ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А66-4859/2022 от 19.02.2024 АС Тверской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

19 февраля 2024 года

г. Вологда

Дело № А66-4859/2022

Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2024 года .

В полном объеме постановление изготовлено февраля 2024 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зреляковой Л.В., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Николаевой А.С.,

         при участии от Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области представителя ФИО1 по доверенности от 07.11.2022 № 31, от общества с ограниченной ответственностью «Атлас Энтерпрайз» представителя ФИО2 по доверенности от 27.06.2023,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 05 декабря 2023 года по делу  № А66-4859/2022,

у с т а н о в и л:

Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области (ОГРН <***>, ИНН <***>;  адрес: 170100, <...>  ФИО3, д. 2; далее – Министерство) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Атлас Энтерпрайз»
(ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 171255, <...>; далее – Общество) об изъятии у Общества земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения:

с кадастровым номером 69:15:0000020:293, площадью 140 693 кв. м, с видом разрешенного использования: для ведения крестьянского хозяйства, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир д. Рябинки. Участок находится примерно в примыкает от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира: Тверская область, Конаковский р-н,
с/п Вахонинское, д. Рябинки;

с кадастровым номером 69:15:0000020:294, площадью 60 160 кв. м, с видом разрешенного использования: для ведения крестьянского хозяйства, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир д. Рябинки. Участок находится примерно в примыкает от ориентира по направлению на запад. Почтовый адрес ориентира: Тверская область, Конаковский р-н,
с/п Вахонинское, д. Рябинки;

с кадастровым номером 69:15:0000020:2007, площадью 14 714 кв. м, с видом разрешенного использования: для ведения крестьянского хозяйства, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир д. Рябинки. Почтовый адрес ориентира: Тверская область, Конаковский р-н, ст. Вахонинское, д. Рябинки;

с кадастровым номером 69:15:0000020:2006, площадью 39 000 кв. м, с видом разрешенного использования: для ведения крестьянского хозяйства, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир д. Рябинки. Почтовый адрес ориентира: Тверская область, Конаковский р-н,
с/п Вахонинское, д. Рябинки;

о реализации изъятых земельных участков путем продажи с публичных торгов; об установлении начальной цены изъятых земельных участков в виде кадастровой стоимости, определенной в соответствии с приказом Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области
от 20.11.2019 № 11-нп.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Ярославской областям (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 170008, <...>; далее – Управление), администрация муниципального образования «Конаковский район» Тверской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 171250, <...>), Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Тверской области  (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 170028, <...>), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области   (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 170100, <...>), Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 170100, <...>).

Решением Арбитражного суда Тверской области от 30 августа 2022 года исковые требования удовлетворены.

Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 21 ноября 2022 года решение Арбитражного суда Тверской области
от 30 августа 2022 года оставлено без изменения.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 марта 2023 решение Арбитражного суда Тверской области от 30 августа 2022 года и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 ноября 2022 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тверской области в ином судебном составе.

Определением суда от 31 марта 2023 года заявление Министерства, поступившее на новое рассмотрение, принято к производству.

Определением суда от 28 июня 2023 года судом принято уточнение исковых требований, в соответствии с которым истец просил изъять у Общества земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения:

с кадастровым номером 69:15:0000020:293, площадью 140 693 кв. м, с видом разрешенного использования: для ведения крестьянского хозяйства, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир д. Рябинки. Участок находится примерно в примыкает от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира: Тверская обл., Конаковский р-н, с/пВахонинское, д. Рябинки;

с кадастровым номером 69:15:0000020:294, площадью 60 160 кв. м, с видом разрешенного использования: для ведения крестьянского хозяйства, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир д. Рябинки. Участок находится примерно в примыкает от ориентира по направлению на запад. Почтовый адрес ориентира: Тверская обл., Конаковский р-н, с/п Вахонинское, д. Рябинки;

с кадастровым номером 69:15:0000020:2007, площадью 14 714 кв. м, с видом разрешенного использования: для ведения крестьянского хозяйства, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир д. Рябинки. Почтовый адрес ориентира: Тверская обл., р-н Конаковский, ст. Вахонинское, д. Рябинки;

с кадастровым номером 69:15:0000020:2006, площадью 39 000 кв. м, с видом разрешенного использования: для ведения крестьянского хозяйства, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир д. Рябинки. Почтовый адрес ориентира: Тверская обл., р-н Конаковский, с/п. Вахонинское, д. Рябинки;

реализовав изъятые земельные участки путем продажи с публичных торгов; определив начальную цену изъятых земельных участков в виде кадастровой стоимости, определенной в соответствии с приказом Министерства от 28.11.2022 № 9-нп «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Тверской области».

До принятия судом решения по делу истец заявил об отказе от иска в части требования об изъятии у Общества земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 69:15:0000020:2007, площадью 14 714 кв. м, с видом разрешенного использования: для ведения крестьянского хозяйства, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир д. Рябинки. Почтовый адрес ориентира: Тверская обл., р-н Конаковский, ст. Вахонинское, д. Рябинки. В остальной части требования поддержал.

Решением Арбитражного суда Тверской области от 05 декабря 2023 года производство по делу в части требований Министерства об изъятии у Общества земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 69:15:0000020:2007 путем его продажи с публичных торгов прекращено. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Также с Министерства в пользу Общества взыскано 6 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Министерство с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. По мнению подателя жалобы, вывод суда первой инстанции о несоблюдении Министерством порядка обращения в суд, установленный статьей 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон № 101-ФЗ), не соответствует обстоятельствам дела. Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по основаниям, предусмотренным этой статьей, может осуществляться при условии неустранения указанных в пунктах 2 и 3 статьи 6 Закона № 101-ФЗ нарушений после назначения административного наказания. К письму Управления от 23.03.2022 № 06-08-РМ/3677 приложены материалы для принятия решения о принудительном прекращении права на земельные участки. Требования пункта 6 статьи 6 Закона № 101-ФЗ соблюдены: одновременно с назначением административного наказания выдано предписание от 12.07.2021 № 06-20/95 об устранении выявленных нарушений земельного законодательства до 30.11.2021. Материалами Управления подтверждается, что первый факт неиспользования земельных участков выявлен в 2017 году; доказательств того, что Общество совершило действия, свидетельствующие об устранении выявленных нарушений, не представлено. Вывод суда о выполнении Обществом работ, относящихся к сельскохозяйственной и связанной с ней деятельности, является необоснованным, поскольку согласно представленному Управлением заключению от 14.09.2023 спорные участки не используются для ведения сельскохозяйственного производства.

Представитель Министерства в судебном заседании апелляционной инстанции доводы жалобы поддержал.

Представитель Общества в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал отзыв на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Третьи лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы  извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим жалоба рассмотрена без участия представителей названных лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Как следует из материалов дела, ответчик является  собственником  указанных выше земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения.

В Министерство 28.03.2022 поступило информационное письмо Управления от 23.03.2022 № 06-08-РМ/3677 о том, что Общество в нарушение статьи 42, пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации
(далее – ЗК РФ), пункта 3 статьи 6 Закона № 101-ФЗ не использовало земельные участки с кадастровыми номерами 69:15:0000020:294, 69:15:0000020:293, 69:15:0000020:2006, 69:15:0000020:2007 в соответствии с их целевым назначением для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение трех лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

По информации, предоставленной Управлением, на основании приказа от 28.04.2017 № 898-ЗН проведен плановый (рейдовый) осмотр, обследование земельных участков, расположенных в районе д. Рябинки Конаковского района Тверской области.

Согласно акту от 28.06.2017 № 06-20/45 (01) в ходе осмотра установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 69:15:0000020:294, 69:15:0000020:293, 69:15:0000020:2006, 69:15:0000020:2007 заросли сорной и древесно-кустарниковой растительностью, отсутствуют следы техники и признаки земельных работ, на земельных участках с кадастровыми номерами 69:15:0000020:2006, 69:15:0000020:2007 имеются котлованы, затопленные водой, то есть на спорных участках выявлены нарушения земельного законодательства.

Для подтверждения фактов нарушения земельного законодательства на земельных участках с кадастровыми номерами 69:15:0000020:294, 69:15:0000020:293, 69:15:0000020:2006, 69:15:0000020:2007, принадлежащих на праве собственности Обществу, на основании приказа Управления от 07.08.2017 № 1956-ПР проведена внеплановая выездная проверка.

Как следует из акта проверки от 20.09.2017 № 06-20/327 (01), земельный участок с кадастровым номером 69:15:0000020:294 зарос на всей площади сорной и древесно-кустарниковой растительностью, следы сельскохозяйственной деятельности отсутствуют; земельный участок с кадастровым номером 69:15:0000020:293 зарос на всей площади сорной и древесно-кустарниковой растительностью, следы сельскохозяйственной деятельности отсутствуют; на земельном участке с кадастровым номером 69:15:0000020:2006 имеются котлован, затопленный водой, металлические остатки ангара, разрушенное кирпичное строение, остатки деревянных конструкций, строений, свалка металлических емкостей, оставшаяся часть участка заросла сорной и древесно-кустарниковой растительностью, признаки земельных работ не выявлены, следы сельскохозяйственной деятельности и техники отсутствуют; на земельном участке с кадастровым номером 69:15:0000020:2007 имеется котлован, затопленный водой, оставшаяся часть участка заросла сорной и древесно-кустарниковой растительностью, признаки земельных работ не выявлены, следы сельскохозяйственной деятельности и техники отсутствуют. Государственным инспектором сделан вывод, что на указанных земельных участках усматриваются признаки неиспользования участков для ведения крестьянского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

Обществу выдано предписание от 20.09.2017 № 06-20/292(01) об устранении выявленных нарушений.

По результатам проведенной проверки в отношении Общества составлены протоколы от 19.10.2017 № 06-20/923 (01), № 06-20/922 (01),
№ 06-20/920 (01), № 06-20/921 (01) об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

На основании постановлений Управления от 31.10.2017 № ПСТ-06-20/1896, ПСТ-06-20/1895, ПСТ-06-20/1897, ПСТ-06-20/1898 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа, выдано предписание от 20.09.2017 № 06-20/292(01) об устранении выявленных нарушений до 06.06.2018 и проведении мероприятий по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания древесно-кустарниковой и сорной растительностью, а также восстановлении земельных участков с кадастровыми номерами 69:15:0000020:2006, 69:15:0000020:2007 на основании проектов рекультивации.

Решениями от 19.12.2017 № 06-20/37, № 06-20/38, № 06-20/39, № 06-20/36 постановления от 31.10.2017 изменены в части назначения наказания в виде предупреждения.

На основании приказа Управления от 06.06.2018 № 706-ПР проведена внеплановая выездная проверка в отношении Общества с целью контроля исполнения предписания от 20.09.2017 № 06-20/292(01).

Как следует из акта проверки от 23.06.2018 № 06-20/91(01), на момент обследования земельный участок с кадастровым номером 69:32:0000020:294 зарос на всей площади древесной (березняк) растительностью.

По результатам проверки составлен акт от 26.06.2018 № 04-20/139, согласно которому Обществом не исполнено предписание от 20.09.2017
№ 06-20/292 (01): не организовано и не осуществлено проведение мероприятий по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания древесно-кустарниковой и сорной растительностью земельных участков с кадастровыми номерами 69:15:0000020:294, 69:15:0000020:293, 69:15:0000020:2006, 69:15:0000020:2007, а также не восстановлены земельные участки с кадастровыми номерами 69:15:0000020:2006, 69:15:0000020:2007 на основании разработанного в установленном порядке проекта рекультивации нарушенной части до его первоначального состояния.

Старшим государственным инспектором отдела земельного надзора Управления выдано предписание от 28.06.2018 № 04-20/292-2 об устранении нарушений земельного законодательства в срок до 06.11.2018, а также в отношении Общества составлен протокол от 09.08.2018 № 04-20/421 об административном правонарушении, предусмотренном частью 25
статьи 19.5 КоАП РФ.

С целью проверки исполнения ответчиком предписания от 28.06.2018 №04-20/292-2 в соответствии приказом Управления от 08.11.2018 № 1459-ПР 14.12.2018 в отношении Общества проведена внеплановая выездная проверка, в результате которой установлено, что земельный участок с кадастровым номером 69:15:0000020:294 зарос на всей площади сорной и древесно-кустарниковой растительностью, следы сельскохозяйственной деятельности отсутствуют; земельный участок с кадастровым номером 69:15:0000020:293 зарос на всей площади сорной и древесно-кустарниковой растительностью, следы сельскохозяйственной деятельности отсутствуют; на земельном участке с кадастровым номером 69:15:0000020:2006 имеются котлован, металлические остатки ангара, разрушенное кирпичное строение, остатки деревянных конструкций, свалка металлических емкостей, оставшаяся часть участка заросла сорной и древесно-кустарниковой растительностью, признаки земельных работ не выявлены, следы сельскохозяйственной деятельности и техники отсутствуют; на земельном участке с кадастровым номером 69:15:0000020:2007 имеется котлован, оставшаяся часть участка заросла сорной и древесно-кустарниковой растительностью, признаки земельных работ не выявлены, следы сельскохозяйственной деятельности и техники отсутствуют. Государственным инспектором сделан вывод, что на указанных земельных участках усматриваются признаки неиспользования участков для ведения крестьянского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

Таким образом, предписание от 28.06.2018 № 04-20/292-2 Обществом не исполнено, в связи с чем ему выдано предписание от 17.12.2018 № 04-20/292-3 об устранении выявленных нарушений в срок до 12.09.2019.

По факту нарушений в отношении Общества составлен протокол
от 24.12.2018 № 04-20/796 об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ.

Управление по результатам рассмотрения ходатайств Общества
от 18.09.2019, 26.05.2020 срок исполнения предписания об устранении выявленных нарушений от 17.12.2018 № 04-20/292-3 продлило до 18.05.2021.

На основании приказа Управления от 15.06.2021 № 960-ПР в отношении ответчика проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля исполнения предписания от 17.12.2018 № 04-20/292-3.

По результатам проверки, проведенной 06.07.2021, установлено, что земельный участок с кадастровым номером 69:15:0000020:294 зарос на 100 % площади сорной растительностью, а также локально древесно-кустарниковой растительностью, следы какой-либо деятельности отсутствуют; земельный участок с кадастровым номером 69:15:0000020:293 зарос на 100 % площади сорной растительностью, а также локально древесно-кустарниковой растительностью, следы какой-либо деятельности отсутствуют; на земельном участке с кадастровым номером 69:15:0000020:2006 имеются котлован, металлические остатки ангара, разрушенные кирпичное и деревянное строения, остатки деревянных конструкций, свалка металлических емкостей, выявлен факт зарастания на 100 % площади сорной растительностью, а также локальное зарастание древесно-кустарниковой растительностью, следы какой-либо деятельности отсутствуют; на земельном участке с кадастровым номером 69:15:0000020:2007 имеется котлован, берега котлована заросли травянистой и древесно-кустарниковой растительностью, следы какой-либо деятельности отсутствуют. Государственным инспектором сделан вывод, что на указанных земельных участках усматриваются признаки неиспользования участков для ведения крестьянского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности (акт проверки от 12.07.2021 № 04-20/146).

При этом в акте проверки указано, что Общество не использует данные участки в соответствии с их целевым назначением для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в период с сентября
2017 года по июль 2021 года, то есть более трех лет с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по назначению.

Управлением выдано предписание от 12.07.2021 № 06-20/95 об устранении указанных нарушений в установленном законодательством Российской Федерации порядке в срок до 30.11.2021, а также рекомендовано осуществить мероприятия по защите сельхозугодий от зарастания древесно-кустарниковой и сорной растительностью, составлены: протокол от 29.07.2021 № 04-20/592 об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ, протоколы от 19.08.2021 № 06-20/653,      № 06-20/654, № 06-20/655, № 06-20/656 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.8 КоАП РФ.

Названные обстоятельства послужили основанием для вынесения Управлением постановлений от 16.09.2021 № ПСТ-06-20/1231, № ПСТ-06-20/1232, № ПСТ-06-20/1233, № ПСТ-06-20/1230, в соответствии с которыми ответчик признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.

Управлением принято решение от 06.12.2021 № 600-ВВ о проведении внеплановой выездной проверки в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 69:15:0000020:294, 69:15:0000020:293, 69:15:0000020:2006, 69:15:0000020:2007 с целью контроля исполнения предписания от 12.07.2021 № 06-20/95.

Согласно акту проверки от 11.01.2022 № 06-20/1 Общество не исполнило указанное предписание.

Ответчику выдано предписание от 11.01.2022 № 06-20/1 об устранении выявленных нарушений в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 25.05.2022, а также рекомендовано осуществить мероприятия по защите сельхозугодий от зарастания древесно-кустарниковой и сорной растительностью.

В отношении Общества составлен протокол от 03.03.2022 № 06-20/40
об административном правонарушении, предусмотренном частью 25
статьи 19.5 КоАП РФ.

Мировой судья судебного участка № 128 района Кузьминки города Москвы, исполняющий обязанности мирового судьи участка № 30 Тверской области, вынес постановление от 24.02.2022 по делу № 5-33/2022 (вступило в законную силу 10.03.2022) о признании Общества виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

При новом рассмотрении дела суд первой инстанции оценил представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, принял во внимание указания суда кассационной инстанции и пришел к выводу о необоснованности заявленных требований, в связи с чем отказал в удовлетворении иска.

Апелляционная коллегия не находит оснований для несогласия с принятым судебным актом, поскольку выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, основанными на нормах законодательства и материалах дела.

В соответствии с абзацами 1, 2 статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Согласно статье 284 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.

Статьей 6 Закона № 101-ФЗ подробно урегулирован порядок изъятия земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, который не используется по целевому назначению или используется с нарушением законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона № 101-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2023) принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, права аренды такого земельного участка осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 3 статьи 6 Закона № 101-ФЗ земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках федерального государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В срок, указанный в пункте 3 статьи 6 Закона № 101-ФЗ не включается срок, в течение которого земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование. Срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения включается в срок, указанный в пункте 3 настоящей статьи (пункт 4).

На основании пункта 5 статьи 6 Закона № 101-ФЗ принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, может осуществляться при условии неустранения указанных в пунктах 2 и  3 статьи 6 Закона № 101-ФЗ нарушений после назначения административного наказания.

В соответствии с пунктом 6 статьи 6 Закона № 101-ФЗ в случае неустранения правонарушений, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, в срок, установленный вынесенным одновременно с назначением административного наказания предписанием, уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению федерального государственного земельного надзора, вынесший предписание: 1) направляет материалы, подтверждающие неустранение правонарушений, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации; 2) подает в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявление о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок или обременения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

В рассматриваемом случае Министерство осуществляет полномочия субъекта Российской Федерации, предусмотренные Законом № 101-ФЗ.

Как верно указано судом первой инстанции, предписание от 11.01.2022 № 06-20/1 об устранении выявленных нарушений с рекомендацией осуществить мероприятия по защите сельхозугодий от зарастания древесно-кустарниковой и сорной растительностью устанавливало срок его исполнения до 25.05.2022.

Управление представило в Министерство информацию и материалы для принятия решения о принудительном прекращении права Общества на спорные земельные участки 28.03.2022, а Министерство обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском 06.04.2022, то есть до истечения срока исполнения предписания.

Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что установленный статьей 6 Закона № 101-ФЗ порядок обращения в суд Министерством не соблюден.

Доводы Министерства о соблюдении указанного порядка ввиду неисполнения Обществом в установленный срок ранее выданных предписаний, также повторно заявленные в апелляционной жалобе, судом первой инстанции рассмотрены и обоснованно им отклонены ввиду следующего.

Обязательным условием для обращения в суд с иском о принудительном изъятии земельных участков является одновременное наличие факта привлечения правообладателя земельных участков к административной ответственности в связи с нарушениями земельного законодательства, а также факта неисполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений.

При этом в качестве основания для инициирования обращения в суд с иском о принудительном изъятии земельных участков следует принимать во внимание лишь факты привлечения их правообладателя к административной ответственности именно в связи с нарушением требований земельного законодательства, а не в связи с какими-либо иными нарушениями.

В рассматриваемом случае, как верно установлено судом первой инстанции, в качестве основания для инициирования обращения в суд с иском о принудительном изъятии земельных участков можно рассматривать
лишь два эпизода – привлечение Общества к ответственности по                 части 2 статьи 8.7 КоАП РФ (постановления Управления от 31.10.2017                    № ПСТ-06-20/1896, № ПСТ-06-20/1895, № ПСТ-06-20/1897, № ПСТ-06-20/1898) в совокупности с предписанием от 20.09.2017 № 06-20/292(01) об устранении выявленных нарушений до 06.06.2018 и привлечение его к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.8 КоАП РФ (постановления Управления
от 16.09.2021 № ПСТ-06-20/1231, № ПСТ-06-20/1232, № ПСТ-06-20/1233, № ПСТ-06-20/1230) в совокупности с предписанием от 12.07.2021 № 06-20/95 об устранении выявленных нарушений в срок до 30.11.2021.

При этом ни одно из указанных постановлений и предписаний не послужили основанием для направления Управлением в Министерство информации о неиспользовании Обществом земельных участков в соответствии с их целевым назначением или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации.

В письме Управления от 23.03.2022 № 06-08-РМ/3677, направленном в Министерство, содержится лишь ссылка на постановление мирового судьи судебного участка № 30 Тверской области от 24 февраля 2022 года по делу
№ 5-33/2022, которым Общество привлечено к административной ответственности на основании части 25 статьи 19.5 КоАП РФ.

Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что данное постановление не может являться таким основанием, поскольку зафиксированное в нем правонарушение имеет состав, отличный от составов, непосредственно связанных с нарушениями земельного законодательства, наличие которых необходимо для обращения в суд с иском об изъятии земельных участков.

Кроме того, Министерство обратилось в суд по указанному основанию до истечения срока исполнения предписания.

Приведенные обстоятельства исключают возможность удовлетворения исковых требований.

Судом первой инстанции также учтены обязательные указания Арбитражного суда Северо-Западного округа, изложенная в постановлении от 15 марта 2023 года, о том, что осуществление Обществом действий, направленных на использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением, является препятствием для их изъятия.

Общество при повторном рассмотрении дела представило доказательства осуществления им таких действий.

В частности, в отношении земельного участка с кадастровым номером 69:15:0000020:294Обществом с исполнителем – крестьянско-фермерским хозяйством «Белое озеро» (далее – КФХ «Белое озеро») заключен договор от 19 сентября 2023 года на выполнение работ по вспашке земельного участка. Согласно акту от 10.10.2023 исполнитель вспахал 3 га площади земельного участка. Результаты выполнения работ подтверждены фотоматериалами.

Также судом установлено, что Общество и КФХ «Белое озеро» заключили договор от 10 апреля 2023 года о предоставлении возможности осуществления покоса травы на всех спорных земельных участках. Согласно актам от 26.04.2023, 31.05.2023, 29.06.2023, 25.08.2023, 02.10.2023 произведен покос травы на данных земельных участках, осуществлен сбор сена и его вывоз с территории земельных участков.

С данной организацией ответчик заключил также договор от 16 мая
2023 года на оказание услуг по зарыблению, в соответствии с которыми исполнитель оказал Обществу услуги по зарыблению прудов, находящихся в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 69:15:0000020:294, 69:15:0000020:2006, 69:15:0000020:2007.

В отношении земельных участков с кадастровыми номерами 69:15:0000020:2006, 69:15:0000020:2007 Общество и исполнитель – общество с ограниченной ответственностью «РуссТехно» (далее – ООО «РуссТехно») 18 сентября 2023 года заключили договор на выполнение работ по очистке и выравниванию земельных участков, по условиям которого исполнитель обязался очистить указанные участки от растительных и строительных отходов, произвести засыпку котлована. Согласно акту от 24.10.2023 работы выполнены. Факт выполнения работ подтвержден фотоматериалами.

С данной организацией 01 мая 2023 года заключен договор о предоставлении возможности размещения пчелиных ульев на земельных участках с кадастровыми номерами 69:15:0000020:293, 69:15:0000020:2006, 69:15:0000020:2007. Согласно акту приемки услуг от 04.06.2023 ООО «РуссТехно» произвело подготовку мест на участках для размещения семей пчел в ульях, а в соответствии с актом приемки услуг от 05.07.2023 – установку пчелиных ульев в следующих количествах: 5 шт. – на земельном участке с кадастровым номером 69:15:0000020:293, 4 шт. – на земельном участке с кадастровым номером 69:15:0000020:2006, 5 шт. – на земельном участке с кадастровым номером 69:15:0000020:2007. В соответствии с актами приемки услуг от 07.08.2023, 04.09.2023 ООО «РуссТехно» осуществило сбор меда с установленных на земельных участках ульев и подготовило его на реализацию.

Представители Общества, ООО «РуссТехно», КФХ «Белое озеро» в присутствии трех свидетелей 11.09.2023 составили акт о проведении работ на спорных земельных участках, где отразили сведения о покосе травы на земельном участке с кадастровым номером 69:15:0000020:294, складировании высушенной травы в копны и вывозе ее для реализации, а также о последующей запашке земельного участка; о ежегодной местной чистке прудиков, находящихся на земельных участках с кадастровыми номерами  69:15:0000020:293 и 69:15:0000020:2006, о подсадке мальков, подкормке карасей золотых и серебряных, карпов, толстолобиков, сазанов, об отлове товарной рыбы на продажу; о покосе травы на земельных участках с кадастровыми номерами 69:15:0000020:2006 и 69:15:0000020:2007 и последующем ее вывозе на продажу; об уборке бурьяна, кустарников и мелких деревьев, выкорчевке корней спиленных деревьев, сборе строительных блоков и прочих строительных отходов на земельном участке с кадастровым номером 69:15:0000020:2006 с целью последующей запашки и посева лекарственных и медоносных трав; об организации грядок и посеве пищевой зелени по ассортименту и заказу торгово-закупочных сетей; о подкормке рыб и запуске мальков ценных пород рыб в ручей Гусевка, протекающий по земельным участкам с кадастровыми номерами 69:15:0000020:293 и 69:15:0000020:294; об установке пчелиных ульев на земельных участках с кадастровыми номерами 69:15:0000020:293, 69:15:0000020:2006, 69:15:0000020:2007 и размещении передвижной машины с ульями на границе земельного участка с кадастровым номером 69:15:0000020:293 и продаже собранного меда; о создании охранной зоны по периметру пруда, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 69:15:0000020:2007, для ограниченного разведения и подкормки товарных лягушек на продажу и о подкормке рыб в пруду.

В указанном акте отражено, что представители Министерства и Управления в назначенное время на его составление не явились.

Факт выполнения указанных работ истец не опроверг.

Суд первой инстанции установил, что федеральное государственное бюджетное учреждение «Тверская межобластная ветеринарная лаборатория» разработало, а Общество утвердило проект от 16.09.2019 культуртехнической мелиорации земельных участков с кадастровыми номерами    69:15:0000020:294, 69:15:0000020:293, 69:15:0000020:2006, 69:15:0000020:2007, предусматривающий выполнение работ по мелиорации участков в соответствии с утвержденным календарным планом. Срок выполнения работ – с июня
2021 года по ноябрь 2028 года (с учетом продления сроков).

Общество с индивидуальный предприниматель ФИО4 29 мая 2021 года заключили договор на работы по мелиорации и рекультивации участка площадью 34,71 га. Предусмотренные договором работы частично выполнены.

На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Общество осуществляет действия, направленные на использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением, что является препятствием для их изъятия и исключает возможность удовлетворения исковых требований.

Поскольку ответчиком представлены доказательства устранения названных выше нарушений Закона № 101-ФЗ, в том числе после назначения административного наказания, в удовлетворении требований истца об изъятии спорных земельных участков отказано правомерно.

Судебный акт в части прекращения производства по делу по требованию Министерства о об изъятии у Общества земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 69:15:0000020:2007 не обжалуется.

Проанализировав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, сводятся к несогласию с выводами суда и установленными обстоятельствами, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции. Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Тверской области от 05 декабря 2023 года по делу № А66-4859/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд            Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Л.В. Зрелякова

Судьи

Н.В. Чередина

А.Н. Шадрина