ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А66-8934/18 от 11.01.2019 АС Тверской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

14 января 2019 года

г. Вологда

Дело № А66-8934/2018

Резолютивная часть постановления объявлена января 2019 года .

В полном объеме постановление изготовлено января 2019 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Моисеевой И.Н. и                 Рогатенко Л.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Гасымовой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную                     жалобу муниципального унитарного предприятия «Коммунальное хозяйство города Зубцова» на решение Арбитражного суда Тверской области                              от 15 октября 2018 года по делу № А66-8934/2018(судья Погосян Л.Г.),

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Тверь» (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 170006, <...>; далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию «Коммунальное хозяйство города Зубцова» (ОГРН <***>, ИНН <***> (ОГРН <***>,                         ИНН <***>; место нахождения: 172332, <...>; далее – предприятие) о взыскании 4 333 848 руб. 80 коп. долга по оплате тепловой энергии в целях компенсации потерь за январь-февраль 2018 года.

Решением Арбитражного суда Тверской области от 15 октября 2018 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Предприятие с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. Доводы подателя жалобы сводятся к оспариванию порядка определения фактических потерь в сетях ответчика.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассматривается в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Истец в отзыве на апелляционную жалобу доводы, изложенные в ней, отклонил.

Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается в материалах дела, постановлением администрации  муниципального образования Городское поселение - город Зубцов Зубцовского района Тверской области от 03.05.2017 № 93 «Об утверждении протокола комиссии по определению единой теплоснабжающей организации»  общество наделено статусом единой теплоснабжающей организации в отношении котельной № 1 (<...>) и котельной № 4 (<...>).

Приказом Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 26.06.2017 № 62-нп «О тарифах на тепловую энергию, вырабатываемую и передаваемую ООО «Газпром теплоэнерго Тверь» для потребителей городского поселения город Зубцов Тверской области, на 2017 - 2020 годы» обществу утверждены тарифы на тепловую энергию.

Предприятию на основании договоров аренды имущества от 01.08.2017, от 01.09.2017 принадлежат тепловые сети, доставляющие коммунальный ресурс от котельных общества до конечных потребителей.

Приказом Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 19.12.2017 № 451-нп «О тарифах на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые муниципальным унитарным предприятием «Коммунальное хозяйство города Зубцова» от котельных общества с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Тверь» для потребителей городского поселения город Зубцов муниципального образования  Тверской области  «Зубцовский район», на 2018 год» предприятию утверждены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии.

Договор оказания услуг по передаче тепловой энергии в связи с наличием неурегулированных разногласий по его условиям сторонами не заключен.

Несмотря на отсутствие письменного договора услуг по передаче тепловой энергии, предприятие в январе, феврале 2018 года оказывало обществу услуги по передаче тепловой энергии потребителям.

Ссылаясь на то, что предприятие на основании статей 13, 15 Федерального закона от 27.10.2010  № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), статей 309, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации обязано компенсировать обществу потери тепловой энергии, образовавшиеся в сетях,  находящихся в ведении ответчика, за январь, февраль 2018 года, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции требования истца удовлетворил.

Суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции.

Правовые основы, связанные с поставкой тепловой энергии и теплоносителя, регулируются Законом о теплоснабжении и Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 (далее - Правила № 808).

Согласно пункту 16 статьи 2 Закона о теплоснабжении теплосетевая организация - это организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии.

В силу пункта 11 указанной статьи теплоснабжающая организация - это организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона о теплоснабжении теплосетевые организации или теплоснабжающие организации компенсируют потери в тепловых сетях путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании, либо заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают их по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном статьей 15 указанного закона.

Из указанных норм следует, что в силу технологических особенностей процесса транспортировки тепловой энергии ее часть расходуется при передаче по тепловым сетям, не доходя до конечных потребителей, в связи с этим не оплачивается последними и относится к потерям теплосетевой организации, во владении которой находятся тепловые сети.

В соответствии с положениями пункта 54 Правил № 808 по договору поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя для компенсации потерь единая теплоснабжающая организация (поставщик) определяет объем потерь тепловой энергии и теплоносителя в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения.

Объем потерь тепловой энергии и теплоносителя в тепловых сетях определяется единой теплоснабжающей организацией за расчетный период на основании данных коммерческого учета тепловой энергии, собранных самостоятельно, а также предоставленных теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, тепловые сети которых технологически присоединены к ее тепловым сетям, и зафиксированных в первичных учетных документах, составленных в соответствии с договорами оказания услуг по передаче тепловой энергии, или расчетным способом. На основании указанных данных единая теплоснабжающая организация представляет теплосетевой организации данные о величине потерь тепловой энергии и теплоносителя.

Потери тепловой энергии и теплоносителя в тепловых сетях компенсируются теплосетевыми организациями (покупателями) путем производства на собственных источниках тепловой энергии или путем приобретения тепловой энергии и теплоносителя у единой теплоснабжающей организации по регулируемым ценам (тарифам). В случае если единая теплоснабжающая организация не владеет на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии, она закупает тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для компенсации потерь у владельцев источников тепловой энергии в системе теплоснабжения на основании договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя (пункт 55 Правил № 808).

Таким образом, в силу прямого указания закона теплосетевая организация несет обязанность по оплате потерь тепловой энергии, возникающих при передаче тепловой энергии, вырабатываемой теплоснабжающей организацией, через принадлежащие теплосетевой организации сети и теплотехническое оборудование.

Предприятие не оспаривает наличие у него обязанности осуществлять оплату тепловой энергии в целях компенсации потерь при передаче тепловой энергии; разногласия сторон касаются порядка определения подлежащего оплате объема потерь.

Договор поставки тепловой энергии в целях компенсации потерь предприятием не подписан.

Порядок распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя между тепловыми сетями при отсутствии приборов учета на границах смежных тепловых сетей определен в разделе V Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 (далее - Правила № 1034).

Определение количества поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем) производится в соответствии с методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (пункт 114 Правил № 1034).

  Как видно из представленного в материалы дела расчета, общество определило объем потерь в сетях предприятия в виде разницы между объемом тепловой энергии, вошедшей в сеть предприятия, и объемом тепловой энергии, вышедшей из сети (равным объему потребления конечными потребителями). Поскольку от источника теплоты (котельные) до точки поставки тепловой энергии предприятию имеется участок сети, принадлежащий истцу, то объем тепловой энергии, вошедшей в сеть ответчика, истец определил в виде разницы между объемом тепловой энергии на выходе из источника теплоты (по показаниям приборов учета) и объемом потерь, возникших на участке сети, принадлежащей обществу.

  Проверив расчет стоимости тепловых потерь, произведенный истцом, суд первой инстанции правомерно признал его не противоречащим действующему законодательству и документально подтвержденным (содержащимися в первичных учетных документах данными о количестве тепловой энергии, выработанной источниками теплоты, данными о полезном отпуске тепловой энергии конечным потребителям и сведениями о потерях на участке сети, принадлежащей обществу).

Податель жалобы считает, что такой способ определения потерь законодательно не предусмотрен. Предприятие ссылается на отсутствие доказательств того, что в его сетях имелись утечки (аварии), иные причины, способствовавшие, послужившие причиной потерь в сетях ответчика, документально не подтверждены.

Между тем предприятие не опровергло указанные выше расчеты истца. Доказательств того, что эти расчеты, в том числе в части потерь, относящихся к сетям общества, являются недостоверными, в материалы дела не представило. Соответствующих доводов в жалобе не заявило.

Кроме того, иной документально обоснованный контррасчет ответчик суду апелляционной инстанции не предъявил. 

Ввиду этого у суда отсутствуют основания полагать, что сумма долга рассчитана обществом неверно, а расчет истца не подтверждает наличие потерь в спорной сумме в сетях ответчика, которые в силу вышеприведенных норм, предусмотренных Законом о теплоснабжении и Правилами № 808, должны быть компенсированы единой теплоснабжающей организации. 

С учетом изложенного и того, что доводы, изложенные в жалобе не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, а выводы суда первой инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

При подаче апелляционной жалобы предприятию предоставлена отсрочка по уплате госпошлины. Поскольку жалоба ответчика оставлена без удовлетворения, с предприятия в федеральный бюджет следует взыскать                   3 000 руб.

Руководствуясь статьями 102, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

         решение Арбитражного суда Тверской области от 15 октября 2018 года по делу № А66-8934/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия «Коммунальное хозяйство города Зубцово» - без удовлетворения.

         Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Коммунальное хозяйство города Зубцова» (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 172332, <...>) в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

О.А. Тарасова

Судьи

И.Н. Моисеева

Л.Н. Рогатенко