ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А70-11083/17 от 16.01.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

17 января 2018 года

                                                      Дело №   А70-11083/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2018 года

Постановление изготовлено в полном объеме  января 2018 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  судьи Еникеевой Л.И.,

судей Аристовой Е.В., Веревкина А.В.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Миковой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер АП-14664/2017, 08АП-15073/2017 ) публичного акционерного общества Банк ВТБ 24, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе на решение Арбитражного суда Тюменской области от 25 сентября 2017 года по делу № А70-11083/2017 (судья Соловьев К.Л.), принятое по иску публичного акционерного общества Банка ВТБ 24 (ОГРН 1027739207462, ИНН 7710353606) к Департаменту имущественных отношений администрации города Тюмени (ОГРН 1027200867231, ИНН 7201000204), при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:  Гончаровой Аллы Жумабековны, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе,

об обязании осуществить функции по наследованию и оформлению права муниципальной собственности,

установил:

Банк ВТБ 24 (публичное акционерное общество) (далее – истец, Банк) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с иском к Департаменту имущественных отношений администрации города Тюмени (далее – ответчик, Департамент)  об обязании осуществить функции по наследованию и оформлению права муниципальной собственности.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО1, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (далее - Управление).

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 25 сентября 2017 года по делу № А70-11083/2017 в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с принятым решением суда, Банк и Управление обратились с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционных жалоб её податели указывают, что муниципальное образование признается наследником выморочного имущества в силу закона, при этом функции по наследованию и оформлению права муниципальной собственности возложены на Департамент, соответственно, по утверждению заявителей, последний является надлежащим ответчиком по настоящему делу

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили.

Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ, размещена на сайте суда в сети Интернет.

Суд посчитал возможным  провести судебное заседание в отсутствие неявившихся участников процесса  на основании статьи 156  АПК РФ.

 Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены  обжалуемого решения.

 В обоснование иска указано, что между Банком в качестве кредитора и ФИО2 в качестве заемщика был заключен кредитный договор от 20.10.2014 № 633/2602-0004284, по условиям которого Банк предоставил заемщику кредитную карту с кредитным лимитом в размере 71 000 рублей с взиманием за пользование кредитом 24 % годовых.

Между Банком в качестве кредитора и ФИО2 в качестве заемщика был заключен кредитный договор от 14.07.2014 № 625/0002-0213804 на предоставление заемщику кредита в размере 500 000 рублей с взиманием за пользование кредитом 20,90 % годовых.

18.04.2016 заемщик умер (свидетельство о смерти от 19.04.2016 1-ФР№ 871475).

Как  указывает истец, на момент обращения с иском в суд у заемщика имелась задолженность по кредитному договору от 14.07.2014 № 625/0002-0213804 в размере 430 387 руб. 35 коп., по кредитному договору от 20.10.2014 в размере 84 162 руб. 88 коп.

Письмом от 27.06.2017 № РОО.1/Ф.7/465 истец обратился к ответчику с требованием в порядке наследования по закону принять в собственность муниципального образования выморочное имущество – квартира, общей площадью 45,2 кв.м., расположенная по адресу: <...> ВЛКСМ, д. 83 кв., 36, принадлежавшее заемщику на праве общей долевой собственности.

На обращение истца Департамент в письме от 18.07.2017 № 44-06-3176/7 указал на невозможность принять имущество в муниципальную собственность в связи с тем, что закон, устанавливающий  порядок наследования выморочного имущества и его передачи в муниципальную собственность в настоящее время не принят (л.д. 5).

При таких обстоятельствах Банк обратился в суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что полномочиями по принятию в государственную собственность выморочного имущества обладает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Департамент такими полномочиями не наделен, то есть, иск предъявлен к ненадлежащему ответчику.

Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции  правильными.

Согласно пункту 1 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1151 ГК РФ (в редакции, применимой к спорным правоотношениям), в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества. Если указанные объекты расположены в субъекте Российской Федерации – городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, они переходят в собственность такого субъекта Российской Федерации. Жилое помещение, указанное в абзаце втором настоящего пункта, включается в соответствующий жилищный фонд социального использования. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.

В силу consultantplus://offline/ref=61B383D83BC4379F183F0F69655671BC76102F3C5AFC692A504AAF30C871CEBFD57D5CtFw7H части 3 статьи 1151 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 29.11.2007  № 281-ФЗ «О внесении изменений в часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации») порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.

На момент рассмотрения спора закон, регулирующий порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, на который имеется ссылка в статье 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, не принят.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом.

Соответствующая обязанность также закреплена в пункте 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом».

Пунктом 50 Постановления от 29.05.2012 разъяснено, что выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.

Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, городу федерального значения Москве или Санкт-Петербургу или муниципальному образованию в лице соответствующих органов (Российской Федерации в настоящее время - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.

 В связи с указанным  суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у ответчика функций по принятию наследства.

Доводы апелляционных жалоб судебной коллегией отклоняются, как основанные на неправильном толковании и применении норм материального права.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения Арбитражного суда Тюменской области от 25 сентября 2017 года по делу № А70-11083/2017.

 Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно.

Апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

            решение Арбитражного суда Тюменской области от 25 сентября 2017 года по делу № А70-11083/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Л.И. Еникеева

Судьи

Е.В. Аристова

 А.В. Веревкин