ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А66-262/2023 от 30.10.2023 АС Тверской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

30 октября 2023 года

г. Вологда

Дело № А66-262/2023

Резолютивная часть постановления объявлена октября 2023 года .

В полном объёме постановление изготовлено октября 2023 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Колтаковой Н.А. и Ралько О.Б.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.

при участии от Министерства лесного комплекса Тверской области ФИО1 по доверенности от 18.05.2023, от ассоциации индивидуальных застройщиков «Новый свет» ФИО2 по доверенности от 31.05.2023,

рассмотрев в открытом судебном заседаниис использованием информационной системы «Картотека арбитражных дел» посредством веб-конференции  апелляционную жалобу ассоциации индивидуальных застройщиков «Новый свет» на решение Арбитражного суда Тверской области от 25 мая 2023 года по делу № А66-262/2023 ,

установил:

Министерство лесного комплекса Тверской области (адрес: 170042, <...>, кабинет 201;
ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – Министерство) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к ассоциации индивидуальных застройщиков «Новый свет» (адрес: 170540, <...>; ОГРН <***>,
ИНН <***>; далее – Общество) о возложении на ответчика обязанности прекратить слив канализационных отходов в квартал 8 выдел 4 Красногорского участкового лесничества ГКУ «Тверское лесничество Тверской области»; возложении на ответчика обязанности в двухмесячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу в соответствии с Правилами рекультивации и консервации земель, утвержденными  постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» разработать и согласовать с истцом проект рекультивации лесного участка в квартале 8 выделе 4 Красногорского участкового лесничества Тверского лесничества Тверской области на площади размещения отходов, которая будет загрязнена на момент прекращения поступления отходов на вышеуказанный лесной участок с обязательным указанием в проекте мероприятий по снятию загрязненной почвы, нанесению плодородного слоя почвы, планировке участка и проведению искусственных лесовосстановительных мероприятий путем посадки лесных культур породы ель, о возложении на ответчика обязанности  после согласования с истцом проекта рекультивации в порядке и сроки, указанные в данном проекте; провести фактическую рекультивацию лесного участка в квартале 8 выделе 4 Красногорского участкового лесничества Тверского лесничества Тверской области с уведомлением истца в течение 5 рабочих дней после окончания работ о необходимости их приемки;  взыскании 55 912 руб. ущерба, причинённого лесному хозяйству нарушением лесного законодательства (с учетом уточнения исковых требований).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области.

Решением суда от 25 мая 2023 года исковые требования удовлетворены.

Общество с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы указывает на отсутствие вины ответчика и причинно-следственной связи между незаконными действиями Общества и наступившими последствиями. Указывает, что Администрация муниципального образования «Бурашевское сельское поселение» Калининского муниципального района Тверской области, на которую возложена обязанность по организации водоотведения в д. Игнатово, в том числе в коттеджном поселке «Новый свет», в нарушение статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в деле не привлекалась. Ответчиком были произведены работы по ликвидации источника загрязнения, покрытию восстановленного слоя почвы плодородным слоем на общую сумму 210 125 руб., что должно быть учтено при взыскании ущерба.

В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Министерство в отзыве на жалобу и представитель в судебном заседании  просят апелляционную инстанцию решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, 22.06.2022 в период с 11 час 00 мин до 13 час 20 мин в квартале 8, выделе 4 Красногорского участкового лесничества ГКУ «Тверское лесничество Тверской области» (категория защитности в соответствии с таксационным описанием: 1 и 2 пояс зон санитарной охраны водоисточников) обнаружено уничтожение напочвенного покрова (слив канализационных отходов) участка земель лесного фонда на общей площади 0,004 га.

В результате осмотра было выявлено, что канализационные стоки сливаются с земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000025:7232, который относится к землям населенных пунктов, на земли лесного фонда и квартал 8 выдел 4 Красногорского участкового лесничества (по материалам лесоустройства Красногорское лесничество) ГКУ «Тверское лесничество Тверской области». Координаты места слива канализационного стока 56.74230 35.97444.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) правообладателем земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000025:7232 является Общество.

Согласно выписке из ЕГРН об объекте недвижимости от 12.04.2023 земельный участок с кадастровым номером 69:10:0000025:7232 снят с кадастрового учета 15.08.2022. Из данного земельного участка образованы объекты недвижимости с кадастровыми номерами 69:10:0000025:8668, 69:10:0000025:8669, 69:10:0000025:8670, 69:10:0000025:8671.

Очистные сооружения, из которых происходит слив канализационных отходов на земли лесного фонда, расположены на земельном участке с кадастровым номером 69:10:0000025:8844.

Земельный участок с кадастровым номером 69:10:0000025:8844 образован из объекта недвижимости с кадастровым номером 69:10:0000025:8671.

В соответствии с выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости от 12.04.2023 правообладателем земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000025:8844 с 22.09.2022 является муниципальное образование «Бурашевское сельское поселение» Калининского муниципального района Тверской области.

Согласно выписке из ЕГРН об объекте недвижимости от 12.04.2023 в пределах земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000025:8844  расположено два объекта недвижимости с кадастровыми номерами 69:10:0000025:8047, 69:10:0000025:8079.

Объект недвижимости с кадастровым номером 69:10:0000025:8047 числится как сооружения канализации, объект недвижимости с кадастровым номером 69:10:0000025:8079 числится как сооружения коммунального хозяйства, правообладателем указанных объектов является Общество.

Согласно письму администрации муниципального образования «Бурашевское сельское поселение» Калининского муниципального района Тверской области» от 14.03.2023 № 506 администрация не принимала в муниципальную собственность ни земельный участок с кадастровым номером 69:10:0000025:8844, ни локальные очистные сооружения, а также иные объекты, расположенные на данном земельном участке (том 2 листы 5-6).

Фактическое управление, обслуживание и эксплуатацию очистных сооружений и сетей водоотведения осуществляет Общество.

Согласно письму Общества от 15.08.2022 в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области локальные очистные сооружения, к которым подходит сеть водоотведения, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 69:10:0000025:7232 (ныне 69:10:0000025:8844) находятся в собственности ответчика.

Документы на использование лесного участка и занятие его отходами в квартале 8 выделе 4 Красногорского участкового лесничества ответчику не выдавались.

Ущерб, причинённый лесному хозяйству указанным нарушением лесного законодательства, составил 55 912 руб.

Протоколом № 7-Т/2022 об административном правонарушении ГКУ «Тверское лесничество Тверской области» от 11.08.2022, постановлением Министерства лесного комплекса Тверской области о назначении административного наказания № 85-8/2022 от 19.08.2022 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.9, частью 3 статьи 8.31 КоАП РФ, а именно самовольное занятие лесных участков и нарушение правил санитарной безопасности в лесах.

В порядке досудебного урегулирования спора в адрес ответчика направлены претензионные письма с требованием возместить ущерб, причиненный лесному хозяйству в размере 55 912 руб. и прекратить слив канализационных отходов на лесной участок в квартале 8 выделе 4 Красногорского участкового лесничества, а также привести данный лесный участок в соответствие с требованиями лесного законодательства в срок до 09.09.2022.

По состоянию на 21.10.2022 нарушения устранены не были.

Оставление претензионных требований без удовлетворения послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.  

Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными и иск удовлетворил. 

Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда по доводам жалобы с учетом следующего.

В силу статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Согласно статье 5 Закона № 7-ФЗ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Нормы природоохранного законодательства о возмещении вреда окружающей среде применяются с соблюдением правил, установленных общими нормами гражданского законодательства, регулирующими возмещение ущерба, в том числе внедоговорного вреда. Доказывание таких убытков производится в общем порядке, установленном статьями 15 и 1064 Гражданского кодекса.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также недополученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу пункта 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Частью 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее –           ЛК РФ) установлено, что имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом, другими федеральными законами.

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе (статья 5 ЛК РФ).

В соответствии со статьей 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Полномочия по предоставлению лесных участков в пользование, разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 83 ЛК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) лица, причинившие вред в результате совершения ими земельных правонарушений, обязаны возместить его в полном объеме.

Согласно пункту 20 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от             09.12.2020 № 2047, в лесах не допускается загрязнение отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды.

Поскольку факт слива канализационных отходов подтвержден материалами дела, требование о возложении на ответчика обязанности прекратить слив отходов на лесной участок в квартале 4 выделе 4 Красногорского участкового лесничества является обоснованным.

Доводы Общества о том, что в настоящий момент он не является собственником земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000025:8844 , с которого происходит фактическое загрязнение участка земель лесного фонда, отклоняется судом апелляционной инстанции с учетом следующего.

Очистные сооружения, сети водоотведения из которых происходит слив канализационных отходов на земли лесного фонда расположены на земельном участке с кадастровым номером 69:10:0000025:8844, который образован из объекта недвижимости с кадастровым номером 69:10:0000025:8671, который в свою очередь образован из снятого с учета объекта недвижимости с кадастровым номером 69:10:0000025:7232.

Земельный участок с кадастровым номером 69:10:0000025:7232 снят с кадастрового учета 15.08.2022 года, то есть после составления акта осмотра, выявившего правонарушение ответчика.

На участке с номером 69:10:0000025:8844 расположено два объекта недвижимости с кадастровыми номерами 69:10:0000025:8047, 69:10:0000025:8079, объект недвижимости с кадастровым номером 69:10:0000025:8047 числится как сооружения канализации, объект недвижимости с кадастровым номером 69:10:0000025:8079 числится как сооружения коммунального хозяйства, правообладателями указанных объектов является Общество.

В настоящий момент арбитражным судом Тверской области рассматривается иск Администрация муниципального образования «Бурашевское сельское поселение» Калининского муниципального района Тверской области к Обществу об освобождении самовольно занятого земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000025:8844 путем выноса с территории земельного участка локальных очистных сооружений, установки заглушки хозяйственно-бытовой канализации на границе земельного участка (дело №А66-6681/2023).

В силу частей 1 и 2 статьи 61 ЛК РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству, осуществляемому, в частности, путем лесовосстановления.

Статьей 62 ЛК РФ установлено, что лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия (часть 1); лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с настоящим Кодексом (часть 2); правила лесовосстановления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3).

Таким образом, требования заявителя о приведении в первоначальное состояние, пригодное для ведения лесного хозяйства, лесного участка в квартале 8 выделе 4 Красногорского участкового лесничества Тверского лесничества на площади, которая будет загрязнена на момент прекращения размещения отходов, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Факт причинения ответчиком вреда землям лесного фонда, противоправность и виновность причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между данными противоправными действиями юридического лица и наступившими вредными последствиями надлежащим образом подтвержден материалами дела.

Установленный факт загрязнения лесов канализационными стоками сам по себе является необходимым и достаточным основанием для взыскания ущерба.

Расчет размера вреда произведен на основании постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1730 (ред. от 18.12.2020) «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства», постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года № 1318 «О применении коэффициентов к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».

Расчет ущерба проверен судом первой инстанции, признан верным.

Учитывая изложенное, исковые требования о взыскании с ответчика 55 912 руб. ущерба удовлетворены судом правомерно.

Довод апеллянта о том, что суд применил двойную меру ответственности в виде возмещения вреда посредством взыскания убытков и возложения обязанности по восстановлению состояния окружающей среды,  судом апелляционной инстанции не принимается.

В данном случае размер вреда правомерно исчислен на основании постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1730 (ред. от 18.12.2020) «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства», поскольку рекультивация земель полностью не возмещает вред в смысле, придаваемом этому понятию пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ и пунктом 3 статьи 77 Закона № 7-ФЗ. При определении экологического вреда в денежном выражении подлежат учету не только затраты на восстановление нарушенной природной среды, но и экологические потери, которые невосполнимы или трудновосполнимы.

Кроме того, согласно информации, предоставленной в суд апелляционной инстанции Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области, в настоящий момент Общество, вместо ликвидации источника загрязнения почвы сточными водами, а именно: искусственно созданной канавы, по которой канализационные сточные воды из накопительного пруда очистных сооружений поселка «Новый Свет» попадали на почву (в точке с координатами 56.742357, 35.974855), в октябре 2022 года провело земляные работы, в ходе которых на место данной искусственно созданной канавы уложило водопропускную трубу для продолжения осуществления сброса стоков. Данная труба с целью ее сокрытия засыпана грунтом в общий уровень рельефа местности, сверху заложена массивными кусками бетонных конструкций и досками.

Учитывая факт продолжения осуществления сброса ответчиком канализационных сточных вод из накопительного пруда очистных сооружений коттеджного поселка «Новый Свет», расположенных на земельном участке с кадастровым номером с кадастровым номером 69:10:0000025:8844 (в точке с координатами 56.742357, 35.974855), а также дальнейшее их накопление на почве земель лесного фонда, 03.03.2023 специалистами Филиала ЦЛАТИ по Тверской области был осуществлен замер площади участка, загрязненной канализационными сточными водами, с помощью геодезического оборудования, а также произведен отбор проб почвы на указанной территории, фоновой пробы почвы на незагрязненной сопредельной территории и пробы отходов канализационной сточной воды.

Общая площадь загрязненной почвы в соответствии с замерами, произведенными специалистами Филиала ЦЛАТИ по Тверской области, значительно увеличилась (по сравнению с замерами от 14.07.2022) и составила 530 кв. м.

На основании изложенного, Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области инициирован иск  о взыскании с Общества                              2 067 000 руб. вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (дело № А66-1669/2023).

Принимая во внимание положения вышеуказанных норм материального и процессуального права, учитывая конкретные обстоятельства по делу, апелляционный суд считает, что доводы, изложенные в апелляционной  жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 25 мая 2023 года по делу № А66-262/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу ассоциации индивидуальных застройщиков «Новый свет» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

        А.Н. Шадрина

Судьи

        Н.А. Колтакова

        О.Б. Ралько