ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А66-9238/2023 от 01.02.2024 АС Тверской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

01 февраля 2024 года

г. Вологда

Дело № А66-9238/2023

Резолютивная часть постановления объявлена января 2024 года .

В полном объёме постановление изготовлено февраля 2024 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Докшиной А.Ю. и             Мурахиной Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,

при участии от Комитета по физической культуре и спорту Тверской области ФИО1 по доверенности от 19.12.2023,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 11 октября 2023 года по делу                          № А66-9238/2023,

у с т а н о в и л:


         Комитет по физической культуре и спорту Тверской области                     (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 170026, <...>; далее – комитет)
обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным пункта 3 представления Управления Федерального казначейства по Тверской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 170036, <...>; далее – управление) от 27.04.2023                                 № 36-22-09/1483.

Решением Арбитражного суда Тверской области от 11 октября                        2023 года заявленные требования удовлетворены.

Управление с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права, неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела.

Комитет в возражениях на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с изложенными в жалобе доводами не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Управление надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации             (далее – АПК РФ).

Заслушав объяснения представителя комитета, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как усматривается в материалах дела, на основании приказа от 10.01.2023 № 1, пункта 13 Плана контрольных мероприятий управления на 2023 год управлением в отношении комитета проведена плановая выездная проверка осуществления расходов федерального бюджета на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» за период с 01.01.2020 по 31.12.2022, о чем составлен акт от 16.03.2023.

По результатам проверки в адрес заявителя вынесено оспариваемое представление, в пункте 3 которого управлением установлено следующее.

В нарушение статьи 34, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), пункта 4.3.3. соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 21.02.2022 №777-09-2022-048 (далее – соглашение от 21.02.2022 № 777-09-2022-048) в 2022 году не обеспечено достижение значения результата использования субсидии, установленного при предоставлении бюджетных средств, по причине установки спортивного оборудования без доступа к единой цифровой инфраструктуре – сервису Минспорта России: grupsport.ru.

В соответствии с пунктом 16 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 (далее – Правила № 999), объем средств подлежащий возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет, составил 4 802 500 руб.

В качестве устранения рассматриваемого нарушения в оспариваемом представлении ответчику предъявлено требование в срок до 28.07.2023 осуществить возврат в доход федерального бюджета средств в сумме 4 802 500 руб., принять меры по устранению причин и условий совершения нарушения.

Не согласившись с представлением в данной части, комитет обратился в суд.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.

Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.

В силу пункта 1 статьи 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

Пунктом 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный финансовый контроль отнесен к контрольной деятельности Федерального казначейства.

Согласно статье 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются в том числе контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля представления и (или) предписания.

Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Согласно статье 162 БК РФ получатель бюджетных средств обязан обеспечить результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В силу статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2021 № 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», Правилами № 999, Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий по закупке и монтажу оборудования для создания «умных» спортивных площадок (приложение № 10 государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 № 1661 (далее – Правила № 1661), распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.01.2022 № 110-р Министерством спорта Российской Федерации, которому как получателю средств федерального     бюджета     доведены     лимиты     бюджетных     обязательств на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, и Правительством Тверской области заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 21.02.2022 № 777-09-2022-048 (далее – соглашение).

Предметом соглашения является предоставление из федерального бюджета в 2022-2024 годах бюджету Тверской области субсидии на реализацию мероприятий по закупке и монтажу оборудования для создания «умных» спортивных площадокв рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение показателей и результатов федерального проекта «Бизнес-спринт (Я выбираю спорт)» государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» (далее – субсидия) в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству спорта Российской Федерации как получателю средств федерального бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств федерального бюджета 777, раздел 11, подраздел 02, целевая статья 13 2 8D 57530, вид расходов 521 в целях достижения результатов федерального проекта «Бизнес-спринт (Я выбираю спорт)» в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 № 1661.

Исходя из пункта 1 Правил № 1661 под «умными» спортивными площадками понимаются плоскостные спортивные сооруженияи модульные спортивные сооружения, не являющиеся объектами капитального строительства, на которых реализованы аппаратный цифровой контроль занимающихся и аппаратное методическое сопровождение проведения самостоятельных занятий физической культурой и спортом по рекомендуемым программам.

Минспорта России обязуется обеспечивать формирование электронной копии приказа Минспорта России от 15.02.2022 № 107 «Об утверждении перечня спортивно-технологического оборудования для создания «умной» спортивной площадки» (далее – Приказ № 107) посредством сканирования бумажного документа (изменений в него), являющегося обязательным приложением к настоящему соглашению (пункт 4.1.3.1 соглашения).

Субъект обязуется обеспечивать исполнение требований к составу расходных обязательств субъекта Российской Федерации, установленных Приказом № 107 (пункт 4.3.3.1 соглашения).

Показателем результативности использования субсидии в 2022 году установлено количество созданных «умных» спортивных площадок – 2.

В рамках реализации федерального проекта «Бизнес-спринт (Я выбираю спорт)» Минспортом России и АО «Объединенная приборостроительная корпорация» (дочерняя организация ГК «Ростех») подписано соглашение о сотрудничестве при реализации указанного федерального проекта. В рамках данного соглашения АО «Объединенная приборостроительная корпорация» за счет собственных средств разработан QR-код, сформированный на информационном ресурсе, представляющем собой сервис для информирования пользователей о возможностях спортивной площадки, техники безопасности, вариантов использования тренажеров и оборудования на площадках, и другой релевантной информации.

Первой редакцией Приказа № 107, действовавшей на момент заключения соглашения от 21.02.2022 № 777-09-2022-048 определено, что на спортивном оборудовании должен быть нанесен QR-код со ссылкой на информационный ресурс по использованию тренажера, а также должны быть крепления для мобильного телефона (окончание действия данной редакции 15.08.2022).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.05.2022                    № 1227-р предусмотрено предоставление средств изфедерального бюджета областному бюджету Тверской области в сумме 78 000 000 руб.                                        (3 ед. х 26 000 000 руб.).

Изменение суммы предоставляемой субсидии из федерального бюджета областному бюджету Тверской области и значения результата использования субсидии нашло свое отражение в заключенном 06.06.2022 дополнительном соглашении № 777-09-2022-048/1 к соглашению (далее – допсоглашение № 1).

Общий объем бюджетных ассигнований в соответствии с допсоглашением № 1 в 2022 году составлял 91 764 705,88 руб., общий размер субсидии – не более 78 000 000 руб.

Приложением № 2 к допсоглашению № 1 увеличено значение результатов использования субсидии – создание «умных» спортивных площадок в 2022 году: с 2 до 3 единиц.

Дополнительным соглашением от 15.08.2022 № 777-09-2022-048/2 в соглашениеот 21.02.2022 № 777-09-2022-048 внесены изменения в части объемов финансирования: общий объем – 90 176 705 руб.; из него за счет средств федерального бюджета – 76 650 200 руб.

Дополнительным соглашением от 12.12.2022 № 777-09-2022-048/3 в соглашение от 21.02.2022 № 777-09-2022-048 внесены изменения в части объемов финансирования: общий объем – 83 800 000 руб.; изнего за счет средств федерального бюджета – 71 230 000,69 руб.

Приказом Минспорта России от 16.08.2022 № 660 внесены изменения в перечень спортивно-технологического оборудования для создания «умной» спортивной площадки, утвержденный приказом № 107.

В редакции приказа № 660 Приказ № 107 предусматривает, что оборудование, представленное на площадке, должно содержать единый                   QR-код, сформированный на централизованном информационном ресурсе, который может быть отсканирован пользователем для просмотра подробной информации о данном оборудовании, а также крепление для мобильного телефона. Информационный ресурс представляет собой централизованный сервис Минспорта России или партнеров в соответствии с соглашением для информирования пользователей о возможностях спортивной площадки, техники безопасности, вариантов использования тренажеров и оборудования на площадках, и другой релевантной информации (с поддержкой работы на любых персональных компьютерах, планшетах или мобильных устройствах, любых операционных системах, поддерживать все существующие российские операционные системы) (начало действия редакции 16.08.2022, окончание действия редакции 02.02.2023).

Дополнительным соглашением от 27.12.2022 № 777-09-2022-048/4 к соглашению от 21.02.2022 № 777-09-2022-048 внесены изменения в части значений результатов использования субсидии, создание «умных» спортивных площадок в 2022 году установлено в количестве 2 единиц. Создание третьей площадки перенесено на 2023 год.

По данным представленного комитетом отчета о достижении значений результатов использования субсидии и обязательств, принятых в целях их достижении на 01.01.2023 (первоначальный вариант сформирован в подсистеме бюджетного планирования 05.01.2023, уточненный – 08.02.2023) в 2022 году созданы 2 «умные» спортивные площадки.

В материалах дела усматривается, что комитетом в 2022 году в целях достижения значений результатов использования субсидии, установленных в соответствии с приложением № 2 к соглашению от 21.02.2022 № 777-09-2022-048, заключено 2 государственных контракта:

1.Государственный контракт на изготовление и поставку комплекта спортивно-технологического оборудования для создания «умной» спортивной площадки от 11.07.2022 № 0136500001122002691 (далее – контракт                                 № 0136500001122002691) с обществом с ограниченной ответственностью «Строительные Системы», по которому получателем оборудования является Администрация Зубцовского района (место доставки: <...>, МОУ СОШ № 1).

2.Государственный контракт на изготовление и поставку 2 комплектов спортивно-технологического оборудования для создания «умной» спортивной площадки от 07.08.2022 № 0136500001122003341 (далее – контракт № 0136500001122003341) с обществом с ограниченной ответственностью «Строительные Системы», по которому получателями оборудования являются: Администрация Бежецкого района Тверской области (адрес доставки: <...>, МОУ СОШ № 4); Администрация Удомельского городского округа (адрес доставки: <...>, МОУ СОШ № 1).

По данным государственным контрактам сторонами подписаны акты приема-передачи товара, акты выполненных работ по монтажу (установке) оборудования для создания «умной» спортивной площадки от 21.07.2022, 15.08.2022, 31.08.2022.

В ходе проверки управлением 01.02.2023 проведен осмотр оборудования, смонтированного на территории МОУ СОШ № 4 г. Бежецка, 07.02.2023 – осмотр оборудования, смонтированного на территории МБОУ СОШ № 1                      г. Зубцова. О проведении осмотров составлены акты от 01.02.2023 и 07.02.2023, согласно которым оборудование площадок, смонтированных в г. Бежецк и                 г. Зубцов, имеет QR-код со ссылкой на информационный ресурс производителя оборудования.

Данные обстоятельства соответствуют положениям приказа № 107 в редакции, действовавшей на момент заключения соглашения от 21.02.2022                 № 777-09-2022-048, а также заключения указанных выше государственных контрактов, которым закреплены требования к перечню оборудования с наличием в составе нанесенного QR-кода со ссылкой на информационный ресурс по использованию тренажера, а также установке крепления для мобильного телефона.

Редакция Приказа № 107 от 16.08.2022 предполагала, что оборудование, представленное на площадке, должно содержать единый QR-код, сформированный на централизованном информационном ресурсе, который может быть отсканирован пользователем для просмотра подробной информации о данном оборудовании, а также крепление для мобильного телефона.

Информационный ресурс представляет собой централизованный сервис Минспорта России или партнеров в соответствии с соглашением для информирования пользователей о возможностях спортивной площадки, техники безопасности, вариантов использования тренажеров и оборудования на площадках, и другой релевантной информации (с поддержкой работы на любых персональных компьютерах, планшетах или мобильных устройствах, любых операционных системах, поддерживать все существующие российские операционные системы).

Вместе с тем, обязательство по созданию такого информационного ресурса на Правительство Тверской области соглашением от 21.02.2022                             № 777-09-2022-048 не возложены.

Согласно пункту 1 соглашения от 21.02.2022 № 777-09-2022-048 к его предмету относится реализация со стороны уполномоченного органа мероприятий по закупке и монтажу оборудования для создания «умных» площадок в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение показателей и результатов федерального проекта «Бизнес-спринт «Я выбираю спорт» государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» в соответствии с лимитами бюджетных обязательств.

Письма Минспорта России, представленные заявителем в материалы дела, свидетельствуют о направлении информации о разработке, тестировании и успешном функционировании QR-кодов в декабре 2022 года.

Как указал комитет, QR-коды фактически предоставлены ему в феврале 2023 года позднее составления управлением актов 01.02.2023, 07.02.2023 и после получения QR-коды самостоятельно размещены комитетом на созданных площадках.

Доказательств иного момента получения комитетом единых QR-кодов материалы дела не содержат.

Редакция Приказа № 107 от 03.02.2023, действующая на момент проверки, предполагала наличие на оборудовании, представленном на площадке, единого QR-кода, сформированного на информационном ресурсе, который может быть отсканирован пользователем для просмотра подробной информации о данном оборудовании, а также крепление для мобильного телефона на тренажерах и комплекте для воркаута. Информационный ресурс представляет собой сервис для информирования пользователей о возможностях спортивной площадки, техники безопасности, вариантов использования тренажеров и оборудования на площадках, и другой релевантной информации (с поддержкой работы на любых персональных компьютерах, планшетах или мобильных устройствах, любых операционных системах, поддерживать все существующие российские операционные системы), то есть также не предусматривала, что информационный ресурс представляет собой централизованный сервис Минспорта России или партнеров, как это установлено Приказом № 107 в редакции от 16.08.2022.

При изложенных обстоятельствах апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что само по себе отсутствие по состоянию на 31.12.2022 на созданных комитетом двух спортивных площадках QR-кодов, сформированных именно на информационном ресурсе, который представляет собой централизованный сервис Минспорта России или партнеров, при наличии на оборудовании QR-кодов со ссылкой на информационный ресурс по использованию тренажера не свидетельствует о недостижении значения результативности использования спорной субсидии на 2022 год.

Иных претензий к размещенным на оборудовании QR-кодам, кроме того, что они не сформированы на централизованном сервисе Минспорта России или партнеров, управлением в оспариваемом представлении в обоснование требования о возврате в федеральный бюджет 4 802 500 руб. не указано.

Как справедливо учел суд, в процессе изменения требований Приказа               № 107 комитет самостоятельно размещает соответствующие QR-коды на спортивном оборудовании.

Суд первой инстанции обоснованно отклонил ссылку управления на письмо Минспорта России от 22.02.2023 № 07-3-09/2738 о применении к спортивным площадкам, созданным субъектами Российской Федерации в              2022 году, Приказа № 107 (в редакции приказа от 16.08.2022 № 660), поскольку содержание данного письма не позволяет установить, в контексте какого именно вопроса, предоставлен ответ.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно заключил о наличии установленных статьей 201 АПК РФ оснований для удовлетворения требований заявителя.

Доводы жалобы иного не подтверждают.

Само по себе несогласие управления с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, иная оценка апеллянтом фактических обстоятельств дела и представленных доказательств не являются правовым основанием для отмены судебного акта.

Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены состоявшегося судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Тверской области от 11 октября 2023 года по делу № А66-9238/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Тверской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Е.Н. Болдырева

Судьи

А.Ю. Докшина

Н.В. Мурахина