ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула
Дело № А68-8890/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 19.03.2018.
Постановление в полном объеме изготовлено 26.03.2018
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Дайнеко М.М., судей Капустиной Л.А. и Заикиной Н.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Назарян Г.А., с участием истца ФИО1, в отсутствие других извещенных надлежащим образом участвующих в деле лиц, рассмотрев апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город Алексин на решение Арбитражного суда Тульской области от 25.12.2017 по делу № А68-8890/2017 (судья Большаков Д.В.), принятое по иску индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Администрации муниципального образования город Алексин (ОГРН <***>, ИНН <***>), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), третье лицо: ФИО2, о внесении изменений в соглашение об установлении частного сервитута на часть земельного участка от 06.12.2013, обязании внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, взыскании задолженности в размере 166 495 руб. 60 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 17 631 руб. 29 коп, установил следующее.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 25.12.2017 иск к администрации удовлетворен. В части требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области производство прекращено в связи с отказом от иска в указанной части.
Основанием для удовлетворения требований послужило правопреемство Администрации в соглашении о сервитуте и возникшая задолженность за пользование земельным участком истца.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с жалобой о его отмене, полагает, что соглашение о сервитуте недействительно, поскольку заключено с нарушением п. 4 ст. 23 Земельного кодекса РФ о сроке сервитута. Заявитель жалобы полагает, что установленный соглашением о сервитуте размер платы необоснованно завышен.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась в арбитражный суд с уточненным иском к администрации муниципального образования город Алексин, в котором просит изложить с 01.01.2015 преамбулу соглашения об установлении частного сервитута на часть земельного участка от 06.12.2013 в следующей редакции: «ФИО1, гражданка РФ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: г. Алексин Тульской области, паспорт: <...>, выдан 12.09.2001 г., Алексинским ГОВД Тульской области, код подразделения 712-006, зарегистрированная по адресу: 117628 <...> и ФИО2, гражданка РФ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: г.Алексин Тульской области, паспорт: <...>, выдан 28.08.2001 г., УВД Центрального района г.Тулы, код подразделения 712-001, зарегистрированная по адресу: 300041, <...>, именуемые в дальнейшем «Собственники», с одной стороны и Администрация Муниципального образования город Алексин, ОГРН <***>, ИНН/КПП <***>/711101001, юридический адрес: РФ, 301361, <...>, в лице главы администрации муниципального образования город Алексин ФИО3, действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем «Сервитуарий», с другой стороны, а вместе именуемые «Стороны»,», а так же взыскать с администрации муниципального образования город Алексин задолженность в размере 166 495 руб. 60 коп., проценты за пользование денежными средствами с 11.01.2015 по 27.03.2017 в размере 17 631 руб. 29 коп., а также проценты за пользование денежными средствами с 28.03.2017 по день фактического исполнения обязательства.
Истец отказалась от требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области о внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, в отношении земельного участка с кадастровым номером 71:01:020101:151, в раздел 2 ЕГРН, п. 4.1.1 и п. 4.2.1 в подпункт: «Лицо, в пользу которого установлено ограничение прав и обременение объекта: Администрация Муниципального образования город Алексин».
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ФИО2.
Из материалов дела следует, что 06.12.2013 между ФИО1, ФИО2 (собственники) и администрацией муниципального образования Шелепинское (сервитуарий) заключено соглашение об установлении частного сервитута на часть земельного участка, согласно пункту 1.1 которого собственники в соответствии с условиями соглашения предоставляют сервитуарию для прокладки и эксплуатации газопровода в соответствии с проектом «Газификации д. Сурнево Алексинского района Тульской области» право постоянного ограниченного пользования (сервитут) частью земельного участка, общей площадью 897 кв.м, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; ориентир жилой дом; участок находится примерно в 360 м от ориентира по направлению на восток; почтовый адрес ориентира: Тульская область, Алексинский район, д. Сурнево, кадастровый номер 71:01:020101:151, категория земельного участка: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.
Согласно п. 1.2 соглашения сервитут по условиям соглашения устанавливлен сроком на 49 лет с момента его подписания.
В силу пунктов 4.1-4.2 соглашения плата за установленный сервитут части земельного участка составляет 11 212 руб. в месяц, из которых сумму в размере 6 166 руб. 60 коп. получает ФИО1, а 5 045 руб. 40 коп. – ФИО2, оплата производится сервитуарием ежемесячно не позднее 10 числа месяца на расчетные счета собственников с соблюдением требований действующего законодательства.
Размер платы за сервитут собственники вправе пересматривать по мере увеличения собственных расходов, связанных с содержанием, но не чаще одного раза в год (пункт 4.3 соглашения).
Соглашение об установлении частного сервитута от 06.12.2013 зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области 26.12.2014, запись регистрации № 71/71/02/006/2017-177.
28.03.2017 ФИО1 и ФИО2 обратились в Администрацию муниципального образования город Алексин с заявлением, в котором просили: подписать проект дополнительного соглашения к соглашению об установлении частного сервитута на часть земельного участка от 06.12.2013 в следующей редакции: «Согласно положениям Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 5 Закона Тульской области от 11 июня 2014 года № 2140-ЗТО «О преобразовании муниципальных образований, расположенных на территории Алексинского района Тульской области», решения Собрания депутатов муниципального образования г. Алексин от 22 сентября 2014 г. № 1(1).8 «О правопреемственности органов местного самоуправления Алексинского района»; изложить с 01.01.2015 преамбулу соглашения об установлении частного сервитута на часть земельного участка от 06.12.2013 в следующей редакции: «ФИО1, гражданка РФ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: г. Алексин Тульской области, паспорт: <...>, выдан 12.09.2001 г., Алексинским ГОВД Тульской области, код подразделения 712-006, зарегистрированная по адресу: 117628 <...> и ФИО2, гражданка РФ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: г.Алексин Тульской области, паспорт: <...>, выдан 28.08.2001 г., УВД Центрального района г. Тулы, код подразделения 712-001, зарегистрированная по адресу: 300041, <...>, именуемые в дальнейшем «Собственники», с одной стороны и Администрация Муниципального образования город Алексин, ОГРН <***>, ИНН/КПП <***>/711101001, юридический адрес: РФ, 301361, <...> в лице главы администрации муниципального образования город Алексин ФИО3, действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем «Сервитуарий», с другой стороны, а вместе именуемые «Сторон», действуя добровольно, заключили настоящее соглашение о нижеследующем:»
Также в заявлении ФИО1 и ФИО2 просили администрацию обеспечить регистрацию дополнительного соглашения в органах Росреестра после подписания; оплатить возникшую задолженность в размере 166 495 руб. 60 коп. (ФИО1) и 136 225 руб. 80 коп. (ФИО2), а также проценты за пользование чужими денежными средствами. К заявлению ФИО1 и ФИО2 приложили проект подписанного с их стороны дополнительного соглашения от 27.03.2017 в 4-х экземплярах.
В письме от 19.04.2017 № 766/05 администрация заявила об отсутствии правовых оснований на внесение изменений в соглашение об установлении частного сервитута, оплату задолженности по данному соглашению и направление в адрес заявителей подписанного дополнительного соглашения, что явилось основанием для обращения ФИО1 в арбитражный суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя требования истца, арбитражный суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны заключении договора.
Всилу пункта 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (пункт 3 статьи 274 ГК РФ).
Всоответствии с пунктом 5 статьи 274 ГК РФ собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.
Всилу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота и иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
06.12.2013 между ФИО1, ФИО2 (собственники) и администрацией муниципального образования Шелепинское (сервитуарий) заключено соглашение об установлении частного сервитута на часть земельного участка, согласно пункту 1.1 которого собственники в соответствии с условиями соглашения предоставляют сервитуарию для прокладки и эксплуатации газопровода в соответствии с проектом «Газификации д. Сурнево Алексинского района Тульской области» право постоянного ограниченного пользования (сервитут) частью земельного участка, общей площадью 897 кв.м, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; ориентир жилой дом; участок находится примерно в 360 м от ориентира по направлению на восток; почтовый адрес ориентира: Тульская область, Алексинский район, д. Сурнево, кадастровый номер 71:01:020101:151, категория земельного участка: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.
В силу Закона Тульской области от 11.06.2014 № 2140-ЗТО «О преобразовании муниципальных образований, расположенных на территории Алексинского района Тульской области» муниципальные образования город Алексин Алексинского района, Авангардское Алексинского района, Буныревское Алексинского района, Шелепинское Алексинского района объединены, создано вновь образованное муниципальное образование город Алексин.
Согласно ст. 5 приведенного Закона органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования город Алексин в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления муниципальных образований город Алексин Алексинского района, Авангардское Алексинского района, Буныревское Алексинского района, Шелепинское Алексинского района, Алексинский район, которые на день создания вновь образованного муниципального образования город Алексин осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования город Алексин.
Решением Собрания депутатов муниципального образования город Алексин от 30.09.2014 № 2(2).2 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов муниципального образования город Алексин от 22.09.2014 № 1(1).8 «О правопреемственности органов местного самоуправления Алексинского района» установлено, что администрация вновь образованного муниципального образования город Алексин является правопреемником администрации муниципального образования город Алексин Алексинского района, администрации муниципального образования Авангардское Алексинского района, администрации муниципального образования Буныревское Алексинского района, администрации муниципального образования Шелепинское Алексинского района, администрации муниципального образования Алексинский район, администрации муниципального образования Солопенское Алексинского района, администрации муниципального образования Мичуринское Алексинского района в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
01.01.2015 вступило в силу решение Собрания депутатов муниципального образования город Алексин от 22.09.2014 № 1(1).8 «О правопреемстве органов местного самоуправления Алексинского района» и решение Собрания депутатов муниципального образования город Алексин от 30.09.2014 № 2(2).2 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов муниципального образования город Алексин от 22.09.2014 № 1(1).8 «О правопреемственности органов местного самоуправления Алексинского района».
24.12.2014 Собранием депутатов муниципального образования город Алексин принято решение № 7(7).19 «О создании администрации муниципального образования город Алексин и наделении ее правами юридического лица».
29.12.2014 администрация муниципального образования город Алексин была зарегистрирована в качестве юридического лица.
13.01.2015 Собранием депутатов муниципального образования город Алексин принято решение № 1(9).2 о ликвидации юридических лиц, в том числе и администрации муниципального образования Шелепинское Алексинского района.
Со дня вступления решения Собрания депутатов муниципального образования город Алексин от 22.09.2014 права и обязанности перешли к вновь созданным муниципальному образованию город Алексин и администрации муниципального образования город Алексин.
24.12.2015 администрация муниципального образования Шелепинское Алексинского района Тульской области прекратила деятельность в качестве юридического лица, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра юридических лиц от 15.09.2017.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в силу правопреемства сервитуарием по соглашению об установлении частного сервитута на часть земельного участка от 06.12.2013 является Администрация муниципального образования город Алексин и удовлетворил иск в части требования об изложении преамбулы соглашения об установлении частного сервитута на часть земельного участка от 06.12.2013 в редакции истца, согласно которой сервитуарием является администрация муниципального образования город Алексин.
Поскольку в материалах дела нет доказательств того, что администрацией внесена плата за спорный период, то суд первой инстанции с учетом п. 5 ст. 274 Гражданского кодекса Российской Федерации обоснованно взыскал задолженность в размере 166 495 руб. 60 коп.
Согласно пункту 1 статьи 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
В связи с тем, что факт несвоевременного внесения платежей подтвержден материалами дела, требования предпринимателя о взыскании с администрации процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.01.2015 по 27.03.2017 в размере 17 631 руб. 29 коп. также обоснованно удовлетворены судом.
Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 48 постановления от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам статьи 395 ГК РФ, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня. Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору. Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства (пункт 3 статьи 395 ГК РФ). При этом день фактического исполнения обязательства, в частности уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета процентов.
Довод ответчика о том, что в нарушение пункта 4 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации в пункте 1.4 соглашения об установлении частного сервитута от 06.12.2013 указано, что данный сервитут является постоянным, в то время как согласно пункту 1.2 соглашения сервитут устанавливается сроком на 49 лет, судом оценен и обоснованно отклонен, поскольку данное обстоятельство не влияет на действительность соглашения о сервитуте.
Кроме того, в силу ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции, действовавшей в период заключения соглашения о сервитуте от 06.12.2013), государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Поскольку ответчиком в установленном законом порядке не оспорено соглашение об установлении сервитута, то суд апелляционной инстанции не принимает доводы жалобы о несоразмерности платы за сервитут, установленной п. 4.1 соглашения от 06.12.2013.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 26.12.2017 по делу № А62-7031/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий М.М. Дайнеко
Судьи Л.А. Капустина
Н.В. Заикина