ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А67-8700/2023 от 27.02.2024 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, https://7aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Томск Дело № А67-8700/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2024 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2024 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Хайкиной С.Н.,

судей Зайцевой О.О.,

Фаст Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судбеног заседания Сперанской Н.В., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента образования администрации Города Томска (№ 07АП-403/2024) на решение от 13.12.2023 Арбитражного суда Томской области по делу №А67-8700/2023 (судья Чиндина Е.В.) по заявлению автономной некоммерческой организации дошкольного образования «Академический» (634055, Томская область, г. Томск, пр-кт Академический, дом 17; ИНН 7017999425, ОГРН 1117000001249) к Департаменту образования администрации Города Томска (634021, Томская область, г. Томск, ул. Шевченко, дом 41а; ИНН 7021022449, ОГРН 1037000082822) о признании незаконным решения, выраженного в письме от 01.09.2023 № 01-22/4035.

В судебном заседании приняли участие:

от заявителя: Великова О.А.

от заинтересованного лица: без участия, извещено

УСТАНОВИЛ:

Автономная некоммерческая организация дошкольного образования «Академический» (далее – АНОДО «Академический», организация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Департаменту образования администрации Города Томска (далее – Департамент, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения, выраженного в письме от 01.09.2023 № 01-22/4035.

Решением Арбитражного суда Томской области от 13.12.2023 признано незаконным решение Департамента о возврате субсидии, выраженное в письме от 01.09.2023 № 01-22/4035. На Департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АНОДО «Академический».

Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает, что нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы предоставления рассматриваемой субсидии, не предусмотрены нормы о необходимости учета объективной возможности выполнения принятых на себя обязательств, зависимости воли и действий организации, принявшей на себя определенные обязательства, от внешних факторов. Прекращение функционирования созданных организацией дошкольных мест ранее срока окончания действия национального проекта «Демография» (до 31.12.2024), свидетельствует о нарушении организацией условий предоставления субсидии.

АНОДО «Академический» в отзыве на апелляционную жалобу указывает на отсутствие оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что в рамках реализации федерального проекта «Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет» национального проекта «Демография» между Департаментом и АНОДО «Академический» заключено Соглашение от 05.10.2020 № 10-2020-06160 о предоставлении из бюджета муниципального образования «Город Томск» субсидии на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет любой направленности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (за исключением государственных, муниципальных), и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в том числе адаптированным, и присмотр и уход за детьми (с учетом дополнительного соглашения от 29.10.2023 № 10-2020-06160/2), на основании которого была предоставлена субсидия в размере 1 770 536 руб. 78 коп. на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет любой направленности по адресу: г. Томск, Иркутский тракт, 202/2.

Пунктом 1.1 Соглашения от 05.10.2020 № 10-2020-06160 предусмотрено, что предметом настоящего Соглашения является предоставление из бюджета муниципального образования «Город Томск» в 2020 году субсидии: 1.1.1 в целях возмещения затрат Получателя, связанных с созданием дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет любой направленности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (за исключением государственных, муниципальных), и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в том числе адаптированным, и присмотр и уход за детьми (далее – Субсидия); 1.1.2. в целях реализации Получателем мероприятия по созданию дополнительных мест (групп) для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет любой направленности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (за исключением государственных, муниципальных), и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в том числе адаптированным, и присмотр и уход за детьми федерального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» национального проекта «Демография» с достижением показателя результативности в соответствии с приложением № 1 к настоящему Соглашению.

В соответствии с под. 3.2.1 п. 3.2 Соглашения от 05.10.2020 № 10-2020-06160 субсидия предоставляется при соблюдении иных условий, в том числе соответствие Получателя критериям отбора, указанным в пункте 4 Правил предоставления субсидии, в частности, принятие Организацией обязательств по обеспечению функционирования созданных дошкольных мест в период действия федерального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет» национального проекта «Демография».

На основании приказа Департамента от 16.08.2023 № 394 в августе 2023г. была проведена проверка исполнения АНОДО «Академический» обязательств по обеспечению функционирования созданных дополнительных дошкольных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, по результатам которой составлена справка о результатах проверки от 24.08.2023.

Согласно указанной справке о результатах проверки от 24.08.2023 в АНОДО «Академический» в рамках реализации федерального проекта «Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет» национального проекта «Демография» было дополнительно создано 49 мест по адресу: г. Томск, Иркутский тракт, 202/2, на которые Департаментом предоставлена субсидия в размере 1 770 536 руб. 78 коп.

На основании приказа Департамента образования администрации Города Томска от 03.04.2023 № 175 «О проведении проверки в АНОДО «Академический» по адресу: г. Томск, Иркутский тракт, 202/2» 05.04.2023 специалистами Департамента был осуществлен выезд в АНОДО «Академический» по адресу: г. Томск, Иркутский тракт, 202/2 с целью проверки соблюдения обязательств по обеспечению функционирования созданных дошкольных мест в период действия федерального проекта «Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет» национального проекта «Демография». По результатам установлено, что АНОДО «Академический» по адресу: г. Томск, Иркутский тракт, 202/2 на момент осуществления выезда ворота закрыты, людей в здании не видно, дорожки занесены снегом, следов нет, на нахождение посторонних людей у ворот никто не обратил внимание, из здания никто не вышел, хотя на здании установлены видеокамеры, таким образом, дополнительно созданные 49 мест в АНОДО. «Академический» по адресу: г. Томск, Иркутский тракт, 202/2 в рамках реализации федерального проекта «Содействия занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет» национального проекта «Демография», на которые предоставлена субсидия в размере 1 770 536,78 руб., по внешним признакам не функционируют.

В адрес АНОДО «Академический» было направлено письмо (исх. от 20.06.2023 № 01-22/3018) с просьбой разъяснить, функционируют ли вышеуказанные созданные дополнительные места.

На указанное письмо был получен ответ (письмо директора АНОДО «Академический» О.А. Беликовой вх. от 23.06.2023 № 01-21/5048) о том, что созданные 49 мест в АНОДО «Академический» по адресу: г. Томск, Иркутский тракт, 202/2 не функционируют в связи с отсутствием детей по данному адресу, поскольку в настоящее время отсутствует потребность в дошкольном образовании в этом районе, АНОДО «Академический» принимала и принимает все меры по поиску новых клиентов, выражена готовность принять детей по данному адресу в случае их наличия.

С учетом данных обстоятельств Департаментом был сделан вывод о том, что дополнительно созданные 49 мест в АНОДО «Академический» по адресу: г. Томск, Иркутский тракт, 202/2 в рамках реализации федерального проекта «Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет» национального проекта «Демография», на которые предоставлена субсидия в размере 1 770 536 руб. 78 коп., не функционируют. Соответственно, условия п. 3.2.1 Соглашения от 05.10.2020 № 10-2020-06160, а также подпункта 5 пункта 4, подпункта «и» подпункта 3 пункта 11 Порядка в части принятия организацией обязательств по обеспечению функционирования созданных дошкольных мест в период действия федерального проекта «Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет» национального проекта «Демография» не выполняются.

Письмом от 01.09.2023 № 01-22/4035 Департамент сообщил АНОДО «Академический» о необходимости возврата в бюджет муниципального образования «Город Томск» средств субсидии в размере 1 770 536 руб. 78 коп., перечисленных на возмещение затрат по созданию дополнительных мест в детских садах для детей от 1,5 до 3 лет в 2020 году, не позднее 20 рабочих дней с момента получения уведомления.

Полагая, что решение о возврате средств субсидии, изложенное в письме от 01.09.2023 № 01-22/4035, является незаконным и нарушает его права и законные интересы, АНОДО «Академический» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности решения Департамента о возврате субсидии, выраженного в письме от 01.09.2023 № 01-22/4035.

Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.

В соответствии с частью 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьей 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров.

Согласно пункту 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Пунктом 3 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также результаты их предоставления; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 БК РФ).

Постановлением Администрации Томской области от 27.09.2019 № 342а утверждена государственная программа «Развитие образования в Томской области», предусматривавшая предоставление бюджетам муниципальных образований Томской области субсидии на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет любой направленности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (за исключением государственных и муниципальных), и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в том числе адаптированным, и присмотр и уход за детьми (далее - субсидия) в рамках федерального проекта «Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» национального проекта «Демография» (Приложение № 11, в редакции действовавшей на момент заключения соглашения от 05.10.2020).

Постановлением Администрации Города Томска от 21.08.2020 № 764 утвержден Порядок определения объема и условий предоставления субсидии на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет любой направленности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (за исключением государственных, муниципальных), и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в том числе адаптированным, и присмотр и уход за детьми (далее – Порядок № 764).

В соответствии с пунктом 2 Порядка № 764 целью предоставления Субсидии в соответствии с государственной программой «Развитие образования в Томской области» является возмещение затрат организациям, осуществляющим образовательную деятельность (за исключением государственных, муниципальных), и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в том числе адаптированным, и присмотр и уход за детьми (далее - Организация).

Критерии отбора организаций, имеющих право на получение субсидии, установлены в пункте 4 Порядка № 764.

Условия, при которых организации предоставляется субсидия, предусмотрены в пункте 11 Порядка № 764.

Подпунктом 8 пункта 6 Порядка № 764 предусмотрено, что для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии организация предоставляет в Департамент лично либо почтовой связью (по выбору организации), в частности, заявление, подписанное руководителем и заверенное печатью организации (при наличии), о том, что организация принимает обязательства по обеспечению функционирования созданных дошкольных мест в период действия федерального проекта «Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет» национального проекта «Демография».

В силу пункта 10 Порядка № 764 в случае принятия Департаментом решения о соответствии Организации и представленных ею документов требованиям Порядка и об определении размера (планового объема) субсидии между Департаментом и организацией в срок не более 10 рабочих дней со дня принятия Департаментом соответствующего решения заключается соглашение о предоставлении субсидии в соответствии с типовой формой, утвержденной департаментом финансов администрации Города Томска, и требованиями Порядка.

В соответствии с пунктом 19 Порядка № 764 организация обязана возвратить средства перечисленной субсидии на единый счет бюджета муниципального образования «Город Томск», в частности, в случае нарушения организацией условий, установленных при предоставлении субсидии, выявленных по фактам проверок Департамента и органа муниципального финансового контроля, недостижения результата предоставления субсидии и показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии.

Основанием для принятия оспариваемого решения, послужил вывод Департамента о нарушении организацией абзаца шестого подпункта 3.2.1 пункта 3.2 Соглашения, а также подпункта 5 пункта 4, подпункта «и» подпункта 3 пункта 11 Порядка № 764 в части не выполнения принятого обязательства по обеспечению функционирования созданных дошкольных мест в период действия федерального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования детей в возрасте до 3 лет» национального проекта «Демография».

Суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ, представленную в материалы дела совокупность доказательств, установив, что на дату обращения организации в Департамент за получением субсидии АНОДО «Академический» соответствовала всем критериям, предусмотренным пунктом 4 Правил № 764, установленное соглашением о предоставлении субсидии от 05.10.2020 № 10-2020- 06160 значение показателя результативности предоставления субсидии в виде создания 49 дополнительных мест в срок до 30.12.2020 достигнуто АНОДО «Академический» в обусловленные соглашением сроки, филиал АНОДО «Академический» по адресу: Иркутский тракт 202/2 успешно работал в течение 2020, 2021, 2022 годов, в 2023 году произошло резкое уменьшение количества детей в городе Томске, в связи с чем не удалось укомплектовать созданные группы детьми, при этом в течение первой половины 2023 года АНОДО «Академический» совершались действия, направленные на привлечение в данный филиал детей, однако набор детей в группы совершить не удалось по причине отсутствия детей, в связи с чем АНОДО «Академический» было вынуждено приостановить деятельность филиала по адресу: Иркутский тракт, 202/2, принимая во внимание, что созданные группы должны комплектоваться только детьми, стоящими в очереди в муниципальные дошкольные образовательные учреждения Города Томска, формирование групп из числа иных детей, которые не стоят в очереди в детский сад, не будет соответствовать условиям предоставления субсидии, сделал законный и обоснованный вывод об отсутствии в данном случае оснований для возврата организацией средств субсидии.

Доводы Департамента, приведенные в апелляционной жалобы, признаются апелляционным судом несостоятельными.

Учитывая то, что на организации лежала обязанность по комплектованию групп из детей, стоящих в очереди в муниципальные дошкольные образовательные учреждения города Томска в автоматизированной информационной системе «Комплектование ДОО», с обязательным отражением о зачислении в организацию в АИС «Комплектование ДОО», Департаментом в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено доказательств наличия в 2023 году дефицита мест в государственных или муниципальных образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования, а, соответственно, наличие детей, не обеспеченных местом в государственных или муниципальных образовательных организациях, которые могли бы быть зачислены на созданные АНОДО «Академический» дополнительные места.

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательства представляются лицами, участвующими в деле (статьи 65, 66 АПК РФ).

Как верно указал суд первой инстанции, фактическое отсутствие достаточного количества детей, наличие свободных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, отсутствие решения родителей (законных представителей) отдать ребенка в детский сад АНОДО «Академический», являются объективными препятствиями для ведения деятельности на созданных местах в частной дошкольной организации, не зависящими от воли и действий заявителя.

Ссылка Департамента на то, что национальный проект «Демография» действует до 31.12.2024, апелляционным судом отклоняется, поскольку имеется возможность функционирования образованных организацией дополнительных дошкольных мест в случае появления соответствующей необходимости в них, учитывая, что филиал АНОДО «Академический» по адресу: Иркутский тракт 202/2 успешно работал в течение 2020, 2021, 2022 годов.

На основании вышеизложенного арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется.

Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Поскольку заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 АПК РФ судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.

Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 13.12.2023 Арбитражного суда Томской области по делу №А67-8700/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента образования администрации Города Томска – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Председательствующий С.Н. Хайкина

судьи О.О. Зайцева

Е.В. Фаст