СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Томск
Дело № А67-3742/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2018 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 августа 2018 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сбитнева А.Ю.
судей: Колупаевой Л.А.,
Кривошеиной С.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Белозеровой А.А. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (07АП-7231/2018) на решение Арбитражного суда Томской области от 14 июня 2018 г. по делу № А67-3742/2018 (судья Панкратова Н.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Западно-Сибирская компания» (634061 <...>, ИНН <***> ОГРН <***>)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (634061, <...>)
о признании незаконными действий по непринятию декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2017 г.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – не явился;
от заинтересованного лица – ФИО1 по доверенности от 09.01.2018;
У С Т А Н О В И Л:
общество с ограниченной ответственностью «Торговый Дом «Западно-Сибирская компания» (далее – заявитель, общество, ООО «ТД «ЗСК») обратилось в Арбитражный суд Томской области к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (далее – заинтересованное лицо, налоговый орган, Инспекция) о признании незаконными действий по непринятию 23.01.2017 декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2017 года.
Решением от 14.06.2018 Арбитражного суда Томской области действия Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску, выразившиеся в непринятии 23.10.2017 декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2017 года общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Западно-Сибирская компания», проверенные на соответствие положениям Налогового кодекса Российской Федерации, признаны незаконными.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Томской области отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО «ТД «ЗСК».
По мнению заинтересованного лица, обществом не представлены в материалы дела доказательства нарушения его прав и законных интересов, незаконного возложения на него каких-либо обязанностей, создания иных препятствий для осуществления предпринимательской деятельности.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержали свою позицию по делу.
ООО «ТД «ЗСК» в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представило.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил. На основании частей 1, 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ арбитражный апелляционный суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя ООО «ТД «ЗСК».
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя налогового органа, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, ООО «ТД «ЗСК» зарегистрировано в качестве юридического лица ИФНС по г. Томску 10.10.2014 (ИНН <***>, ОГРН <***>).
20.10.2017 ООО «ТД «ЗСК» в адрес Инспекции посредством ТКС была направлена налоговая декларация по НДС за 3 квартал 2017 года, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью единоличного исполнительного органа заявителя – директора ФИО2
23.10.2017 Инспекцией вынесено уведомление об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) и (или) о том, что расчет считается непредставленным, в котором со ссылкой на пункт 28 Административного регламента ФНС России, утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н, указано на не принятие декларации по основанию: «декларация содержит ошибки и не принята к обработке».
Считая, что действия Инспекции по непринятию декларации по НДС за 3 квартал 2017 года, совершенные 23.10.2017, не соответствует законодательству и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ООО «ТД «ЗСК» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемые ненормативный правовой акт и решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
В силу положений статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспоренного решения закону или иному нормативному акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого решения, возлагается на орган, принявший акт.
Согласно пункту 3 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.
Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Налогоплательщик (плательщик сбора, плательщика страховых взносов, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете) (пункт 5 статьи 80 НК РФ).
Пунктом 6 статьи 80 НК РФ установлено, что налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с Кодексом в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации (пункт 7 статьи 80 НК РФ).
Административная процедура по приему налоговых деклараций, представленных в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, выполняется налоговыми органами в соответствии с Административным регламентом Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденным приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н (далее - Административный регламент), где в пункте 28 указан перечень оснований для отказа в приеме налоговой декларации: отсутствие документов, удостоверяющих личность физического лица, или отказ физического лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы в случае представления налоговой декларации (расчета) непосредственно этим лицом; отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица - уполномоченного представителя заявителя на представление налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ указанного лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы; представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату); отсутствие в налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации - заявителя (физического лица - заявителя или его представителя), уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), печати организации; отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя (иного представителя – физического лица) организации-заявителя (физического лица – заявителя или его представителя) в налоговой декларации (расчете) в случае ее представления в электронной форме по ТКС; представление налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета).
При наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пункте 28 Административного регламента, и отсутствии в налоговой декларации (расчете) реквизитов, указанных в настоящем пункте, должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, информирует заявителя о том, что налоговая декларация (расчет) не принята, с указанием причины.
Таким образом, перечень оснований для отказа в приеме налоговых деклараций, исходя из положений Административного регламента, является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.
Согласно пункту 2.5 Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, утвержденных приказом ФНС России от 31.07.2014 № ММВ-7-6/398@, налоговым органом не позднее четырех часов с момента получения электронного документа (документов) налогоплательщика (представителя), осуществляет контроль на его соответствие положениям пунктов 1, 2 раздела I приложения № 1 к Методическим рекомендациям.
Для электронного документа (документов), не соответствующего положениям пунктов 1, 2 раздела I приложения № 1 к Методическим рекомендациям, с помощью приемного комплекса формируется сообщение об ошибке, которое направляется зарегистрированному в Системе отправителю в открытом (не зашифрованном) виде. Процедура документооборота на этом прекращается.
В силу пунктов 1, 2 раздела I приложения № 1 к Методическим рекомендациям приемным комплексом налогового органа осуществляется проверка абонента-отправителя и типа вложения, проверка транспортного контейнера.
При этом, исходя из положений пункта 2.5 Методических рекомендаций при несоответствии электронного документа положениям пунктов 1, 2 раздела I приложения № 1 к Методическим рекомендациям, формируется сообщение об ошибке.
Вместе с тем, сообщения об ошибке налоговым органом сформировано не было, что свидетельствует о том, что нарушений при проверке абонента-отправителя и типа вложения, проверке транспортного контейнера установлено не было.
Согласно пункту 2.8 Методических рекомендаций налоговый орган в течение четырех часов с момента поступления электронного документа (документов) налогоплательщика (представителя) с помощью приемного комплекса осуществляет первичный контроль в соответствии с пунктами 3-5 раздела I приложения № 1 к Методическим рекомендациям и, в случае выявления нарушений, формирует уведомление об отказе с указанием причин отказа, подписывает своей ЭП и сохраняет в хранилище электронных документов.
В силу пунктов 3-5 раздела I приложения № 1 к Методическим рекомендациям приемным комплексом налогового органа осуществляется проверка электронной подписи абонента-отправителя, проверка идентификации файла, проверка полномочий отправителя.
Пункт 2.8 Методических рекомендаций, так же как и Административный регламент, предусматривает, что сформированное уведомление об отказе в принятии декларации должно содержать указание причин отказа в принятии декларации.
Содержащиеся в Административном регламенте, Методических рекомендациях требования об указании причины отказа в принятии декларации являются обязательными и направлены на исключение неправомерного, необоснованного отказа налоговым органом в принятии деклараций. Отсутствие указания на соответствующую причину отказа затрудняет налогоплательщику возможность исправить допущенное нарушение, а также затрудняет оценку законности действий налогового органа.
Из представленного в материалы дела уведомления налогового органа об отказе в приеме налоговой декларации (расчета), направленного в адрес ООО «ТД «ЗСК» 23.10.2017 следует, что налоговая декларация за 3 квартал 2017 года не принята налоговым органом на основании пункта 28 Административного регламента по следующим причинам: «декларация (расчет) содержит ошибки и не принята к обработке».
Вместе с тем, как указывалось ранее, в пункте 28 Административного регламента дан исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме налоговой отчетности, и такого основания, как декларация (расчет) содержит ошибки и не принята к обработке, в указанном перечне нет.
При этом доказательств несоответствия представленной декларации установленной форме (установленному формату), либо отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя организации-заявителя или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя организации-заявителя в налоговой декларации Инспекцией не представлено, а также не подтверждено, что в представленной декларации отсутствовали соответствующие реквизиты, указанные в пункте 194 Административного регламента.
Доказательств подписания налоговой декларации неуполномоченным лицом в материалах дела не имеется.
В силу пункта 5 статьи 80 НК РФ налогоплательщик или его представитель подписывает налоговую декларацию, подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации. Согласно пункту 1 статьи 27 НК РФ законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или её учредительных документов.
Таким образом, налоговая декларация должна быть подписана либо лицом исполняющим функции единоличного исполнительного органа (руководитель, генеральный директор), действующим на основании учредительных документов, либо иным уполномоченным лицом. Именно подпись этих лиц может гарантировать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), и, как следствие, придает данному документу статус налоговой декларации.
Как следует из материалов дела, представленная 20.10.2017 налоговая декларация по НДС подписана руководителем ООО «ТД «ЗСК» ФИО2, статус которого в качестве директора ООО «ТД «ЗСК» подтверждается сведениями из ЕГРЮЛ и по существу налоговым органом не опровергнут, доказательств подписания налоговой декларации иным, неуполномоченным лицом не представлено.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия также приходит к выводу о недоказанности налоговым органом наличия предусмотренного подпунктом 2 пункта 28 Административного регламента основания для отказа в принятии декларации - отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица - уполномоченного представителя заявителя на представление налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ указанного лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы.
Как указывает налоговый орган, при проведении мероприятий налогового контроля установлено, что ООО «ТД «ЗСК» обладает признаками «транзитной» организации, созданной для формирования формального документооборота, участвующей в цепочке схемных операций в целях предъявления НДС к вычету: отсутствие материально-технической базы (имущество, земля, транспортные средства), необходимой для ведения финансово-хозяйственной деятельности, численности работников; отсутствие по юридическому адресу; отражение в налоговой отчетности многомиллионных оборотов с минимальными суммами к уплате; несопоставимые приходно-расходные операции по счету с оборотами, заявленными в налоговой отчетности.
Вместе с тем, указываемые Инспекцией обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица – уполномоченного представителя заявителя на представление налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), что предусмотрено подпунктом 2 пункта 28 Административного регламента. Установление вышеуказанных обстоятельств на стадии принятия налоговой декларации осуществляется налоговым органом вне какой-либо регламентированной процедуры, при отсутствии упоминания об этом в Методических рекомендациях и Административном регламенте.
При таких обстоятельствах налоговый орган не вправе ссылаться на данные основания как на основания для отказа в принятии налоговой декларации.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2017 № 1440-О, контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов, включающий мероприятия по пресечению злоупотреблений налогоплательщиков, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды, осуществляется налоговыми органами в рамках полномочий, предоставленных им федеральным законодателем. В первую очередь, применительно к отношениям по уплате налогов и сборов соответствующие полномочия предусмотрены положениями статьи 40 «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения», главы 14 «Налоговый контроль», раздела V.1 «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании», раздела V.2 «Налоговый контроль в форме налогового мониторинга», развивающими и уточняющими полномочия налоговых органов, закрепленные статьей 7 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 года № 943-I «О налоговых органах Российской Федерации».
Таким образом, налоговый контроль, включающий мероприятия по пресечению злоупотреблений налогоплательщиков, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды, должен проводиться должностными лицами налоговых органов посредством налоговых проверок, получения объяснений, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ. При этом такой контроль не должен приводить к нарушению прав и законных интересов налогоплательщиков.
Проверка полноты и достоверности сведений, указанных в налоговой декларации, строго регламентирована нормами НК РФ (статьи 88, 89, 101 НК РФ) и может проводиться только после принятия соответствующей декларации, которая в силу статьи 80 НК РФ является заявлением налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. До принятия налоговой декларации фактически отсутствует само заявление налогоплательщика, содержащее сведения, подлежащие проверке налоговым органом.
Проведение мероприятий налогового контроля по проверке достоверности сведений, содержащихся в не принятой налоговой декларации, в том числе в целях пресечения злоупотреблений налогоплательщиков, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды (на что указывает налоговый орган в обоснование своих действий), не может быть признано обоснованным, поскольку налоговому органу не предоставлено полномочий по проверке достоверности сведений в декларациях до момента их фактического принятия. Именно прием декларации становится отправной точкой для проведения соответствующих контрольных мероприятий.
Направленность действий налогоплательщика на получение необоснованной налоговой выгоды, установленная налоговым органом, должна быть отражена в акте проверки, на основании которого принимается соответствующее решение, а налогоплательщик должен иметь возможность реализовать предоставленные ему НК РФ возможности для представления возражений, участия в рассмотрении материалов проверки, обжалования решения налогового органа, чего он фактически лишается в случае отказа в принятии налоговой декларации по обстоятельствам, характеризующим его как «транзитную» организацию, не осуществляющую реальную хозяйственную деятельность.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для отказа 23.10.2017 г. в принятии налоговой декларации ООО «ТД «ЗСК» по НДС за 3 квартал 2017 года.
Доводы налогового органа о том, что заявитель не представил доказательств того, какие именно его права и законные интересы нарушены, подлежат отклонению, поскольку неправомерный отказ в принятии декларации, нарушает, в частности, право заявителя, предусмотренное пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а именно получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции является законным и не подлежащим отмене, а доводы апелляционной жалобы – подлежащими отклонению как необоснованные.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Томской области от 14 июня 2018 г. по делу № А67-3742/2018оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий А.Ю. Сбитнев
Судьи Л.А. Колупаева
С.В. Кривошеина