ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А67-5272/2022 от 05.09.2023 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, https://7aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск Дело № А67-5272/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2023 года

Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2023 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего Бородулиной И.И.,

судей: Зайцевой О.О.,

Хайкиной С.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Легачевой А.М. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сибирское Молоко» (№07АП-6399/2023) на решение от 27.06.2023 Арбитражного суда Томской области по делу № А67-5272/2022 (судья Л.М. Ломиворотов) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сибирское Молоко» (636806, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к Департаменту по социально-экономическому развитию села Томской области (634003, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным уведомления.

при участии в судебном заседании:

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Сибирское Молоко» (далее – ООО «Сибирское молоко», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Департаменту по социально-экономическому развитию села Томской области (далее – Департамент) о признании недействительным уведомления о возврате средств областного бюджета от 20.05.2022 № 55- 01-10-131.

Решением от 27.06.2023 Арбитражного суда Томской области в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО «Сибирское молоко» обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не представлен.

Лица, участвующие в деле, не обеспечившие личное участие и явку своих представителей в судебное заседание, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в связи с чем суд апелляционной инстанции на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для его отмены.

Как следует из материалов дела, 02.06.2017 между ООО «Сибирское молоко» и публичным акционерным обществом «Банк ВТБ» (далее - ПАО «Банк ВТБ», Банк) заключено кредитное соглашение № КС-ЦУ-703770/2017/00019 (далее - кредитное соглашение) на сумму 100 000 000 руб. для целей финансирования затрат, связанных с реализацией проекта (2-я очередь строительства), в том числе на цели приобретения, ремонта, модернизации основных средств; строительства (реконструкции) недвижимости для осуществления производственной деятельности в рамках проекта; покупки оборудования; покупки сельскохозяйственной техники; приобретения племенной продукции и сельскохозяйственных животных.

Согласно пункту 6.1.1 кредитного соглашения в периоде участия в программе проценты по кредитной линии составляют 9,6 процентов годовых, при этом в случае изменения параметров программы в период участия в программе Банк вправе в одностороннем порядке изменить размер процентной ставки по кредитной линии в случае изменения одного и/или двух из нижеследующих параметров программы:

- процентной ставки по специализированному инструменту рефинансирования (в пределах ее изменения), публикуемой на официальном сайте Банка России в сети Интернет или доведенной Банком России до сведения Банка в произвольной письменной форме;

- комиссии Корпорации за выдачу поручительства в процентах годовых (в пределах ее изменения), указанной Корпорацией в уведомлении о предоставлении очередного поручительства или доверенной Корпорацией в произвольной письменной форме или публикуемой на официальном сайте.

При изменении Банком размера процентной ставки, в связи с изменением параметров программы, Банк в одностороннем порядке направляет заемщику письменное уведомление (в произвольной форме) об изменении процентной ставки с нарочным или заказным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.

31.07.2020 в адрес заявителя от ПАО «Банк ВТБ» поступило уведомление о снижении процентной ставки по заключенному кредитному соглашению до 8,5 процентов годовых.

В период с 01.08.2020 по 31.03.2022 общество обращалось в Департамент с заявлениями на участие в отборе на предоставление субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в рамках заключенного между обществом и ПАО «Банк ВТБ» кредитного соглашения № КС-ЦУ-703770/2017/00019 на сумму 100 000 000 руб. под 9,6 процентов годовых в целях осуществления предпринимательской деятельности.

По результатам рассмотрения указанных заявлений между Департаментом и ООО «Сибирское молоко» заключены следующие соглашения: от 10.09.2020№ 353; от 26.10.2020№ 442; от 17.11.2020№ 473; от 10.12.2020№ 545; от 26.02.2021№ 52; от 22.03.2021№ 67; от 26.04.2021№ 92; от 25.05.2021№ 114; от 24.06.2021№ 152; от 21.07.2021 № 188; от 24.08.2021№ 212; от 22.09.2021№ 227; от 26.10.2021№ 235; от 23.11.2021№ 247; от 14.12.2021№ 303; от 23.03.2022№ 59; от 23.03.2022№ 60; от 27.04.2022№ 87, предметом которых являлось предоставление обществу субсидий на возмещение части затрат на уплату процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) по кредитным договорам, заключенным в 2017 году на срок до восьми лет (далее - Соглашения).

В рамках заключенных Соглашений, в соответствии с порядком, на основании представленных обществом документов Департаментом перечислены бюджетные средства обществу в общей сумме 6 191 212,79 руб.

17.05.2022 в адрес Департамента от общества поступило уведомление ПАО «Банк ВТБ» от 31.07.2020 № 79/703770 об изменении процентной ставки по кредитному договору от 02.06.2017 №КС-ЦУ-703770/2017/00019, на основании чего Департаментом произведен перерасчет сумм субсидий, подлежащих предоставлению ООО «Сибирское молоко», по результатам которого за период с 01.08.2020 по 31.03.2022 общество должно было получить 1 198 299,24 руб., размер излишне перечисленной субсидии составил 4 992 913,55 руб.

Департаментом в адрес общества направлено уведомление от 20.05.2022№ 55-01-10-131 с требованием о возврате денежных средств, предоставленных из областного бюджета в рамках субсидий на погашение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) за 2020-2022 года, в размере 4 992 913,55 руб.

Полагая уведомление от 20.05.2022 № 55-01-10-131 о возврате средств областного бюджета не соответствующим законодательству и нарушающим его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии уведомления Департамента о возврате средств областного бюджета нормам действующего законодательства, не нарушающего права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности

Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Безвозмездное и безвозвратное предоставление субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в строгом соответствии с требованиями и с учетом ограничений, предусмотренных действующим бюджетным законодательством. Так, нормативные акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять, в частности, категории и (или) критерии отбора получателей субсидий, цели, условия, порядок предоставления, а также порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, порядок осуществления государственного (муниципального) финансового контроля при предоставлении субсидий (пункт 3 статьи 78 БК РФ).

Приказом Департамента по социально-экономическому развитию села Томской области от 29.06.2020 № 47 утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) (далее – Порядок № 47).

Согласно пункту 2 Порядка № 47 целью предоставления субсидий в рамках реализации мероприятий государственной программы «Развитие сельского хозяйства, рынков сырья и продовольствия в Томской области», утвержденной постановлением Администрации Томской области от 26.09.2019 № 338а «Об утверждении государственной программы «Развитие сельского хозяйства, рынков сырья и продовольствия в Томской области», является возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 и подпунктом 2 пункта 32 Порядка №47 субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам), полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, по кредитным договорам (договорам займа), заключенным в 2017 году на срок до восьми лет, и средства которых использованы по целевому назначению, согласно пунктам 1, 2, 4 приложения № 4 к Порядку.

Пунктом 9 Порядка № 47 установлено, что Департамент предоставляет субсидию участнику отбора за период, указанный в заявлении, при условии предоставления участником отбора документов, подтверждающих целевой использование кредита (займа), а также платежных поручений, подтверждающих уплату процентов по кредиту (займу) за период, указанный в заявлении.

В силу пункта 19 Порядка № 47 Департамент рассматривает документы и принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии. Проверка достоверности представленной получателем субсидии информации осуществляется Департаментом в пределах своих полномочий с использованием сведений, полученных в порядке межведомственного информационного взаимодействия, либо иными способами в соответствии с действующим законодательством.

Размер субсидии не должен превышать фактические затраты получателя субсидии на уплату процентов по кредитам (займам).

Пунктом 22 Порядка № 47 установлено, что расчет размера субсидий осуществляется:

- по ставке рефинансирования (учетной ставке) Центрального банка Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) или ключевой ставке, действующей на дату заключения кредитного договора (договора займа);

- по ставке рефинансирования (учетной ставки) ЦБ РФ или ключевой ставке по состоянию на 01.01.2020;

- по ставке рефинансирования (учетной ставке) ЦБ РФ или ключевой ставке, действующей на дату составления дополнительного соглашения, банковского уведомления к кредитному договору (договору займа), связанного с изменением размера платы за пользование кредитом (займом).

В рамках заключенных соглашений от 10.09.2020№ 353, от 26.10.2020№ 442, от 17.11.2020№ 473, от 10.12.2020№ 545, от 26.02.2021№ 52, от 22.03.2021№ 67, от 26.04.2021№ 92, от 25.05.2021№ 114, от 24.06.2021 № 152, от 21.07.2021№ 188, от 24.08.2021№ 212, от 22.09.2021№ 227, от 26.10.2021№ 235, от 23.11.2021№ 247, от 14.12.2021№ 303, от 23.03.2022№ 59, от 23.03.2022№ 60, от 27.04.2022№ 87, Департаментом в установленном порядке были перечислены бюджетные средства ООО «Сибирское молоко» в общем размере 6 191 212,79 руб.

Основанием для перерасчета сумм субсидий, подлежащих предоставлению обществу, послужило поступившее 17.05.2022 в адрес Департамента от общества уведомление ПАО «Банк ВТБ» от 31.07.2020 № 79/703770 об изменении процентной ставки по кредитному договору от 02.06.2017№КС-ЦУ-703770/2017/00019.

Абзацем 3 пункта 22 Порядка № 47 (в редакции на 20.05.2022) предусмотрен расчет размера субсидии по ставке рефинансирования (учетной ставке) ЦБ РФ, действующей на дату составления дополнительного соглашения, банковского уведомления к кредитному договору, связанного с изменением размера платы за пользование кредитом.

По результатам перерасчета сумм субсидий, подлежащих предоставлению обществу за период с 01.08.2020 по 31.03.2022, общество должно было получить 1 198 299,24 руб., следовательно, размер излишне перечисленной субсидии составил 4 992 913,55 руб.

Основанием для перерасчета размера субсидии за период с 01.08.2020 по 31.03.2022 послужил вывод Департамента о несоответствии представленных обществом справок - расчетов установленным требованиям, поскольку указанные справки - расчеты составлены без учета уведомления банка - кредитора к кредитному договору об изменении размера платы за пользование кредитом и требований абзаца четвертого пункта 22 Порядка.

Графа 4 справки - расчета предусматривает указание такой информации как «Ставка рефинансирования (учетная ставка) Центрального банка Российской Федерации, действующая на дату заключения кредитного договора (договора займа) (процентов годовых)».

Справки-расчеты должны заполняться с учетом положений Порядка № 47 относительно установленного порядка расчета размера субсидий.

В обоснование позиции по делу заявитель указывает, что формулировка графы 4 исключает какое-либо иное указание размера ставки рефинансирования (учетная ставка) Центрального банка Российской Федерации кроме как размера ставки на дату заключения кредитного договора.

Вместе с тем справка – расчет является приложением № 2 к Порядку № 47 и должна заполняться не в отрыве от положений указанного Порядка, а с учетом его положений относительно установленного порядка расчета размера субсидий.

В соответствии с пунктом 22 порядка № 47 размер ставки рефинансирования может определяться тремя различными датами в зависимости от определенных обстоятельств.

В случае составления дополнительного соглашения, направления банком банковского уведомления к кредитному договору (договору займа), связанного с изменением размера платы за пользование кредитом (займом), размер ставки рефинансирования (учетной ставки) ЦБ РФ или ключевой ставки, определяется на дату составления указанных дополнительного соглашения, банковского уведомления.

31.07.2020 в адрес ООО «Сибирское молоко» от ПАО «Банк ВТБ» поступило уведомление о снижении в порядке пункта 6.1.1 кредитного соглашения процентной ставки по заключенному кредитному соглашению до 8,5 процентов годовых.

Таким образом, исходя из положений пункта 22 Порядка № 47, при расчете размера субсидии подлежала применению ставка рефинансирования (учетная ставка) ЦБ РФ, действующая на дату составления банковского уведомления к кредитному договору (договору займа), связанного с изменением размера платы за пользование кредитом (займом).

Формулировка графы 4 справки – расчета как «Ставка рефинансирования (учетная ставка) Центрального банка Российской Федерации, действующая на дату заключения кредитного договора (договора займа)» является общей и подлежит заполнению с учетом конкретных обстоятельств, определенных как в пункте 22 Порядка № 47, так и в приложении № 2 к Порядку.

По мнению апелляционного суда, предложенный заявителем в справке – расчете алгоритм расчета субсидии исходя из ключевой ставки 9,25%, тогда как размер процентов по кредиту составляет 8,5%, заведомо предполагает возможность получения субсидии в размере, превышающем фактические затраты организации на уплату процентов за пользование займом (кредитом), что не соответствует целям субсидирования как государственной меры, направленной не на получение выгоды, а на компенсацию части расходов от социально – значимой деятельности.

Доводы ООО «Сибирское молоко» о том, что снижение банком процентной ставки не является изменением размера платы за пользование кредитом (займом), отклонены судом первой инстанции.

По смыслу статьей 809, 819 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) проценты являются платой за пользование заемщиком суммой займа (кредита).

Указанные выводы также следует из позиций Верховного Суда Российской Федерации, отраженных в соответствующих постановлениях. Так, из пунктов 33, 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 № 54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении» следует, что проценты, предусмотренные статьями 317.1, 809, 823 ГК РФ являются платой за пользование денежными средствами.

Поскольку справка-расчет, являющаяся обязательным приложением к заявлению о предоставлении субсидии, содержала сведения относительно ставки рефинансирования, определенной не в соответствии с требованиями пункта 22 Порядка № 47, что влечет за собой неверный расчет подлежащей предоставлению субсидии, то произведенный Департаментом перерасчет размера субсидий по основанию, предусмотренному абзацем 3 пункта 22 Порядка № 47, является обоснованным.

Департаментом 20.05.2022 в адрес общества направлено уведомление № 55-01-10-131 о возврате средств областного бюджета в сумме 4 992 913,55 руб.

Уведомление Департамента от 22.05.2022 № 55-01-10-131 о возврате средств областного бюджета направлено при наличии достаточных правовых и фактических оснований и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Оснований для иной оценки выводов суда, сделанных с учетом норм действующего законодательства, у суда апелляционной инстанции не имеется.

Несогласие заявителя с выводами суда, основанное на ином толковании норм законодательства, подлежащих применению в настоящем обособленном споре, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства.

Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.

При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.

Государственная пошлина в размере 1 500 руб. по платежному поручению от 27.07.2023 № 14466 как излишне уплаченная заявителем за подачу апелляционной жалобы подлежит возврату из федерального бюджета, учитывая положения, статей 104, 110 АПК РФ.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 104, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 27.06.2023 Арбитражного суда Томской области по делу № А67-5272/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сибирское Молоко» - без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Сибирское молоко» (636806, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей излишне уплаченной государственной пошлины по платежному поручению от 27.07.2023№ 14466.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно–Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.

Председательствующий И.И. Бородулина

Судьи О.О. Зайцева

С.Н. Хайкина