ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А66-19496/2017 от 07.05.2018 АС Тверской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

11 мая 2018 года

г. Вологда

Дело № А66-19496/2017

Резолютивная часть постановления объявлена мая 2018 года .

В полном объёме постановление изготовлено мая 2018 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Алимовой Е.А. и Мурахиной Н.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихомировым Д.Н.,

при участии от Фонда ФИО1 по доверенности от 18.01.2018,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 06 февраля 2018 года по делу № А66-19496/2017 (судья Голубева Л.Ю.),

у с т а н о в и л:

Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 170017, город Тверь, <...>; далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (ОГРН <***>,                   ИНН <***>; место нахождения: 170100, <...>, далее - управление) о признании незаконным решения от 31.08.2017                   № 05-6/2-45-2017.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью «СТРОЙЭНЕРГО» (далее -                                    ООО «СТРОЙЭНЕРГО», общество), закрытое акционерное общество «Сбербанк-АСТ» (далее - ЗАО «Сбербанк-АСТ»), Министерство строительства жилищно-коммунального хозяйства Тверской области (далее – Министерство).

Решением суда от 06 февраля 2018 года заявленные требования удовлетворены.

Управление с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит названый судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе Фонду в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права.

Фонд и Министерство в отзывах на апелляционную жалобу просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления – без удовлетворения. Считаю решение суда законным и обоснованным.

Управление и третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, заявили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы без участия своих представителей. В связи с этим разбирательство по делу проведено в отсутствие их представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав объяснения представителя Фонда, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, Фондом (организатором торгов) на сайте Министерства http://minstroy.tver.ru и на сайте оператора электронной площадки - ЗАО «Сбербанк-АСТ» www.utp.sberbank-ast.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона CМR-055/17 на право заключения договора подряда на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области (№ процедуры SBR037-1707130008) и документация об аукционе.

Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению заявок на участие в указанном электронном аукционе от 09.08.2017 заявка                           ООО «СТРОЙЭНЕРГО» признана не соответствующей требованиям документации об аукционе и отклонена в соответствии с подпунктом «в» пункта 157 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 (далее - Положение № 615), а именно в связи с наличием недостоверных сведений, содержащихся в представленных им документах.

Данный вывод комиссией сделан на основании того, что данный участник не соответствует требованиям части 3 статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), поскольку ООО «СТРОЙЭНЕРГО», является членом саморегулируемой организации «Объединение инженеров строителей» города Москва, при этом зарегистрировано в поселке Зареченский Орловской области.

ООО «СТРОЙЭНЕРГО» обратилось с жалобой в управление на нарушение аукционной комиссией при проведении аукциона порядка организации и проведения аукциона в части признания заявки общества не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.

Решением комиссии Управления по рассмотрению жалоб от 31 августа 2017 года по делу № 05-6/2-45-2017 жалоба общества признана обоснованной, комиссия по осуществлению закупок Фонда признана нарушившей Положение № 615 при проведении спорного электронного аукциона.

Также решено выдать Фонду, комиссии, оператору электронной площадки - ЗАО «Сбербанк-АСТ» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации проведения торгов.

Фонд, не согласившись с названным решением управления, обратился в Арбитражный суд Тверской области с рассматриваемым заявлением.

Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.

Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела исходит из следующего.

Исходя из положений статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан в частности привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами .

К выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, осуществлению капитального ремонта объектов капитального строительства региональный оператор обязан привлечь индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, являющихся членами соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Привлечение региональным оператором, в частности в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными бюджетными, казенными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок привлечения региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в целях повышения эффективности, результативности привлечения подрядных организаций, обеспечения гласности и прозрачности привлечения подрядных организаций, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в процессе привлечения подрядных организаций путем проведения предварительного отбора подрядных организаций, формирования реестра квалифицированных подрядных организаций и проведения закупок (торгов) в целях заключения договора об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме установлен Положением № 615.

В силу пункта 235 Положения № 615 любой участник предварительного отбора, электронного аукциона имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации, действия (бездействие) заказчика, комиссии по проведению предварительного отбора, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при организации и проведении закупки, при осуществлении закупки у единственной подрядной организации, заключении договоров о проведении капитального ремонта по их результатам.

Пунктом 128 Положения № 615 установлено, что извещение о проведении электронного аукциона размещается на сайте оператора электронной площадки не менее чем за 20 дней до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе. В день размещения извещения о проведении электронного аукциона заказчик обязан направить подрядным организациям, включенным в реестр квалифицированных подрядных организаций, приглашение принять участие в электронном аукционе, которое направляется в форме электронного документа через оператора электронной площадки и содержит информацию о предмете и установленном заказчиком идентификационном номере (номерах) электронного аукциона.

Согласно пункту 137 Положения № 615 заказчик обеспечивает размещение документации об электронном аукционе на официальном сайте и сайте оператора электронной площадки одновременно с размещением извещения о проведении электронного аукциона.

В соответствии с пунктом 143 Положения № 615 для участия в электронном аукционе подрядная организация направляет заявку на участие в электронном аукционе в срок, установленный документацией об электронном аукционе.

Заявка на участие в электронном аукционе направляется участником электронного аукциона оператору электронной площадки в форме электронного документа, содержащего документы и сведения в соответствии с пунктом 145 настоящего Положения (пункт 144 Положения № 615).

Согласно пункту 145 Положения № 615 заявка на участие в электронном аукционе должна содержать:

а) документы и сведения об участнике электронного аукциона, подавшем заявку на участие в электронном аукционе, - полное наименование, сведения об организационно-правовой форме, адрес юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника электронного аукциона - для юридического лица, фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства, номер контактного телефона - для индивидуального предпринимателя;

б) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника электронного аукциона.

В силу пункта 146 Положения № 615 заказчик не вправе требовать от участника электронного аукциона иных документов и сведений, кроме документов и сведений, предусмотренных пунктом 145 настоящего Положения.

Согласно подпункту «б» пункта 157 Положения № 615 заявка на участие в электронном аукционе не допускается комиссией по осуществлению закупок к участию в электронном аукционе в случае недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных участником электронного аукциона.

В соответствии с пунктом 159 Положения № 615 на основании результатов рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе комиссия по осуществлению закупок принимает решение о допуске или об отказе в допуске участника к участию в электронном аукционе и оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами комиссии в день окончания рассмотрения заявок.

В силу пункта 1 Положения № 615 предварительный отбор - совокупность действий, являющихся частью процедуры закупки (торгов), в результате которых осуществляется формирование реестра квалифицированных подрядных организаций субъекта Российской Федерации, сводного реестра квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории субъекта Российской Федерации, проводившего предварительный отбор;

Согласно пункту 6 Положения № 615 предварительный отбор проводится в субъекте Российской Федерации в сроки, предусмотренные пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».

По итогам проведения предварительного отбора органом по ведению реестра формируется реестр квалифицированных подрядных организаций (пункт 7 Положения № 615).

Согласно пункту 8 Положения № 615 предварительный отбор подрядных организаций проводится в частности для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов.

В силу пункта 11 Положения № 615 в предварительном отборе могут участвовать лица, аккредитованные на электронной площадке в соответствии с требованиями Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Комиссия по проведению предварительного отбора осуществляет рассмотрение заявок на участие в предварительном отборе на соответствие требованиям, установленным пунктом 30 настоящего Положения, ведет и оформляет необходимые протоколы по всем процедурам, проводимым в ходе осуществления предварительного отбора, рассматривает вопрос о включении (об отказе во включении) участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций и другие действия в соответствии с настоящим Положением (пункт 15 Положения № 615).

В соответствии с пунктом 23 Положения № 615 при проведении предварительного отбора устанавливаются следующие требования к участникам предварительного отбора -  членство в саморегулируемых организациях в области архитектурно-строительного проектирования - в случаях проведения предварительного отбора на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций по предметам электронного аукциона, предусмотренным подпунктами «г» и «д» пункта 8 настоящего Положения; членство в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства - в случаях проведения предварительного отбора на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций по предметам электронного аукциона, предусмотренным  подпунктами «а» - «в» и «ж» пункта 8 настоящего Положения.

Согласно части 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам строительства, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - СРО).

В соответствии с пунктом 36 Положения № 615 для участия в предварительном отборе участник подает заявку на участие в предварительном отборе в срок и по форме, которые установлены документацией о проведении предварительного отбора.

В силу пункта 38 Положения № 615 заявка на участие в предварительном отборе должна содержать в частности документы, подтверждающие соответствие участника предварительного отбора требованиям, установленным пунктом 23 настоящего Положения, а именно копию выписки из реестра членов саморегулируемой организации, полученная не ранее чем за один месяц до даты подачи заявки на участие в предварительном отборе.

На основании результатов рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе комиссия по проведению предварительного отбора принимает одно из следующих решений:

а) включение участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций;

б) отказ во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций в случаях, указанных в пункте 53 настоящего Положения (пункт 52 Положения № 615).

Согласно пункту 53 Положения № 615 решение об отказе во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций принимается в случае несоответствия участника требованиям, установленным пунктом 23 настоящего Положения.

В силу подпункта «б» пункта 66 Положения № 615 информация о подрядной организации, предусмотренная пунктом 63 настоящего Положения, исключается из реестра квалифицированных подрядных организаций в случае прекращения членства подрядной организации в саморегулируемой организации, аннулирования или прекращения действия лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - в части соответствующего предмета электронного аукциона;

В соответствии с пунктом 2 Положения № 615 реестр квалифицированных подрядных организаций - сформированный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным субъектом Российской Федерации на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций, по итогам предварительного отбора реестр квалифицированных подрядных организаций, в котором содержится предусмотренная настоящим Положением информация о подрядных организациях, которые имеют право принимать участие в электронном аукционе по установленному предмету электронного аукциона либо у которых могут осуществляться закупки в случаях, предусмотренных пунктом 193 настоящего Положения; участник предварительного отбора - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, претендующие на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций; участник электронного аукциона - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, претендующие на заключение договора о проведении капитального ремонта; электронный аукцион - аукцион в электронной форме на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, являющийся конкурентным способом определения подрядной организации, проводимый в электронной форме, при котором победителем признается участник закупки, включенный в реестр квалифицированных подрядных организаций и предложивший наименьшую цену договора.

Следовательно, в аукционе может участвовать в качестве потенциального подрядчика организация, включенная в реестр квалифицированных подрядных организаций.

В данном случае ООО «СТРОЙЭНЕРГО» на момент подачи заявки и на момент рассмотрения управлением жалобы являлось действующим членом СРО-С-055-26102009 Союз саморегулируемой организации «Объединение инженеров строителей» (г. Москва), а также было включено в реестр квалифицированных подрядных организаций.

При этом, как указано выше,данная организация зарегистрирована в поселке Зареченский Орловской области.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 372-ФЗ внесены изменения в статью 55.6 ГрК РФ, согласно которым членами саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, зарегистрированные в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация, за исключением иностранных юридических лиц и если на территории субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрированы индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, отсутствует зарегистрированная саморегулируемая организация, основанная на членстве лиц, осуществляющих строительство, и соответствующая требованиям, предусмотренным части 3 статьи 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Данный закон вступил в силу с 01.07.2017.

В данном случае на территории субъекта Российской Федерации - Орловской области зарегистрирована саморегулируемая организация СРО-С-213-30032010 Ассоциация Саморегулируемая организация региональное отраслевое объединение работодателей «Орловское региональное объединение строителей», членом которой общество не являлось и не является.

Поскольку общество не осуществило внесение соответствующий изменений относительно места регистрации с Орловской области на г. Москву, не вступило в члены СМР по месту регистрации, с 01.07.2017 оно утратило право на членство в саморегулируемой организации СРО-С-055-26102009 «Союз саморегулируемая организация «Объединение инженеров строителей» в силу прямого запрета, и соответственно, утратило право выполнять работы по капитальному ремонту многоквартирных домов согласно статье 55.8 ГрК РФ, заключать договора на проведений указанных работ, участвовать в проведении аукциона на право заключать договора на право выполнять работы по капитальному ремонту многоквартирных домов.

В связи с этим указанные обществом в заявке сведения о том, что оно является членом СРО и может по договору подряда выполнять работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области являются недостоверными.

При этом согласно протоколу от 18.09.2017 № 09/17-С/1                                 ООО «СТРОЙЭНЕРГО» исключено из членов Союза саморегулируемой организации «Объединение инженеров строителей» (г. Москва) и в соответствии с протоколом от 12.10.2014 № 24 ООО «СТРОЙЭНЕРГО» исключено также из реестра квалифицированных подрядных организаций.

Учитывая изложенное, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании представленных доказательств, нормы материального и процессуального права применены правильно, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Тверской области от 06 февраля 2018 года по делу № А66-19496/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области  - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.Н. Осокина

Судьи

Е.А. Алимова

Н.В. Мурахина