ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А67-8034/20 от 15.02.2022 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Тюмень                                                                     Дело № А67-8034/2020

Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме февраля 2022 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                     Зиновьевой Т.А.,

судей                                                    Демидовой Е.Ю.,

                                                             ФИО1 -

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования «Спасское сельское поселение» в лице администрации Спасского сельского поселения на постановление от 02.11.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Кривошеина С.В., Павлюк Т.В.) по делу № А67-8034/2020 по заявлению муниципального образования «Спасское сельское поселение» в лице администрации Спасского сельского поселения (634528, <...>, ИНН <***>,
ОГРН <***>) к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (634003,
<...>, ИНН <***>,
ОГРН <***>) о признании незаконным решения от 20.07.2020
№ КУВД-001/2020/8182302.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: администрация Томского района, департамент
по управлению государственной собственностью Томской области, межрегиональное территориальное управление Федерального агентства
по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях, департамент лесного хозяйства Томской области.

Суд установил:

муниципальное образование «Спасское сельское поселение» в лице администрации Спасского сельского поселения (далее – администрация, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением
к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (далее - Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 20.07.2020
№ КУВД-001/2020/8182302, на основании которого зарегистрировано право собственности заявителя не земельный участок.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечены администрация Томского района, департамент
по управлению государственной собственностью Томской области.

Решением от 07.06.2021 Арбитражного суда Томской области
в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обратилась в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой.

Определением от 15.09.2021 суд апелляционной инстанции перешел
к рассмотрению дела по правилам, предусмотренным для рассмотрения дела в суде первой инстанции по общим правилам искового производства
на основании части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), привлек к участию в деле
в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях и департамент Лесного хозяйства Томской области.

Постановлением от 02.11.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение от 07.06.2021 Арбитражного суда Томской области по делу отменено. По делу принят новый судебный акт. Муниципальному образованию «Спасское сельское поселение» в лице администрации Спасского сельского поселения отказано в признании незаконным решения управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра
и картографии по Томской области от 20.07.2020 № КУВД-001/2020/8182302.

Не согласившись с принятым постановлением суда апелляционной инстанции, администрация обратилась в суд с кассационной жалобой,
в которой просит отменить обжалуемый судебный акт и, не передавая дела на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований либо отменить постановление суда апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

В обоснование жалобы администрация указывает на то, что выводы суда апелляционной инстанции о возможности регистрации права собственности администрации на земельный участок основаны на неправильном истолковании закона, поскольку спорный земельный участок расположен
в границах зоны особо охраняемой природной территории, поэтому право собственности на земельный участок должно было быть зарегистрировано
за департаментом по управлению государственной собственностью Томской области.

В отзыве на кассационную жалобу ответчик просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, кассационную жалобу –
без удовлетворения.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: администрация Томского района, департамент
по управлению государственной собственностью Томской области, межрегиональное территориальное управление Федерального агентства
по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях, департамент Лесного хозяйства Томской области, отзывы
на кассационную жалобу не представили.

Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле о времени
и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассмотрена
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 АПК РФ.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке, предусмотренном статьей 286 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции
не находит оснований для его отмены.

Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии
с постановлением администрации Томского района от 02.11.1994 № 591-з ФИО2 выдано свидетельство на право собственности на землю площадью 5,1 га в границах земель акционерного общества закрытого типа Агрообъединение «Батуринское».

Земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300095:154 площадью 51 000 кв.м. поставлен на государственный кадастровый учет 09.07.2004 в связи с его выделом в счет земельной доли из земельного участка с кадастровым номером 70:0300095:354 по адресу: Томская область, Томский район, село Батурино, урочище Ларино, на основании заявки ФИО2 о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.

28.07.2020 в адрес муниципального образования «Спасское сельское поселение» поступило уведомление Управления от 20.07.2020
№ КУВД-001/2020-8182302 о том, что произведена государственная регистрация права собственности муниципального образования «Спасское сельское поселение» на земельный участок по адресу: юго-западная часть кадастрового квартала, кадастровый номер 70:14:0300095:154.

Полагая, что уведомление не соответствует действующему законодательству Российской Федерации, администрация обратилась в суд
с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований при рассмотрении дела по правилам, предусмотренным для рассмотрения дела в суде первой инстанции по общим правилам искового производства, суд апелляционной инстанции руководствовался статьями 7, 8, 19, 39.30, 44, 53, 56, 77, 94, 95, 97, 104, 105 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ),  Федеральным законом от 21.12.2004 № 172 – ФЗ «О переводе земельных участков из одной категории в другую (далее – Закон № 172-ФЗ), Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Спасское сельское поселение» Томского района Томской области, утвержденных решением Совета от 05.08.2020 № 143, исходил
из того, что спорный земельный участок полностью расположен
на территории Спасского сельского поселения, поэтому при отказе ФИО2 от земельного участка право собственности на него переходит к муниципальному образованию «Спасское сельское поселение»
в лице администрации Спасского сельского поселения.

Суд округа считает выводы суда апелляционной инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных
с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного
из названных условий служит основанием для оставления заявления
без удовлетворения.

При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5
статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав
и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.

В соответствии со статьей 44 ЗК РФ право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности
на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством.

Согласно пункту 2 статьи 53 ЗК РФ отказ от права собственности
на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган регистрации прав. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.

В соответствии с частью 1 статьи 56 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) государственная регистрация прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа
от соответствующего права собственности осуществляется на основании заявления собственника земельного участка или земельной доли.

К указанному в части 1 настоящей статьи заявлению прилагается правоустанавливающий документ на земельный участок либо документ, устанавливающий или удостоверяющий право на земельную долю. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если право собственности на эти земельный участок или земельную долю ранее было зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (часть 2 статьи 56 Закона № 218-ФЗ).

При государственной регистрации прекращения права собственности
на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от такого права осуществляется государственная регистрация права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, к собственности которых будут отнесены эти земельный участок или земельная доля,
без заявления о государственной регистрации возникновения или перехода права (часть 4 статьи 56 Закона № 218-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 53 ЗК РФ отказ от права собственности
на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган регистрации прав. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.

Как указано в пункте 1 статьи 19 ЗК РФ, если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.

Понятие межселенной территории определено в Законе № 131-ФЗ.

Согласно абзацу 12 части 1 статьи 2 Закона № 131-ФЗ межселенной является территория муниципального района, находящаяся вне границ поселений.

Судом апелляционной инстанции на основании материалов дела сделан вывод о том, что на территории Томского района межселенная территория отсутствует и, поскольку ФИО2 отказалась от земельного участка, право собственности на него переходит к муниципальному образованию «Спасское сельское поселение» в лице администрации Спасского сельского поселения, на территории которого он расположен.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 39.30 ЗК РФ не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации земельные участки из состава земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, лесного фонда,
а также в границах особых экономических зон, созданных в соответствии
с Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

В силу статьи 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования
и оборота и для которых установлен особый правовой режим. К землям особо охраняемых территорий относятся земли: 1) особо охраняемых природных территорий; 2) природоохранного назначения; 3) рекреационного назначения; 4) историко-культурного назначения; 5) особо ценные земли (пункт 2). Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов (пункт 3).

Исходя из пункта 1 статьи 95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

На основании пункта 1 статьи 97 ЗК РФ к землям природоохранного назначения относятся земли, занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством (за исключением защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий), а также иные земли, выполняющие природоохранные функции.

В главе XIX ЗК РФ предусмотрено специальное регулирование
для земель, расположенных в зонах с особыми условиями использования.

Согласно статье 104 ЗК РФ зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в следующих целях: 1) защита жизни
и здоровья граждан; 2) безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства; 3) обеспечение сохранности объектов культурного наследия; 4) охрана окружающей среды, в том числе защита и сохранение природных лечебных ресурсов, предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира; 5) обеспечение обороны страны и безопасности государства.

В этих целях в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится
над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами
о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают
или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон
с особыми условиями использования территорий (пункт 2). Земельные участки, включенные в границы зон с особыми условиями использования территорий, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, если иное не предусмотрено федеральным законом (пункт 3).

Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, спорный земельный участок полностью расположен
на территории Спасского сельского поселения.

Согласно статье 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения (подпункт пункта 1). Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями федеральных законов (пункт 2
в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений).

Статьей 77 ЗК РФ предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках
и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения
и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории
в другую, осуществляется ЗК РФ и Законом № 172-ФЗ.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель
к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 ЗК РФ).

Как следует из части 1 статьи 7 Закона № 172-ФЗ, перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее - линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой
на период осуществления строительства линейных объектов (пункт 6).

Пунктом 3 статьи 4 Закона № 172-ФЗ установлено, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

В силу части 2 статьи 10 Закона № 172-ФЗ перевод земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли особо охраняемых территорий и объектов (за исключением земель населенных пунктов) допускается в случае создания особо охраняемых территорий; создания туристско-рекреационных особых экономических зон; в иных установленных Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами случаях.

Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации
и в муниципальной собственности. Использование включенных в состав особо охраняемых природных территорий земель и земельных участков иных категорий ограничивается с учетом необходимости защиты природных комплексов особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий.

Совокупное толкование приведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что действующим законодательством предусмотрена возможность включения в состав особо охраняемых природных территорий земельных участков иных категорий.

Таким образом, руководствуясь приведенными выше нормами права,  исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные
в материалы дела доказательства и установив, что ФИО2 отказалась от спорного земельного участка, расположенного на территории Спасского сельского поселения, суд апелляционной инстанции пришел
к обоснованному выводу об отсутствии нарушений действующего законодательства при осуществлении Управлением регистрации возникновения права собственности муниципального образования «Спасское сельское поселение» в лице администрации Спасского сельского поселения на спорный земельный участок.

Вопреки доводам подателя жалобы, расположение спорного земельного участка в пределах зоны особо охраняемой природной территории областного значения, созданной постановлением Администрации Томской области от 03.10.2012 №377а «О создании государственного ландшафтного заказника областного значения «Ларинский» и его охранной зоны», не влечет автоматического возникновения права государственной собственности
на данный участок, поскольку пункт 2 статьи 95 ЗК РФ, регулирующий правовой режим земель особо охраняемых природных территорий,
не исключает нахождение особо охраняемых природных территорий
как в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, в муниципальной собственности и в собственности граждан
и юридических лиц.

Ссылка подателя жалобы на необходимость передачи спорного земельного участка в федеральную собственность в силу его отнесения
к категории земель лесного фонда надлежащими доказательствами
не подтверждена.

При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу,
что заявителем не доказано нарушение заинтересованным лицом действующего законодательства при осуществлении регистрационных действий.

При этом суд кассационной инстанции отмечает, что при наличии нарушения прав администрации пересечением границ спорного земельного участка с земельными участками иных собственников спор о праве подлежит рассмотрению в исковом порядке, а не путем оспаривания действий регистрирующего органа в порядке главы 24 АПК РФ.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов
и возражений сторон, а окончательные выводы соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов на основании доводов, изложенных
в кассационной жалобе.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены судебных актов в любом случае, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

постановление от 02.11.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А67-8034/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                     Т.А. ФИО3

Судьи                                                                  Е.Ю. Демидова

                                                                            М.А. Севастьянова