декабрь 2018 года составило 1 834 кВт*ч (том 1, листы 112-122, 127).

Соответственно, среднемесячный объем потребления коммунальной услуги по электроснабжению за указанный период составляет 152,83 кВт*ч (1834/12).

Тариф на электрическую энергию для населения Тверской области на период с 01.01.2019 по 30.06.2019 утвержден приказом Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 29.12.2018 №548-нп в размере 4,23 руб./кВт*ч.

Следовательно, на основании требований пункта 59 Правил № 354 при отсутствии переданных потребителем показаний индивидуального прибора учета электрической энергии ФИО1 за период с января по                             март 2019 года должно быть начислено 1 939,41 руб. (152,83х3х4,23).

Из платежных документов, представленных АО «АтомЭнергоСбыт», следует, что за указанный период ФИО1 начислена плата в размере                       9 022,59 рублей (5 981,22 + 2 301,12 + 740,25), а также, что в период с января по июль 2019 года начисление платы осуществлялось гарантирующим поставщиком исходя из показаний прибора учета №  970604764617 (том 1, листы 112-130).

При этом из данных платежных документов следует, что вышеуказанный потребитель оплатил в период с января по июль 2019 года сумму в размере                     1 650 рублей (1 000 + 650).

Таким образом, у ФИО1 образовалась задолженность на 01.04.2019 в размере 289,41 руб. (1 939,41 - 1650).

В соответствии с пунктом 118 Правил № 354 под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа (цены) на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.

Пунктом 121.1 Правил № 354 установлено, что расходы исполнителя, связанные с введением ограничения, приостановлением и возобновлением предоставления коммунальной услуги потребителю-должнику, подлежат возмещению за счет потребителя, в отношении которого осуществлялись указанные действия.

Таким образом, размер задолженности, предусмотренной                           пунктом 118 Правил № 354, для ФИО1 составляет 1 167,48 руб. (46х3х2х4,23).

Из изложенного следует, что имеющаяся у вышеуказанного потребителя задолженность не превышает сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению и соответствующего тарифа                    (289 < 1 167,48).

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что у заявителя отсутствовали основания для осуществления ограничения (приостановления) предоставления коммунальной услуги по электроснабжению в отношении ФИО1, проживающей по адресу: <...>.

Учитывая указанные обстоятельства, суд первой инстанции согласился с доводами ответчика о том, что общество неправомерно предъявило                ФИО1 счета на оплату расходов, связанных с введением ограничения, приостановлением и возобновлением предоставления коммунальной услуги по электроснабжению.

Из материалов дела следует, что за оказание услуг по введению ограничения и возобновлению предоставления вышеуказанной коммунальной услуги истцом предъявлен к оплате ФИО1 счет на сумму                                   3 218,84 руб.

Как обоснованно отразил суд первой инстанции, указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении истцом требований                                      пункта 121.1 Правил № 354, поскольку у АО «АтомЭнергоСбыт» отсутствовали основания для осуществления ограничения (приостановления) предоставления коммунальной услуги по электроснабжению.

В связи с этим коллегия судей соглашается с выводом суда о том, что у инспекции имелись законные основания для выдачи обществу оспариваемого по настоящему делу предписания.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, что доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.

С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Общество в связи с подачей жалобы заявило ходатайство о зачете государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 24.01.2020 № 1119 и возвращенной ему Четырнадцатым арбитражным апелляционным судом справкой на возврат госпошлины от 29.06.2020, выданной на основании определения Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2020 года по делу № А66-16642/2019.

В силу положений статей 102, 104 АПК РФ основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также основания и порядок зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) предусмотрено, что при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда подлежат уплате 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.

Из содержания подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ следует, что при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, организациями государственная пошлина уплачивается в сумме 3 000 руб.

Следовательно, размер государственной пошлины, подлежащий уплате по данной категории дел, составляет 1 500 руб.

Согласно пункту 6 статьи 333.40 НК РФ плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия. Указанный зачет производится по заявлению плательщика, к которому прилагаются: решения, определения и справки судов, органов и (или) должностных лиц, осуществляющих действия, за которые уплачивается государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата государственной пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины.

Заявленное обществом ходатайство удовлетворено, апелляционный суд произвел зачет государственной пошлины в сумме 1 500 руб., уплаченной по платежному поручению от 24.01.2020 № 1119 и возвращенной ему Четырнадцатым арбитражным апелляционным судом справкой на возврат госпошлины от 29.06.2020 по делу № А66-16642/2019.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. относятся на ее подателя.

Согласно статье 104 АПК РФ, подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ излишне уплаченная государственная пошлина излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату обществу из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 104, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Тверской области от 27 марта 2020 года по делу № А66-16642/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «АтомЭнергоСбыт» в лице обособленного подразделения «ТверьАтомЭнергоСбыт» – без удовлетворения. 

Возвратить акционерному обществу «АтомЭнергоСбыт» в лице обособленного подразделения «ТверьАтомЭнергоСбыт»                                        (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 115432, <...>) из федерального бюджета               1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 24.01.2020 № 1119 за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                 Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.

Председательствующий

Е.А. Алимова

Судьи

Е.Н. Болдырева

Н.В. Мурахина