ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А66-5288/16 от 25.10.2017 АС Тверской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

01 ноября 2017 года

г. Вологда

Дело № А66-5288/2016

Резолютивная часть постановления объявлена октября 2017 года .

В полном объёме постановление изготовлено ноября 2017 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Романовой А.В. и            Черединой Н.В. 

при ведении протокола секретарем судебного заседания                   Макаровской Т.Н.

при участии от администрации города Твери и Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери Воробьевой Ю.А. по доверенностям от 23.08.2015 и от 11.10.2017 соответственно,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Стром-Сервис» на решение Арбитражного суда Тверской области от 19 июля 2017 года по делу                      № А66-5288/2016 (судья Голубева Л.Ю.),

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Стром-Сервис» (место нахождения: 170032, г. Тверь, п. Власьево, д. 18; ОГРН 1026900552580, ИНН 6905080268; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к администрации города Твери (место нахождения: 170100, г. Тверь, ул. Советская, д. 11; ОГРН 1066950062717, ИНН 6901000920; далее - Администрация) о признании недействительным постановления Администрации от 21.03.2016 № 446 «Об установлении вида разрешенного использования и соответствия между видами разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200091:2, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Тверская обл., г. Тверь, пос. Власьево, д. 8»; обязании ответчика совершить действия, направленные на восстановление положения, существовавшего до издания указанного Постановления, а именно на восстановление записи в государственном кадастре недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200091:2 в размере 757 314 руб. 56 коп. и разрешенном использовании данного земельного участка «под мастерскую».

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, Департамент архитектуры и строительства администрации города Твери, федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тверской области (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области).

Решением суда от 24 августа 2016 года заявленные требования удовлетворены.

Дополнительным решением от 08 сентября 2016 года суд обязал Администрацию принять меры по восстановлению нарушенных прав Общества, а именно: не позднее следующего дня после вступления в законную силу направить в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области решение по настоящему делу, которое будет являться основанием для восстановления записей в государственном кадастре недвижимости, существовавших до принятия постановления Администрации от 21.03.2016             № 446.

Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 ноября 2016 года решение от 24 августа 2016 года и дополнительное решение от 08 сентября 2016 года по делу № А66-5288/2016 оставлены без изменения.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от                  27 марта 2017 года решение от 24 августа 2016 года, дополнительное решение от 08 сентября 2016 года и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 ноября 2016 года по делу № А66-5288/2016 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тверской области (том 4, листы 27-33).

При новом рассмотрении дела суд определением от 16 июня 2017 года привлек к участию в деле в качестве соответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (далее – Управление Росреестра); в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью «Диал».

Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) уточнил исковые требования и просил признать недействительным постановление администрации города Твери от 21.03.2016 № 446 «Об установлении вида разрешенного использования и соответствия между видами разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200091:2, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Тверская обл., г. Тверь, пос. Власьево, д. 8» (далее - Постановление № 446); в качестве восстановления нарушенных прав обязать Управление Росреестра в трехдневный срок с даты вступления в силу судебного акта по настоящему делу восстановить в Едином государственном реестре недвижимости записи о виде разрешенного использования и кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200091:2, существовавшие до принятия Постановления № 446.

Уточнение иска принято судом.

Решением суда от 19 июля 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Общество с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт. Апеллянт полагает, что им доказана вся совокупность обстоятельств, которые являются основанием для удовлетворения иска. Письма налогового органа не являются доказательством оказания бытовых услуг по адресу местонахождения исполнительного органа. 

Представитель Администрации и Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери в судебном заседании просит апелляционную инстанцию решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 15.07.2013 № 1690 между Обществом и Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области заключен договор аренды от 05.08.2013 № 126-з/13 земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 69:40:0200091:2, площадью 3020,80 кв.м, расположенного относительно ориентира в границах участка. Почтовый адрес ориентира: г. Тверь, пос. Власьево, д. 18, под мастерскую сроком на 5 лет (до 05.03.2018).

Согласно кадастровому паспорту земельного участка его разрешенное использование «под мастерскую».

При проведении работ по государственной кадастровой оценке спорный земельный участок отнесен к 9 виду разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок», установленному приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов».

На основании вступившего в законную силу с 01.03.2015 Федерального закона № 171-ФЗ внесены изменения в статью 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», полномочия по распоряжению спорным земельным участком перешли к органу местного самоуправления городского округа (к Администрации).

Администрация, руководствуясь Земельным кодексом Российской Федерации (далее – ЗК РФ), приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», Уставом города Твери, Временными правилами землепользования и застройки города Твери, утвержденными решением Тверской городской Думы от 02.07.2003 № 71, вынесла оспариваемое постановление, которым установила вид разрешенного использования спорного земельного участка «объекты бытового обслуживания (парикмахерские, дома моды, пошивочные ателье, приемные пункты и предприятия прачечной и химчистки и др.», а также установила соответствие вида разрешенного использования спорного земельного участка с видом разрешенного использования, предусмотренного классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 «Бытовое обслуживание».

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции признал требования необоснованными, в связи с чем в их удовлетворении отказал.

Отказывая в удовлетворении требования истца, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего. 

В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу указанной нормы права во взаимосвязи со статьей 201             АПК РФ основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Категории земель в зависимости от их целевого назначения определены в пункте 1 статьи 7 ЗК РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами, и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства разрабатываются правила землепользования и застройки, которые включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты.

В силу части 6 статьи 30 ГрК РФ градостроительным регламентом устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.

Частью 3 статьи 36 ГрК РФ предусмотрено, что действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

В соответствии с пунктом 2 статьи 85 ЗК РФ Правилами землепользования и застройки (далее – Правила) устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Те земельные участки, разрешенное использование которых не соответствует градостроительному регламенту, на основании части 4 статьи 85 ЗК РФ и пункта 8 статьи 36 ГрК РФ также могут использоваться без установления срока их приведения в соответствие с градостроительным регламентом, кроме случаев, когда их использование опасно для жизни и здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.

Кроме того, из системного толкования части 4 статьи 37 ГрК РФ и статьи 7 ЗК РФ следует, что изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности юридического лица, невозможно без волеизъявления собственника такого земельного участка, при этом вид разрешенного использования изменяется в соответствии с градостроительным регламентом.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований (часть 4 статьи 37 ГрК РФ).

Правообладателями земельных участков, согласно статье 5 ЗК РФ, являются собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.

Следовательно, Общество может самостоятельно выбрать вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с Временными правилами и обеспечить соответствие вида разрешенного использования данного земельного участка его фактическому использованию и предусмотренным градостроительным регламентом видам разрешенного использования.

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540.

Согласно Карте градостроительного зонирования г. Твери из временных правил землепользования и застройки г. Твери, утвержденных решением Тверской городской Думы от 02.07.2003 № 71, спорный земельный участок относится к производственно-коммерческой зоне (П-К), к основным видам разрешенного использования которой относятся в том числе «объекты бытового обслуживания (парикмахерские, дома моды, пошивочные ателье, приемные пункты и предприятия прачечной и химчистки и т.д.», а также «размещение предприятий IV-V классов вредности, при условии соблюдения соответствующих санитарно-защитных зон».

Вид разрешенного использования «под мастерскую» градостроительный регламент зоны П-К не содержит.

В соответствии с пунктом 12 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»» (далее - Закон № 171-ФЗ) до 01.01.2020 орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков.

Как следует из заявления Общества, с 2011 года в здании мастерской располагается производство по изготовлению изделий из камня, в том числе мрамора, гранита (изготовление памятников, столешниц и т.п.).

В соответствии с пунктом 2.5 ГОСТ 32609-2014 «Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения» услуги по изготовлению надгробных сооружений из цемента, с мраморной крошкой, из природного камня и искусственных материалов и их реставрация (код 019512) относится к ритуальным услугам (код 019500), которые, в свою очередь - к бытовым услугам (код 010000).

Следовательно, выбранный Администрацией вид разрешенного использования земельного участка согласуется с перечнем видов, предусмотренных Классификатором.

С учетом изложенного, оспариваемое постановление принято Администрацией в пределах своих полномочий, в иске отказано правомерно.

Приведенные в жалобе доводы по существу повторяют позицию истца, изложенную в суде первой инстанции, которой дана надлежащая правовая оценка.  

Принимая во внимание положения вышеуказанных норм материального и процессуального права, учитывая конкретные обстоятельства по делу, апелляционный суд считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 104, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Тверской области от 19 июля 2017 года по делу № А66-5288/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Стром-Сервис»– без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Стром-Сервис» из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по чеку-ордеру от 21.08.2017.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

            А.Н. Шадрина                                                                                       

Судьи                                                              

            А.В. Романова

            Н.В. Чередина