ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А66-4623/20 от 16.12.2020 АС Тверской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

23 декабря 2020 года

г. Вологда

Дело № А66-4623/2020

Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2020 года .

В полном объёме постановление изготовлено декабря 2020 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Люсковой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение Арбитражного суда Тверской области от 10 сентября 2020 года по делу                      № А66-4623/2020,

у с т а н о в и л:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги»                   (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 107174, Москва, улица Новая Басманная, дом 2; далее – общество, ОАО «РЖД») обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к администрации городского поселения поселка Сонково Сонковского района Тверской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 171450, Тверская область, район Сонковский, поселок городского типа Сонково, улица Луначарского, дом 2; далее – администрация) о признании недействительным постановления от 02.10.2017 № 74-па «Об определении гарантирующего поставщика холодного водоснабжения на территории городского поселения поселка Сонково Сонковского района Тверской области» (далее – постановление № 74-па).

 К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное предприятие Управляющая компания «Водоканал» городского поселения поселка Сонково Сонковского района Тверской области (далее – предприятие, МП УК «Водоканал»).

Решением Арбитражного суда Тверской области от 10 сентября 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Полагает, что постановление № 74-па возлагает на него дополнительные обязанности и не соответствует Федеральному  закону                       от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон                № 416-ФЗ). Отмечает, что не обладает установленными статьей 2 этого Закона признаками гарантирующей организации, поскольку  основным видом деятельности является перевозка пассажиров и грузов.

Администрация в отзыве считает решение суда законным и обоснованным.

Предприятие отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы,  суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, администрацией вынесено постановление от 02.10.2017 № 74-па «Об определении гарантирующего поставщика холодного водоснабжения на территории городского поселения поселка Сонково Сонковского района Тверской области», пунктом 1 которого гарантирующим  поставщиком для централизованной системы холодного водоснабжения  на территории поселка Сонково Сонковского района Тверской области определена Октябрьская дирекция по тепловодоснабжению – структурное подразделение Центральной дирекции по тепловодоснабжению – филиал ОАО «РЖД» и  зоной деятельности гарантирующей организации установлена территория городского поселения поселка Сонково, обслуживаемая централизованными системами водоснабжения (пункт 2).

Не согласившись с постановлением № 74-па, общество оспорило его в судебном порядке.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое постановление соответствует нормам Закона № 416-ФЗ и не нарушает права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 2 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 14 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ)  к вопросам местного значения отнесено в том числе обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 указанного Закона к вопросам местного значения городского округа отнесено в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 6 Закона № 416-ФЗ  к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.

В силу пункта 6 статьи 2 Закона № 416-ФЗ под гарантирующей организацией  понимается организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем (пункт 15 статьи 2 Закона № 416-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 38 этого Закона № 416-ФЗ развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов.

Под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение).

Под централизованной системой холодного водоснабжения понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.

Той же нормой права установлено, что организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

В соответствии со статьей 12 Закона № 416-ФЗ органы местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Для централизованных ливневых систем водоотведения гарантирующая организация не определяется (часть 1).

Согласно части 2 указанной статьи организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

С учетом  приведенных положений Закона № 416-ФЗ к  обязательным признакам для наделения лица статусом гарантирующей организации по водоотведению  отнесено следующее: организация осуществляет холодное водоснабжение и эксплуатирует в этих целях сети централизованной системы водоснабжения; к этим сетям присоединено наибольшее количество абонентов.

В материалах дела усматривается, что в соответствии с требованиями  Закона № 131-ФЗ, Закона № 416-ФЗ  и с учетом положений Устава городского поселения поселка Сонково Сонковского района Тверской области, постановлением администрации от 29.12.2011 № 82-па утвержден график разработки и утверждения схемы водоснабжения городского поселения поселка Сонково Сонковского района Тверской области (л.д. 78-79).

По результатам проведенных мероприятий принято распоряжение                   от 27.05.2015 № 25/1-ра «Об утверждении схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования городского поселения поселка Сонково Сонковского района Тверской области» (л.д. 81),  которым утверждена  схема водоснабжения и водоотведения муниципального образования городского поселения поселка Сонково (приложения № 1, 2, 3), которая  размещена  на официальном сайте администрации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://sonkovoadm.ru) .

Результаты технического обследования централизованных систем водоснабжения свидетельствуют о том, что верхний водозабор, магистральные сети первого подъема, очистные сооружения воды и магистральные сети, принадлежащие обществу, обеспечивают водой потребителей практически всего поселка Сонково (распоряжение о проведении инвентаризации                          от 22.09.2016 № 28-ра (л.д.82).

Распоряжением от 02.10.2017 № 39-ра в вышеуказанное распоряжение              от 22.09.2016 № 28-ра внесены изменения относительно определения гарантирующего поставщика.

На основании распоряжения администрации от 22.09.2016 № 28-ра проведена дополнительная инвентаризация водопроводных сетей, с целью определения границ эксплуатационной ответственности, из которой следует, что все сети (абоненты) городского поселения поселка Сонково подключены к магистральным сетям общества, в том числе и распределительные сети, принадлежащие муниципальному образованию.

Схема разграничения подписана 14.11.2016 (л.д.86).

Из пояснений администрации суду первой инстанции также следует, что единственным источником водоснабжения городского поселения поселка Сонково является поверхностный водозабор из реки Корежечна, расположенный в 7 км южнее поселка вблизи деревни Радованье, осуществляемый обществом,  как организацией, владеющей всем комплексом технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой воды с использованием централизованных систем холодного водоснабжения.

Иные источники водоснабжения на территории поселения отсутствуют.

Данные обстоятельства подателем жалобы не опровергнуты.

Постановление  № 74-па направлено заявителю 03.10.2017 по электронной почте, заказным письмом, размещено в этот же день  на официальном сайте администрации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://sonkovoadm.ru).

После принятия вышеуказанного постановления обществу  приказом РЭК Тверской области от 19.12.2017 № 390-нп установлен тариф на питьевую воду для потребителей городского поселения поселка Сонково (л.д. 57-60).

В соответствии с приказом РЭК по Тверской области от 19.12.2017                    № 379-нп и установленного тарифа на транспортировку воды для МП УК «Водоканал» городского поселения поселка Сонково обществом  в рамках постановления о наделении его статусом гарантирующего поставщика с                   МП УК «Водоканал» заключен договор от 12.04.2018 № 2873380 по транспортировке холодной воды (л.д. 61-76).

Кроме того, из акта от 28.08.2018, подписанного, в том числе мастером участка ОДТВ-ЦДТВ ОАО «РЖД», следует, что подключены к системе водоснабжения Октябярьской ДТВ ОАО «РЖД» перечисленные в  акте объекты, расположенных в  городского поселения поселка Сонково (л.д. 83)

Факт осуществления водоснабжения население городского поселения поселка Сонково подтверждается и  представленным администрацией  в материалы дела перечнем  жилых домов, технологически присоединенных к сетям холодного водоснабжения ОАО «РЖД» (л.д. 105-115), также  подписанным начальником территориального участка общества.

В связи с изложенным  следует признать, что общество правомерно признано гарантирующим поставщиком холодного водоснабжения на территории  городского поселения поселка Сонково Сонковского района Тверской области, поскольку ОАО «РЖД»  осуществляет холодное водоснабжение и эксплуатирует в этих целях сети централизованной системы водоснабжения; к этим сетям присоединено наибольшее количество абонентов.

При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось основания для признания постановления № 74-па недействительным.

Выводы суда, изложенные в решении от 10.09.2020, соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно и доказаны в судебном заседании.

Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, так как не опровергают правомерность его выводов и не свидетельствуют о неправильномприменении норм материальногои процессуального права.

Оснований для отмены судебного акта не усматривается.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Тверской области от 10 сентября 2020 года по делу № А66-4623/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу  открытого акционерного общества «Российские железные дороги» – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                 Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.

Председательствующий

Н.В. Мурахина

Судьи

Е.А. Алимова

Е.Н. Болдырева