ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А70-16908/2021 от 21.06.2022 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А70-16908/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2022 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Дружининой Ю.Ф.

судей Шабановой Г.А.

ФИО1

при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Мономах» на решение от 23.11.2021 Арбитражного суда Тюменской области (судья Безиков О.А.) и постановление от 11.03.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Аристова Е.В., Лотов А.Н.) по делу № А70-16908/2021 по заявлению закрытого акционерного общества «Мономах» (625014, <...> этаж, ОГРН <***>,
ИНН <***>) к Департаменту недропользования и экологии Тюменской области (625004, <...>,
ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительными приказов
от 26.05.2021 № 647-ОД и от 04.06.2021 № 717-ОД.

В судебном заседании приняли участие представители:

от закрытого акционерного общества «Мономах» - ФИО2 по доверенности от 06.01.2022;

от Департамента недропользования и экологии Тюменской области -
ФИО3 по доверенности от 10.01.2022 (до перерыва).

Суд установил:

закрытое акционерное общество «Мономах» (далее – общество, ЗАО «Мономах») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту недропользования и экологии Тюменской области (далее – административный орган, департамент) о признании недействительными приказов от 26.05.2021 № 647-ОД «Об отказе ЗАО «Мономах» в согласовании технического проекта» и от 04.06.2021 № 717-ОД «О досрочном прекращении лицензии ТЮМ 86038 ТР ЗАО «Мономах».

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 23.11.2021, оставленным без изменения постановлением от 11.03.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт.

По мнению общества, департаментом неправомерно отказано в утверждении разработанного обществом технического проекта; требования Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) о компенсационном лесовосстановлении не распространяются на отношения, возникшие до 01.01.2019; работы по лесовосстановлению могут проводиться на иных землях, предназначенных для соответствующих целей, а не только на участках, на которых предусмотрена рубка; департаментом нарушена процедура принятия решения прекращения права пользования недрами; указанная мера является исключительной, ее избрание департаментом не мотивировано.

В отзыве на кассационную жалобу департамент просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационное жалобе, отзыве на нее, дополнениях к ним и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела и установлено судами, обществу была выдана лицензия от 27.04.2018 ТЮМ 86038 ТР с целью геологического изучения, разведки и добычи песка на участке недр местного значения «Кордон Алексеевский» в 9 км. Юго – Восточнее <...> (выделы 17, 18, 31, 41, 42, 50) Северо-Исетского участкового лесничества, Исетского лесничества в Исетском районе Тюменской области.

Составной частью лицензии являются Условия пользования недрами (приложение № 1, далее - Условия пользования недрами).

В соответствии с Условиями пользования недрами владелец лицензии обязан завершить работы по геологическому изучению и разведке полезных ископаемых на участке недр и представить в департамент на государственную экспертизу запасов общераспространенных полезных ископаемых материалы и документы, подготовленные в соответствии с действующим законодательством не позднее девяти месяцев с даты регистрации лицензии (27.01.2019, пункт 3.5); обеспечить подготовку и согласование в установленном законодательством порядке технического проекта разработки участка недр с утвержденными запасами не позднее 18 месяцев со дня государственной регистрации лицензии (27.10.2019, пункт 3.8); срок выхода предприятия на проектную мощность - не позднее 24 месяцев со дня регистрации лицензии (27.04.2020, пункт 3.15).

На основании обращения общества департамент дополнением № 1 от 15.01.2019 к лицензии продлил срок завершения работ по геологическому изучению и разведке полезных ископаемых на участке недр и представления в департамент на государственную экспертизу запасов общераспространенных полезных ископаемых материалов и документов до 27.10.2019, срок подготовки и согласования в установленном законодательством порядке технического проекта разработки участка недр с утвержденными запасами - до 14.07.2020, срок выхода предприятия на проектную мощность - до 14.01.2021.

По результатам обращения общества от 01.10.2019 приказом от 23.10.2019 департаментом в повторном продлении указанных сроков отказано.

Приказом от 06.11.2019 департаментом возбуждена процедура досрочного прекращения права пользования недрами в связи с нарушением существенных условий пользования недрами (в части выполнения работ по геологическому изучению и разведке полезных ископаемых и представления материалов на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых), прекращенная приказом от 12.11.2020 в связи с проведением экспертизы запасов полезных ископаемых (экспертное заключение от 23.10.2020).

Приказом от 09.12.2020 департаментом возбуждена процедура досрочного прекращения права пользования недрами в связи с необеспечением обществом подготовки и согласования технического проекта на разработку участка недр не позднее 14.07.2020 и приостановлено право пользования недрами.

Общество неоднократно (29.12.2020, 19.01.2021, 19.03.2021) обращалось в департамент с заявками о согласовании технического проекта «Разработка участка недр местного значения «Кордон Алексеевский» в Исетском муниципальном районе Тюменской области».

Департаментом 11.01.2021 было отказано в рассмотрении заявки, 25.02.2021 и 26.05.2021 - в согласовании технического проекта.

Приказом от 04.06.2021 департамент досрочно прекратил право пользования недрами по лицензии ТЮМ 86038 ТР.

Не согласившись с приказами департамента об отказе в согласовании технического проекта от 26.05.2021 и о прекращении права пользования недрами от 04.06.2021, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у департамента правовых оснований для вынесения оспариваемых приказов, поскольку представленный обществом технический проект не соответствовал установленным требованиям; обществом допущены нарушения существенных условий лицензий, которые не были им устранены в установленный срок.

Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.

Согласно статье 11, пункту 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (здесь и далее в редакции, действовавшей на дату вынесения оспариваемых приказов, Закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрам; пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.

Судами установлено, что основанием для принятия решения о досрочном прекращении пользования недрами послужило невыполнение обществом требований пункта 3.8 Условий пользования недрами (обеспечить подготовку и согласование в установленном законодательством порядке технического проекта разработки участка недр с утвержденными запасами до 14.07.2021), отнесенного к существенным условиям лицензии, невыполнение которых является основанием для приостановления или досрочного прекращения права пользования участком недр.

Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр (далее - проектная документация), по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, за исключением проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых до 01.03.2022 регулировался Положением о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 № 118 (далее – Положение № 118).

Согласно пункту 21 указанного Положения основанием для принятия комиссией или уполномоченным органом решения об отказе в согласовании проектной документации является, в том числе несоответствие проектной документации условиям пользования недрами, установленным в лицензии на пользование недрами, и (или) требованиям законодательства Российской Федерации (подпункт «а»); несоответствие проектной документации требованиям к составу и содержанию проектной документации, предусмотренным пунктами 12 и 13 названного Положения (подпункт «в»).

В соответствии с подпунктом «в» пункта 12 Положения № 118 в проектную документацию включаются мероприятия по обеспечению требований в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами.

Требования к структуре и оформлению проектной документации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами определяются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт 14 Положения № 118).

Согласно Требованиям к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья, утверждённых приказом Минприроды России от 25.06.2010 № 218, в проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых включается информация об охране и рациональном использование земельных ресурсов, рекультивации земель (пункт 11.2.1 раздела 3); охране растительного и животного мира (пункт 11.2.5 раздела 3).

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 12 Закона о недрах лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.

В настоящем случае пунктом 3.17 Условий пользования недрами на владельца лицензии возложена обязанность разработать проект рекультивации на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учётом месторасположения нарушенного участка не позднее 12 месяцев до истечения срока действия лицензии, либо разработать и утвердить проекты рекультивации по мере реализации отдельных блоков (поэтапная рекультивация нарушенных земель).

Вместе с тем из пункта 2 статьи 60.12 ЛК РФ (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемых приказов) при использовании лесов должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию.

При осуществлении биологических мероприятий по рекультивации земель, указанных в части 2 статьи 60.12 ЛК РФ, в целях создания защитных лесных насаждений проводятся работы по искусственному или комбинированному лесовосстановлению или лесоразведению с применением саженцев с закрытой корневой системой в соответствии с ЛК РФ и в соответствии с Правилами лесовосстановления или Правилами лесоразведения, предусмотренными статьями 62 и 63 ЛК РФ соответственно (пункт 8(1) Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800).

В соответствии с частью 1 статьи 63.1 ЛК РФ лица, использующие леса в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно подпункту «ж» пункта 21 Правил использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, утвержденных приказом Минприроды России от 07.07.2020 № 417, лица, использующие леса с предоставлением лесного участка, без предоставления лесного участка с установлением сервитута, в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых обязаны, в том числе осуществлять предусмотренные частью 1 статьи 63.1 ЛК РФ мероприятия не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в соответствии с Правилами выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 № 566.

Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили, что предоставленный обществу участок недр расположен на землях лесного фонда; направленный в департамент 19.03.2021 технический проект содержал информацию о проведении рекультивации в 2028 году, что не будет способствовать ускоренному лесовосстановлению на разработанном блоке, при этом иной порядок проведения работ по компенсационному лесовосстановлению с уполномоченным органом согласован не был, в связи с чем пришли к обоснованному выводу о наличии у департамента оснований для отказа в согласовании технического проекта.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в том числе в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.

Согласно части 4 статьи 21 Закона о недрах в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 5 и 8 части 2 статьи 20 названного Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.

В настоящем случае судами установлено, что обществом без уважительных причин не были соблюдены первоначально установленные Условиями пользования недрами сроки выполнения работ по геологическому изучению и разведке полезных ископаемых на участке недр и представлению в департамент на государственную экспертизу запасов общераспространенных полезных ископаемых материалов и документов; не осуществлена подготовка и согласование в установленном законодательством порядке технического проекта разработки участка недр с утвержденными запасами; выход предприятия на проектную мощность; соответствующие сроки были продлены департаментом по обращению общества; вновь установленные сроки обществом так же соблюдены не были: технические проекты представлялись в департамент 29.12.2020, 19.01.2021, 19.03.2021, то есть за пределами не только сроков на их подготовку и согласование (до 14.07.2020), но и сроков выхода предприятия на проектную мощность (до 14.01.2021); приказом от 06.11.2019 департаментом уже возбуждалась процедура досрочного прекращения пользования недрами, завершенная 12.11.2020 в связи с частичным исполнением обществом Условий пользования недрами – проведением экспертизы запасов полезных ископаемых; приказами от 09.12.2020 департаментом приостановлено право пользования недрами по лицензии от 27.04.2018 ТЮМ 86038 ТР и возбуждена процедура досрочного прекращения пользования недрами в связи с неисполнением обществом обязанности по подготовке и согласованию технического проекта; данные приказы получены обществом 17.12.2020; пользование обществом недрами прекращено более чем через пять месяцев после получения обществом указанных приказов (04.06.2021).

Ссылки общества на формальный подход департамента к решению вопроса о прекращении права общества на пользование недрами, нарушение баланса частных и публичных интересов и несоразмерность последствий допущенным обществом нарушениям отклоняются судом округа с учетом длительности и существенности допущенных нарушений.

Таким образом, учитывая неустранение обществом указанных в приказе от 09.12.2020 № 1398-ОД нарушений условий пользования недрами, суды пришли к верному выводу о том, что департамент, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах, правомерно досрочно прекратил право общества на пользование недрами.

Доводы подателя кассационной жалобы выводы судов не опровергают, по существу направлены на иную оценку обстоятельств, установленных нижестоящими судами на основании представленных в дело доказательств, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции исходя из положений главы 35 АПК РФ.

Иное толкование подателем кассационной жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами нижестоящих инстанций норм права.

Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 23.11.2021 Арбитражного суда Тюменской области и постановление
от 11.03.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А70-16908/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Ю.Ф. Дружинина

Судьи Г.А. Шабанова

ФИО1