ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А70-13227/20 от 11.02.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

18 февраля 2021 года

Дело № А70-13227/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2021 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2021 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Лотова А.Н.,

судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 08АП-13309/2020) ФИО1 и (регистрационный номер 08АП-13715/2020) Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 06.11.2020 по делу № А70-13227/2020 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению гражданина ФИО1 (адрес: 625000, <...>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, 625048, <...>, А) о признании недействительным определения от 28.07.2020 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, третье лицо – акционерное общество «Газпром газораспределение Север» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 625013, <...>)

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб,

установил:

ФИО1 (далее – ФИО1, заявитель) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – заинтересованное лицо, Тюменское УФАС России, антимонопольный орган) о признании недействительным определения от 28.07.2020 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество «Газпром газораспределение Север» (далее – АО «Газпром газораспределение Север», третье лицо).

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 06.11.2020 по делу № А70-13086/2020 заявленные требования удовлетворены. Определение Тюменского УФАС России от 28.07.2020 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении признано незаконным и отменено. Заявителю из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в размере 300 руб.

Не соглашаясь с принятым по делу решением, ФИО1 в апелляционной жалобе отмечает, что при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции установлено, что направленный в адрес заявителя со стороны АО «Газпром газораспределение Север» проект договора о подключении по своему содержанию не соответствовал действующим в сфере спорных отношений нормативным правовым актам. Нарушение при этом судом первой инстанции установлено только одно, а именно – необоснованный срок подключения (730 дней). При этом, как следует из жалобы, заявитель в мотивированном отказе требовал изменить проект договора путем внесения в него условия о проектировании и строительстве ФИО1 подходящего газопровода среднего давления протяженностью 127 м. Право на осуществление мероприятий по подключению за границами своего земельного участка предоставлено заявителю нормативными правовыми актами, однако суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что таковое может реализовать исключительно после утверждения органом исполнительной власти стоимости подключения по индивидуальному проекту.

На основании изложенного заявитель просил возложить на заинтересованное лицо обязанность в порядке устранения допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя по повторному рассмотрению заявления от 26.07.2020 о нарушении антимонопольного законодательства, поданного ФИО1 в отношении нарушений правил подключения, допущенных АО «Газпром газораспределение Север» при заключении договора о подключении № ВГЯЦФН/3998/20. Также ФИО1 просил взыскать с Тюменского УФАС России судебные расходы в сумме 50 000 руб., понесенные в связи с подготовкой обращения в суд первой инстанции. ФИО1 просил также взыскать с антимонопольного органа судебные расходы в сумме 25 000 руб., понесенные в связи с подготовкой апелляционной жалобы.

В суд апелляционной инстанции также поступила жалоба Тюменского УФАС России, из которой следует, что по смыслу действующего правового регулирования плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям также устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению, определенной по индивидуальному проекту после его разработки и экспертизы, в случаях, если мероприятия по технологическому присоединению предусматривают: проведение лесоустроительных работ; проведение врезки под давлением; переходы через водные преграды; прокладку газопровода методом горизонтально направленного бурения; прокладку газопровода по болотам 3 типа, и (или) в скальных породах, и (или) на землях особо охраняемых природных территорий. В материалы дела представлен расчет предварительного размера платы за подключение (приложение № 6 к договору о подключении), в котором указано, что предварительный размер платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту рассчитан исходя из необходимости прокладки газопровода более 30 м методом горизонтально-направленного бурения. Следовательно, антимонопольный орган полагает обоснованным установление АО «Газпром газораспределение Север» срока осуществления мероприятий по подключению продолжительностью 2 года или 730 дней.

Согласно доводам жалобы заинтересованного лица ущемление интересов физического лица (заявителя) действиями занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта не является злоупотреблением доминирующим положением. В настоящем случае, по мнению подателя апелляционной жалобы, судом первой инстанции не установлено, что действия АО «Газпром газораспределение Север» привели или могли привести к предусмотренным в качестве недопустимых в законодательстве о защите конкуренции последствиям. Кроме того, дело о нарушении субъектом естественной монополии положений Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (далее – Правила подключения), ответственность за нарушение которых установлена статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), рассматривается антимонопольным органом по правилам раздела IV КоАП РФ. Решение (постановление), принятое по итогам рассмотрения такого дела, обжалуется в арбитражный суд в порядке, предусмотренном главой 25 АПК РФ. Статья 9.21 КоАП РФ является специальной по отношению к статье 14.31 КоАП РФ, и следовательно, нарушение субъектом естественной монополии положений Правил подключения следует квалифицировать в соответствии со статьей 9.21 КоАП РФ. Настоящее же дело рассматривалось по правилам главы 25 АПК РФ, и, суд первой инстанции, установивший наличие в данном случае нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ), превысил пределы предоставленных ему полномочий.

Кроме того, от антимонопольного органа поступил письменный отзыв на жалобу заявителя, в котором заинтересованное лицо выражает несогласие с доводами, приводимыми ФИО1

Заявитель и заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. От ФИО1 поступило ходатайство о рассмотрении апелляционных жалоб в отсутствие его представителя. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ, заявление удовлетворено, апелляционный суд приступил к разбирательству в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.

В заседании суда апелляционной инстанции, назначенном на 12.01.2021, принял участие представитель третьего лица.

Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2021 разбирательство по апелляционным жалобам отложено на 11.02.2021.

27.01.2021 судом первой инстанции по настоящему делу принято дополнительное решение. В частности, установлено, что при рассмотрении дела не разрешен вопрос о судебных расходах, о взыскании которых заявлено ФИО1 одновременно с подачей заявления в арбитражный суд. В связи с указанным принято дополнительное решение, которым заявление о взыскании судебных расходов удовлетворено частично. С Тюменского УФАС России в пользу ФИО1 взысканы судебные расходы в размере 25 000 руб. В удовлетворении остальной части заявления отказано.

По отложении судебного заседания 11.02.2021 лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб, явку представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.

Рассмотрев апелляционные жалобы, в том числе жалобу ФИО1 с учетом уточнения в просительной части, заслушав третье лицо, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.

Из материалов дела следует, что 19.06.2020 ФИО1 обратился в АО «Газпром газораспределение Север» с заявкой на заключение договора на технологическое присоединение к сетям газораспределения объекта капитального строительства по адресу: <...> кадастровый номер 72:23:0106001:2526.

АО «Газпром газораспределение Север» ФИО1 направлены технические условия от 17.06.2020 № ВГ/ТЦФН/3998/20. Содержание технических условий определено следующим образом: часовой расход газа 23,62 куб. м; объем газопотребления 63,7 тыс. куб. м/год/ 72,8 т.у.т./год; давление в точке подключения 0,3 МПа (максимальное), 0,27 МПа (фактическое); точка подключения: проектируемый стальной газопровод-ввод среднего давления, к земельному участку с кадастровым номером 72:23:0106001:2526, ул. Дружбы, КШ25, (ориентировочная протяженность 127 м).

Согласно пункту 7 технических условий срок подключения составляет 730 дней.

Совместно с техническими условиями заявителю направлен подписанный со стороны АО «Газпром газораспределение Север» проект договора о подключении к сетям газораспределения объекта капитального строительства, а так же дополнительное соглашение № 1 к вышеуказанному договору.

Как следует из технических условий, договора и приложения № 1 к договору, проектирование и строительство подводящего газопровода среднего давления протяженностью 127 м является обязанностью исполнителя (АО «Газпром газораспределение Север»). При этом, как следует из договора и приложенного расчета, заявитель обязан оплатить услуги исполнителя по проектированию и строительству подводящего газопровода в общей сумме 1 930 518 руб. 56 коп. с учетом НДС, в том числе 420 677 руб. 96 коп. (с учетом НДС) – проектно-изыскательские работы, 1 422 838 руб. 20 коп. (с учетом НДС) – строительно-монтажные работы, 87 002 руб. 40 коп. – врезка.

ФИО1 не согласился с договором в части выполнения исполнителем работ по проектированию и строительству подводящего газопровода протяженностью 127 м, посчитав, что в соответствии с пунктом 112 Правил подключения мероприятия за границами земельного участка заявителя (включая проектирование и строительство) вправе осуществить заявитель.

13.07.2020 ФИО1 направил в адрес АО «Газпром газораспределение Север» мотивированный отказ от подписания проекта договора, который получен третьим лицом 16.07.2020.

В мотивированном отказе ФИО1 указал, что проектирование и строительство газопровода является обязанностью АО «Газпром газораспределение Север», однако заявитель имеет право выбрать подрядную организацию по своему усмотрению. Газопровод длиной 127 м надлежит выполнить из полиэтиленовых труб в подземном исполнении с применением бестраншейного способа (методом ГНБ); в адрес заявителя не направлена доверенность на подписанта договора. Также заявитель просил установить плату в размере 87 002 руб. 40 коп., выдать технические условия с указанием точки подключения «существующий газопровод»; сократить срок подключения до 10 рабочих дней; исключить из пункта 5 договора абзацы 1, 2, 3, 7; дополнить договор текстом следующего содержания «получить положительное заключение экспертизы проектной документации в случае, предусмотренном законодательством РФ», исключить абзац 6 пункта 7; добавить абзац «осуществить действия по созданию сети газораспределения до точки подключения, а также подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства и пуску газа». Пункт 1 дополнительного соглашения заявитель просил изложить в следующей редакции: «Исполнитель принимает на себя обязательства по осуществлению подключения (пуск газа) к объекту капитального строительства. Заявитель осуществляет действия по созданию сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства как в пределах принадлежащих ему участков, а так и за его пределами». Кроме того, ФИО1 просил АО «Газпром газораспределение Север» выдать новые технические условия с указанием в качестве точки подключения не «проектируемый» газопровод, а фактическую точку подключения – «существующий» газопровод. Срок подключения 730 дней заявитель просил сократить до 10 дней с даты подписания акта о готовности сетей.

21.07.2020 АО «Газпром газораспределение Ceвер» направило в адрес заявителя ответ, в котором указало следующее:

- пунктами 12, 88, 89 Правил подключения предусмотрена возможность осуществления мероприятий по подключению не газораспределительной организацией, а заявителем;

- разъяснено, что заявителю устанавливается плата по индивидуальному проекту;

- обязанность по разработке проектной документации и проведению экспертизы в данном случае возложена на исполнителя;

- внесение изменений в типовой договор возможно только в случаях, когда это предусмотрено Правилами подключения;

- разъяснено, что плата будет скорректирована в соответствии с решением Департамента тарифной и ценовой политики.

27.07.2020 заявитель обратился в Тюменское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ.

Определением от 28.07.2020 Тюменское УФАС России отказало в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении общества.

Полагая определение не основанным на законе, ФИО1 обратился в суд с настоящим заявлением.

Требования заявителя удовлетворены судом первой инстанции. Полагая выводы суда первой инстанции по делу в разной части необоснованными, заявитель и заинтересованное лицо обратились с жалобами на состоявшийся по делу судебный акт.

Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.

Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, а также поступившие из правоохранительных органов, других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

В соответствии с частью 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Согласно части 5 статьи 28.1 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

В силу части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Согласно части 4 статьи 30.1 КоАП РФ определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в том же порядке.

Частью 1 статьи 30.1 КоАП РФ предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 – 25.5.1 Кодекса, к которым относятся: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (статья 25.1); потерпевший (статья 25.2), законные представители физического лица (статья 25.3), законные представители юридического лица (статья 25.4), защитник и представитель (статья 25.5), уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей (статья 25.5.1).

В силу положений пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события административного правонарушения.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом установленного порядка подключения (технологического присоединения) к сетям энергоснабжения, ограничивающего доступ к получению ресурсов, которые находятся в ведении субъектов естественных монополий. Предметом противоправного посягательства в числе прочих выступают правила технологического присоединения или подключения к сетям энергоснабжения. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при подключении к сетям энергоснабжения требований соответствующих нормативных актов.

Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, регламентирован Правилами подключения.

Согласно пункту 2 Правил «подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения» представляет собой совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения.

Заявителем признается юридическое или физическое лицо, намеренное осуществить или осуществляющее строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения.

Под исполнителем понимается газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства или сети газораспределения заявителей.

Под точкой подключения понимается место соединения сети газораспределения исполнителя с сетью газопотребления или газораспределения заявителя; под «фактическим присоединением» понимается комплекс технических мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) сети газораспределения исполнителя или сети газораспределения и (или) сети газопотребления основного абонента с сетью газопотребления объекта капитального строительства заявителя с осуществлением пуска газа в газоиспользующее оборудование заявителя, а в случае присоединения объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения – в сеть газораспределения заявителя.

По общему правилу, установленному пунктом 88 Правил подключения, мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ земельного участка осуществляются заявителем, а мероприятия по подключению (технологическому присоединению) до границы земельного участка осуществляются исполнителем.

Исключения из общего правила предусмотрены подпункта «а» пункта 83, абзацем вторым пункта 88 и пунктом 112 Правил.

Первым исключением (подпунктом «а» пункта 83 Правил) предусмотрено, что в случае если сеть газораспределения проходит в границах земельного участка, на котором расположен подключаемый объект капитального строительства, и отсутствует необходимость строительства исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя, в перечень мероприятий включаются только мероприятия по подключению, выполняемые заявителем, мероприятия по мониторингу исполнителем выполнения заявителем технических условий и фактическому присоединению.

Абзацем вторым пункта 88 предусмотрено, что заявитель вправе обратиться к исполнителю с просьбой осуществить мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ его земельного участка. В этом случае исполнитель в течение 10 рабочих дней после дня получения письменного обращения направляет заявителю расчет размера платы за подключение (технологическое присоединение) в пределах границ земельного участка заявителя, величина которой устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Третье исключение предусмотрено пунктом 112 Правил, согласно которому в случае если размер платы за технологическое присоединение устанавливается по индивидуальному проекту, заявитель вправе осуществить мероприятия по подключению за границами своего участка (за исключением мероприятий по подключению, предусмотренных подпунктами «а», «г» и «д» пункта 97 настоящих Правил). В договоре о подключении указываются мероприятия, выполняемые заявителем, при этом размер платы за технологическое присоединение для заявителя уменьшается на стоимость выполняемых им мероприятий, указанную в решении органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Объекты капитального строительства, построенные заявителем за границами своего участка, оформляются в его собственность, и по ним заявитель несет эксплуатационную ответственность.

В силу пункта 89 заявитель несет имущественную и эксплуатационную ответственность в границах земельного участка, исполнитель несет балансовую и эксплуатационную ответственность до границ земельного участка, кроме случая, указанного в пункте 112 настоящих Правил.

Если же мероприятия по подключению (технологическому присоединению) выполняются по пункту 112, то объекты капитального строительства, построенные заявителем за границами своего участка, оформляются в его собственность, и по ним заявитель несет эксплуатационную ответственность.

Пунктом 3 Правил подключения предусмотрено, что подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в следующем порядке:

а) направление заявителем исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее соответственно - технические условия, запрос о предоставлении технических условий) или заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (заявка о подключении (технологическом присоединении) по типовым формам, утвержденным постановлением № 713;

б) выдача технических условий в случае направления заявителем запроса о предоставлении технических условий;

в) заключение договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (договор о подключении) с приложением технических условий, являющихся неотъемлемым приложением к договору о подключении, по типовым формам, утвержденным постановлением № 713;

г) выполнение заявителем и исполнителем технических условий;

д) составление акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению);

е) осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении), содержащего информацию о разграничении имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (акт о подключении (технологическом присоединении), по типовой форме, утвержденной постановлением № 713.

Разделом VI Правил подключения регламентированы положения о заключении договоров о подключении.

Пунктом 59 Правил подключения предусмотрено, что подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении. По договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению) (пункт 60).

Заявка о подключении (технологическом присоединении) подается заявителем в случае необходимости подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения объекта капитального строительства (подпункт «а» пункта 61 Правил подключения).

Договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами подключения (пункт 62 Правил подключения).

Согласно пункту 64 Правил подключения для заключения договора о подключении заявитель направляет исполнителю заявку о подключении (технологическом присоединении) в 2 экземплярах письмом с описью вложения или иным доступным способом. Заявитель вправе представить указанную заявку исполнителю лично или через уполномоченного представителя, а исполнитель обязан принять такую заявку.

Перечень необходимых сведений, подлежащих отражению в заявке, отражен в пункте 65.

В свою очередь, пункт 69 Правил содержит перечень документов, прилагаемых заявителем к заявке.

В соответствии с пунктом 74 Правил подключения при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 65 – 69 и 71 настоящих Правил, в полном объеме исполнитель направляет заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении в 2 экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, электронное сообщение с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», вручение на руки):

а) в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении), направленной в том числе посредством официального сайта исполнителя, в случае, если сеть газораспределения проходит в границах земельного участка, на котором расположен подключаемый объект капитального строительства, и отсутствует необходимость строительства исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя;

б) в течение 30 рабочих дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении), направленной в том числе посредством официального сайта исполнителя, в случае заключения договора о подключении с заявителями второй и третьей категорий, если при выполнении исполнителем мероприятий по подключению (технологическому присоединению) для указанных категорий заявителей требуется направление третьим лицам запроса о согласовании пересечения строящейся (реконструируемой) сети газораспределения с принадлежащими таким лицам объектами инфраструктуры (инженерными коммуникациями) или согласовании строительства газораспределительных сетей на земельных участках, принадлежащих третьим лицам на праве собственности или на ином законном основании и не находящихся в государственной и муниципальной собственности. При этом исполнитель в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении) уведомляет заявителя о необходимости получения исполнителем согласований, указанных в настоящем подпункте, с приложением документов, подтверждающих направление запроса о согласовании;

в) в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении), направленной в том числе посредством официального сайта исполнителя, за исключением случаев, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта.

Заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора о подключении в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного исполнителем проекта договора о подключении и направляет в указанный срок один экземпляр исполнителю с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего договор о подключении (пункт 76).

В случае несогласия с представленным исполнителем проектом договора о подключении и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного исполнителем проекта договора о подключении направляет исполнителю мотивированный отказ от подписания проекта договора о подключении, к которому прилагает при необходимости протокол разногласий и (или) мотивированное требование об изменении дополненных технических условий. Указанный отказ направляется заявителем исполнителю заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим подтвердить получение отказа (пункт 77).

Пунктом 87 Правил подключения предусмотрено, что в случае если размер платы за технологическое присоединение зависит от технических параметров, указанных в проектной документации, и устанавливается впоследствии органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) по индивидуальному проекту при заключении договора о подключении, в договоре о подключении указывается предварительный размер платы за подключение (технологическое присоединение), определяемый исходя из предварительных технических параметров и укрупненных нормативов цен строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и объектов инженерной инфраструктуры. Расходы на реализацию мероприятий, для которых отсутствуют укрупненные нормативы цены строительства, не должны превышать сметную стоимость, рассчитанную по сметным нормативам, включенным в федеральный реестр сметных нормативов. При этом расчет предварительного размера платы за технологическое присоединение является обязательным приложением к договору о подключении.

Внесение платы за технологическое присоединение заявителями первой категории осуществляется в следующем порядке:

а) 50 процентов платы за технологическое присоединение вносится в течение 11 рабочих дней со дня заключения договора о подключении;

б) 35 процентов платы за технологическое присоединение вносится в течение 11 рабочих дней со дня выполнения исполнителем обязательств, предусмотренных подпунктом «а» пункта 98 настоящих Правил, в объеме, определенном в договоре о подключении;

в) 15 процентов платы за технологическое присоединение вносится в течение 11 рабочих дней со дня подписания акта о подключении (технологическом присоединении).

В случае если плата за технологическое присоединение устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по индивидуальному проекту, порядок и сроки внесения платы устанавливаются соглашением сторон договора о подключении исходя из графика выполнения работ и их стоимости, определенной решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. При этом не менее 20 процентов платы за технологическое присоединение вносится в течение 11 рабочих дней со дня подписания акта о подключении (технологическом присоединении, пункт 94).

В силу пункта 96 Правил размер платы за технологическое присоединение устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Пунктом 105 Правил предусмотрено, что после окончания разработки проектной документации сети газораспределения и проведения ее экспертизы, если она подлежит экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации, исполнитель в течение 5 рабочих дней направляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту (заявление об установлении платы), но не позднее дня окончания срока, равного двум третьим срока осуществления мероприятий по подключению, установленного в договоре о подключении. К заявлению об установлении платы прилагаются следующие материалы:

а) заключенный договор о подключении;

б) технические условия (если выдавались);

в) положительное заключение экспертизы проектной документации, в том числе сметной документации, сети газораспределения, если она подлежит экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности;

г) расчет необходимой валовой выручки по подключению (технологическому присоединению) с выделением стоимости каждого мероприятия, необходимого для осуществления газораспределительной организацией подключения (технологического присоединения) по индивидуальному проекту с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), выполненный в соответствии с методическими указаниями по расчету платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Исполнитель уведомляет заявителя о направлении заявления об установлении платы с приложенными к нему материалами, указанными в пункте 105 настоящих Правил, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов не позднее 5 рабочих дней со дня их направления.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов утверждает плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту с разбивкой стоимости по каждому мероприятию, необходимому для осуществления подключения (технологического присоединения) по индивидуальному проекту, в течение 22 рабочих дней со дня поступления заявления об установлении платы.

К существенным условиям договора о подключении пункт 83 Правил относит:

а) перечень мероприятий (в том числе технических) по подключению, выполняемых заявителем и исполнителем, а также обязательства сторон по выполнению этих мероприятий. В случае если сеть газораспределения проходит в границах земельного участка, на котором расположен подключаемый объект капитального строительства, и отсутствует необходимость строительства исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя, в перечень мероприятий включаются только мероприятия по подключению, выполняемые заявителем, мероприятия по мониторингу исполнителем выполнения заявителем технических условий и фактическому присоединению;

б) срок осуществления мероприятий по подключению;

в) порядок разграничения балансовой принадлежности сети газораспределения, сети газопотребления и эксплуатационной ответственности сторон;

г) размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере газоснабжения;

д) порядок и сроки внесения заявителем платы за технологическое присоединение;

е) стоимость разработки исполнителем проектной документации и проведения ее экспертизы (в случае, когда плата за технологическое присоединение определяется по индивидуальному проекту);

ж) положение об ответственности сторон за несоблюдение сроков исполнения обязательств, установленных договором о подключении и настоящими Правилами;

з) технические условия, включающие в том числе информацию, указанную в пункте 75 настоящих Правил;

и) дополнительное соглашение о размере платы за подключение, в том числе обязанность каждой стороны при нарушении ею сроков исполнения обязательств уплатить другой стороне в течение 10 рабочих дней со дня наступления просрочки неустойку, рассчитанную как произведение 0,014 ключевой ставки Банка России, установленной на день заключения договора о подключении, и платы за технологическое присоединение по договору о подключении за каждый день просрочки, если договором о подключении не предусмотрен больший размер неустойки;

к) право заявителя в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора о подключении при нарушении исполнителем сроков исполнения обязательств, указанных в договоре о подключении;

л) обязанность исполнителя выполнить условия договора о подключении при необходимости осуществления строительства сетей газораспределения на земельном участке, находящемся в собственности третьих лиц, при условии оформления исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации права пользования таким земельным участком для целей строительства сетей газораспределения;

н) порядок осуществления исполнителем мониторинга исполнения заявителем технических условий при строительстве газопроводов от газоиспользующего оборудования до точек подключения и порядок выдачи исполнителем необходимых рекомендаций в связи с осуществлением такого мониторинга.

Из материалов настоящего дела следует, что 19.06.2020 ФИО1. обратился в адрес АО «Газпром газораспределение Север» с заявкой № ВГ/ТЦФН/3998/20 на заключение договора на технологическое присоединение к сетям газораспределения.

Заявителю Обществом был направлен договор № ВТ/ТЦФН/3998/20, дополнительное соглашение № 1 к договору, приложения к нему, в том числе и технические условия от 17.06.2020 № ВГ/ТЦФН/3998/20 приведенного выше содержания. В числе прочих характеристик регулируемого технологического процесса срок подключения к сетям (технологического присоединения) к сетям газораспределительного объекта капитального строительства заявителя составил 730 дней.

Лицами, участвующим в деле, не оспаривается обстоятельства того, что в данном случае мероприятия по техническому подключению предусматривают прокладку газопровода методом горизонтально направленного бурения (что следует из расчета предварительного размера платы за подключение), что свидетельствует о наличии индивидуального проекта разработки проекта присоединения (пункт 26 (23) Правил подключения).

Далее 13.07.2020 ФИО1 направил в адрес АО «Газпром газораспределение Север» мотивированный отказ от подписания проекта договора. В отказе заявитель указал, что не согласен с договором в части выполнения исполнителем работ по проектирования и строительству подводящего газопровода. При этом заявитель просил внести определенные (описанные выше) изменения в договор, в том числе – предусмотреть соглашением сторон осуществление заявителем действий по созданию сети газораспределения до точки подключения, а также подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства и пуску газа.

В дополнительное соглашение № 1 к договору, по мнению заявителя, следовало внести следующие изменения: скорректировать оплату по договору подключения стоимости технологического присоединения (врезки), а также сферу обязанностей исполнителя до осуществления подключения (пуск газа) к объекту капитального строительства. При этом к обязанностям заявителя ФИО1 полагал необходимым отнести осуществление действий по созданию сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства как в пределах принадлежащего ему земельного участка, так и за его пределами.

ФИО1 просил выдать новые технические условия с указанием в качестве точки подключения существующего газопровода. Срок подключения ФИО1 просил определить вместо 730 дней периодом продолжительностью 10 дней с даты подписания акта о готовности сетей газораспределения и газопотребления.

АО «Газпром газораспределение Север» отказало заявителю во внесении изменений в условия договора, указав на то, что плата за техническое присоединение устанавливается после окончания разработки исполнителем проектной документации и направления заявления об установление платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Третье лицо отметило, что поскольку в данном случае осуществление подключения предусмотрено по индивидуальному проекту, то обязанность по разработке проектной документации и проведению экспертизы (при ее необходимости) возложена на исполнителя.

АО «Газпром газораспределение Север» также указало на то, что типовая форма договора установлена постановлением № 713 и не подлежит изменению за исключением случаев, прямо предусмотренных Правилами подключения. Возможность корректировки объема мероприятий, выполняемых сторонами и размеры платы, предусмотрена пунктами 105, 107, 108, 110 Правил подключения путем заключения дополнительного соглашения.

Дополнительно АО «Газпром газораспределение Север» указало на то, что после установления платы по индивидуальному проекту и получения от заявителя заявления о строительстве газопровода в соответствии с пунктом 112 Правил в дополнительном соглашении к договору о подключении заявителю будет скорректирован объем выполняемых мероприятий по строительству сети газопотребления, размер платы по договору, установленный Департаментом тарифной и ценовой политики по Тюменской области за технологическое присоединение уменьшится на стоимость выполняемых заявителем мероприятий.

Суд апелляционной инстанции полагает не основанной на правовом регулировании позицию АО «Газпром газораспределение Север» относительно невозможности внесения изменений в договор на стадии его подписания, поскольку из положений Правил подключения не следует, что заявитель вправе реализовать свое право, предусмотренное пунктом 112 Правил, только после окончательного утверждения платы Департаментом тарифной и ценовой политики по Тюменской области.

К существенным условиям договора о подключении пункт 83 Правил относит перечень мероприятий (в том числе технических) по подключению, выполняемых заявителем и исполнителем, а также обязательства сторон по выполнению этих мероприятий, порядок разграничения балансовой принадлежности сети газораспределения, сети газопотребления и эксплуатационной ответственности сторон, стоимость разработки исполнителем проектной документации и проведения ее экспертизы (в случае, когда плата за технологическое присоединение определяется по индивидуальному проекту) и иные. В свою очередь, разграничение балансовой принадлежности сети газораспределения и имущественная ответственность за нее распределяется сообразно выполнению сторонами мероприятий по проектно-изыскательским работам, строительно-монтажным работам, работам по технологическому присоединения (врезка).

Волеизъявление заявителя о намерении осуществлять мероприятия по подключению за границами своего участка относится к существенным условиями договора, в силу чего Общество было не вправе отказывать в принятии разногласий и указании в договоре и дополнительном соглашении к нему на то, что реализация всех предусмотренных для исполнителя обязанностей будет осуществляться с учетом права заявителя на самостоятельное строительство газопровода за границами своего участка, предусмотренное пунктом 112 Правил подключения.

В ответ на указанный мотивированный отказ АО «Газпром газораспределение Север» не направило в адрес заявителя для подписания новый проект договора о подключении в нарушение пункта 79 Правил подключения.

Судебная коллегия признает обоснованными доводы ФИО1 о том, что заявитель вправе реализовать свое право, предусмотренное пунктом 112 Правил, на любой стадии процесса подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям газораспределения. Возможность изменения условий договора (пункт 102) о подключении путем оформления дополнительного соглашения не может трактоваться как единственная возможность внесения изменений в договор (а именно – внесение изменений исключительно после подписания договора), так как подобное толкование будет противоречить пункту 104 Правил, устанавливающему запрет на навязывание заявителю услуг и обязательств, не предусмотренных настоящими Правилами.

Суд апелляционной инстанции признает необоснованной позицию АО «Газпром газораспределение Север» относительно того, что разработку проектной документации сети газораспределения по индивидуальному проекту осуществляет исключительно исполнитель, поскольку пункты 97, 105 Правил предусматривают указанное условие только для общего правила заключения договоров, установленного пунктом 88, в то время как пункт 112 Правил является исключением из него.

Материалы дела свидетельствуют о том, что на стадии согласования условий технического присоединения ФИО1 просил изменить пункт 8 Технических условий определив срок подключения вместо 730 дней периодом времени в 10 дней с даты подписания акта о готовности сетей газораспределения и газопотребления.

В данной части апелляционный суд поддерживает позицию антимонопольного органа, исходя из того, что подпунктом «г» пункт 85 Правил предусмотрено, что срок осуществления мероприятий по подключению не может превышать 2 года – для заявителей, плата за технологическое присоединение которых устанавливается по индивидуальному проекту.

В материалах дела имеется расчет предварительного размера платы за подключение (приложение № 6 к договору), в котором указано, что предварительный размер платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту рассчитан исходя из необходимости прокладки газопровода 127 м бестраншейным методом, что обосновывает срок подключения. В силу того, что в настоящем случае технологическое присоединение устанавливается согласно индивидуальному проекту, срок определен верно.

Доводы ФИО1 о нарушении со стороны АО «Газпром газораспределение Север», выразившемся в непредставлении доверенности лица, подписавшего проект договора и дополнительное соглашение (ФИО2), являются необоснованными, поскольку Правила подключения не предусматривают обязанности исполнителя по направлению доверенности в адрес заявителя.

Доводы Тюменского УФАС России о том, что нарушение субъектом естественной монополии положений Правил подключения следует квалифицировать в соответствии с положениями статьи 9.21 КоАП РФ, а не по статье 10 Федерального закона № 135-ФЗ, на что указано в оспариваемом решении, признаются апелляционным судом обоснованными, однако не повлекшими принятия неправильного судебного акта по существу спора.

В соответствии с абзацем вторым пункта 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 12 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции», в случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения или определения, арбитражный суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть. Абзац третий пункта 39 поименованного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 12 содержит указание на то, что на изменение мотивировочной части судебного акта может быть также указано в резолютивной части постановления суда апелляционной инстанции. С учетом того, что мотивировка принятого решения суда первой инстанции не повлекла принятия неверного судебного акта, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.

При этом согласно абзацу пятому пункта 19.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в случае принятия арбитражным судом решения об отмене постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении материалы дела о соответствующем административном правонарушении направляются административному органу, постановление (определение) которого было отменено, для рассмотрения. Само по себе не указание в резолютивной части оспариваемого решения на необходимость направления материалов дела об административном правонарушении административному органу для рассмотрения не является процессуальным нарушением, влекущим отмену судебного акта.

Как следует из материалов дела, в апелляционной жалобе ФИО1 содержались требования о взыскании с Тюменского УФАС России судебных расходов на оплату услуг представителя, а именно – судебных расходов в размере 25 000 руб., связанные с подготовкой апелляционной жалобы, и судебных расходов в размере 50 000 руб., которые не были взысканы при рассмотрении дела по существу судом первой инстанции.

Принимая во внимание обстоятельства принятия судом первой инстанции дополнительного решения от 27.01.2021 о взыскании с антимонопольного органа в пользу ФИО1 25 000 руб. судебных издержек, апелляционный суд не усматривает оснований для повторного разрешения соответствующего вопроса на стадии апелляционного производства по делу.

При этом вопрос о возмещении расходов ФИО1, понесенных в связи с рассмотрением дела в апелляционной инстанции, рассматривается коллегией апелляционного суда.

В качестве доказательства несения судебных расходов в заявленном размере представлена расписка от 28.11.2020, согласно которой ФИО3 получил от ФИО1 денежные средства в размере 25 000 руб. за подготовку (составление, оформление, печать, направление в суд и лицам, участвующим в деле) апелляционной жалобы на решение от 06.11.2020 Арбитражного суда Тюменской области по административному делу № А70-13227/2020.

Из содержания статьи 101 АПК РФ следует, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом. В статье 106 АПК РФ помимо прямо перечисленных в ней расходов, которые следует считать судебными издержками, к ним отнесены и расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей).

Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны (часть 1 статьи 110 АПК РФ).

В основу распределения судебных расходов между сторонами положен принцип возмещения их правой стороне за счет неправой.

По итогам рассмотрения дела ФИО1 является выигравшей спор стороной, поскольку определение антимонопольного органа об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении признано незаконным, и заявление ФИО1 признано подлежащим новому рассмотрению. Как указано ранее, апелляционным судом признаны частично обоснованными доводы апелляционной жалобы заявителя.

Согласно части 2 статьи 110 АПК РФ расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

Как следует из разъяснений, изложенных в Информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 № 121 «Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах» лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, доказывает их размер и факт выплаты, а другая сторона вправе доказывать их чрезмерность (пункт 3).

Указанная сторона вправе обосновать разумный размер понесенных заявителем расходов применительно к соответствующей категории дел с учетом оценки, в частности, объема и сложности выполненной представителем работы, времени, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист, продолжительности рассмотрения дела, стоимости оплаты услуг адвокатов по аналогичным делам.

Оценивая объем и сложность выполненной представителем заявителя работы на предмет критерия разумности, коллегия апелляционного суда признает определенный заявителем размер расходов в 25 000 руб. чрезмерным и полагает возможным его снизить до 10 000 руб. за услуги по составлению апелляционной жалобы на решение суда первой инстанции по настоящему делу.

Требования в остальной части оставлены без удовлетворения.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрения апелляционных жалоб распределяются по правилам статьи 110 АПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

апелляционные жалобы оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 06.11.2020 по делу № А70-13227/2020 – без изменения.

Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области в пользу ФИО1 10 000 руб. судебных расходов.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

А.Н. Лотов

Судьи

Н.Е. Иванова

Н.А. Шиндлер