ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
21 декабря 2021 года | г. Вологда | Дело № А66-7110/2021 | |
Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2021 года .
В полном объёме постановление изготовлено декабря 2021 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Болдыревой Е.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Люсковой Ю.А.,
При участии от акционерного общества «Газпром газораспределение Тверь» ФИО1 по доверенности от 25.12.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Газпром газораспределение Тверь» на решение Арбитражного суда Тверской области от 06 августа 2021 года по делу № А66-7110/2021,
у с т а н о в и л:
акционерное общество «Газпром газораспределение Тверь» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 170026, <...>; далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 170100, <...>; далее – управление) о признании недействительным постановления от 30.04.2021 № 069/04/9.21-304/2020 о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и прекращении производства по делу,
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен ФИО2 (адрес: 170024, Тверская область, город Тверь).
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 06 августа 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой (с учетом ее дополнения пояснениями от 07.12.2021), в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права, неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела. Полагает ошибочными выводы управления и суда первой инстанции о наличии в деянии общества состава административного правонарушения.
Управление и ФИО2 в отзывах с изложенными в жалобе доводами не согласились, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Представитель общества в судебном заседании доводы и требования апелляционной жалобы поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как усматривается в материалах дела, обществом и ФИО2 заключен договор о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения от 12.09.2020 № ТОГ-ТВР-Д-04038 в отношении жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 69610:0241301:295,расположенном по адресу:Тверская обл., Калининский р-н, Никулинское с/п, д. Кривцово. К договоруприложены технические условия от 29.08.2019 № 04/4889 на подключение(технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сетям газораспределения.
Срок выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства и пуску газа установлен – 9 месяцев со дня заключения договора (до 11.06.2020).
Согласно пункту 5.4 договора общество обязано проверить выполнение заявителем технических условий при условии обеспечения заявителем доступа исполнителя к объекту капитального строительства в срок не позднее чем за 14 дней до дня подключения к сетям газораспределения и составить акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению).
Пунктами 7.7 и 7.8 договора предусмотрено, что заявитель обязан уведомить исполнителя о выполнении технических условий после выполнения мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка заявителя, предусмотренных техническими условиями; обеспечить исполнителю доступ к объектам капитального строительства для проверки выполнения технических условий и готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению и пуску газа в согласованные с исполнителем сроки, но не позднее 14 дней до дня подключения.
ФИО2 26.05.2020 в адрес общества направлено уведомление о выполнении технических условий от 29.08.2019 № 04/4889. В подтверждение выполнения технических условий представлены:
упрощенный расчет приточной и вытяжной вентиляции теплогенераторной;
упрощенный расчет вытяжной вентиляции в кухне;
результаты замеров и проверки системы вентиляции и дымохода;
сертификат качества № 12687/20450 на трубы стальные водогазопроводные ГОСТ 3262-75;
сертификат соответствия № POCC-RU.HA36.H07426 на продукцию: (детали) на основании протокола испытаний № 001/Х-10/04/19 от 10.04.2019, выданный испытательной лабораторией «Орион» ООО «Вега»;
приложение к сертификату соответствия № POCC-RU.HA36.H07426 (перечень конкретной продукции, на которую распространяется действие сертификата соответствия);
акт освидетельствования скрытых работ от 25.03.2020 (к освидетельствованию предъявлены следующие работы: целостность и покрытие участка газопровода, проходящего через футляр наружной стены ОКС);
акт освидетельствования скрытых работ от 25.03.2020 (к освидетельствованию предъявлены следующие работы: дымоход и диаметры каналов вентиляционных отверстий);
сертификат соответствия № НСОПБ.RU.ЭО.ПР099.Н.00441 из которого следует, что элементы дымоходов (трубы, фитинги) из нержавеющей стали торговой марки «ROSINOX», выпускаемые по ТУ 5263-002-58181236-2010, соответствуют требованиям ГОСТ Р 53321-2009;
акт освидетельствования скрытых работ от 18.05.2020 (к освидетельствованию предъявлены следующие работы: целостность газопровода уложенного в траншею, отсутствие его повреждений, материал и диаметр трубы газопровода и контроль индикаторов электросварных фитингов в выдвинутом положении);
сертификат качества заглушки;
сертификат соответствия на продукцию, включенную в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации на продукцию (трубы из полиэтилена (ПЭ 100) для транспортирования газообразного топлива номинальными наружными диаметрами 16-630 мм);
паспорт качества от 30.01.2020 № 7/1 на трубу ПЭ 100-ГОСТ Р 58121.2-2018;
паспорт на цокольное неразъемное соединение «полиэтилен-сталь» (газовый ввод) Ду 50 мм ТУ 2248-005-44898120-2003;
сертификат соответствия на продукцию: детали соединительные (неразъемные соединения «полиэтилен-сталь», цокольное неразъемное соединение «полиэтилен-сталь»);
технический паспорт подземного газопровода, содержащий сведения о материалах и сведения об испытаниях, в котором указано, что газопровод испытан на герметичность давлением 0,62 мПа в течение 24 часов без подключения газового оборудования;
паспорт на счетчик газа объемный диафрагменный BK-G, одной из технических характеристик которого является максимально допустимое давление 100 кПа.
Из переписки ФИО2 и общества следует, что 01.06.2020 представителем общества ФИО3 проведен мониторинг выполнения технических условий ФИО2, по результатам которого отказано в подписании акта о готовности сети газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению (от 10.06.2020 № 01/2384 и от 19.06.2020 № 01/2585). Причиной отказа является непредставление ФИО2 следующих документов и информации:
информации о расчете сети газопотребления на обеспечение необходимой по условиям безопасности прочности, устойчивости и герметичности (пункт 4.5 СП62.13330.2011);
расчета на прочность газопроводов, которым определена толщина стенок труб и соединительных деталей, расчет на продольные напряжения;
частично отсутствует подтверждение соответствия требованиям нормативных документов на продукцию для труб и соединительных деталей, информация о примененной толщине стенок труб(пункт 4.6 СП 62.13330.2011);
частично отсутствует информация о соответствии применяемыхматериалов, изделий, газоиспользующего оборудования и технических устройств действующим стандартам и другим нормативным документам на их изготовление, поставку, сроки службы, характеристики, свойства и назначение (область применения), которые соответствуют условиям их эксплуатации (пункт4.10 СП 62.13330.2011);
информации о соответствии сварных соединений требованиям ГОСТ, информации о свойствах и герметичности соединений труб: отсутствует (номер, клеймо) сварщика на каждом стыке, выполнившего соединения наружных газопроводов, (пункт 4.13 СП 62.13330.2011);
информации о конструкции,стойкости к транспортируемой среде, герметичности установленной запорной арматуры (пункт 4.14 СП 62.13330.2011);
информации о проведении строительного контроля, входногоконтроля, операционного контроля СМР, приемочного контроля (пункт 10.1.1 СП 62.13330.2011);
результаты проведениявизуально-измерительного контроля (ВИК), информации о наличии дефектов на каждом из сварных стыковых (паяных)соединений газопроводов (пункт 10.2.1а.10.2.2 СП 62.13330.2011);
отсутствуют результаты проверки технологии сварки и пайки стыков стальных и полиэтиленовых газопроводов (пробные (допускные) сварные стыки и паяные соединения) (пункт 10.3.1 СП 62.13330.2011);
отсутствуют результаты испытаний на герметичность и прочность, строительный паспорт внутреннего газопровода и ПРГ (п. 10.5.1, 10.5.3 СП 62.13330.2011);
отсутствует информация об очистке внутренней полостигазопроводов в соответствии с проектом производства работ (п.10.5.2 CП62.13330.2011);
отсутствует информация об оформлении акта по форме, представленной в приложении Ж (п. 10.6.2 СП 62.13330.2011).
В соответствии с актом от 20.07.2020 комиссией общества проведен мониторинг выполнения заинтересованным лицом технических условий согласно пункту 12 договора,по результатам которого комиссией не установлено оснований для подписанияакта готовности сети газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению.
В управление поступило заявление ФИО2 о нарушении обществом Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (далее – Правила № 1314).
Управлением в отношении общества составлен протокол от 02.02.2021 № 069/04/9.21-304/2020 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения данного протокола и материалов административного дела управлением вынесено постановление от 29.04.2021 по делу № 069/04/9.21-304/2020, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот.
В соответствии частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» транспортировка газа по трубопроводам относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Частью 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) определено, что порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Правил № 1314 данный нормативный акт определяет порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства.
При этом в соответствии с пунктом 2 Правил № 1314 порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения – это совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения.
Подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении (пункт 59 Правил № 1314).
В силу пункта 88 Правил мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ земельного участка осуществляются заявителем, а мероприятия по подключению (технологическому присоединению) до границы земельного участка осуществляются исполнителем, кроме случаев, указанных во втором предложении подпункта «а» пункта 83, абзаце втором настоящего пункта и в пункте 112 настоящих Правил.
Согласно пункту 72 Правил № 1314 исполнитель не вправе требовать от заявителя представления сведений и документов, не предусмотренных названными Правилами.
Запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, которые не предусмотрены настоящими Правилами (пункт 104 Правил № 1314).
Следовательно, Правила № 1314 применяются с момента подачи заявки на технологическое подключение вплоть до пуска газа в газоиспользующее оборудование, в том числе и исполнение договоров о подключении.
Для привлечения общества к административной ответственности достаточно установления наличия факта нарушения Правил № 1314.
Согласно пункту 97 Правил № 1314 мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения включают в себя:
выполнение заявителем и исполнителем технических условий;
мониторинг исполнителем выполнения заявителем технических условий;
осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении).
Согласно подпункту «б» пункта 98 Правил № 1314 мониторинг выполнения заявителем технических условий о присоединении завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2017 № 713 «Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения» (далее – Постановление № 713).
В соответствии с типовой формой акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению), утвержденной Постановлением № 713, вышеуказанный акт должен содержать информацию о сети газопотребления, построенной на территории земельного участка заявителя, а также вывод о том, что строительно-монтажные работы и монтаж газоиспользующего оборудования выполнены в полном объеме, а сеть газопотребления и газоиспользующее оборудование к подключению (технологическому присоединению) готовы.
Таким образом, подписанию сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению должен предшествовать мониторинг выполнения заявителем технических условий о присоединении, для чего заявитель должен обеспечить исполнителю доступ к присоединяемым объектам капитального строительства.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 100 Правил № 1314 заявитель действительно обязан при мониторинге исполнителем выполнения заявителем технических условий о присоединении в соответствии с подпунктом «б» пункта 98 настоящих Правил представить исполнителю раздел утвержденной в установленном порядке проектной документации (1 экземпляр), включающий в себя сведения об инженерном оборудовании, о сетях газопотребления, перечень инженерно-технических мероприятий и содержание технологических решений (представляется в случае, если разработка проектной документации предусмотрена законодательством Российской Федерации).
Однако, перечень информации, которую должны содержать технические условия, установленный пунктом 75 Правил № 1314, не содержит указаний на необходимость включения в технические условия требований, предусмотренных ведомственными нормативными актами.
Разработка проектной документации и проверка соответствия построенных объектов техническим регламентам не являются обязательными при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более трех, предназначенных для проживания одной семьи), при проведении мониторинга исполнения заявителем технических условий исполнитель не вправе требовать от заявителя предоставления документов, не предусмотренных Правилами № 1314.
Согласно пункту 104 Правил № 1314, запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, которые не предусмотрены настоящими Правилами.
Доводы общества о том, что потребность разработки такой документации обусловлена необходимостью соблюдения требований безопасности подлежат отклонению, поскольку в соответствии с подпунктом «б» пункта 98 Правил № 1314 общество обязано проверить выполнение третьим лицом технических условий о присоединении.
Согласно статье 39 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» обязательная оценка соответствия зданий и сооружений в форме, заявления о соответствии построенного, здания или сооружения проектной документации, осуществляется лицом, осуществившим строительство, путем подписания документа, подтверждающего соответствие построенного здания или сооружения проектной документации. Оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов строительства, монтажа, наладки в указанной форме не осуществляется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства.
В силу части 3 статьи 48 осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, садового дома.
Ввиду изложенного суд первой инстанции верно отметил, что разработка проектной документации, в том числе в отношении сети газопотребления, являющейся неотъемлемой частью жилого дома, в обязательном порядке не требуется.
Таким образом, общество предъявило к ФИО2 требования, не предусмотренные Правилами № 1314, что свидетельствует о наличии в деянии общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьей 9.21 КоАП.
На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что общество приняло все возможные меры для соблюдения требований действующего законодательства и им проявлена должная степень заботливости и осмотрительности во избежание допущенного нарушения.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у общества реальной возможности соблюсти требования действующего законодательства, в материалах дела не имеется.
Доводы жалобы вины заявителя в совершении рассматриваемого правонарушения не опровергают.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Существенных процессуальных нарушений, являющихся основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, управлением не допущено.
На дату вынесения оспариваемого постановления срок давности привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Суд первой инстанции не усмотрел исключительных оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного обществом деяния малозначительным.
При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (статья 2.9 КоАП РФ).
По смыслу названной нормы оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Оценив имеющиеся доказательства, характер и степень общественной опасности совершенного обществом правонарушения, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что правонарушение, совершенное заявителем, не может быть квалифицировано как малозначительное.
Управлением к обществу применен штраф в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Правовых оснований для уменьшения штрафа не усматривается.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований общества.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Тверской области от 06 августа 2021 года по делу № А66-7110/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Газпром газораспределение Тверь» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Е.Н. Болдырева