ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001
E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru
21 сентября 2023 года
г. Вологда
Дело № А66-17980/2022
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Корюкаевой Т.Г., судей Кузнецова К.А. и Шумиловой Л.Ф. при ведении протокола секретарем судебного заседания Смирновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Мебельная производственная компания» на определение Арбитражного суда Тверской области от 01 августа 2023 года по делу № А66-17980/2022,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Строительная Компания «Развитие»обратилось в Арбитражный суд Тверской области (далее – суд) с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) ООО «Мебельная производственная компания»(ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 170024, <...>; далее – должник, Общество).
Определением суда от 09.01.2023 возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) должника.
Определением суда от 13.04.2023 заявление признано обоснованным, в отношении Общества введена процедура наблюдения, временным управляющим должника утвержденФИО1.
Временный управляющий ФИО1 19.05.2023 обратился в суд с заявлением об истребовании документов у директора Общества ФИО2 (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)).
Определением суда от 01.08.2023 требования временного управляющего удовлетворены. Суд обязал генерального директора Общества ФИО2 в течение семи рабочих дней со дня вступления в законную силу настоящего судебного акта передать временному управляющему должника ФИО1 следующие заверенные руководителем должника копии документов и сведения:
1. Налоговую отчетность, регистры налогового учета за период, предшествующий (2 года) дате введения процедуры наблюдения.
2. Материалы аудиторских проверок и отчетов оценщиков.
3. Учетную политику предприятия, в том числе положение об учетной политике для целей налогообложения, рабочий план счетов бухгалтерского учета, схема документооборота и организационной и производственной структур по анализируемым годам.
4. Перечень структурных подразделений и схема структурного управления предприятием, численность работников по годам (включая численность каждого структурного подразделения).
5. Фонд оплаты труда работников предприятия по годам, средняя заработная плата по годам, включая, дочерние и зависимые общества с указанием доли участия должника в их уставном капитале и краткая характеристика их деятельности, все направления (виды) деятельности за анализируемый период.
6. Отчетность филиалов, дочерних и зависимых хозяйственных обществ, структурных подразделений.
7. Материалы налоговых проверок и судебных процессов.
8. Справку о наличии исполнения государственного заказа, наличии мобилизационных мощностей, наличии имущества ограниченного оборота, необходимости осуществления дорогостоящих природоохранных мероприятий, экономических условиях региона, налоговых условиях региона, об имеющихся торговых ограничениях, финансовом стимулировании.
9. Справку об основных направлениях деятельности, основных видах выпускаемой продукции, текущих объемах производства, планируемых объемах производства, составе основного и вспомогательного производства, загрузке производственных мощностей, объектах непроизводственной сферы и затратах на их содержание, основных объектах незавершенных строительством.
10. Копии первичных документов, договоров, обосновывающих приобретение и выбытие, списание, создание основных средств, объектов незавершенного строительства, нематериальных активов за анализируемый период.
11. Справку о балансовой стоимости активов (нематериальных активов, основных средств, незавершенного строительства), используемых в производственном процессе.
12. Справку о балансовой стоимости активов (нематериальных активов, основных средств, незавершенного строительства), не используемых в производственном процессе.
13. Справку об основных средствах: о наличии (включая краткую характеристику) мобилизационных и законсервированных основных средств; степени износа основных средств; наличии (включая краткую характеристику) полностью изношенных основных средств. Справку о наличии и краткую характеристику обремененных основных средств (год ввода в действие, возможный срок полезного действия, проведенные ремонт (текущий, капитальный), реконструкция, модернизация, частичная ликвидация, переоценка, амортизация, земельные участки, на которых находятся здания и сооружения, характеристика специализации (узкоспециализированное или нет), участие в производственном процессе (круглогодично или часть года), наличие предусмотренных законодательством РФ документов, источник приобретения).
14. Справку (расшифровку по составу) о незавершенном строительстве: степень готовности объектов незавершенного строительства; размере средств, необходимых для завершения строительных работ, сроке возможного пуска в эксплуатацию объектов; необходимости или целесообразности завершения строительных работ либо консервации объектов незавершенного строительства; возможная стоимость объектов при реализации на рыночных условиях.
15. Справку (расшифровку) о доходных вложениях в материальные ценности: эффективность и целесообразность вложений в материальные ценности; соответствие получаемого дохода рыночному уровню; возможность расторжения договоров и возврата имущества без штрафных санкций.
16. Справку (расшифровку) долгосрочных финансовых вложений: имущество, внесенное в долгосрочные финансовые вложения; эффективность и целесообразность долгосрочных финансовых вложений; возможность возврата имущества, внесенного в качестве долгосрочных финансовых вложений; возможность реализации долгосрочных финансовых вложений на рыночных условиях. Копии первичных документов, обосновывающих отражение в бухгалтерской отчетности долгосрочных финансовых вложений.
17. Справку о запасах: данные по основным поставщикам сырья и материалов, а так же по основным потребителям продукции (отдельно по внешнему и внутреннему рынку), объемы поставок за период не менее чем 2-летнего периода, предшествующего возбуждению дела о банкротстве; степень готовности незавершенного производства, время и величина средств, необходимых для доведения его до готовой продукции; размер запаса сырья и материалов, ниже которого производственный процесс останавливается; размер запаса, сырья и материалов, который может быть реализован без ущерба для производственного процесса; обоснованность цен, по которым приобреталось сырье и материалы; причины задержки реализации готовой продукции; обоснованность отражения в балансе расходов будущих периодов; возможность получения денежных средств за отгруженную продукцию; запасы, реализация которых по балансовой стоимости затруднительна.
18. Справку о балансовой стоимости активов, принимающих участие в производственном процессе, при выбытии которых невозможна основная деятельность предприятия.
19. Справку об НДС: обоснованность сумм, числящихся как налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям.
20. Расшифровку дебиторской и кредиторской задолженности по каждому дебитору и кредитору за анализируемый период на конец отчетного года и дату введения процедуры наблюдения, последнюю отчетную дату с указанием срока возникновения дебиторской и кредиторской задолженности по каждому дебитору и кредитору, с расшифровкой задолженности по основному долгу, штрафам, пени, указанием суммы дебиторской задолженности (по каждому дебитору), которая не может быть взыскана.
21. Справку о краткосрочных финансовых вложениях: эффективность и целесообразность краткосрочных финансовых вложений; перечень имущества, внесенного в качестве краткосрочных финансовых вложений; возможность возврата имущества, внесенного в качестве краткосрочных финансовых вложений; возможность реализации краткосрочных финансовых вложений. Копии первичных документов.
22. Справку о прочих внеоборотных и оборотных активах, эффективности их использования и возможности реализации.
23. Справку, содержащую сведения о формировании уставного, добавочного, резервного капиталов; фондов социальной сферы, целевого финансирования и поступлений, размере нераспределенной прибыли или непокрытого убытка прошлых лет и в отчетном году.
24. Копии документов, подтверждающих обоснованность долгосрочных и краткосрочных обязательств, в том числе обоснованность задолженности по обязательным платежам; обоснованность деления обязательств на основной долг и санкции; обязательства, возникновение которых может быть оспорено; обязательства, исполнение которых возможно осуществить в рассрочку; возможность реструктуризации обязательств по срокам исполнения путем заключения соответствующего соглашения с кредиторами.
25. Сведения об обязательствах, срок которых наступит в ближайший месяц, 2 месяца, квартал, полугодие, год.
26. Займы и кредиты, копии первичных документов, обосновывающих возникновение кредиторской задолженности, договоры займов и кредитов.
27. Справку о статьях расходов, которые являются необоснованными и непроизводительными; мероприятиях по снижению расходов и планируемый эффект от их реализации; затратах на содержание законсервированных объектов, мобилизационных мощностей и государственных резервов; структуре существующих затрат в календарном году, предшествующем году, в котором возникли признаки неплатежеспособности.
28. Справку о расходах на производство продукции.
29. Справку о динамике цен на выпускаемую продукцию, работы, услуги за анализируемый период по кварталам. Данные по срокам и формам за поставленную продукцию.
30. Справку о динамике цен на сырье, материалы за анализируемый период, об основных поставщиках.
31. Справку об обоснованности применения цен на сырье, материалы.
32.Справку (расшифровку) сумм доходов от основной деятельности, операционных доходов, внереализационных доходов.
33. Сведения о выпускаемой продукции, выполненных работ, услуг в виде таблицы.
Общество в лице его генерального директора ФИО2 с определением суда не согласилось и обратилось в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на невозможность передачи запрашиваемых документов по причине их отсутствия у должника. По мнению апеллянта, для составления справок (пункты 16–38 заявления) необходимо привлечение стороннего специалиста на платной основе, так как в штате должника такой специалист с необходимыми познаниями и навыками отсутствует.
Временный управляющий должника в отзыве просит оставить жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ, пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов».
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 223 АПК РФ и статьей 32 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве)дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, временный управляющий направил в адрес директора должника запрос о передаче временному управляющему документов и сведений в отношении Общества для проведения финансового анализа и составления заключения о признаках преднамеренного или фиктивного банкротства.
Поскольку запрашиваемые документы в полном объеме временному управляющему не переданы, ФИО1 обратился в суд с настоящим заявлением.
Заявления и ходатайства арбитражного управляющего рассматриваются арбитражным судом в порядке, установленном статьей 60 Закона о банкротстве.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право: запрашивать необходимые сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе об имущественных правах, и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления.
Физические лица, юридические лица, государственные органы и органы местного самоуправления представляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы.
В силу пункта 3.2 статьи 64 Закона о банкротстве не позднее пятнадцати дней с даты утверждения временного управляющего руководитель должника обязан предоставить временному управляющему и направить в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, перечень имущества должника, в том числе имущественных прав, а также бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника за три года до введения наблюдения; ежемесячно руководитель должника обязан информировать временного управляющего и арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, об изменениях в составе имущества должника.
Согласно статье 66 Закона о банкротстве временный управляющий вправе получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника, а органы управления должника обязаны предоставлять временному управляющему по его требованию любую информацию, касающуюся деятельности должника.
Сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе имущественных правах, и об обязательствах, запрошенные временным управляющим у физических лиц, юридических лиц, в государственных органах, органах местного самоуправления, предоставляются указанными лицами и органами временному управляющему в течение семи дней со дня получения запроса арбитражного управляющего без взимания платы.
Согласно абзацу третьему пункта 47 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» в случае отказа или уклонения указанных лиц от передачи перечисленных документов и ценностей арбитражному управляющему он вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве, с ходатайством об их истребовании по правилам частей 4 и 6–12 статьи 66 АПК РФ (при этом для временного управляющего истребуются заверенные руководителем должника копии документов, а для конкурсного управляющего – оригиналы документов и сами ценности).
В определении об их истребовании суд указывает, что они должны быть переданы арбитражному управляющему; в случае неисполнения соответствующего судебного акта суд вправе выдать исполнительный лист, а также наложить на нарушивших свои обязанности лиц штраф (часть 9 статьи 66 АПК РФ).
В случае необходимости суд вправе также истребовать их и у бывших руководителей должника, а также у других лиц, у которых имеются соответствующие документы.
С учетом изложенного Законом о банкротстве прямо предусмотрена обязанность руководителя как органа управления должника предоставить временному управляющему соответствующие документы.
Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта (пункт 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете).
В соответствии с пунктом 1, 2 статьи 50 Закона № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон № 14-ФЗ) общество обязано хранить документы, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и исполнительных органов общества.
Пунктом 3 статьи 50 данного Закона определено, что общество хранит документы, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, по месту нахождения его единоличного исполнительного органа или в ином месте, известном и доступном участникам общества.
В соответствии с пунктом 4 статьи 32 и статьей 40 Закона № 14-ФЗ руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества. В целях осуществления своих полномочий единоличный исполнительный орган имеет доступ ко всей документации, связанной с деятельностью общества, и отвечает за сохранность документов.
Судом первой инстанции установлено, что руководителем должника является ФИО2
Таким образом, именно на ФИО2 возлагается обязанность по передаче временному управляющему необходимой документации.
Непредоставление необходимых документов и сведений временному управляющему препятствует своевременному и полному выполнению мероприятий процедуры банкротства.
Основанием для отказа в удовлетворении ходатайства об истребовании документов и сведений может служить лишь факт передачи таковых в требуемом объеме либо наличие доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности бывшего руководителя передать документы, обязанность доказывания которых в силу статьи 65 АПК РФ возлагается на последнего.
Само по себе заявление руководителя должника об отсутствии у него документов не является основанием для отказа в удовлетворении заявления об истребовании документов. Выдача исполнительного листа влечет за собой возбуждение исполнительного производства, в рамках которого и будет осуществлена проверка указанного довода.
В данном случае, проанализировав фактические обстоятельства спора и представленные в дело доказательства, принимая во внимание наличие у ответчика как лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа должника, обязанности по ведению и хранению опосредующей его деятельность документации, а в связи с введением в отношении должника процедуры наблюдения – также обязанности передать соответствующую документацию его временному управляющему в определенный Законом о банкротстве срок, установив, что указанная обязанность ответчиком не исполнена, а доказательств, подтверждающих наличие у него объективных препятствий к предоставлению временному управляющему требуемых документов, с его стороны не представлено, суд первой инстанции верно и обоснованно удовлетворил заявленные требования, возложив на ответчика обязанность передать временному управляющему должника испрашиваемую им документацию.
Довод Общества о необходимости привлечения стороннего специалиста на платной основе для изготовления запрашиваемых документов отклоняется апелляционной коллегией, поскольку истребуемые документы не представляют собой документацию глубокого аналитического характера, их составление возможно силами руководителя, исходя из имеющихся у него документов, управленческого опыта в отношении Общества, знаний его структуры и особенностей функционирования.
При отсутствии возможности предоставления определенной информации (как, например, об эффективности использования и возможности реализации активов) надлежащим исполнением будет являться составление соответствующей справки с извещением управляющего об объективных причинах, препятствующих исполнению.
В любом случае ФИО2, как единоличный исполнительный орган Общества, действуя добросовестно и разумно, должен представить соответствующие пояснения о наличии либо отсутствии у него документов.
При фактической голословности доводов ответчика о невозможности представления пояснений заявителю не может быть отказано в истребовании документов по причине отсутствия в материалах дела доказательств, подтверждающих их существование.
Данный подход соответствует сформировавшейся судебной практике (определение Верховного Суда Российской Федерации от 09.08.2022 № 307-ЭС22-5640).
В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения требования временного управляющего.
Суд апелляционной инстанции констатирует, что аргументы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не проверены и учтены арбитражным судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Иное толкование апеллянтом положений законодательства о банкротстве, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Других убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, в апелляционной жалобе не содержится.
Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены определения суда апелляционная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
определение Арбитражного суда Тверской области от 01 августа 2023 года по делу № А66-17980/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Мебельная производственная компания» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий
Т.Г. Корюкаева
Судьи
К.А. Кузнецов
Л.Ф. Шумилова