ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А69-1242/2023 от 02.11.2023 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

10 ноября 2023 года

Дело №

А69-1242/2023

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена «02» ноября 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен «10» ноября 2023 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Иванцовой О.А.,

судей: Барыкина М.Ю., Юдина Д.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Солдатовой П.Д.,

при участии:

от заявителя (государственного казенного учреждения Республики Тыва «Госстройзаказ»): Хертек Н.С., представителя на основании доверенности от 31.08.2023 (диплом о высшем юридическом образовании, свидетельство о заключении брака), паспорта,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного казенного учреждения Республики Тыва «Госстройзаказ»

на решение Арбитражного суда Республики Тыва

от «30» августа 2023 года по делу № А69-1242/2023,

установил:

государственное казенное учреждение Республики Тыва «Госстройзаказ»
(ИНН 1701049944, ОГРН 1111719001712, далее – заявитель, учреждение, ГКУ РТ «Госстройзаказ») обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Тыва (ИНН 1700000390,
ОГРН 1021700512052, далее – Управление, УФК по Республике Тыва) о признании недействительным предписания от 17.01.2023 № 12-11-23/20-201.

Решением Арбитражного суда Республики Тыва от «30» августа 2023 года по делу № А69-1242/2023 в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, ГКУ РТ «Госстройзаказ» обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления. В апелляционной жалобе учреждение указывает, что оспариваемое предписание нарушает права и законные интересы учреждения, не соответствует требованиям действующего законодательства. Как указано судом первой инстанции, неисполнение представления от 22.10.2021 № 12-12-20/22-7170 является достаточным основанием для вывода о законности предписания. В целях исполнения ранее выданного представления ГКУ РТ «Госстройзаказ» в рамках дела № А69-3681/2021 обратилось с исковым заявлением к ООО «Мегастрой» об обязании устранить выявленные нарушения, а именно: предоставить фиксирующие объемы фактически выполненных работ и обосновывающие расчеты данной стоимости в сумме 3 790 678 руб. 69 коп., поставить оборудование на общую сумму 5 344 687 руб. 36 коп., поставить оборудование на общую сумму 7 469 044 руб., взыскать денежную сумму в размере 17 507 520 руб.62 коп. Решением Арбитражного суда Республики Тыва 18.11.2022 по делу № А69-3681/2021, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 02.02.2023, в удовлетворении искового заявления отказано. Вместе с тем, учреждение предпринимало меры для возложения на ООО «Мегастрой» обязанности устранить выявленные УФК по РТ замечания. Однако само учреждение не имеет возможности исполнить предписание, поскольку не является стороной концессионного соглашения.

Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.

УФК по РТ на основании приказа от 15.07.2021 № 520 в период с 26.07.2021 по 30.08.2021 в отношении ГКУ РТ «Госстройзаказ» проведена плановая выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления субсидий на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации в рамках реализации подпрограммы «Искусство» государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры» за период 2019 – 2020 годы.

Результаты контрольного мероприятия зафиксированы в акте от 30.08.2021, согласно которому:

- между Министерством культуры Российской Федерации и Правительством Республики Тыва заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 14.08.2019 № 054-07-2018-024 на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности); согласно приложению № 1 к соглашению в перечень объектов капитального строительства и (или) объектов недвижимого имущества в целях софинансирования которых предоставляется субсидия включен объект «Завершение строительства Дворца молодежи со стеларием г. Кызыл» в сумме 242 409 100 руб.; в 2019 году в соответствии с соглашением от Министерства культуры Российской Федерации в бюджет Республики Тыва поступили субсидии в общей сумме 203 807 289,21 руб.

- государственной программой Республики Тыва «Развитие культуры и искусства на 2014 – 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 29.10.2013 № 630, предусмотрено финансирование объекта «Завершение строительства Дворца молодежи со стеларием г. Кызыл» в общей сумме 298 019,6 тыс. руб., в том числе в 2019 году 243 102,1 тыс. руб. (средства федерального бюджета – 230 288 тыс. руб., средства республиканского бюджета – 12 814,1 тыс. руб.), в 2020 году – 54 917,5 тыс. руб. (средства республиканского бюджета);

- постановлением Правительства Республики Тыва от 07.06.2019 № 295 «О заключении концессионного соглашения в отношении объекта культуры «Дворец молодежи со стеларием г. Кызыл» установлено, что Министерство культуры Республики Тыва осуществляет от имени Республики Тыва полномочия концедента при исполнении концессионного соглашения; Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва осуществляет от имени Республики Тыва отдельные полномочия концедента по: организации предоставления концессионеру всех необходимых документов для реконструкции объекта капитального строительства «Дворец молодежи со стеларием г. Кызыл»; финансированию объекта концессионного соглашения в порядке, установленном концессионным соглашением; контролю за исполнением концессионного соглашения в порядке, установленном концессионным соглашением;

- распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва от 25.07.2019 № 37 ГКУ РТ «Госстройзаказ» наделено следующими полномочиями по выполнению на объектах, создаваемых и подлежащих реконструкции в рамках концессионных соглашений функции по: предоставлению концессионером всех необходимых документов для строительства и реконструкции объектов; финансированию объектов концессионных соглашений в установленном порядке; проверке выполненных объемов качества работ в соответствии с проектно-сметной документации и строительных правил, а также представленных актов форм КС-2, КС-3 согласно проектно-сметной функции и фактически выполненных работ;

- между Министерством культуры Республики Тыва (концендент) и обществом с ограниченной ответственностью «Мегастрой» (концессионер) заключено концессионное соглашение от 19.06.2019 (с учетом дополнительного соглашения от 06.04.2020) о реконструкции объекта капитального строительства «Дворец молодежи со стеларием г. Кызыл»;

- Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва доведены до ГКУ РТ «Госстройзаказ» лимиты бюджетных обязательств по кодам бюджетной классификации: глава 932 «Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва», подраздел 0801 «Культура», целевая статья 08105R1110 «Софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации», вид расходов 415 «Бюджетные инвестиции в соответствии с концессионными соглашениями» в 2019 году в сумме 242 409 100 рублей (по коду цели 19-280-89118), в 2020 году в сумме
54 917 596,48 рублей (в том числе по коду цели 20-51110-07897-93001 в сумме
27 874 511 рублей);

- Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва доведены до ГКУ РТ «Госстройзаказ» предельные объемы финансирования по кодам бюджетной классификации: глава 932 «Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва», подраздел 0801 «Культура», целевая статья 08105R1110 «Софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации», вид расходов 415 «Бюджетные инвестиции в соответствии с концессионными соглашениями» в 2019 году в сумме 214 534 589,52 руб. (по коду цели 19-280-89118), в 2020 году в сумме
54 917 512 руб. (в том числе по коду цели 20-51110-07897-93001 в сумме
27 874 511 рублей);

- ГКУ РТ «Госстройзаказ» перечислены ООО «Мегастрой» бюджетные средства за выполнение работ по объекту «Завершение строительства Дворца молодежи со стеларием г. Кызыл» в общей сумме 269 452 101,52 руб.;

- актом приемки законченного строительством объекта от 28.07.2020 (форма КС-11) ООО «Мегастрой» сдало, а ГКУ РТ «Госстройзаказ» приняло законченный строительством объект «Завершение строительства «Дворец молодежи со стеларием».

По результатам выездной проверки ГКУ РТ «Госстройзаказ» выдано представление от 22.10.2021 № 12-12-20/22-7170, согласно которому:

1. В нарушение статьей 34, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта 4.1 пункта 3 статьи 39, подпункта 1 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации, ГКУ РТ «Госстройзаказ» допущено нарушение принципа эффективности использования бюджетных средств, выразившееся в нарушении при оплате денежных обязательств за счет средств федерального бюджета по концессионному соглашению в виде использования бюджетных средств с превышением объема, установленного при их предоставлении (достаточного для достижения цели, результата), в результате оплаты строительно-монтажных работ по концессионному соглашению от 19.06.2019 по объекту «Завершение строительства Дворца молодежи со стеларием г. Кызыл» с учетом налога на добавленную стоимость в общей сумме 38 381 520,84 руб. (в том числе: 2019 год - 33967976,67 руб., 2020 год - 4413544,17 руб.).

2. В нарушение требований, установленных части 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункта 4.33. МДС 81- 35.2004 «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации», пункта 1 Распоряжения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва от 25.07.2019 № 97, ГКУ РТ «Госстройзаказ» в рамках исполнения Концессионного соглашения от 19.06.2019 принята к оплате и оплачена за счет средств федерального бюджета стоимость непредвиденных затрат в отсутствие документов, фиксирующих объемы фактически выполненных работ и обосновывающих расчеты данной стоимости, в общей сумме 3 790 678,69 руб. (в том числе: 2019 – 3 618 548,59 руб., 2020 год – 172 130,1 руб.).

3. В нарушение требований, установленных части 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункта 1 Распоряжения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва от 25.07.2019 № 97, ГКУ РТ «Госстройзаказ» в рамках исполнения концессионного соглашения от 19.06.2019 приняты к оплате и оплачены за счет средств федерального бюджета первичные учетные документы, стоимость оборудования в которых рассчитана с учетом индексов перевода в текущие цены, противоречащих положительному заключению, что привело к завышению стоимости работ в общей сумме 17 507 520,62 руб. (в том числе 2019 г. - 16 255 721,7 руб., 2020 год – 1 251 798,92 руб.).

4. В нарушение требований, установленных статьями 309, 720, 743 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011
№ 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункта 1 Распоряжения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва от 25.07.2019 № 97, пункта 8 Концессионного соглашения от 19.06.2019, ГКУ Республики Тыва «Госстройзаказ» в рамках исполнения концессионного соглашения от 19.06.2019 № б/н приняты к учету и оплачены за счет средств федерального бюджета первичные документы (Акты о приемке выполненных работ формы КС-2), содержащие фактически невыполненные объемы работ, не поставленное оборудование и завышенную стоимость оборудования на общую сумму
5 344 867,36 руб. (в том числе 2019 г. – 2 246 196,15 руб., 2020 г. - 3 098 671,21 руб.).

5. В нарушение требований, установленных статьями 309, 720, 743 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 1 Распоряжения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва от 25.07.2019 № 97, ГКУ Республики Тыва «Госстройзаказ» в рамках исполнения концессионного соглашения от 19.06.2019 в 2020 году приняты к учету и оплачены за счет средств федерального бюджета первичные учетные документы, содержащие в себе сведения об оборудовании стоимостью 7 469 044,00 руб. (с учетом НДС), отличающимся от фактически установленного.

Управление потребовало от ГКУ РТ «Госстройзаказ» в срок до 01.12.2021 по пункту 1 представления принять меры по устранению причин и условий совершения нарушений. В срок до 25.04.2022 по 2, 3, 5 пунктам представления обеспечить выполнение оплаченных, но невыполненных работ, а также принять меры по устранению их причин и условий. В срок до 25.04.2022 по пункту 3 представления обеспечить возврат средств в объеме 17 50 520 руб. 62 коп. в доход федерального бюджета, а также принять меры по устранению причин и условий совершения нарушений. Информацию о выполнении представления надлежало представить в Управление не позднее 05.05.2022.

17.01.2023 учреждению выдано предписание № 12-11-23/20-201, в котором отражено, что в установленный в представлении от 22.10.2021 № 12-12-20/22-7170 срок нарушения устранены не были. Перечислены следующие нарушения:

1. В нарушение требований, установленных части 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункта 4.33. МДС 81- 35.2004 «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации», пункта 1 Распоряжения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва от 25.07.2019 № 97, ГКУ РТ «Госстройзаказ» в рамках исполнения Концессионного соглашения от 19.06.2019 принята к оплате и оплачена за счет средств федерального бюджета стоимость непредвиденных затрат в отсутствие документов, фиксирующих объемы фактически выполненных работ и обосновывающих расчеты данной стоимости, в общей сумме 3 790 678,69 руб. (в том числе: 2019 - 3 618 548,59 руб., 2020 год - 172 130,1 руб.).

2. В нарушение требований, установленных части 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункта 1 Распоряжения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва от 25.07.2019 № 97, ГКУ РТ «Госстройзаказ» в рамках исполнения концессионного соглашения от 19.06.2019 приняты к оплате и оплачены за счет средств федерального бюджета первичные учетные документы, стоимость оборудования в которых рассчитана с учетом индексов перевода в текущие цены, противоречащих положительному заключению, что привело к завышению стоимости работ в общей сумме 17 507 520,62 руб. (в том числе 2019 г. - 16 255 721,7 руб., 2020 год - 1 251 798,92 руб.).

3. В нарушение требований, установленных статьями 309, 720, 743 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункта 1 Распоряжения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва от 25.07.2019 № 97, пункта 8 Концессионного соглашения от 19.06.2019, ГКУ Республики Тыва «Госстройзаказ» в рамках исполнения концессионного соглашения от 19.06.2019 № б/н приняты к учету и оплачены за счет средств федерального бюджета первичные документы (Акты о приемке выполненных работ формы КС-2), содержащие фактически невыполненные объемы работ, не поставленное оборудование и завышенную стоимость оборудования на общую сумму
5 344 867,36 руб. (в том числе 2019 г. - 2 246 196,15 руб., 2020 г. - 3 098 671,21 руб.).

4. В нарушение требований, установленных статьями 309, 720, 743 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011
№ 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 1 Распоряжения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва от 25.07.2019 № 97, ГКУ Республики Тыва «Госстройзаказ» в рамках исполнения концессионного соглашения от 19.06.2019 в 2020 году приняты к учету и оплачены за счет средств федерального бюджета первичные учетные документы, содержащие в себе сведения об оборудовании стоимостью 7 469 044 руб. (с учетом НДС), отличающемся от фактически установленного.

В связи с изложенным учреждению предписано обеспечить возврат выплаченных средств в федеральный бюджет на сумму 34 112 110 руб. 67 коп. Информацию об исполнении предписания с приложением копий документов, подтверждающих исполнение, представить в Управление не позднее 07.03.2023.

Не согласившись с данным предписанием, ГКУ РТ «Госстройзаказ» обратилось с вышеуказанным заявлением в арбитражный суд.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы заявителя, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.

Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Оспариваемое предписание вынесено уполномоченным органом в пределах компетенции, что не оспаривается заявителем.

Процедура вынесения предписания соблюдена (предписание вынесено в связи с неисполнением в установленный срок представления от 22.10.2021 № 12-12-20/22-7170), что также не оспаривается учреждением.

Как следует из заявления и апелляционной жалобы, учреждение не оспаривает содержание предписания по существу выявленных нарушений, однако полагает, что предписание не является исполнимым для учреждения. ГКУ РТ «Госстройзаказ» указывает, что оно не является стороной концессионного соглашения, заключенного между Министерством культуры Республики Тыва и ООО «Мегастрой». В свою очередь, учреждение совершило действия, направленные на исполнение представления, а именно обратилось в рамках дела № А69-3681/2021 с исковым заявлением к ООО «Мегастрой» с требованием о возложении на данное общество обязанности устранить выявленные нарушения, а именно: предоставить фиксирующие объемы фактически выполненных работ и обосновывающие расчеты данной стоимости в сумме 3 790 678 рублей 69 копеек, поставить оборудование на общую сумму 5 344 687 руб. 36 копеек, поставить оборудование на общую сумму 7 469 044 руб., взыскать денежную сумму в размере
17 507 520 руб. 62 коп.

Действительно, концессионное соглашение от 19.06.2019 заключено между Министерством культуры Республики Тыва и ООО «Мегастрой». Между тем, согласно распоряжению Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва от 25.07.2019 № 37 «О наделении полномочиями ГКУ РТ «Госстройзаказ» в целях реализации постановлений Правительства Республики Тыва от 07.06.2019 №№ 295-307» учреждение наделено, в том числе, следующими функциями: по финансированию объектов концессионных соглашений в установленном порядке и по проверке выполненных объемов, качества работ в соответствии с проектно-сметной документации и строительных правил, а также представленных актов форм КС-2, КС-3 согласно проектно-сметной функции и фактически выполненных работ.

Согласно акту проверки от 30.08.2021, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва доведены до ГКУ РТ «Госстройзаказ» лимиты бюджетных обязательств по кодам бюджетной классификации: глава 932 «Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва», подраздел 0801 «Культура», целевая статья 08105R1110 «Софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации», вид расходов 415 «Бюджетные инвестиции в соответствии с концессионными соглашениями» в 2019 году в сумме 242 409 100 рублей (по коду цели 19-280-89118), в 2020 году в сумме
54 917 596,48 рублей (в том числе по коду цели 20-51110-07897-93001 в сумме
27 874 511 рублей).

В свою очередь, ГКУ РТ «Госстройзаказ» перечислило ООО «Мегастрой» бюджетные средства за выполнение работ по объекту «Завершение строительства Дворца молодежи со стеларием г. Кызыл» в общей сумме 269 452 101,52 рублей, в том числе:

- в 2019 году по КБК глава 932, подраздел 0801, целевая статья 08105R1110, вид расходов 415 в сумме 214 534 589,52 руб.;

- в 2020 году по КБК глава 932, подраздел 0801, целевая статья 08105R1110, вид расходов 415 в сумме 54 917 512 руб.

ООО «Мегастрой» предъявил к оплате ГКУ РТ «Госстройзаказ» выполненные по концессионному соглашению от 19.06.2019 работы по объекту «Завершение строительства Дворца молодежи со стеларием г. Кызыл» в общей сумме
269 452 186 рублей, в том числе: в 2019 году – 214 534 589,52 руб.; в 2020 году -
54 917 596,48 руб.

ООО «Мегастрой» сдало работы учреждению по акту приемки от 28.07.2020 (форма КС-11). Учреждение приняло законченный строительством объект «Завершение строительства «Дворец молодежи со стеларием».

Однако, как следует из предписания, учреждением принята к оплате и оплачена за счет средств федерального бюджета стоимость непредвиденных затрат в отсутствие документов, фиксирующих объемы фактически выполненных работ и обосновывающих расчеты данной стоимости. Кроме того, ГКУ Республики Тыва «Госстройзаказ» в рамках исполнения концессионного соглашения от 19.06.2019 в 2020 году приняты к учету и оплачены за счет средств федерального бюджета первичные учетные документы, содержащие в себе сведения об оборудовании стоимостью 7 469 044 руб. (с учетом НДС), отличающемся от фактически установленного. Также учреждением приняты к оплате и оплачены за счет средств федерального бюджета первичные учетные документы, стоимость оборудования в которых рассчитана с учетом индексов перевода в текущие цены, противоречащих положительному заключению, что привело к завышению стоимости работ; приняты к учету и оплачены за счет средств федерального бюджета первичные документы (акты о приемке выполненных работ формы КС-2), содержащие фактически невыполненные объемы работ, не поставленное оборудование и завышенную стоимость оборудования.

Таким образом, неправомерная выплата средств из федерального бюджета осуществлена именно ГКУ Республики Тыва «Госстройзаказ».

Доводы апелляционной жалобы о неисполнимости оспариваемого предписания отклоняются апелляционным судом. Оспариваемое предписание выдано лицу (являющемуся объектом контроля), допустившему вменяемые нарушения. Указанные в оспариваемом предписании формулировки определяют конкретные нарушения, зафиксированные в акте проверки, позволяют учреждению в рамках его исполнения выполнить конкретные действия по прекращению и устранению выявленных нарушений, являются ясными для понимания, в связи с чем оспариваемое предписание отвечает принципу исполнимости.

Доказательства неисполнимости предписания, а также доказательства нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности в материалах дела отсутствуют, суду не представлены.

То обстоятельство, что учреждение обращалось в арбитражный суд с требованием возложить на ООО «Мегастрой» обязанность устранить выявленные нарушения, а именно: предоставить фиксирующие объемы фактически выполненных работ и обосновывающие расчеты данной стоимости в сумме 3 790 678 руб. 69 коп., поставить оборудование на общую сумму 5 344 687 руб. 36 коп., поставить оборудование на общую сумму 7 469 044 руб., взыскать денежную сумму в размере 17 507 520 руб. 62 коп., однако решением Арбитражного суда Республики Тыва от «18» ноября 2022 года по делу
№А69-3681/2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 02.02.2023 и вступившим в законную силу, в удовлетворении искового заявления отказано, само по себе не свидетельствует о неисполнимости оспариваемого предписания и не освобождает ГКУ РТ «Госстройзаказ» от обязанности обеспечить возврат в федеральный бюджет неправомерно выплаченных ООО «Мегастрой» денежных средств.

В последующем учреждение имеет возможность взыскать данные денежные средства в регрессном порядке с виновных должностных лиц, фактически допустивших вменяемые учреждению нарушения, в том числе с ООО «Мегастрой» в качестве неосновательного обогащения.

ГКУ РТ «Госстройзаказ», оно не лишено возможности защитить свои права, в том числе, посредством обращения в правоохранительные органы, предъявления иска о взыскании неосновательного обогащения и т.д.

Принимая во внимание изложенное, апелляционный суд не находит оснований для признания оспариваемого предписания несоответствующим требованиям законодательства и нарушающим права и законные интересы учреждения.

Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.

При изложенных обстоятельствах, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

При принятии апелляционной жалобы, ГКУ РТ «Госстройзаказ» предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины (определение Третьего арбитражного апелляционного суда от 06.10.2023) до рассмотрения апелляционной жалобы, но не свыше одного года.

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.03.1997 № 6 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине» в случае, когда при отсрочке уплаты государственной пошлины до дня заседания арбитражного суда сторона не представила к этому сроку документа, подтверждающего ее уплату, вопрос о взыскании с соответствующей стороны государственной пошлины решается арбитражным судом при принятии постановления. При отказе в удовлетворении жалобы государственная пошлина взыскивается в федеральный бюджет с лица, которому дана отсрочка в ее уплате.

Поскольку ГКУ РТ «Госстройзаказ» в материалы дела не представлен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, следовательно, государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит взысканию с него в федеральный бюджет.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Тыва от «30» августа 2023 года по делу
№ А69-1242/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Взыскать с государственного казенного учреждения Республики Тыва «Госстройзаказ» (ИНН 1701049944, ОГРН 1111719001712) в доход федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

О.А. Иванцова

Судьи:

М.Ю. Барыкин

Д.В. Юдин