ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А66-3818/2022 от 06.09.2023 АС Тверской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

13 сентября 2023 года

г. Вологда

Дело № А66-3818/2022

Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2023 года .

В полном объёме постановление изготовлено сентября 2023 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и                    Зреляковой Л.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.

при участии от общества с ограниченной ответственностью «У Тура» директора ФИО1, от Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области ФИО2  по доверенности от 13.03.2023, от Правительства Тверской области ФИО3 по доверенности от 07.12.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием информационной системы «Картотека арбитражных дел» посредством веб-конференции апелляционные жалобы Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области и Правительства Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 28 июня 2023 года по делу № А66-3818/2022 ,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «У Тура»
(адрес: 170028, Тверская область, город Тверь, площадь Терешковой,
дом 47/27;
ОГРН 6952010022 , ИНН 6950102330; далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области (адрес: 70100, Тверская область, город Тверь, Студенческий переулок, дом 28; ОГРН 1136900001479, ИНН 6950981521; далее – Фонд) о возложении на Фонд обязанности провести капитальный ремонт индивидуального теплового пункта (ИТП) и установить общедомовой узел учета тепловой энергии и теплоносителя (ОДПУ) в доме по адресу: ул. Гвардейская, д. 9, корп. 1 в городе Твери до начала отопительного сезона 2022–2023 г.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО4, общество с ограниченной ответственностью «Кап.ремонт-строй», общество с ограниченной ответственностью «Высота ТСК», общество с ограниченной ответственностью «ПромГражданПроект», Департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери (далее – Департамент ЖКХ), Правительство Тверской области, муниципальное казенное учреждение «Управление муниципальным жилищным фондом», Прокуратура Тверской области.

Решением суда от 28 июня 2023 года исковые требования Общества удовлетворены.

Фонд и Правительство Тверской области с решением суда не согласились и обратились с апелляционными жалобами.

Фонд в апелляционной жалобе просит решение суда отменить. Полагает, что оснований для удовлетворения требований истца не имелось.

Правительство Тверской области в апелляционной жалобе просит обжалуемое решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Указывает, что Общество является ненадлежащим истцом по делу. Органам местного самоуправления города Твери было известно об объеме выполненных и принятых Фондом работ по капитальному ремонту системы теплоснабжения. Вместе с тем, администрация города Твери при принятии краткосрочного плана на 2020–2022 годы необоснованно не включила спорный дом в раздел «незавершенные работы». Таким образом, права собственников были нарушены действиями органов местного самоуправления города Твери, на которые также возлагается контроль за проведением капитального ремонта.  

В судебном заседании представители апеллянтов поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах.

Общество в отзыве на апелляционные жалобы и представитель в судебном заседании просят обжалуемое решение суда оставить без изменения.

Департамент ЖКХ в отзыве на апелляционные жалобы просит обжалуемое решение суда оставить без изменения, ходатайствует о рассмотрении апелляционных жалоб в отсутствие своего представителя. 

Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –               АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, в соответствии с протоколом общего собрания собственников жилого дома № 9, корп. 1 по ул. Гвардейская в                г. Твери, от 21.05.2013 № 15 с 01.06.2013 Общество является управляющей организацией указанного многоквартирного дома (МКД). Данные обстоятельства также подтверждаются договором от 01.07.2013 об управлении МКД, заключенным между управляющей компанией и собственниками помещений в доме.

На момент формирования краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории муниципального образования город Тверь на 2016 год, утвержденного постановлением администрации города Твери от 31.03.2016 № 561 (далее – муниципальный краткосрочный план на 2016 год), в который изначально был включен многоквартирный дом № 9, корп. 1 по ул. Гвардейской по видам работ: капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения и горячего водоснабжения, статьей 18 Закона Тверской области от 28.06.2013 № 43-30 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области» (далее – Закон № 43-30) был установлен перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, который включал в себя, в том числе:

1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;

2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного не пригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;

3) ремонт крыши, в том числе устройство выходов на кровлю;

4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах;

5) утепление и ремонт фасада;

6) ремонт фундамента многоквартирного дома;

7) разработку проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности);

8) оплату услуг по строительному контролю;

9) оплату услуг по авторскому надзору в случае, если многоквартирный дом является объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) народов Российской Федерации и региональной программой по проведению капитального ремонта предусмотрено выполнение работ по капитальному ремонту такого многоквартирного дома в соответствии с положениями Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Дом № 9, корп. 1 на ул. Гвардейской в г. Твери был также включен в краткосрочный план реализации в 2016 году региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014–2043 годы, утвержденный постановлением Правительства Тверской области от 14.06.2016 № 209-пп (далее – региональный краткосрочный план на 2016 год).

Постановление администрации города Твери от 31.03.2016 № 561 и постановление Правительства Тверской области от 14.06.2016 № 209-пп по настоящее время не отменены и являются действующими.

Законодательством было четко определено, что работы по установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии) (в рассматриваемом случае ИТП и прибор учета) должны выполняться при проведении капитального ремонта инженерных систем.

В соответствии с постановлением Правительства Тверской области от 01.07.2014 № 315-пп «Об установлении размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2016 годы» размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы теплоснабжения и установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии) рассчитаны отдельно по каждому виду работ. Предельная стоимость работ по ремонту ИТП не была установлена.

То есть стоимость работ по ремонту ИТП должна была входить в стоимость работ по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы теплоснабжения.

Приложением № 3 к постановлению Правительства Тверской области от 24.03.2015 № 125-пп «О Порядке утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области и внесении изменений в Постановление Правительства Тверской области от 22.04.2014 № 210-пп» (далее – Порядок № 125-пп) утверждена форма краткосрочного плана реализации региональной программы.

На момент формирования муниципального (март 2016 года) и регионального краткосрочного плана на 2016 год (июнь 2016 года) форма плана не предусматривала разбивку капитального ремонта внутридомовых инженерных систем, установку общедомовых приборов учета, ремонт ИТП (Порядок № 125-пп в редакции постановления Правительства Тверской области от 24.02.2016 № 82-пп).

Капитальный ремонт индивидуального теплового пункта (ИТП) и установка приборов учета входили в состав работ, выполняемых при капитальном ремонте внутридомовой инженерной системы теплоснабжения.

Правительство Тверской области 05.07.2017 постановлением № 218-пп (в первоначальной редакции) утвердило Требования к составу работ и применяемым материалам при проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного на счете регионального оператора исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, в соответствии с которыми в состав работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения входили:

замена разводящих магистралей, стояков от точки ввода согласно акту разграничения балансовой принадлежности;

ремонт или замена газовых котлов (относящихся к общедомовому имуществу и находящихся на балансе собственников);

установка, ремонт, или замена в комплексе оборудования ИТП (индивидуальных тепловых пунктов) и при наличии повысительных насосных установок (относящихся к общедомовому имуществу и находящихся на балансе собственников);

замена запорной и регулировочной арматуры, в том числе на ответвлении от стояков к отопительным приборам в жилых помещениях;

замена отопительных приборов в местах общего пользования;

тепловое изолирование;

установка общедомовых приборов учета.

Постановлением Правительства Тверской области от 08.02.2019                      № 54-пп в постановление Правительства Тверской области от 05.07.2017               № 218-пп внесены изменения, в том числе наименование работ по капитальному ремонту «Ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения» заменено на «Ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, а также установка, ремонт или замена в комплексе оборудования индивидуальных тепловых пунктов и при наличии повысительных насосных установок».

В соответствии с Законом № 43-30 капитальный ремонт индивидуального теплового пункта также не является отдельным видом работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома.

Согласно протоколу от 29.02.2016 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, утвержден перечень работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД: ремонт внутридомовых инженерных систем тепла, водоснабжения, водоотведения, установка коллективных приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды).

В соответствии с актом обследования системы отопления многоквартирного дома № 9, корп. 1 на ул. Гвардейской от 15.08.2016                     № 150-16/140-2, ИТП требует проведения ремонта и установки теплового счетчика.

По состоянию на 05.07.2017 работы по капитальному ремонту системы теплоснабжения в данном доме не выполнены.

Письмами от 03.04.2018 № 2302/2018 и 03.04.2018 № 2301/2018  Фонд уведомил Департамент ЖКХ о необходимости внесения изменений в краткосрочный план на 2016 год, в том числе в отношении стоимости капитального ремонта системы теплоснабжения многоквартирного дома № 9, корп. 1 на ул. Гвардейской. В связи с увеличением стоимости проектно-сметной документации (ПСД) стоимость капитального ремонта системы теплоснабжения данного дома составила 2 108 274 руб.

Собственники помещений данного дома на общем собрании, состоявшемся 04.04.2018, приняли решение об утверждении стоимости капитального ремонта системы теплоснабжения в размере 2 108 274 руб.

В муниципальный краткосрочный план на 2016 год были внесены соответствующие изменения (постановление администрации города Твери от 27.03.2019 № 320).

Однако в региональный краткосрочный план на 2016 год Правительством Тверской области изменения не внесены.

В муниципальном краткосрочном плане на 2017–2019 (в редакции от 06.03.2019, 14.08.2019) в разделе незавершенных работ в 2016 году многоквартирный дом № 9, корп. 1 на ул. Гвардейской отражен по стоимости капитального ремонта системы теплоснабжения в размере 2 108 274 руб. (на основании письма Фонда от 03.12.2018 № 9869/2018 о выполненных капитальных ремонтах, вид работ - капитальный ремонт ГВС исключен из радела незавершенных работ).

Фондом (заказчик) и ООО «Кап.ремонт-строй» (подрядчик) 13.02.2019 по результатам электронного аукциона (протокол от 29.01.2019) заключен договор на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Тверской области № СМР-058/18, по условиям которого заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя следующие обязательства: выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов по объектам, указанным в приложении № 1 к договору (пункт 2.1 договора).

Работы выполняются подрядчиком в соответствии с Техническим заданием (приложение 2 к договору), в сроки, указанные в Графике выполнения работ (приложение 3 к договору), в соответствии с условиями настоящего договора (пункт 2.2 договора).

В приложении 3 к договору стороны согласовали вид работ «Ремонт систем теплоснабжения» на объекте, расположенном по адресу: <...>, дату начала работ - с даты получения уведомления о лице, уполномоченном на осуществление строительного контроля, но не ранее 15.04.2019, дату завершения - не позднее 15.07.2019.

Работы выполнялись на основании проектно-сметной документации, выполненной ООО«ПромГражданПроект» на основании договора подряда от 27.09.2016 № 124, заключенного Фондом и ООО «ПромГражданПроект», в виде рабочего проекта № 150-16/140-02.

Сторонами 27.05.2019 подписан протокол разногласий № 1 к договору, согласно которому проект № 150-16/140-02 (Узел коммерческого учёта тепловой энергии) не соответствует реальным работам теплового узла по адресу: <...>.

Сторонами принято решение откорректировать проект и вынести его в отдельный тендер, ООО «Кап.ремонт-строй» не монтировать узел коммерческого учёта тепловой энергии и заминусовать его в актах выполненных работ (КС-2, КС-3), ООО «Кап.ремонт-строй» делать только капитальный ремонт системы теплоснабжения согласно условиям договора.

Сторонами 12.07.2019 подписан акт о приемке выполненных работ № 1 с учетом протокола разногласий к договору.

При этом перечень домов, незавершенных капитальным ремонтом, формируется Департаментом ЖКХ согласно Порядку № 125-пп на основании информации, полученной от Регионального оператора как официально, так и в ходе рабочего взаимодействия с сотрудниками Регионального оператора.

В целях актуализации краткосрочных планов (на предмет наличия невыполненных Региональным оператором работ) и до утверждения краткосрочного плана реализации региональной программы на 2020–2022 годы письмом Департамента ЖКХ от 31.03.2020 № 28/1434-и у Регионального оператора (Фонд) в очередной раз была запрошена информация о предоставлении в письменном виде перечня многоквартирных домов, в которых не выполнен капитальный ремонт, предусмотренный утвержденными краткосрочными планами 2015–2019 годов реализации региональной программы, с указанием текущего статуса мероприятий по организации этого ремонта.

Письмом от 14.04.2020 № 1782/2020 Фонд направил в адрес Департамента ЖКХ перечень МКД, в которых не выполнен капитальный ремонт общего имущества по краткосрочным планам 2015–2019 годов (далее – перечень).

Дом № 9, корп. 1 по ул. Гвардейской в г. Твери в перечень не включен, по информации Фонда от 14.04.2020 указанный дом числился как дом, в котором в полном объеме выполнен капитальный ремонт по краткосрочным планам 2015–2019 годов.

Представленная Фондом информация о выполнении в отношении дома    № 9, корп. 1 на ул. Гвардейской в г. Твери работ по капитальному ремонту учтена Департаментом ЖКХ при формировании муниципального краткосрочного плана на 2020–2022 год, в связи с чем дом № 9, корп. 1 на                ул. Гвардейской в г. Твери в раздел «незавершенные работы» не включен.

Проект муниципального краткосрочного плана на 2020–2022 годы в соответствии с пунктом 13 Порядка № 125-пп направлялся на согласование в Фонд и в Главное управление «Государственная жилищная инспекция» Тверской области, согласован данными организациями путем проставления подписей руководителей и печатей организаций.

На основании полученного согласования краткосрочный план реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2020–2022 годы муниципального образования город Тверь утвержден и является приложением к постановлению администрации города Твери от 22.05.2020  № 665 (далее – муниципальный краткосрочный план на 2020–2022 годы).

С учетом имеющейся у органа местного самоуправления информации о завершении в полном объеме работ по капитальному ремонту, наличии согласования Фонда и органа государственного жилищного надзора муниципального краткосрочного плана на 2020–2022 годы, основания для включения спорного дома в раздел «незавершенные работы» муниципального краткосрочного плана на 2020–2022 годы не имелось.

Поскольку работы по договору от 13.02.2019 № СМР-058/18, заключенному по результатам электронного аукциона, в полном объеме не были выполнены, а протокол разногласий к нему подписан ответчиком необоснованно, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, признал их обоснованными по праву, удовлетворил иск.

Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционных жалоб.

В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с  обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

Частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

Согласно части 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для собственников помещения в многоквартирном доме.

Частью 2 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме), в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с протоколом общего собрания собственников жилого дома № 9, корп. 1 по ул. Гвардейская в г. Твери, от 21.05.2013 № 15 истец с 01.06.2013 является управляющей организацией спорного МКД.

В силу подпункта «а» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110, одним из лицензионных требований к указанной деятельности является соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ.

Согласно данной норме ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

Согласно пункту 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 (далее – Правила № 416), осуществление действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, повышение его энергоэффективности, является одним из стандартов, обеспечивающих управление многоквартирным домом в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон                  № 261-ФЗ).

Частью 5 статьи 13 Закона № 261-ФЗ установлено, что собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 данной статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введённых в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учёта используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учёта в эксплуатацию до 01.07.2012. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учёта используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учёта используемых воды, электрической энергии.

Работы по установке приборов учета используемых энергоресурсов, как и другие мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий, отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома.

В подпункте «ж» пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

В соответствии с подпунктами «и» и «к» пункта 11 Правил № 491 содержание общего имущества включает в себя, в том числе проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

Таким образом, истец, являясь лицом ответственным за содержание спорного многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязан принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении, в том числе по обеспечению ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета, в том числе и при выполнении капитального ремонта системы теплоснабжения многоквартирного дома.

Вывод суда о наличии у Общества как управляющей организации полномочий действовать в интересах собственников помещений в многоквартирном доме является правомерным и соответствуют положениям статьи 4 АПК РФ, а также позиции Верховного Суда РФ, изложенной
в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 17.07.2020 № 305-ЭС19-20516(5).

Вопреки доводам апелляционной жалобы Правительства Тверской области, Общество является надлежащим истцом по настоящему спору.

Вопросы организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регламентированы разделом IX                 ЖК РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 178 ЖК РФ деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В части 1 статьи 180 ЖК РФ определены функции регионального оператора:  аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора (пункт 1); осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества  в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора (пункт 3); финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников,  в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета (пункт 4).

Согласно части 1 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных  из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных  не запрещенных законом средств.

В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан,  в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям  проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг (или) выполненных работ (пункты 3, 4, 5 части 2 статьи 182 ЖК РФ).

Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором перед собственниками своих обязательств, предусмотренных законом, установлена частью 5 статьи 178 и частью 1 статьи 188 ЖК РФ.

Кроме того, в пункте 11 части 2 статьи 182 ЖК РФ предусмотрено,  что региональный оператор несет перед собственниками помещений в многоквартирном доме ответственность за качество выполненных работ подрядными организациями, привлеченными им, в течение не менее пяти лет с момента подписания акта приемки оказанных и выполненных работ.

В силу части 6 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта  на счете регионального оператора.

Во исполнение требований ЖК РФ на территории Тверской области принят и действует Закон № 43-ЗО, постановлением Правительства Тверской области от 24.02.2013 № 690-пп утверждена региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014–2043 годы.

В соответствии с постановлением администрации города Твери от 27.05.2014 № 638 в отношении спорного многоквартирного дома № 9,                корп. 1, по ул. Гвардейская, в городе Твери принято решение о формировании фонда капитального ремонта общего имущества на счете регионального оператора.

В этой связи именно на регионального оператора возложена обязанность по организации и проведению капитального ремонта общего имущества в данном многоквартирном доме.

Согласно акту обследования системы отопления многоквартирного дома № 9, корп. 1 на ул. Гвардейской от 15.08.2016 № 150-16/140-2, ИТП требует проведения ремонта и установки теплового счетчика.

По данным акта выполненных работ формы КС-2 от 12.07.2019, работы по ремонту системы теплоснабжения дома выполнены на сумму                                 1 942 060 руб. 80 коп., но без установки, ремонта или замены в комплексе оборудования индивидуальных тепловых пунктов, а также установки приборов учета тепловой энергии.

При этом 06.12.2019 и 09.12.2020 Фонд по электронной почте представил Департаменту ЖКХ информацию о выполненных капитальных ремонтах многоквартирных домов в 2018–2019 годах, согласно которой капитальный ремонт системы теплоснабжения дома № 9, корп. 1 на ул. Гвардейской завершен 12.07.2019.

В связи с этим в краткосрочном плане на 2020–2022 годы, утвержденном постановлением администрации города Твери от 22.05.2020, в разделе «незавершенные работы» спорный дом отсутствует.

Проведение капитальных работ без ремонта ИТП и установки теплового счетчика не соответствовало целям организации капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и не отвечало признакам добросовестности и разумности действий заказчика как специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта многоквартирных домов.

Следовательно, именно Фонд в рассматриваемой ситуации несет ответственность за последствия ненадлежащего проведения капитального ремонта спорного многоквартирного дома.

Доводы апелляционных жалоб основаны на неверном толковании положений действующего законодательства и не свидетельствуют о нарушении судом норм материального права. Иное толкование положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.

Ввиду того, что судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 28 июня 2023 года по делу № А66-3818/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области и Правительства Тверской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

        А.Н. Шадрина

Судьи

        А.Я. Зайцева

        Л.В. Зрелякова