634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24
г. Томск Дело № А67-6858/2017
15.02.2018
Резолютивная часть постановления объявлена 13.02.2018
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Павлюк Т. В.
судей: Кривошеиной С. В.
ФИО1
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Белозеровой А.А.
при участии:
от заявителя: ФИО2, представитель по доверенности от 08.01.2018, паспорт;
от заинтересованного лица: ФИО3, представитель по доверенности от 09.02.2018, паспорт;
от третьих лиц: от Прокуратуры ТО: ФИО4, представитель по доверенности от 07.11.2017, удостоверение, от Управления: ФИО5, представитель по доверенности от 09.01.2018, удостоверение; ФИО6: без участия (извещен);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Публичного акционерного общества «Томская энергосбытовая компания» (07ап-11752/17(2))
на решение Арбитражного суда Томской области от 01.12.2017 по делу № А67-6858/2017 (судья Ю.М. Сулимская)
по заявлению Публичного акционерного общества «Томская энергосбытовая компания» (634041, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (634041, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) с привлечением в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО6 (г. Томск), Прокуратуры Томской области (<...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Томской области (634021, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>), о признании незаконным Распоряжения № О-3530 от 24.08.2017
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество «Томская энергосбытовая компания» (далее – ПАО «Томскэнергосбыт», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (далее – Департамент, ответчик) о признании незаконным и отмене Распоряжения № О-3530 от 24.08.2017.
Определением арбитражного суда от 10.10.2017 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ФИО6, Прокуратура Томской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Томской области.
Решением суда от 01.12.2017 (резолютивная часть объявлена 24.11.2017) заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. Апелляционная жалоба мотивирована неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела.
Прокуратура, Департамент, Управление, в отзывах, представленных в суд в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) представители в судебном заседании, каждый, отзыв поддержали, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие третьего лица ФИО6, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывы, заслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ПАО «Томскэнергосбыт» зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Томску 31.03.2005 за основным государственным регистрационным номером <***>.
Распоряжением заместителя начальника Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области от 24.08.2017 г. № О-3530, по обращению гражданина, поступившего из прокуратуры Ленинского района г. Томска, назначено проведение внеплановой документарной проверки по вопросам нарушения порядка расчета платы за электроэнергию и ограничения предоставления коммунальной услуги по электроснабжению. Полагая, что Распоряжение от 24.08.2017 г. № О-3530 не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, ПАО «Томскэнергосбыт» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции не усмотрел совокупность оснований для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Общество, считая Распоряжение от 24.08.2017 г. незаконным и необоснованным, ссылается на нарушение Департаментом статей 10, 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ), поскольку оно вынесено без соответствующего основания, а также у ответчика отсутствовали полномочия на проведение данных проверок.
Указанные доводы общество поддерживает и в апелляционной жалобе.
Основу правового регулирования жилищных отношений между их участниками (часть 2 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации) определяют нормы жилищного законодательства, которое в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации), что отличает его от гражданского законодательства, которое в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в ведении Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации) и частью которого является законодательство о защите прав потребителей (пункт 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей").
Перечень вопросов в области жилищных отношений, в целом регулируемых положениями жилищного законодательства, закреплен пунктами 1 - 13 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом статья 8 Жилищного кодекса Российской Федерации, указывая на возможность применения к жилищным отношениям иного законодательства, закрепляет приоритет норм Жилищного кодекса Российской Федерации по таким вопросам, как предоставление коммунальных услуг и внесение платы за коммунальные услуги.
Вступивший в силу с 01 августа 2011 года Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" внес ряд изменений в положения Жилищного кодекса Российской Федерации, касающиеся распределения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений. Новая редакция статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации установила понятие государственного жилищного надзора и определила, что государственным жилищным надзором является исключительно региональный государственный надзор, общее определение которого приведено в пункте 3 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Положениями части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации определен предмет регионального государственного жилищного надзора, который осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами государственного жилищного надзора) и включает в себя, в том числе предупреждение, выявление и пресечение нарушений со стороны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов. В этой связи органами государственного жилищного надзора организуются и проводятся проверки указанных лиц и принимаются предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений (части 4 - 6 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора (равно как и с осуществлением соответствующего муниципального жилищного контроля), организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных чч. 4.1 и 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации. Причем перечисленные в части 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации основания для проведения внеплановой проверки в рамках государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля дополняют собой соответствующие основания, указанные в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", т.е. применяются наряду с основаниями, перечисленными в пункте 1, подпунктах "а", "б", "в" пункта 2 и пункте 3 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Конкретный порядок осуществления органами государственного жилищного надзора регионального государственного жилищного надзора должен устанавливаться высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации, и координирующей роли органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений (согласно взаимосвязанным положениям части 2 статьи 20, пунктов 16.1 и 16.2 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом в силу прямого указания, содержащегося в части 4 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, именно они осуществляют проверки, предметом которых среди прочего (с учетом положений части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации) должны являться вопросы соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и порядка предоставления коммунальных услуг, т.е. тех нормативных правовых актов, которые утверждены в соответствии со статьями 39, 156, 157, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, и к которым в настоящее время относятся: Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Все перечисленные нормативные правовые акты изданы на основании и во исполнение Жилищного кодекса Российской Федерации, что с учетом положений частей 2 и 4 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации объективно относит их к жилищному законодательству, регулирующему отношения по поводу: содержания и ремонта жилых помещений (пункт 6 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации); управления многоквартирными домами (пункт 8 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации); предоставления коммунальных услуг (пункт 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации); внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (пункт 11 части 1 ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации); осуществления государственного жилищного надзора (пункт 13 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Региональный государственный жилищный надзор, направленный на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, установленных исключительно жилищным законодательством, осуществляемый органами государственного жилищного надзора (статья 20 Жилищного кодекса Российской Федерации) и предполагающий, в том числе проведение проверок соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (в рамках Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля") обязательных требований вышеназванных нормативных правовых актов, не включает в себя проверку соблюдения обязательных требований законодательства, регулирующего отношения в области защиты прав потребителей (ст. 1 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей").
Соответственно федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, предусматривающий согласно положениям подпунктов 1 и 2 пункта 2 статьи 40 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" организацию и проведение проверок: соблюдения обязательных требований, установленных международными договорами Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей; соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность товаров (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение, и предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, установленным в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, не подразумевает проверку соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований жилищного законодательства (часть 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации), в частности, по вопросам предоставления коммунальных услуг и внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (пункты 10, 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
С учетом всего вышеизложенного, судебная коллегия отклоняет довод заявителя о том, что проверки поступившего заявления гражданина о нарушениях порядка расчета платы за электрическую энергию должны осуществляться в порядке Закона о защите прав потребителей, при этом единственным органом, который осуществляет государственный надзор в данной сфере является Роспотребнадзора.
Постановлением Губернатора Томской области от 03.10.2012 № 117 утверждено «Положение о Департаменте ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области» в соответствии с которым целью деятельности Органа является создание комфортных условий проживания населения Томской области в соответствии с установленными в сфере жилищно-коммунального хозяйства стандартами. Задачами деятельности Органа являются: 1) реализация государственной политики и регулирование отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства в пределах компетенции Органа; 2) эффективное осуществление государственного жилищного надзора на территории Томской области; 3) осуществление лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами (п. 3). Функции органа установлены в п. 9 Положения.
В соответствии с п.п. 25 п. 9 Положения Департамент осуществляет региональный государственный жилищный надзор посредством: а) организации и проведения в установленном порядке проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к: предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах; определению размера и внесению платы за коммунальные услуги; обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов.
Из материалов дела следует, что 13.07.2017 к Прокурору Ленинского района г.Томска обратился гражданин ФИО6 с жалобой на действия ПАО «Томскэнергосбыт» по ограничению в предоставлении электроэнергии (л.д. 40). Письмом от 17.07.2017 Прокурор Ленинского района г.Томска направил данную жалобу в Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области для рассмотрения по существу со ссылкой на ч.3 ст. 8 Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (л.д. 39). По результатам данного обращения 24.08.2017 государственным жилищным инспектором Томской области ФИО7 вынесено мотивированное представление о проведении внеплановой проверки.
Таким образом, вышеуказанное обращение гражданина ФИО6 (потребителя жилищных услуг) содержало информацию о нарушении требований к порядку предоставления коммунальных услуг со стороны заявителя, что, в силу п. «в» ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ и ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ являлось основанием для проведения ответчиком внеплановой проверки.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии у Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области оснований и полномочия для назначения вышеуказанной внеплановой документарной проверки и вынесения оспариваемого Распоряжения от 24.08.2017г. № О-3530.
Довод заявителя о том, что заявление гражданина должно содержать сведения о фактах нарушениях конкретных требований перечисленных в ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ, подлежит отклонению как необоснованный, поскольку заявление соответствует требованиям, установленным ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ.
Таким образом, к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, предмет которого раскрывается в ст. 20 ЖК РФ и Положении о государственном жилищном надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013г. №493 «О государственном жилищном надзоре», организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов) и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, также применяются положения Закона №294-ФЗ, но с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 статьи 20 ЖК РФ (ч.З ст. 20 ЖК РФ) во взаимосвязи с п. 26 ч. 4 ст. 1 Закона №294-ФЗ, согласно которому при осуществлении регионального государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами.
При этом из содержания ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ следует, что в рамках государственного жилищного надзора поступление в орган государственного жилищного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе посредством государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, которая согласно п.40 ч.1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.2014г. №209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» должна включать в себя «информацию о поступивших обращениях по вопросам ЖКХ и о результатах их рассмотрения», является самостоятельным безусловным основанием для проведения внеплановых проверок (в дополнение к основаниям, указанным в ч.2 ст. 10 Закона №294-ФЗ, подпункт «в» п.2 которой обращения граждан в органы государственного жилищного надзора вообще никак не затрагивает). Здесь же императивно закреплено, что «внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки», а в силу ч. 4.4. ст. 20 ЖК РФ информация о нарушениях, перечисленных в ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ, размещенная в государственной информационной системе ЖКХ, для органов государственного жилищного надзора «является официальной информацией, поступившей в данные органы, и основанием для проведения внеплановой проверки».
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено, в связи с чем оснований для переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого предписания и об отсутствии нарушении в данном случае прав и законных интересов ПАО «Томскэнергосбыт» являются обоснованными.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Томской области от 01.12.2017 по делу № А67-6858/2017, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления.
Председательствующий Павлюк Т. В.
Судьи Кривошеина С. В.
ФИО1