ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
23 апреля 2018 года | г. Вологда | Дело № А66-9408/2017 | |
Резолютивная часть постановления объявлена апреля 2018 года .
В полном объёме постановление изготовлено апреля 2018 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихомировым Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Твери Тверской области (межрайонное) и государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 09 января 2018 года по делу № А66-9408/2017 (судья Белов О.В.),
у с т а н о в и л:
открытое акционерное общество «Тверская швейная фабрика» (ОГРН <***>; ИНН <***>; место нахождения: 170008, <...>; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительными решения от 11.05.2017 № 078S19170006348 государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Твери и Калининском районе Тверской области (в настоящее время - государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в городе Твери Тверской области (межрайонное); ОГРН <***>; ИНН <***>; место нахождения: 170100, город Тверь, набережная реки Лазури, дом 20; далее - Управление) и решения от 15.06.2017 № 09-01/2017 государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области (ОГРН <***>; ИНН <***>; место нахождения: 170100, <...>; далее - Отделение).
Решением суда от 09 января 2018 года заявленные требования удовлетворены, с Управления и Отделения в пользу общества взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб. с каждого.
Управление и Отделение с решением суда не согласились и обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылаются на неправильное применение норм материального права.
Общество в отзыве на апелляционные жалобы просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционные жалобы Управления и Отделения – без удовлетворения.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу Отделения просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу Отделения удовлетворить.
Отделение в отзыве на апелляционную жалобу Управления просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу Управления удовлетворить.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует отменить в части в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, Управлением в ходе проверки, проведенной с целью контроля правильности заполнения, полноты и своевременности представления ежемесячной отчетности «Сведения о застрахованных лицах» по форме СЗВ-М установлено, что данные сведения за январь 2017 года представлены обществом по электронным каналам связи с нарушением установленного Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ) срока, а именно 14.03.2017.
По результатам проверки Управлением в отношении общества составлен акт проверки от 29.03.2017 № 078S19170006348 и вынесено решение от 11.05.2017 078S19170006348, которым общество привлечено к ответственности по статье 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 164 000 руб.
Решением Отделения от 15.06.2017 № 09-01/2017 жалоба общества на вышеуказанное решение Управления оставлена без удовлетворения.
Общество, не согласившись с решениями Управления и Отделения, обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, посчитав оспариваемые решения незаконными.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела исходит из следующего.
В соответствии с абзацем вторым статьи 1 Закона № 27-ФЗ общество является страхователем.
Обязанностью страхователя согласно статьям 11, 15 Закона № 27-ФЗ является представление отчётности в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации на основании документов бухгалтерского учёта, документов по учёту кадров (приказов, распоряжений работодателя о приёме на работу, увольнении и т.д.).
Данная обязанность распространяется на всех работодателей, производящих выплаты физическим лицам.
Согласно положениям статей 5, 16 Закона № 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право осуществлять контроль за правильностью и своевременностью представления страхователями сведений.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации ежемесячно, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчётным периодом - месяцем, сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы), по форме СЗВ-М.
Федеральным законом от 03.07.2016 № 250-ФЗ в пункт 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ с 01.01.2017 внесены изменения, согласно которым страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчётным периодом - месяцем, сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы), по форме СЗВ-М.
Согласно части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 – 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В силу статьи 8 Закона № 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений.
Страхователь представляет сведения на 25 и более работающих у него застрахованных лиц (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, который устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации. В таком же порядке могут представляться сведения страхователем менее чем на 25 работающих у него застрахованных лиц (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период
При представлении сведений в электронной форме соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет страхователю подтверждение приема указанных сведений в форме электронного документа.
Порядок электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом Российской Федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации.
Правлением Пенсионного Фонда Российской Федерации принято распоряжение от 11 октября 2007 № 190р О внедрении защищенного электронного документооборота в целях реализации законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании (далее – распоряжение № 190р).
Пунктом 7 данного распоряжения установлен порядок информационного обмена, в соответствии с которым абонент СЭД ПФР осуществляет обмен документами в электронном виде с ЭЦП по каналам связи, используя для этого программное обеспечение абонента. При представлении абонентами-страхователями индивидуальных сведений о застрахованных лицах абонент соблюдает следующий порядок: формирует файлы со сведениями о застрахованных лицах и иными необходимыми сведениями для отправки в орган ПФР, проверяет правильность подготовки отчета проверочной программой Пенсионного фонда РФ, обеспечивает достоверность передаваемых документов, после подготовки сведений о застрахованных лицах в требуемом формате подписывает их ЭЦП и в зашифрованном виде отправляет в орган ПФР, при этом отправленные сведения считаются представленными своевременно, если дата их доставки в территориальный орган ПФР будет не позднее срока, установленного действующим законодательством Российской Федерации.
Факт доставки (представления) документов подтверждается соответствующей квитанцией о доставке, сформированной в соответствии с «Протоколом обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации», факт приема документов органом ПФР - соответствующим протоколом контроля, подтверждающего правильность формы представления документа (формата) и подлинность ЭЦП на документе.
В течение 2 рабочих дней с момента отправки документа абонент получает квитанцию о его доставке в орган ПФР и сохраняет ее. В течение 4 рабочих дней с момента отправки сведений получает в зашифрованном виде протокол контроля сведений о застрахованных лицах, подписанный ЭЦП органа ПФР. Отправляет в орган ПФР квитанцию о доставке протокола контроля, подписанную ЭЦП, что является подтверждением получения протокола. Протокол контроля, подписанный ЭЦП органа ПФР и ЭЦП страхователя, сохраняется в архиве. Если в протоколе содержится информация о том, что сведения о застрахованных лицах не прошли контроль, то страхователь устраняет указанные в протоколе ошибки и повторяет всю процедуру представления сведений.
Если страхователь не получил от органа ПФР в установленное время квитанцию о доставке сведений или протокол контроля сведений, он заявляет органу ПФР о данном факте, выясняет причину отсутствия квитанции и при необходимости повторяет процедуру представления сведений. В случае возникновения технических сбоев на стороне органа ПФР абонент через свою организацию получит сообщение об ошибке.
Пунктом 3.2 Соглашения об обмене электронными документами в системе электронного документооборота ПФР по телекоммуникационным каналам связи от 30.07.2008 № 45/132, заключенного между обществом и Пенсионным фондом, также определено, что стороны осуществляют информационный обмен в соответствии с Технологией обмена документами индивидуального (персонифицированного) учёта страховых взносов по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда РФ, размещённой на сайте ОПФР по Тверской области, утверждённой распоряжением Правления ПФР от 11.10.2007 № 190р.
В данном случае из материалов дела следует, что пакет с данными СЗВ-М за январь 2017 года был подготовлен заявителем и направлен в адрес УПФР в Центральном районе города Твери 06.02.2017 в форме электронного документа. При этом, исходя из пояснений ООО «Взлет Консалт», которым оказываются обществу услуги по подключению сервиса передачи отчетности в налоговые органы, службы поддержки ЗАО «Калуга Астрал» спорный пакет сведений был передан в Пенсионный Фонд только 09.03.2017, а 06.02.2017 передан не был.
Также общество не получило в подтверждении факта доставки документов в течение 2 дней с момента отправки соответствующую квитанцию о доставке, сформированную в соответствии с «Протоколом обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации», и протокол контроля сведений о застрахованных лицах, подписанный ЭЦП органа ПФР.
При этом общество в нарушении указанных норм, не получив от органа ПФР в установленное время квитанцию о доставке сведений или протокол контроля сведений, не заявило органу ПФР о данном факте, не выяснило причину отсутствия квитанции и не повторило процедуру представления сведений.
Материалами дела не подтверждается вывод суда первой инстанции о направлении Управлением сообщения об ошибке при принятии направленных в его адрес сведений 06.02.2017.
Данный факт подтверждается пояснениями ЗАО «Калуга Астрал», который указал, что пакет сведений в Пенсионный фонд не направлялся до 09.03.2017.
Соответственно является неправомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии вины общества в несвоевременном представлении сведений, поскольку обществом не были приняты установленные указанными выше нормами меры для передачи сведений в срок, проверки факта получения Пенсионным фондом данных сведений и повторения передачи сведений в установленный срок.
В связи с этим суд апелляционной инстанции считает доказанным факт нарушения обществом срока предоставления отчета по форме СЗВ-М за январь 2017 года.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции считает возможным уменьшить размер штрафа до 1000 руб. в связи с наличием смягчающих ответственность обстоятельств.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния. Так, в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 № 11-П указано, что принцип соразмерности и справедливости наказания предполагает установление дифференцированной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения, размера причиненного ущерба. В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 № 349-О разъяснено, что суд вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.
Таким образом, полномочия суда на снижение штрафных санкций исходя из вышеуказанных принципов вытекает из конституционных прерогатив правосудия.
Кроме того, с 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование, регулируются главой 34 НК РФ. Следовательно, при установлении ответственности и назначении наказания необходимо руководствоваться главой 15 данного Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 НК РФ.
В данном случае суд апелляционной инстанции в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность заявителя за вмененное ему в вину правонарушение, признает иные обстоятельства, а именно незначительный период просрочки представления сведений по форме СЗВ-М, отсутствие пренебрежительного отношения общества к исполнению своих обязанностей по выполнению требований законодательства в области пенсионного страхования, отсутствие умысла и негативных последствий совершенного деяния.
В связи с этим суд апелляционной инстанции считает возможным в данном конкретном случае уменьшить размер начисленного Пенсионным фондом штрафа до 1000 руб.
На основании этого решение Арбитражного суда Тверской области от 09 января 2018 года по делу № А66-9408/2017 следует отменить в части признания недействительным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Твери и Калининском районе Тверской области от 11.05.2017 № 078S19170006348 и решения государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области от 15.06.2017 № 09-01/2017 в части применения к открытому акционерному обществу «Тверская швейная фабрика» штрафа в размере 1000 руб. В удовлетворении требований в указанной части открытому акционерному обществу «Тверская швейная фабрика» отказать.
В остальной части решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Тверской области от 09 января 2018 года по делу № А66-9408/2017 отменить в части признания недействительным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Твери и Калининском районе Тверской области от 11.05.2017 № 078S19170006348 и решения государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области от 15.06.2017 № 09-01/2017 в части применения к открытому акционерному обществу «Тверская швейная фабрика» штрафа в размере 1000 руб.
В удовлетворении требований в указанной части открытому акционерному обществу «Тверская швейная фабрика» отказать.
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Н.Н. Осокина |
Судьи | А.Ю. Докшина Н.В. Мурахина |