ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А66-4107/20 от 09.07.2020 АС Тверской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

09 июля 2020 года

г. Вологда

Дело № А66-4107/2020

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Шадриной А.Н.,

рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа на решение Арбитражного суда Тверской области от 29 мая 2020 года по делу № А66-4107/2020,

у с т а н о в и л :

акционерное общество «Газпром газораспределение Тверь» (адрес: 170026, <...>; ОГРН <***>,              ИНН <***>, далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Комитету по управлению имуществом и земельными отношениями Осташковского городского округа (адрес: 172735, <...>;               ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - Комитет) о взыскании                 15 421 руб. 95 коп. задолженности по оплате работ по техническому обслуживанию газовых сетей низкого давления, а также оборудования, расположенного на них, в Осташковском городском округе за период с 01.01.2017 по 30.09.2017.

Решением суда от 29 мая 2020 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Комитет с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказать. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что муниципальный контракт на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту сетей газораспределения сторонами не подписан.  Комитет является ненадлежащим ответчиком по делу.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, 12.10.2015 объект «Отводы и внутрипоселковые газовые сети, входящие в зону межпоселкового газопровода г. Осташков – ЗАТО «Солнечный – д.Светлица – д.Святое, в следующих населенных пунктах: д.Покровское, д.Сорога, д.Погорелое, д.Залесье, д.Пачково, д.Ляпино, д.Жар, д.Светлица, <...> д.Святое Осташковского района" "Газопровод высокого и низкого давления д.Сорога» принят как законченный строительством объект и введён в эксплуатацию (копия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № RU69-524306-3-2015 от 12.10.2015).

Посредством данных сетей газораспределения обеспечивается газоснабжение как юридических, так и физических лиц.

Общество 26.04.2017 направило в адрес Комитета муниципальный контракт № ТОГ-Ост-Д-00330 на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту сетей газораспределения и оборудования, расположенного на них, в 2017 по объекту «Отводы и внутрипоселковые газовые сети, входящие в зону межпоселкового газопровода г.Осташков – ЗАТО «Солнечный – д.Светлица – д.Святое, в следующих населенных пунктах: д.Покровское, д.Сорога, д.Погорелое, д.Залесье, д. Пачково, д. Ляпино, д. Жар, д.Светлица, <...> д. Святое Осташковского района» 6-й этап «Внутрипоселковые газовые сети, входящие в зону межпоселкового газопровода г.Осташков – д.Светлица – д.Святое» д.Сорога» (письмо от 26.04.2017 № 10/591).

Письмом от 04.05.2017 № 860 Комитет сообщил о невозможности подписания  контракта по причине отсутствия в бюджете на 2017 год лимитов на данный вид услуги. Одновременно, Комитетом выражена готовность подписать контракт при выделении средств на ближайшем уточнении бюджета  (том 1, лист 31).

Поскольку отсутствие в бюджете денежных средств для организации надлежащей эксплуатации опасного производственного объекта само по себе не является основанием для неисполнения требований действующего законодательства в области промышленной безопасности и не освобождает юридическое лицо от исполнения такой обязанности, истцом в период с 01.01.2017 по 30.09.2017 были выполнены работы по техническому обслуживанию (периодическим обходам) газовых сетей высокого и низкого давления, а также оборудования, расположенного на них, по спорному объекту.

Акты выполненных работ от 30.06.2017 № 12-6480 и от 30.09.2017               № 12-8342, в которых отражены наименование, количество и стоимость оказанных услуг, письмами от 31.07.2017 № 10/1075 и от 19.01.2018 № 10/83 были направлены истцом в адрес ответчика.

Указанные акты ответчиком подписаны не были, претензии по количеству и качеству выполненных работ не заявлялись.

Обществом в адрес ответчика была направлена претензия об оплате выполненных работ от 12.02.2020 № 05/432.

В связи с тем, что Комитетом претензия была оставлена без удовлетворения, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их в полном объеме.

Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Статья 307 ГК РФ предусматривает, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Согласно статьям 309 и 310 данного Кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В силу статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик – оплатить эти услуги.

Согласно статьям 711, 720 ГК РФ заказчик обязан оплатить выполненную подрядчиком работу после сдачи результатов работы в сроки и в порядке, которые предусмотрены условиями договора.

Обязанность по содержанию и обслуживанию сетей газораспределения и оборудования расположенного на них по объекту «Отводы и внутрипоселковые газовые сети, входящие в зону межпоселкового газопровода г. Осташков - ЗАТО «Солнечный - д. Светлица - д. Святое, в следующих населенных пунктах: д. Покровское, д. Сорога, д. Погорелое, д. Залесье, д. Пачково, д. Ляпино, д. Жар, д. Светлица, <...> д. Святое Осташковского района» 6-й этап. «Внутрипоселковые газовые сети, входящие в зону межпоселкового газопровода г. Осташков - д. Светлица - д. Святое» д. Сорога», возложена на ответчика в силу закона и обусловлена следующим.

В силу статьи  210 ГК РФ, статьи 32 Федерального закона от 31.03.1999 № 69 «О газоснабжении в Российской Федерации» организация - собственник системы газоснабжения кроме мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности, обязана обеспечить на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф.

В соответствии с пунктом 5 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 № 878, газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа.

Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон № 116-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ, пунктом 9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.11.2013 № 542, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

- соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;

- выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии;

- выполнять работы по техническому обслуживанию, ремонту и аварийно-диспетчерскому обеспечению сетей газораспределения и газопотребления;

- обеспечивать проведение технического диагностирования газопроводов, зданий и сооружений, технических и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления по достижении предельных сроков эксплуатации, установленных проектной документацией.

В случае отсутствия газовой службы в составе организации, эксплуатирующей сети газораспределения и газопотребления, предприятием должен быть заключен договор на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления с организацией, имеющей опыт проведения указанных работ.

В структуре администрации Осташковского городского округа отсутствует газовая служба, а также аварийно-спасательное формирование.

В тоже время Общество является специализированной газораспределительной организацией, осуществляющей на основании публичных договоров оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту газового оборудования. Указанный факт сторонами не оспаривается.

Техническое и аварийное обслуживание газопроводов должны осуществляться в обязательном порядке в целях обеспечения требований промышленной безопасности; обязанность по содержанию и обслуживанию сетей газораспределения и оборудования, расположенного на них.

При указанных обстоятельствах у ответчика в силу закона возникает обязанность по заключению договора на техническое обслуживание, ремонт, аварийно-диспетчерское обеспечение газопроводов для обеспечения их технической безопасности.

Истцом в период с 01.01.2017 по 30.09.2017 были выполнены работы по техническому обслуживанию газовых сетей, что ответчиком не отрицается, и подтверждается актами выполненных работ от 30.06.2017 № 12-6480 и от 30.09.2017 № 12-8342, в которых отражены наименование, количество и стоимость оказанных услуг, письмами от 31.07.2017 № 10/1075 и от 19.01.2018 № 10/83.

Учитывая, что ответчик, являясь собственником, обязан обеспечивать техническое обслуживание соответствующих объектов; доказательств того, что истец не оказывал услуги, как и доказательств того что спорные услуги оказаны иными газовыми службами в материалах дела не имеется; суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу истца 15 421 руб. 95 коп. долга по оказанию услуг по техническому обслуживанию газовых сетей и оборудования, принадлежащих ответчику, за период с января по сентябрь 2017 года.

Довод Комитета о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, также подлежит отклонению.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 15, п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, организация в границах поселения газоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что в 2016 году между истцом и  Комитетом по управлению и распоряжению имуществом МО «Осташковский район» был заключен муниципальный контракт от 20.01.2016г., в рамках которого  Обществом  в период  с 01.01.2016  по 31.12.2016 оказывались аналогичные услуги (том 1, листы 36-37).

Согласно  решению Осташковской городской думы от 18.01.2018г. № 96 ответчик является правопреемником прав и обязанностей Комитета по управлению и распоряжению имуществом муниципального образования «Осташковский район» и в силу пункта 2.1 Положения о Комитете, утверждённого решением Осташковской городской Думы от 15.12.2017 № 63 от имени администрации Осташковского городского округа осуществляет в установленном порядке права собственника по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом Осташковского городского округа.

На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.

В соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Комитет освобожден от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобыв федеральный бюджет не взыскивается.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Тверской области от 29 мая 2020 года по делу № А66-4107/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом и земельными отношениями Осташковского городского округа  - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

     А.Н. Шадрина