ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А70-20139/20 от 18.06.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

24 июня 2021 года

Дело № А70-20139/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2021 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,

судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5217/2021) Компании «Салым Петролеум Девелопмент Н.В.» (Нефтеюганский филиал) на решение Арбитражного суда Тюменской области от 22.03.2021 по делу № А70-20139/2020 (судья Безиков О.А.), принятое по заявлению Компании «Салым Петролеум Девелопмент Н.В.» (Нефтеюганский филиал) к Администрации Уватского муниципального района (ОГРН <***>, ИНН <***>, 626170, <...>) об оспаривании отказа в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 72:18:1303002:2185 без проведения торгов, изложенного в письме от 02.09.2020 № 6072-И,

при участии в деле в качестве третьего лица, - Департамента лесного комплекса Тюменской области,

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,

установил:

Компания «Салым Петролеум Девелопмент Н.В.» (Нефтеюганский филиал) (далее – заявитель, Компания) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Администрации Уватского муниципального района (далее - Администрация, уполномоченный орган) об оспаривании отказа в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 72:18:1303002:2185 без проведения торгов, изложенного в письме от 02.09.2020 № 6072-И.

Определением от 26.11.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент лесного комплекса Тюменской области (далее – третье лицо, Департамент).

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 22.03.2021 по делу № А70-20139/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, Компания обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, письмом от 10.07.2019г. № SPDN-19-004117 Компания направила в адрес Департамента заявление о рассмотрении и согласовании документации по планировке территории для размещения объекта «ВЛ ПО кВ на ПС 110/35/10 кВ южной части Верхнесалымского месторождения», приложив к нему проект планировки и проект межевания, электронный вид границ испрашиваемого участка, проектную документацию лесного участка в электронном виде. По мнению Компании, указанные документы и представленные в материалы дела заверенные копии отдельных страниц документации по планировке (текстовая и графическая части), подтверждают включение в направленный для согласования в адрес Департмента проект планировки и проект межевания территории, границ испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 72:18:1303002:2135. В свою очередь Департамент распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 № 849-р согласовал размещение проектируемого объекта капитального строительства (линию электропередачи воздушную, кабельную) по проекту планировки и проекту межевания территории с наименованием проекта: «ВЛ ПО кВ на ПС 110/35/10 кВ южной части Верхнесалымского месторождения» (письмо от 16.10.2019№ 6904-19). Таким образом, факт включения границ испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 72:18:1303002:2135 в направленный в Департамент проект планировки, территории подтверждается материалами дела.

Компания считает, что в рассматриваемом случае испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 72:18:1303002:2185 частично сформирован по границе лесного участка с кадастровым номером 72:18:0000000:123/2941,2943 и пересечение испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 72:18:1303002:2185 с земельным участком государственного лесного фонда отсутствует; предоставленные Администрацией границы земельного участка государственного лесного фонда не в установленной системе координат СК-63 не могут подтверждать факт их пересечения с земельным участком с кадастровым номером 72:18:1303002:2185.

По мнению подателя жалобы судом первой инстанции не учтено, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 72:18:1303002:2185, согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, отнесен к категории земель - Земли населенных пунктов; такое основание, как пересечение границ земельных участков, не предусмотрено статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (жале – ЗК РФ).

Администрацией и Департаментом представлены отзывы на апелляционную жалобу, в которых указано на законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.

От Компании и Администрации поступили письменные ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей, которые судом апелляционной инстанции удовлетворены.

На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы, установил следующие обстоятельства.

В адрес Администрации 06.03.2020 поступило заявление Компании о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 72:18:1303002:2185, по адресу: Тюменская область, Уватский район, поселок Муген.

В ходе рассмотрения указанного заявления, а также при анализе материалов лесоустройства, Администрацией установлено пересечение границ земель государственного лесного фонда с земельным участком с кадастровым номером 72:18:1303002:2185 по адресу: Тюменская область, Уватский район, поселок Муген, площадью 1537 кв.м.

Информация о пересечении границ земель государственного лесного фонда с земельным участком с кадастровым номером 72:18:1303002:2185 по адресу: Российская Федерация, Тюменская область, Уватский район, поселок Муген, площадью 1537 кв. м подтверждается ответом Департамента лесного комплекса Тюменской области от 18.03.2020 №4713881 на межведомственный запрос Администрации района от 16.03.2020.

По результатам рассмотрения заявления Администрацией направлен ответ о невозможности предоставления земельного участка с кадастровым номером 72:18:1303002:2185, по адресу: Тюменская область, Уватский район, поселок Муген, поскольку у Администрации отсутствуют полномочия по предоставлению земельных участков в границах земель лесного фонда, находящихся в собственности РФ.

09.04.2020 в адрес Администрации поступило письмо заявителя о предоставлении картографических сведений о границе земельного участка государственного лесного фонда в части выявленного наложения на земельный участок с кадастровым номером 72:18:1303002:2185.

13.04.2020 Администрацией в адрес заявителя направлены электронные границы земельного участка.

20.05.2020 заявитель повторно обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении разъяснений в части отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 72:18:1303002:2185, а также с требованием повторно рассмотреть заявление о предоставлении указанного земельного участка.

По результатам рассмотрения заявителю предоставлена информация от 03.06.2020 № 3797-И.

03.08.2020 в Администрацию поступило заявление заявителя о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 72:18:1303002:2185, по адресу: Тюменская область, Уватский район, поселок Муген.

26.08.2020 Администрацией повторно направлен межведомственный запрос в Департамент о предоставлении сведений о пересечении земель государственного лесного фонда с границами земельного участка с кадастровым номером: 72:18:1303002:2185.

Наложение спорного земельного участка на земли лесного фонда подтверждается ответом Департамента от 02.09.2020.

В связи с чем, в адрес заявителя направлен оспариваемый отказ Администрации, изложенный в письме от 02.09.2020 № 6072-И, в котором сообщалось об отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка с кадастровым номером 72:18:1303002:2185 до устранения вышеуказанного пересечения.

Полагая, что указанный отказ Администрации нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

22.03.2021 Арбитражный суд Тюменской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

Как усматривается из материалов дела, оспариваемый отказ в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 72:18:1303002:2185 по адресу: Тюменская область, Уватский район, поселок Муген. мотивирован отсутствием у Администрации полномочий по распоряжению землями, отнесенными к категории лесного фонда, расположенными на территории Тюменской области, поскольку в результате анализа материалов лесоустройства установлено пересечение границ земель государственного лесного фонда с границами испрашиваемого земельного участка.

Суд апелляционной инстанции, проанализировав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ доказательства, имеющиеся в материалах дела, приходит к выводу о соответствии оспариваемого отказа законодательству и отсутствии доказательств нарушения этим отказом прав и законных интересов заявителя, исходя из следующего.

В соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 09.09.2007 № 153-П « Об утверждении положения о Департаменте лесного хозяйства» полномочиями по распоряжению землями, отнесенными к категории лесного фонда, расположенными на территории Тюменской области, наделен Департамент лесного комплекса Тюменской области, который также уполномочен на ведение государственного лесного реестра в соответствии с Приказом Министерства природных Ресурсов Российской Федерации РФ от 31.10.2007 № 282 «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по ведению государственного лесного реестра и предоставления государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра».

В соответствии с частью 1 статьи 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли. Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств (часть 4).

Обязательным приложением к решению о создании лесничеств, участковых лесничеств является текстовое и графическое описание местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, подготовленное в соответствии со статьей 68.1 настоящего Кодекса (часть 4 статьи 23 ЛК РФ).

Согласно части 1 статьи 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя: 1) проектирование лесничеств и лесопарков; 2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; 3) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; 4) таксацию лесов; 5) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

В случаях, предусмотренных пунктом 3 части 1 настоящей статьи, местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов (часть 3).

Пунктом 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04 2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия уполномоченных органов по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 ЛК РФ. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (пункт 3 статьи 4.1). Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Из содержания части 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» следует, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признаются юридически действительными. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

На основании пункта 2 статьи 4.2 Федерального закона от 4.12.2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» план лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным.

Таким образом, при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда земельный участок признается государственным лесным фондом по материалам лесоустройства, что должно подтверждаться информацией из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду, а также схем расположения земельного участка.

Согласно имеющимся в материалах дела материалам лесоустройства, таксационным описаниям, сведениям государственно лесного реестра, картографическим материалам спорный земельный участок с кадастровым номером 72:18:1303002:2185 частично накладывается на земли лесного фонда, то есть сформирован за счет лесного участка с кадастровым номером 72:18:0000000:123, который был поставлен на учет без указания координат границ и имеет статус ранее учтенного по данным государственного учета в государственном лесном реестре (далее - ГЛР).

Лесной адрес площади наложения: Тюменская область, Уватский район, Уватское лесничество, Мугенское участковое лесничество, лесной квартал № 10, часть лесотаксационного выдела: 62 (карта-схема прилагается).

Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Верховного суда РФ от 19.05.2016 № 73-АПГ16-2, от 01.06.2016 № 302-ЭС15-19746, от 26.07.2016 по делу № 302-ЭС15-19746, от 12.10.2016 N 304-ЭС16-9689, план (схема) лесного участка, Планы лесонасаждений и данные ГЛР являются письменными доказательствами границ лесного участка и подтверждают факт отнесения участка к землям лесного фонда.

Из пояснений Департамента следует, что границы лесничеств на территории Тюменской области, в том числе, Уватского лесничества, установлены Приказом Рослесхоза от 25.09.2008 № 270 «Об определении количества лесничеств в Тюменской области и установлении их границ» на основании материалов проводившегося в 2006 и 2010 годах лесоустройства. Указанные лесоустроительные работы проводились силами Новосибирского и Томского филиала ФГУП «Рослесинфорг». Первые лесоустроительные работы были проведены в 1951 году. Последующее лесоустройство проводилось в 1962, 1973, 1986 и в 1998 годах. Спорный участок всегда относился к землям лесного фонда.

Таким образом, вопреки доводам жалобы, предоставленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о частичном нахождении участка заявителя на землях лесного фонда.

Отклоняя довод Компании о том, что размещение проектируемого объекта капитального строительства согласовано в установленном порядке, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

Как усматривается из материалов дела, в Департамент поступило обращение Компании (№7637/19 от 15.07.2019) о рассмотрении проекта планировки и проекта межевания территории по проекту: «ВЛ 110 кВ на ПС 110/35/10 кВ южной части Верхнесалымского месторождения. Уватский район».

Согласно письму от 16.10.2019 № 6904-19 Департамент в соответствии с частью 12.3. статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации согласовал допустимость размещения проектируемого объекта капитального строительства, а именно: линию электропередачи воздушную, кабельную всех классов напряжения в соответствии с частью 2 статьи 115 ЛК РФ, распоряжением Правительства РФ от 27.05.2013 № 849-р, по проекту планировки и проекту межевания территории на землях лесного фонда с местоположением: Тюменская область, Уватский район, Уватское лесничество; Мугенское участковое лесничество, квартал № 10 выделы 26, 44, 45, 47, 58, 60, 61, 63, 86, квартал N° 11, выделы 35, 39, 40, 41, 42, 110, квартал № 12, выделы 1, 2, 3, 6, 9, 13, 14, 22, 23, 25, 26, 38, 40, 97, квартал №13 выделы 1, 144, в представленных границах.

При этом границы земельного участка с кадастровым номером 72:18:1303002:2185не были включены в вышеуказанные проект планировки и проект межевания территории и соответственно, границы участка не были согласованы с Департаментом.

Таким образом, Департамент не согласовывал размещение проектируемого объекта капитального строи­тельства на землях лесного фонда с местоположением: Тюменская об­ласть, Уватский район, Уватскре лесничество, Мугенское участковое лесничество, квартал № 10 выдел 62, доказательств того, что границы зе­мельного участка с кадастровым номером 72:18:1303002:2185 были включены в вышеуказанный проект планировки и проект межевания территории заявителем не представлено.

Кроме того, материалами дела подтверждается, что лесной участок, предоставленный по договору аренды от 19.09.2011 с кадастровым номером 72:18:0000000:123/2943, поставлен на кадастровый учет без согласования межевого плана с Департаментом. В связи с чем, учетная часть №2943 внесена в ЕГРН не по границе земель лесного фонда.

Таким образом, согласно сведениям государственного лесного реестра земельный участок с кадастровым номером 72:18:1303002:2185 частично расположен на землях лесного фонда.

Отклоняя довод заявителя о том, что о том, что предоставленные Администрацией границы земельного участка государственного лесного фонда не в установленной системе координат GK-63, не могут подтверждать факт их пересечения с испрашиваемым земельным участком, суд апелляционной инстанции исходит из того, что согласно данным, предоставленным Департаментом в Администрацию посредством системы межведомственного электронного взаимодействия, в сведения о границах земель лесного фонда Уватского лесничества содержащиеся в государственном лесном реестре имеют систему хранения координат МСК5 ТО.

Согласно пункту 5 статьи 6 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», местные системы координат в отношении кадастровых округов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, указанным в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном в соответствии с законодательством о геодезии и картографии.

В соответствии с совместным приказом Управления Росреестра по Тюменской области и филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Тюменской области», от 04.03.2013 №П/27/П63 «О ведении государственного кадастра недвижимости на территории кадастрового района 72:18» в Уватском районе применяется система координат кадастрового учета СК-63, район W, ЗтХ градусная 4-я зона.

В связи с отличием систем координат учета земельных участков необходим перевод из системы координат кадастрового учёта GK-63 в систему координат МСК5 ТО.

Согласно части 7 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и принадлежности земельного участка к определенной категории земель», орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, до 1 января 2023 года приводит сведения государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, в том числе в части сведений об особо охраняемых природных территориях, территориях объектов культурного наследия, расположенных на землях лесного фонда, о. границах таких территорий и об ограничениях по использованию лесных участков, расположенных в указанных границах.

На сегодняшний день в адрес Администраций района информация о результатах проведения указанных мероприятий Департаментом на территории Уватского муниципального района, не поступала.

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что полномочиями по распоряжению землями, отнесенными к категории лесного фонда, расположенными на территории Тюменской области, наделен Департамент, оспариваемый отказ, мотивированный отсутствием у Администрации правовых оснований для предоставления земельного участка с кадастровым номером 72:18:1303002:2185, является законным и основанным.

Таким образом, отказав в удовлетворении заявленного Компанией требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.

Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тюменской области от 22.03.2021 по делу № А70-20139/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить из федерального бюджета Компании «Салым Петролеум Девелопмент Н.В.» (Нефтеюганский филиал) ( ИНН <***>, 628327 <...>) излишне уплаченную платежным поручением № 116988 от 21.04.2021 государственную пошлину 1500 рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.

Председательствующий

О.Ю. Рыжиков

Судьи

Н.Е. Иванова

А.Н. Лотов