ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
01 марта 2022 года
Дело № А70-18368/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 марта 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Котлярова Н.Е.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шнайдер Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-66/2022) Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Тюменской области от 22.11.2021 по делу № А70-18368/2021 (судья Скачкова О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Новатэк-Таркосаленефтегаз» (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации: 28.03.2005, адрес: 629850, ЯмалоНенецкий автономный округ, <...>) к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным уведомления от 31.08.2021 № 06-17407,
при участии в судебном заседании от общества с ограниченной ответственностью «Новатэк-Таркосаленефтегаз» представителей: ФИО1 (по доверенности от 15.12.2021 № 164-21 сроком действия 31.12.2022), ФИО2 (по доверенности от 24.12.2021 № 174-21 сроком действия 31.12.2022),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Новатэк-Таркосаленефтегаз» (далее -заявитель, общество, ООО «Новатэк-Таркосаленефтегаз») обратилось с заявлением, уточненным 11.11.2021 в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Северо-уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – заинтересованное лицо, Северо-Уральское Межрегиональное Управление Росприроднадзора, управление) о признании недействительным уведомления от 31.08.2021 № 06-17407.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 22.11.2021 по делу № А70-18368/2021 (далее – обжалуемое решение) уведомление от 31.08.2021 № 06-17407 признано недействительным, как не соответствующее Федеральному закону от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Взысканы с Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в пользу ООО «Новатэк-Таркосаленефтегаз» судебные расходы в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за подачу заявления в размере 3000 руб.
Не соглашаясь с принятым решением, с апелляционной жалобой обратилось управление, просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы её заявитель указал, что при наличии совокупности объектов существует два альтернативных признака единого объекта, которые следует учитывать при его идентификации: единое назначение и неразрывная физическая или технологическая связанность. Обществу на участок выдана лицензия, соответственно, постановке на государственный учет объекта НВОС подлежит участок недр в границах, определенных лицензией, а не отдельные объекты недропользования в составе данного участка. Указанное приводит к занижению категории объекта и исключению необходимости получения комплексных экологических разрешений и иной разрешительной природоохранной документации, прохождения государственной экологической экспертизы, а также сокращению периодических надзорных мероприятий. При этом уход от государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды приводит к увеличению риска возникновения негативных последствий. Общество обязано осуществить актуализацию сведений об объекте НВОС с учетом единого назначения и неразрывной технологической и физической связи объектов.
ООО «Новатэк-Таркосаленефтегаз» 22.02.2022 представлен отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании 25.02.2022 представители ООО «Новатэк-Таркосаленефтегаз» просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Иные лица, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Повторно рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что 25.09.2021 общество обратилось в управление с заявкой о постановке на учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду - карьер торфа № 1т (далее – объект), расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, Северо-Ханчейский лицензионный участок.
При рассмотрении заявки о постановке объекта на учет управлением установлено, что в Федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, внесен объект с присвоенным кодом 71-0189-000490-П Северо-Ханчейское месторождение. Географические координаты места расположения объекта, указанного в заявке общества, расположены на территории данного объекта 71-0189-000490-П Северо-Ханчейское месторождение.
Уведомлением от 31.08.2021 № 06-17407 обществу отказано в постановке объекта на государственный учет.
Не согласившись с указанным уведомлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании уведомления.
Признавая уведомление недействительным, суд первой инстанции исходил из того, что карьер торфа обладает признаками, позволяющими его идентифицировать в качестве самостоятельного объекта негативного воздействия, следовательно, общество правомерно направило отдельную заявку о постановке данного объекта на учет в качестве объекта негативного воздействия 3 категорий. Ссылка управления на необходимость актуализации об объекте отклонена арбитражным судом, так как законодателем предусмотрен закрытый перечень оснований для актуализации сведений, которые в настоящем случае отсутствуют. Оснований для отказа в постановке на государственный учет объектов, указанных в пункте 17 Правил № 572, в рассматриваемом случае также не выявлено.
Суд апелляционной инстанции соглашается с изложенными выводами суда первой инстанции с учетом следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 настоящего Кодекса обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а, во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды, Закон № 7-ФЗ) объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
Статьей 4.2 Закона об охране окружающей среды предусмотрено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:
- объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории;
- объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории;
- объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории;
- объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории (пункт 1).
При установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, учитываются:
- уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство);
- уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления;
- классификация промышленных объектов и производств;
- особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии (пункт 2).
Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3).
Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (пункт 4).
В соответствии со статьей 69 Закона № 7-ФЗ государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора (пункт 1).
Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя, в том числе, государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления (пункт 2).
Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает данные, перечисленные в пункте 4 статьи 69 указанного Закона.
Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, состоит из федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и региональных государственных реестров объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (пункт 7).
Порядок создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 10).
Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выдается соответственно свидетельство о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, о снятии с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (пункт 11).
В соответствии со статьей 69.2 Закона об охране окружающей среды объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией (пункт 1).
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (пункт 2).
Документом, подтверждающим прекращение деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, является акт о его консервации или ликвидации (пункт 12).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572 утверждены Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила № 572), согласно пункту 5 которых Государственный реестр включает в себя следующие сведения:
а) наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, дата государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, с указанием идентификационного номера налогоплательщика юридического лица, индивидуального предпринимателя и кода причины постановки на учет в налоговых органах юридического лица, индивидуального предпринимателя;
б) сведения о фактическом месте нахождения объекта, включая его наименование (адрес или место регистрации передвижного источника, перемещающего объект) с указанием кода по Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований по месту нахождения объекта и по категории объекта;
в) сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, об объеме производимой продукции (товара), о выполняемых работах, об оказываемых услугах, включая коды видов экономической деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объекте, по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;
г) сведения о наличии заключения государственной экологической экспертизы и (или) заключения государственной экспертизы проектной документации при их проведении в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе, законодательством о градостроительной деятельности;
д) сведения о стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с указанием их географических координат;
е) сведения об уровне и (или) объеме или о массе выбросов загрязняющих веществ в отношении каждого стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
ж) сведения об источниках сброса загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты (мест сброса сточных вод) с указанием их географических координат;
з) сведения об уровне и (или) объеме или о массе сбросов загрязняющих веществ в отношении каждого источника сбросов загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
и) сведения об объеме или о массе размещенных отходов производства и потребления, в том числе по каждому виду и классу опасности отходов;
к) сведения о декларациях о плате за негативное воздействие на окружающую среду;
л) сведения о комплексных экологических разрешениях или декларациях о воздействии на окружающую среду;
м) сведения о программе производственного экологического контроля;
н) сведения о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду;
о) информация о применяемых технологиях на объектах, отнесенных к I категории в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду, и об их соответствии наилучшим доступным технологиям;
п) информация о технических средствах по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, технических средствах и технологиях по обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления;
р) сведения о результатах осуществления государственного экологического надзора;
с) информация о консервации, ликвидации объекта, об изменении его местонахождения, о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, эксплуатирующих объект.
В силу пункта 13 тех же Правил Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является оператором государственного реестра и выполняет следующие функции:
а) осуществляет техническое обеспечение функционирования государственного реестра;
б) определяет электронный формат сведений (информации), содержащихся в государственном реестре;
в) обеспечивает взаимодействие государственного реестра с иными государственными информационными системами;
г) обеспечивает присвоение объектам кодов объектов;
д) вносит в федеральный реестр сведения, получаемые по результатам исполнения государственных функций, предоставления государственных услуг в сфере установленной компетенции;
е) организует информационно-методическое обеспечение ведения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации региональных государственных реестров (включая присвоение объекту категории в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду) и их поддержку по техническим вопросам;
ж) предоставляет Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации согласно их компетенции доступ к содержащимся в государственном реестре сведениям об объектах в целях информационного обеспечения управления и нормативного правового регулирования деятельности в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 15 Правил № 572 внесение сведений об объекте в государственный реестр, актуализация учетных сведений об объекте и исключение учетных сведений об объекте из государственного реестра, а также предоставление содержащейся в федеральном государственном реестре и региональных государственных реестрах информации осуществляются в соответствии с настоящими Правилами на безвозмездной основе.
В соответствии с пунктом 16 Правил № 572 сведения, включающие наименование, организационно-правовую форму юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии), дату регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность на объекте, наименование объекта, информацию о суммарных массах выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ всех источников (выпусков) по объекту в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в утвержденный в установленном порядке перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, о методах (методиках) измерения загрязняющих веществ, использованных при получении этих данных, информацию об объемах или массах размещенных отходов производства и потребления по каждому классу опасности отходов (с разбивкой по годам), размещаются на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет») в открытом доступе, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории информации ограниченного доступа, и находятся в открытом доступе в течение не менее 10 лет со дня их внесения в государственный реестр.
Пунктом 17 Правил № 572 предусмотрено, что основанием для включения объектов в государственный реестр является заявка, оформленная по установленной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации форме и содержащая сведения для внесения в государственный реестр, указанные в подпунктах «а» - «и», «м», «н» и «п» пункта 5 настоящих Правил, которая направляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Таким образом, юридические лица, индивидуальные предприниматели должны поставить на государственный учет именно те объекты НВОС, на которых они осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность.
Заявка готовится на каждый объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду и эксплуатируемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункт 18 Правил № 572).
В пункте 20 Правил № 572 указано, что основанием для отказа в постановке на государственный учет объектов является отсутствие в составе заявки сведений, указанных в пункте 17 настоящих Правил. В указанном случае территориальный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации направляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю уведомление с указанием причин отказа в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки.
Из обстоятельств дела следует, что Северо-Ханчейское месторождение в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» является объектом по добыче сырой нефти и (или) природного газа, включая переработку природного газа, и относится к объектам I категории негативного воздействия на окружающую среду. Протоколом ЦКР Роснедр по УВС от 04.12.2019 № 7758 утверждена Технологическая схема разработки нефтегазоконденсатного месторождения Северо-Ханчейского + Хадырьяхинского месторождения в пределах лицензионных участков ООО «НОВАТЭК-ТАРКОСАЛЕНЕФТЕГАЗ» (далее - технологическая схема).
Главой 10 «Техника и технология добычи нефти и газа» технологической схемы предусмотрено, что запроектированные объекты на Северо-Ханчейском+Хадырьяхинском месторождении предназначены для сбора газоконденсатной смеси со скважин Северо-Ханчейского и Хадырьяхинского лицензионных участков с предварительной подготовкой, отделением водометанольной смеси на установку предварительной подготовки газа и дальнейшей отправки на установку комплексной подготовки газа ВосточноТаркосалинского месторождения по газопроводу внешнего транспорта.
Основными технологическими объектами добычи и подготовки газа и конденсата на Северо-Ханчейском+Хадырьяхинском месторождении являются: кусты скважин №№ 1,36; одиночные скважины Р127, 125ПО, 126П; система сбора газа; установка предварительной подготовки газа; площадка сепарации газа; газопровод внешнего транспорта.
Из материалов дела следует, а лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что для осуществления рабочих процессов на месторождении запроектированы технологические объекты: свеча, устройство факельное горелочное, установка горизонтальная факельная, емкость дренажная V=16 м? и другие.
Указанные объекты, расположенные на территории Северо-Хапчейского месторождения, обладают признаками единого объекта, а также признаками неразрывной технологической связанности, что влечет возникновение существенных затруднений при эксплуатации объекта негативного воздействия 1 категории с присвоенным кодом 71-0189-000490-П Северо-Ханчейское месторождение в случае отсутствия хотя бы одного из объектов перечисленной совокупности.
Отмеченный карьер торфа, территориально расположенный на Северо-Ханчейском месторождении, не входит в состав неразрывно технологически связанных объектов по добыче сырой нефти и (или) природного газа, включая переработку природного газа, не связан технологически с объектом негативного воздействия 1 категории (71-0189-000490-П Северо-Ханчейское месторождение).
Карьер торфа в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398, относится к 3 категории объектов негативного воздействия.
С учетом изложенного карьер торфа обладает признаками, позволяющими его идентифицировать в качестве самостоятельных объекта негативного воздействия, следовательно, общество правомерно обратилось с отдельной заявкой о постановке объекта на учет в качестве объекта негативного воздействия 3 категорий.
Доводы жалобы о том, что обществу необходимо актуализировать сведения об объекте, подлежат отклонению, поскольку Федеральным законом № 7-ФЗ предусмотрен закрытый перечень оснований для актуализации сведений, при этом заявителем жалобы не дано ссылки на конкретизированное положение указанного перечня.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции, не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 22.11.2021 по делу № А70-18368/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.
Председательствующий
Н.Е. Котляров
Судьи
О.Ю. Рыжиков
Н.А. Шиндлер