ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А66-21917/17 от 01.08.2018 АС Тверской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

08 августа 2018 года

г. Вологда

Дело № А66-21917/2017

Резолютивная часть постановления объявлена августа 2018 года .

В полном объёме постановление изготовлено августа 2018 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Романовой А.В. и              Черединой Н.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания                Бахориковой М.А.

при участии от акционерного общества «Московско-Тверская пригородная пассажирская компания» ФИО1 по доверенности от 10.01.2018, от Министерства социальной защиты населения Тверской области ФИО2 по доверенности от 09.01.2018, от  Министерству финансов Тверской области ФИО3 по доверенности от 24.10.2017, от Правительства Тверской области ФИО4 по доверенности от 05.12.2016,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Московско-Тверская пригородная пассажирская компания» на решение Арбитражного суда Тверской области от 28 апреля 2018 года по делу № А66-21917/2017 (судья Трунина Е.Л.),


у с т а н о в и л:

акционерное общество «Московско-Тверская пригородная пассажирская компания» (место нахождения: 170002, <...>;                 ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - Компания) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Министерству социальной защиты населения Тверской области (место нахождения: 170008, г. Тверь, наб. реки Лазури, д. 20; ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – Министерство социальной защиты), Министерству финансов Тверской области (место нахождения: 170000, <...>;                                         ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – Министерство финансов), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (место нахождения: 109097, Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр.1; ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании 16 437 524 руб. 40 коп. потерь в доходах (с учетом уточнения субъектного состава лиц участвующих в деле).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Тверской области (далее – Правительство).

Решением суда от 28 апреля 2018 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Компания с решением суда не согласилась, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Доводы жалобы сводятся к следующему. Расходы в связи с предоставлением льгот  должны быть возложены на публично-правовое образование независимо от того, предусмотрены ли они в бюджете.

Министерство финансов, Министерство социальной защиты, Правительство в отзывах на жалобу просят обжалуемое решение суда оставить без изменения.

Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -              АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, Компания в соответствии с лицензией серии ППБ №6905200 от 24.03.2010 осуществляла в 2014 году перевозку пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Российской Федерации.

13.05.2014 Компанией (исполнитель (перевозчик)) и Министерством социальной защиты (заказчик) был заключен договор № 8 о компенсации расходов в связи с предоставлением льготного проезда учащимся железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Тверской области в 2014 году (том 1, листы 38-41), по условиям которого исполнитель (перевозчик) на возмездной основе осуществляет перевозки учащихся и студентов из числа лиц, указанных в приложении 1 к договору железнодорожным транспортом пригородного сообщения по маршрутам движения пригородных поездов в соответствии с приложением 2 к договору.

Согласно пункту 1.2 договора заказчик поручает, а исполнитель (перевозчик) обязуется обеспечить перевозку учащихся и студентов железнодорожным транспортом пригородного сообщения по маршрутам движения пригородных поездов в соответствии с приложением 2 к договору при оплате проезда на территории Тверской области, в период с 01.01.2014 по 15.06.2014 и с 01.09.2014 по 31.12.2014 на основании льготного проездного билета из числа лиц, указанных в приложении 1 к договору.

В силу пункта 1.3 договора исполнитель (перевозчик) обязуется обеспечить перевозку учащихся и студентов в соответствии с нормативными актами, регулирующими отношения по перевозке пассажиров, грузов, багажа для личных (бытовых) нужд на железнодорожном транспорте, в том числе Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Федеральным законом от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 № 111.

В соответствии с пунктом 1.4 договора цена договора определяется на основании фактических расходов исполнителя (перевозчика) и устанавливается в пределах бюджетных обязательств в соответствии с законом Тверской области от 27.12.2013 № 142-30 «Об областном бюджете Тверской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» в сумме 19 400 000 руб.

В приложении 1 к договору стороны согласовали перечень категорий граждан, имеющих право на льготы по оплате проезда железнодорожным транспортом пригородного сообщения:

- обучающиеся и воспитанники общеобразовательных учреждений старше 7 лет, в размере 50 % в период с 01.01.2014 по 15.06.2014 и с 01.09.2014 по 31.12.2014;

- учащиеся очной формы обучения общеобразовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в размере 50 % в период с 01.01.2014 по 15.06.2014 и с 01.09.2014 по 31.12.2014 (том 1, лист 42).

Согласно приложению 2 к договору стороны согласовали перечень маршрутов, на которых осуществлялись перевозки железнодорожным транспортом пригородного сообщения (том 1, лист 43).

Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом осуществлялась исполнителем в 2014 году по тарифам, установленным органами регулирования субъекта Российской Федерации.

По данным исполнителя в период с 01 января по 15 июня 2014 года и с 01 сентября 2014 по 31 декабря 2014 года им было оформлено проездных документов с учетом 50 % скидки на общую сумму 35 837 524 руб. 40 коп.

В рамках заключенного с заказчиком договора от 13.05.2014 № 8 исполнитель получил в счет компенсации расходов в связи с предоставлением льготного проезда 19 400 000 руб.

По расчету истца сумма некомпенсированных потерь перевозчика за вычетом полученной суммы составила 16 437 524 руб. 40 коп.

Ссылаясь на то, что потери в доходах перевозчика в полном объеме не возмещены, истец обратился в суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции признал требования незаконными, необоснованными и в их удовлетворении отказал.

Апелляционная инстанция с выводами суда первой инстанции согласна.

Согласно статьям 426 и 789 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор перевозки пассажиров транспортом общего пользования является публичным договором. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

В силу пункта 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Постановлением администрации Тверской области от 18.04.2012                   № 175-пп «Об установлении на территории Тверской области льготы по тарифам на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении учащимся и студентам и компенсации организациям железнодорожного транспорта потерь в доходах, возникающих в результате установления льготы по тарифам на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении» утвержден Порядок предоставления льготы по тарифам на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении учащимся и студентам и компенсации организациям железнодорожного транспорта потерь в доходах, возникающих в результате установления льготы по тарифам на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в 2012 году (далее - Порядок).

Положения указанного постановления распространяются на правоотношения, возникшие с 01 января 2012 года.

В соответствии с пунктом 1 раздела 2 данного Порядка (в редакции, действовавшей в спорный период) приобретение учащимися и студентами льготного проездного билета для проезда в пригородном железнодорожном транспорте производится в билетных кассах на основании устного заявления при предъявлении:

а) лицами, указанными в пункте 1 настоящего Порядка, не достигшими 14 лет, - справки, выданной общеобразовательным учреждением, по форме согласно приложению к настоящему Порядку;

б) лицами, указанными в пункте 1 настоящего Порядка, в возрасте старше 14 лет - справки, выданной общеобразовательным учреждением, по форме согласно приложению к настоящему Порядку, паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность.

Согласно пункту 2 раздела 2  Порядка учащийся или студент оплачивает 50 % стоимости проезда, после чего ему оформляется разовый билет «до станции прибытия» или «до станции прибытия и обратно» с указанием зоны (станции) отправления и прибытия.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.

Вместе с тем указанный Федеральный закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что финансирование расходов за предоставление льготного проезда обучающимся осуществляется за счет средств областного бюджета Тверской области в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе Тверской области об областном бюджете Тверской области на соответствующий финансовый год и плановый период, и в пределах средств федерального бюджета, предоставляемых областному бюджету Тверской области в виде субсидий.

Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1163.

Согласно пункту 7 Правил уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидии устанавливается в размере 95 процентов расходного обязательства.

Пунктом 6 Правил установлено, что субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Федеральным законом от 02.12.2013 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» субсидии субъектам Российской Федерации на компенсацию части потерь в доходах организациям железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на 2014 год не предусмотрены.

Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» порядок возмещения потерь в доходах перевозчика, возникших в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации -соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, федеральное законодательство определило, что порядок возмещения потерь, возникших в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, определяется органами государственной власти данных субъектов Российской Федерации самостоятельно.

Порядок компенсации организациям железнодорожного транспорта потерь в доходах, возникающих в результате установления льготы по тарифам на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении учащимся и студентам (далее - Порядок компенсации) утвержден постановлением Правительства Тверской области от 18.04.2012 № 175-пп

Согласно пункту 7 Порядка компенсация организациям железнодорожного транспорта потерь в доходах, возникающих в результате установления льготы по тарифам на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, производится на основании договора (соглашения), заключенного между организацией железнодорожного транспорта и Министерством социальной защиты населения Тверской области.

Таким образом, законодательством Тверской области в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством, в качествеоснования для расчетовс организациями железнодорожного транспорта за льготный проезд учащимся и студентам определен договор.

Из материалов дела следует, что в период с 01 января 2014 года по 15 июня 2014 года и с 01 сентября 2014 года по 31 декабря 2014 года истцом оформлено проездных документов с 50 % скидкой на сумму 35 837 524 руб. 40 коп.

В рамках договора от 13.05.2014 № 8 сторонами подписаны акты о выполнении обязательств по договору, которые свидетельствуют о факте перевозки льготных категорий граждан.

По расчету истца фактические потери в доходах от перевозки обучающихся в  2014 году составили 35 837 524 руб. 40 коп. и возмещены Тверской областью в сумме 19 400 000 руб.

Согласно условиям договора цена договора определяется на основании фактических расходов исполнителя (перевозчика) и устанавливается в пределах бюджетных обязательств.

Материалами дела подтверждено, что Тверская область в полном объеме выполнила обязательства по возмещению перевозчику потерь в доходах за 2014 год, предусмотренные договором от 13.05.2014 № 8. 

Поскольку заявленная истцом сумма к возмещению находится за пределами договорных обязательств, оснований для удовлетворения иска в сумме 16 437 524 руб. 40 коп. у суда первой инстанции не имелось.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Тверской области от 28 апреля 2018 года по делу № А66-21917/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу  акционерного общества «Московско-Тверская пригородная пассажирская компания» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

      А.Н. Шадрина

Судьи                                                              

      А.В. Романова

      Н.В. Чередина